Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Методологические основы
ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
«Нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой сущности. Аномальным, отклоняющимся от нормального является такого рода развития, которое ведет человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности» Б.С.Братусь План: 1. Понятие психологической коррекции в сравнении с психотерапией. 2. Норма: уровни анализа, виды. 3. Виды психокоррекции.
Употребление термина «психотерапия» впервые приписывают знаменитому персидскому врачу Рази (Н.Пезешкиан,1995). В научный обиход термин ввел в конце 19 века Д.Тьюк. Термин "психологическая коррекция" появился в СССР в 70-х годах, когда психологи начали активно работать в области психотерапии, а по положению, ею могли заниматься только врачи. В настоящее время ситуация изменилась, понятие же осталось и существует в трояком содержательном наполнении: - это синоним психотерапии; - это деятельность, в которой решаются задачи психопрофилактики; - это система психологического воздействия для предупреждения или преодоления отклонений в развитии и поведении ребенка (принято в образовании). В зарубежной психологии не разделяют психологическую коррекцию и психотерапию. Идет процесс сближения этих понятий и в отечественной практике оказания психологической помощи.
Таким образом, психологическая коррекция – это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека (Г.С.Абрамова): познавательные процессы, сфера чувств, поведение. Такое воздействие основывается на теоретическом представлении о норме в каждом конкретном возрастном периоде - протекания познавательных процессов, содержания переживания и т.д.
Что есть? (психодиагностика) – Что должно быть? (норма) – Что надо сделать? (составление и реализация психокоррекционной программы) –Заключительная диагностика.Такова схема работы психолога. Основная научная категория – «норма». Уровни анализа нормы: 1. Нейропсихологический - знание функциональной организации мозга, локализации функций, локальных поражений головного мозга. 2. Общепсихологический - использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики. 3. Возрастно – психологический - нормы возрастного развития: конкретизация и индивидуализация общепсихологических данных. Возрастные психологические новообразования- теоретические обобщения, которые позволяют решить вопрос о резервах развития, о зоне ближайшего развития. Одни отражают общее психическое развитие (интеллект, воля), другие – личностное (самосознание, личностные цели).Важен факт их несовпадения. Виды норм (для взрослого): 1. Статистическая норма: нормально то, что в рамках средней величины. Преимущества: легко вычисляется, ею легко манипулировать; она соответствует предположению, что большинство людей нормальны. Недостатки: наличие противоположных значений по отношению к норме; в ходе исторического развития изменяются представления о ненормальном (абнормальном). Нельзя абнормальное приравнивать к патологии (интеллект выше среднего – паталогия?). 2. Функциональная норма – нормально то, что обеспечивает нормальное функционирование, адаптацию. Эта норма больше применима к рассмотрению социальных отношений, она индивидуальна. 3. Идеальная норма – оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Это не среднее, а образец того, к чему индивид приближается (пример - профили выпускников учебных заведений). 4. Душевное здоровье как норма – это интеграция личности и её динамическое равновесие. Проявляется в отношении к себе, к другим и к жизни вообще. Применительно к ребёнку необходима осторожность: он – развивающаяся личность.Ребёнок нормален, если: - уровень его развития соответствует средней возрастной норме; - он развивается в соответствии с собственным потенциалом.
Критерии нормальности: 1. Субъективная удовлетворённость. 2. Сформированная идентичность. 3. Интегральность. 4. Автономность. 5. Адекватное восприятие действительности. 6. Адекватная самооценка. 7. Сильная толерантность к фрустрации. 8. Резистентность по отношению к стрессу (сопротивляемость). 9. Приемлемая социальная адаптация. 10. Оптимальное самоутверждение (не за счёт других и не ценой саморазрушения).
Критерии абнормальности: Теоретические: - психиатрический диагноз; - помещение в психиатрическую больницу; - субъективное переживание несчастья; - социальная дезадаптация; - результаты объективного психологического обследования. Прагматические: - тревожность, беспокойство; - причудливость; - неспособность выполнять свои обязанности.
Итак, психолог, который собирается заняться коррекцией, обычно размышляет над вопросом: что нужно сделать, чтобы приблизиться к «норме»? Существует два пути, которые относительно независимы:
1. Ориентация на усреднённые представления для решения подобных задач, т.е. поиск универсальных технологий (ориентация на закономерности, опора на психометрические данные, обращенность к людям вообще). 2. Ориентация на индивидуальные возможности совершенствования человека. Это освоение теоретического подхода, который позволит выстроить индивидуализированную программу. Необходим сбор индивидуальной психологической информации, применение клинических методов. Виды психокорекции
1. По характеру направленности диагностики и коррекции (Д.Б.Эльконин): симптоматическая, мишень воздействия – симптом; каузальная (причинная), мишень работы – источники и причины отклонений. 2. По характеру направленности содержания психокоррекционной работы: - коррекция познавательной сферы; - … аффективно – волевой; - … поведенческой; - … сферы межличностных отношений; - … личностных подстуктур. 3. По форме работы с клиентом: - индивидуальная; - групповая: открытая (в специально созданных группах) и закрытая (в естественных группах); - смешанная. 4. По критерию наличия программ: - программированная; - импровизированная. 5. По характеру управления коррегирующим воздействием: - директивная (позиция профессионала, ведение за собой клиента и ориентация на проблему); - недирективная (позиция помогающего человека, ориентация на клиента, как на человека). Выбор может зависеть от возраста и запроса клиента, от характера проблемы, от компетентности психолога.
6. По продолжительности:
7. По масштабу решаемых задач: - общая: нормализация социальной микросреды, регуляция психофизических, эмоциональных нагрузок, оптимизация созревания психических свойств; - частная: набор психологических воздействий, система психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих в данном возрасте формах деятельности, общения; - специальная: комплекс приёмов работы для достижения конкретной задачи:исправление негативного аспекта определённого типа воспитания, отклонения в ходе социализации, коррекция тревожности, агрессивности и т. п..
Литература: § Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.,1994 § Братусь Б.С. Аномалии личности.-М.,1988 § Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. - М. –Воронеж, 2000 § Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков.- М. –Воронеж,1996. § § §
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.017 с.) |