Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование вольного казачества
Нестабильность и междоусобицы, наставшие в степи после распада Золотой Орды, тяжело переживало местное кочевое или полукочевое население, некогда создавшее очаги оседлости в Донецком крае. Часть кочевников влилась в войска разных орд и государств, принимала участие в бесконечных боевых действиях, которые отныне превратились на этой территории в будни. Некоторые из них, потеряв земли, семьи и стада, стали вольными военными людьми, «казаками». Изначально казаком считался человек лишённый семьи и имущества. Позже это понятие стало синонимом воинского человека. В целом же этот тюркский термин обозначал свободного, не подчинённого никакому господину или роду человека и переводился, как «разбойник», «авантюрист», «вольный человек», «всадник». Казаками становились не только простолюдины. Иногда жизнь «казака» вели претенденты на престол, которые, в отличие от реальных государей, не имели удела или государства и скитались со своими сторонниками по степи в поисках приключений. Этот же термин применялся и к частям народа, которые оторвались от своих ханов. Обычно казаки собирались в орды, промышлявшие в степи охотой, рыбной ловлей и разбоем. Некоторые из вольных степных воинов откочевали на север к границам Российского государства или на запад – к границам Великого княжества Литовского, где поступали на службу к местным князьям. От них понятие «казачество» было усвоено русскими людьми, из числа проживавших на пограничье. В дальнейшем выходцы с южных окраин русских земель пополнили ряды вольных всадников и, ставши казаками, вписали отдельную яркую страницу в историю Степи. Очаги вольного казачества появились на Дону – Верхнем и Нижнем, а также в районе Днепровских порогов, где возникло казачье объединение Запорожская Сечь. На притоках этих рек также промышляли группы казачества, в т.ч. и на Северском Донце, который является правым притоком р. Дон. В целом, запорожские казаки признавали власть польского короля, донские казаки – русского царя. Вольные казаки годами жили на Сечи или на Дону, воевали с татарами и турками, получали эпизодически жалованье за воинские услуги государству. Нередко днепровские казаки нанимались на службу к российскому царю или совершали совместные с донскими казаками военные походы. С годами
вольные казаки выработали особый образ жизни, традиции, особенности быта и самоуправления. Кроме вольного казачества в Поле выходили казаки, имевшие дома и семьи в городах. Это были городовые казаки. Их обязанностью была служба в гарнизонах городов, они входили в состав станиц, несли другие виды Казаки у берегов Стамбула службы.
У рубежей Северской земли несли службу «казаки путивльские». Стоянки путивльских казаков находились в непосредственной близости от Поля. «Севрюки» – местные жители Северской земли, хорошо знакомые с местными условиями, часто служили в качестве проводников – вожей, и сопровождали детей боярских, преследовавших крымцев, чтобы отбить захваченную добычу и пленных. Другие путивльские казаки несли сторожевую службу у Днепра, поблизости от Литовских владений.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ К концу XVI в. Донецкий край оставался татарско-русским пограничьем на севере и территорией, где господствовал кочевой уклад жизни татар – на юге. В Подонцовье Российским царством создаётся пограничная (сторожевая и станичная) служба на постоянной основе, которая функционирует вплоть до окончания военно-земледельческой колонизации региона. Татарские набеги 1571 и 1591 гг. показали насущную необходимость защиты центра страны, поэтому развивается технология и практика строительства засечных черт, что станет существенной особенностью внутренней и внешней политики государства по отношению к южным окраинам. Занятия населения окраин уходническим промыслом в сочетании с военным ремеслом сделало возможным длительное пребывание казацких отрядов по Дону, Днепру и их притокам с зарождением элементов самоуправления в их среде.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Что такое «засека», опишите процесс её создания. 2. Что такое «станица», «сторожа»? В чём разница между этими понятиями?
3. Какова была цель татарских походов на Москву? 4. В каком году произошла битва при Молодях? Что стало причиной победы русских войск? 5. Расскажите о князе М.И. Воротынском. Определите значение его деятельности для Донецкого края. 6. Как появилось вольное казачество? Изучаем документ « БОЯРСКИЙ ПРИГОВОР
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.007 с.) |