Чем отличается архитектура пирамид в Египте от зиккуратов Месопотамии? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем отличается архитектура пирамид в Египте от зиккуратов Месопотамии?



Историю культуры и архитектуры древней Греции можно разделить на четыре периода:

Гомеровский период – XIII–XII вв. до н. э.

Архаика, или Древний период, – VII–VI вв. до н. э.

Классика, или Период расцвета, – V–IV вв. до н. э.

Эллинизм – IV–I в. до н. э.

Основной тип жилища – мегарон (др.-греч. – большой зал) – состоял из входного портика, за ним находился зал с очагом посередине.

Мегарон – тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху Эгейской культуры (III–II тысячелетия до н. э.). Это прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди столбами. За портиком находился зал с очагом посередине. Такие мегароны (а также мегароны с залом, расчлененным на две или три части продольными рядами опорных столбов, поддерживающих перекрытие) найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и других городах.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков – прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутемном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи.

Очевидно, поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

В этот период активно развиваются ремесла, торговля, города. Впервые в истории мировой архитектуры появляются здания общественного назначения:

булевтерии (здание заседаний государственного совета), лесхи (здание для собраний, собеседований, клуб), театры и т. д. Появляются театральные сооружения, стадии (площадь для спорта).

Использование в строительстве строительного леса, мрамора, легко обрабатываемого известняка и замена кирпича-сырца каменными блоками приводит к стандартизации строительных элементов, складываются определенные типы греческих храмов (слайд 16).

Простейшим и древнейшим типом (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый «храм в антах». Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика – антов. Он состоял из небольшого помещения – наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытою керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, т. е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятия с одного фасада; позднее он использовался лишь для небольших сооружений (например, для сокровищниц в Дельфах).

Более совершенным типом был простиль, на фасаде которого размещены четыре колонны, т. е. простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где располагался вход в сокровищницу.

Наибольшее распространение в греческой архитектуре получил периптер, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру 2 рядами колонн, называется диптер.

Существовал еще один тип древнегреческого храма – псевдодиптер.

В XVI–XII вв. до н. э на Крите, в Греции, в Дельфах и на западном побережье Малой Азии были распространены толосы.

В VII в. до н. э. возникла система ордеров. Ордер – величайшее изобретение греческих зодчих – вплоть до середины XIX в. лежал в основе всей европейской архитектуры. Ордер – это порядок, логика, ясность, разумность и соразмерность отдельных частей и целого здания. Порядок для древних греков ассоциировался с красотой и гармонией. А высочайшим примером красоты и гармонии для греков было человеческое тело. Именно с пропорциями человеческого тела соотносили греки все свои замечательные постройки. Не случайно римский теоретик архитектуры Витрувий (вторая пол. I в. до н. э.) напрямую уподобляет три греческих ордера человеческому телу, несущему нагрузку: дорический – мужскому, сильному, атлетически сложенному; ионический – женскому, более стройному и изящному; коринфский – прекрасному и юному телу молодой девушки (слайд 17).

Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племен, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет свое основание – базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т. н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Греки придавали огромное значение пропорциям отдельных частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. Так, ствол колонны делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость – курватуру. Интерколумний делался по краям меньше, чем в центре, крайние колонны были чуть толще и наклонены вовнутрь. Стволы ионического и коринфского ордеров прорезаны каннелюрами (желобками).

Самым ярким образцом классической греческой архитектуры, самым совершенным и приводящим в трепет своей гармонией даже наших современников является афинский Акрополь.

Афинский Акрополь и расположенные на нем постройки архаического периода были полностью разгромлены персами в 480–479 гг. до н. э. Позднее, при Перикле, были возведены почти все важнейшие памятники ансамбля: Парфенон – главный храм Афины-Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился в 447–438 гг. до н. э., заканчивался отделкой до 432 г. до н. э.), Пропилеи – парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437–432 гг. до н. э.) и грандиозная статуя Афины-Воительницы (Промахос) – произведение гениального Фидия. Она возвышалась на высоком пьедестале лицом ко входу, господствуя над всей западной частью ансамбля.

После Перикла были построены маленький храм Ники Аптерос (слайд 18), поставленный несколько впереди Пропилеи на высокой скале (Пиргосе), и Эрехтейон – храм, посвященный Афине и Посейдону и расположенный против Парфенона с северной стороны (421–401 гг. до н. э.).

Ансамбль Акрополя должен был увековечить память о героической победе греческих государств над персами и воплотить идею гегемонии Афин как передового общественно-политического и культурного центра всей Греции. В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Скульптор Фидий, близкий друг Перикла, руководил созданием всего ансамбля и создал важнейшие из его скульптур.

Пропилеи – наиболее богатый и развитый монументальный вход (строил архитектор Мнесикл) (слайд 19). Как и все постройки на Акрополе, они полностью сооружены из белого пентелийского мрамора и отличаются необычайной тщательностью строительных работ и тонкостью выполнения деталей. Основу этих сооружений составляли портики, расположенные по обе стороны проема в ограде святилища.

Поднявшись на Акрополь, чуть правее от Пропилеи, можно увидеть главный храм – Парфенон, посвященный богине Афине – покровительнице города (слайд 20). Парфенон – центральный храм Акрополя. Строительство его началось в 447 году до н. э. Руководил постройкой знаменитый скульптор Фидий.

Парфенон (строили зодчие Иктин и Калликрат) являлся крупнейшим дорическим храмом в греческой метрополии. Его размеры по стилобату 30,89 69,54 м. Размещен храм на самой высокой части холма, что открывает прекрасные возможности для его обозрения с разных точек города. В Парфеноне 8 рядов по 17 колонн высотой 10,5 м. Дорические колонны наделяют его особой монументальностью и мужественной красотой. В архитектуре Парфенона органически соединены колонны дорического и ионического ордеров, придающие впечатление изящества и благородства. Ионические черты проявились во внешней архитектуре храма: позади величественной наружной дорической колоннады Парфенона по верху стен тянулся скульптурный фриз.

Внутри храма Фидий установил огромную статую Афины, но она была вывезена в Константинополь и погибла там во время пожара. Один из двух мраморных фризов, 160-метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа, на котором были изображены около трехсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий.

     

О строительстве Парфенона любой грек может рассказать целую историю.

Во-первых, под его конструкцией специальный фундамент, который помогает амортизировать землетрясения (они в Греции не редкость). Во-вторых, колонны Парфенона не параллельны и если их продолжить, то они сойдутся в одной точке в нескольких километрах над центром храма. Вообще в Парфеноне все поверхности на поверку оказываются не параллельны, но видно это только если поставить какой-нибудь предмет и смотреть на него с другой стороны Парфенона. В этом и заключался гений архитекторов – со стороны все колонны выглядят строго вертикальными. Угловые колонны на самом деле толще, чем все остальные, но зрительно это тоже незаметно.

Этот величественный храм, сложенный из белоснежного мрамора, поражает искусным мастерством обработки материала. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и создавала фон, на котором отчетливо выделялись скульптурные украшения.

Фризы Парфенона покрыты рельефами на мифологические темы, славящие греческий народ и его историю. Большое значение для внешней архитектуры храма имело совершенство исполнения его и, в частности, тщательно осуществленная система отклонений от геометрической правильной линии. Эти отклонения, по отдельности встречавшиеся еще в архаических храмах, впервые применили одновременно именно в Парфеноне. К ним можно отнести незначительный подъем в середине всех горизонтальных линий (ступеней стереобата, частей антаблемента), наклон осей колонн к стенам храма, утолщение угловых колонн и т. д. Преднамеренное использование этих отклонений придавало формам Парфенона поразительную пластичность и жизненность.

Главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон – создано позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. (слайд 21). Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, проходил спор за обладание Аттикой. Особенностью Эрехтейона являлась его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка.

Основной объем храма, с размерами по стилобату 11,63 23,5 м, был вытянут с востока на запад и завершался с восточной стороны шестиколонным ионическим портиком с фронтоном. У его западного конца имелись еще два портика: обращенный к югу маленький портик Кор (кариатид) и выходящий на север глубокий ионический портик, имевший четыре колонны по фронту и еще две колонны, поставленные позади угловых.

Помимо ионических колонн, храм украшали скульптуры кариатид – девушек, торжественно поддерживающих карниз. Таким образом, кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производили на зрителя и эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами.

Внутреннее пространство храма разделялось поперечной стеной. Восточная часть была посвящена Афине, а западная – Посейдону. Благодаря перепадам в уровне местности северный и западный фасады храма расположены почти на 3 м ниже южного и восточного фасадов. В результате по северному фасаду вся гладкая часть стены получила высокий цоколь.

Эрехтейон выполнен целиком из мрамора, отличается точностью кладки и совершенством исполнения. В композиционном отношении в нем развиваются те же принципы свободного гармонического равновесия, свойственные всему Акрополю. Но в соответствии с изменившимися общественными идеалами и вкусами Эрехтейону не были приданы монументальность и героический масштаб, характерные для построек эпохи Перикла. Формы Эрехтейона легки, изящны, разнообразны и отличаются богатой деталировкой. Благодаря этому Эрехтейон, несмотря на скромные размеры по сравнению с Парфеноном, не теряется рядом с ним, но сохраняет свое особое место в ансамбле Акрополя.

Две тысячи лет простоял Парфенон, не подвластный ни времени, ни природной стихии. Землетрясения не разрушили ни одной его колонны, ни один камень не выпал из его стен. Христиане использовали его как церковь, туркимусульмане – как мечеть.

В 1687 г., когда Венецианская республика воевала с турками, Акрополь был превращен в турецкую крепость, а в Парфеноне устроен пороховой склад.

Ранним утром город проснулся от страшного взрыва. Шальное венецианское ядро пробило крышу Парфенона, и великое творение человеческого гения в считанные секунды превратилось в руины. Этот день и поныне считается в Греции днем национального траура.

Эпоха эллинизма – конец IV – I вв. до н. э. – была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности.

Эпоха эллинизма – время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет.

В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.

Огромное количество новых городов возникло в эпоху эллинизма в различных частях античного мира. Назывались они чаще всего по имени воздвигавших их монархов – Александриями, Селевкиями, Антиохиями. Уже в последние годы царствования Александра Македонского, когда по его приказу было создано около семидесяти городов, а после его смерти диадохом Селевком – семьдесят пять новых, у строителей и архитекторов не было недостатка в работах. Выбор места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города.

Так, Александр Македонский отверг лестное для него и восхитившее вначале предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с огромным городом на ладони левой руки, узнав, что вблизи этого места нет плодородных почв.

Характер планировки эллинистических городов отличался строгой упорядоченностью. Прямизна иногда широких, от десяти до четырех метров, улиц (Пергам, Приена), пересечение их под прямым углом, расположение в центре особенно важных общественных и культовых зданий – все это было свойственно большинству новых городов, даже если они возникали на сложных рельефных участках, на склонах гор, где вводилась террасная планировка районов (Приена, Селевкия).

Особенно процветали в эллинистическую эпоху малоазийские города, служившие центрами оживленной торговли Востока и Запада, средоточием многих ремесел и производств, крупными очагами культуры и искусства.

В Приене, Милете, Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время многочисленные и величественные сооружения.

Бурное строительство шло и на богатых торговых островах Эгейского моря – Родосе, Делосе, Косе, Самофраке. Грандиозные памятники создавались в построенной Дейнократом Александрии египетской. Широкие строительные работы велись в Афинах, уступавших, однако, в размахе архитектурных замыслов другим эллинистическим центрам.

В целях защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Порой для безопасности сельского населения города обносились дополнительным многокилометровым кольцом крепостных стен. Акрополи располагались обычно на возвышенностях, обеспечивавших возможность обороны, как в Приене и Пергаме.

Строительные материалы использовались в основном те же, что и в классическую эпоху – мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще привлекался обожженный кирпич. Важно отметить, что инженерностроительная сущность сооружения начинала отодвигать на второй план архитектурно-художественный образ памятника. Утрачивались постепенно цельность и органичность содержания, свойственные классическим произведениям, зато памятники начинали воздействовать более эмоционально, сильными средствами и на большее количество людей. Сохранилась в основном ордерная система, в которой, однако, наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Усложнялись и часто обогащались планы эллинистических сооружений, как гражданских, так и культовых. В архитектуре восточных районов использовались иногда арки (клинчатая арка на острове Самофраке) и своды (катакомбы Ком-Эль-Шукафа в Александрии).

Эллинизм сделал достижения греческой архитектуры достоянием не только народов средиземноморья, но и Азии. Архитектура эллинизма унаследована Римом. Период архитектуры эллинизма показал возможность дальнейшего творческого развития принципов, которые были заложены в греческом творчестве. Слабые стороны – утрата больших общественных идеалов, отдельные композиционные приемы в ордерных построениях утрачивают связь с породившими их традициями и конструктивными началами.

Спецификой эллинистической архитектуры считается появление нового типа общественных зданий – библиотек и сооружений научно-практического назначения.

История архитектуры античной Италии делится на четыре периода:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.021 с.)