ТЕМА 4. Коррекция личности старшеклассника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4. Коррекция личности старшеклассника



Общая характеристика юношеского возраста. Помощь в личностном и профессиональном самоопределении. Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в себе, стабилизация самооценки. Преодоление детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.

Профилактика и преодоление различных форм асоциального и суицидального поведения.

Коррекция отношения педагогов,родителей к юношам и девушкам.

* Полоролевая идентификация в юношеском возрасте. Психологические причины гомосексуализма: возможности личностной коррекции.

Юношеская влюбленность и ее влияние на формирование личности. Коррекция личности жертв сексуального насилия.

 

Литература:

§ Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм.- М.,1980.

§ Иванушкина С.А. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков //Журнал практического психолога.-1998.-№4.-С.71-75.

§ Кайгородова Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте //Мир психологии.-1999.-№3.-С.155-158.

§ Мир детства: юность /Под ред. А.Г. Хрипковой, отв.ред. Г.Н. Филонов.-М.,1988.

§ Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М.,1991.

§ Михайлова В.И. Осознание, мотивировка и поведенческие компоненты проявления ответственности на этапе перехода в юношеский возраст //Мир психологии.-1996.-№2.-С.164-169.

§ Прихожан А. Мой портрет в лучах солнца //Воспитание школьников.-1996.-№6,1997.-№1-2 и др.

§ Прутченков А. Познавая себя: методические разработки и сценарии занятий //Прикладная психология и психоанализ.-1997.-№2,3. 1998.- №2,3,4,5,6,

§ Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи...-М.,1996.

§ Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. - М.,1994.

§ Самоукина Н. Психотерапия в консультировании подростков и старшеклассников //Частная школа.-1997.-№3.-С.-68-80

§ Хомик В.С., Кроних А.А. Отношение к времени: Психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения //Вопросы психологии.-1988.-№1.-С.98-106,153-155.

§ Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассниками //Воспитание школьников.-1998.-№1.-С.2-5.

§ Энкельман Н.Б. Начни с себя: советы 13-16 летним.- М.,1996.

§

§

§

Задания для самостоятельной работы

1.Составить библиографические списки:

§ полоролевая идентификация в юношеском возрасте;

§ консультирование старшеклассников по личностным проблемам,

§ манифестация психических отклонений в юношеском возрасте,

§ тренинг личностного роста для старшеклассников;

§ детско-родительские отношения в юношеском возрасте;

§ профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

2.Составить программу “Психологическая культура личности” для старшеклассников (в сокращенном варианте)

3.Предложить проект стенной газеты с психологической информацией для

 старшеклассников

3.Составить рекомендации учителям, родителям по общению со старшеклассниками

4.Составить таблицу, в которой обозначить 5-6 типичных школьных ситуаций, требующих педагогической коррекции и реакцию на них конгруэнтного и неконгруэнтного учителя

5.Составить таблицу, в которой обозначить проявления профессиональной деформации личности учителя и предполагаемые пути их коррекции

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Традиционные тренинговые процедуры: знакомство, принятие правил работы в группе, рефлексия «здесь и сейчас» – варианты, трудности, возрастной аспект

2. Интерактивные игры в тренинге

3. Элементы сказкотерпии в тренинге

4. Арттерапевтические техники

5. Элементы библиотерапии в тренинге

6. Психодрама: применение «техники стульев» в индивидуальной работе

7. Психодрама в групповой работе: замена ролей, дублирование, зеркальное отражение и др. техники

8. Обратная связь в тренинге: общие требования и возрастной аспект

9. Специфика групповой работы с дошкольниками: особенности ведения групп, темы программ

10. Коррекция дефицитных личностных качеств младших школьников

11. Специфика групповой работы с подростками: темы программ, структура занятий, методические средства

12. Коррекция аддиктивного поведения подростков

13. Детско-родительские группы

14. Тренинги родительской и педагогической компетентности: общее, отличное

15. Тренинги личностного роста

 

Темы курсовых (проявление....) и

дипломных (коррекция...) работ

1. Школьная тревожность учащихся начальных классов

2. Коммуникативная “неуклюжесть” младших школьников

3. Отрицательная учебная мотивация младших школьников

4. Демотивированность при переходе из начальной школы в среднюю

5. Тревожность подростков

6. Агрессивность подростков

7. Коммуникативные затруднения подростков

8. Самооценка в подростковом возрасте

9. Поведение подростков в ситуации фрустрации

10. Социальная компетентность старшеклассников

11. Конгруэнтность учителя

12. Авторитарность родителей подростков

Примечание: Темы даны в общем виде и могут быть конкретизированы в плане рассмотрения:

а) гендерных различий в проявлении указанного отклонения;

б) результата коррекции у учащихся разного пола, обучающихся в классах разного профиля, школах разного типа, обучающихся только в школе или и в школе и в учреждении дополнительного образования, воспитывающихся в семьях с теми или иными особенностями.

 


 

                             ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАБОТЫ

Введение

Глава 1. Литературный обзор

Глава 2. Организация и методы исследования

1.1.Организация исследования

1.2.Характеристика выборки

1.3.Описание методов

1.4.Список признаков (список всех переменных)

Вариант:

Глава 2. Программа и методы исследования

1.1.Описание объекта

1.2.Описание исследования

1.3.Описание методик

или:

1.1.Объект и предмет исследования

1.2.Описание методик

1.3.Описание всех переменных

1.4.Процедура тестирования

Глава 3. Экспериментальная часть

3.1.Сравнительный анализ уровневых характеристик

3.2.Структурный анализ

Вариант

Глава 3. Изложение и интерпретация результатов исследования

3.1.Анализ первичных статистических данных

3.2.Корреляционный анализ

3.3.Обобщение данных

 

***

Требования к тексту теоретической главы:

- дедуктивный ход мысли: все, о чем пойдет речь в параграфе, кратко обозначается в начале его;

- ни одно понятие не употребляется раньше, чем оно определено;

- показываются различные подходы к определению понятий и указывается, какое будет принято в работе;

- об одном и том же пишется один раз и в одном месте работы;

- описание любых классификаций начинается с указания их оснований;

- убираются авторские интонации из используемых текстов (типа прямых обращений к читателю, советов и т.п.);

- выдерживается стиль академической работы: научность и краткость языка, отсутствие избыточного текста (вводные слова, превосходные степени, эмоционально окрашенные обороты и т.п.);

- текст структурируется и выстраивается в определенной логике и внутри каждого параграфа, и в главе в целом, эклектичность недопустима;

- не используется популярная литература и издания более, чем 5 лет назад вышедшие (исключение - научная классика).

Вопросы к зачету по курсу

«Теория и практика коррекции личности»

1.Анализ подходов к определению личности

2.Гармоничная и дисгармоничная личность

3.Препятствия личностному росту и их устранение: психодинамический подход

4. Препятствия личностному росту и их устранение: бихевиоральный подход

5. Препятствия личностному росту и их устранение: когнитивный подход

6. Препятствия личностному росту и их устранение: адлерианский подход

7. Препятствия личностному росту и их устранение: гуманистический подход

8. Анализ различий между психотерапевтической и психокоррекционной работой

9. Организация психологической коррекции личности: схема работы психолога, виды коррекции, принципы, цели

10. Проблема эффективности психологической коррекции личности

11. Личностные новообразования в дошкольном возрасте

12. Препятствия личностному росту и их устранение в младшем щкольном возрасте

13. Препятствия личностному росту и их устранение в подростковом возрасте

14. Препятствия личностному росту и их устранение в юношеском возрасте

15. Групповая коррекционная работа: принципы и правила

16. Групповая коррекционная работа: групповые процессы и роль руководителя 

17.Тревожность дошкольника:причины и коррекция

18. Демонстративность дошкольника: причины и коррекция

19. Школьная тревожность в младшем школьном возрасте: причины и коррекция

20.Социальная робость младших школьников: игровая коррекция

21.Коррекция гиперактивности.

22.Коррекция агрессивности: дошкольники и младшие школьники

23.Чувство неполноценности у подростков: причины и коррекция

24.Агрессивность подростка: причины и коррекция

25.Коррекционная работа с подростками группы риска

26.Коррекционная работа со старшеклассниками: преодоление инфантилизма

27.Специфика групповой коррекционной работы с дошкольниками

28. Специфика групповой коррекционной работы с младшими школьниками

29. Специфика групповой коррекционной работы с подростками

30. Коррекция профессиональной деформации личности у педагогов

 

 


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.018 с.)