Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Психокоррекционный комплекс ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
«Теперь уточним позицию психолога. Он помогает (влияет, понимает) не только как знающий, но и как лицо, вовлекающее нас в новые формы жизни (при условии, что мы сами активны и куда-то идем)» В.М.Розин План: 1.Психокоррекционная ситуация 2.Основные принципы психокоррекционной работы 3.Цели психокоррекции 4.Психокоррекционный комплекс 5.Психокоррекционная программа Элементы психокоррекционной ситуации: 1. Человек, который страдает – клиент; 2. Помогающий человек – психолог; 3. Теория, которая используется для объяснения проблем; 4. Набор процедур, связанных с теорией (техники, методы); 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом: психолог создает атмосферу психологической безопасности, побуждает клиента к работе над собой и вселяет веру в успех
Основные принципы психокоррекционной работы: 1. Принцип единства коррекции и диагностики. 2. Принцип нормативности (социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущая деятельность). 3. Принцип «сверху вниз»:ориентация на завтрашний день развития 4. «Снизу вверх»: упражнения и тренировка уже имеющихся способностей, качеств. 5. Принцип системности развития психической деятельности:учёт системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами, единство коррекции и развития 6. Деятельностный принцип: организация активной деятельности клиента, генеральный способ коррекции - создание ситуации успеха в ведущей деятельности. Постановка целей коррекции зависит от модели объяснения причин трудностей в развитии: 1. Биологическая модель - отклонения объясняются снижением темпа органического созревания. 2. Медицинская - … аномальным развитием. 3. Интеракционистская модель - … сбоями и нарушениями взаимодействия между личностью и средой (дефицитарность эмоционального общения, например). 4. Педагогическая модель - … социальной и педагогической запущенностью. 5. Деятельностная модель - … несформированностью ведущего типа деятельности В отечественной практике определяют психическое развитие ребенка как активный деятельностный процесс сотрудничества ребенка и взрослого. Приняты следующие коррекционные цели – направления:
- оптимизация ситуации социального развития; - формирование возрастных психологических новообразований; - развитие дефицитарных видов деятельности. В зарубежной психологии причины трудностей усматриваются либо в нарушении внутренних структур, либо в дефицитарности, искажённости среды, либо в том и другом. В соответствии с этим – цели: 1. Восстановление целостности личности. 2. Обогащение и изменение средовых воздействий. 3. Научение новым видам поведения.
Правила конкретизации целей: 1. Позитивная формулировка, то есть описание желаемого. Это ориентир для роста, для саморазвития. 2. Реалистичность коррекционных целей: цели соотносятся с продолжительностью психокоррекционной работы, с возможностью переноса обретённого позитивного опыта. 3. Учёт дальней и ближней перспективы развития. Достигнутое в ходе коррекции должно положительно сказаться на дальнейших стадиях развития. 4. Учёт временного интервала проявления эффекта коррекционной работы: по ходу психокоррекционной работы, к моменту завершения, некоторое время спустя – особенно в психотренингах. Через 0,5 года может быть либо утрата, либо закрепление позитивных эффектов. Психокоррекционный комплекс состоит из 4-х блоков: 1. Диагностический – выявление факторов риска, составление общей программы психологической коррекции. 2. Установочный – это побуждение клиента к сотрудничеству. 3. Коррекционный – это реализация программы. 4. Оценочный - оценка эффективности коррекционного воздействия.
Уровни оценки: - Уровень поставленных целей: какие произошли изменения. Объективная регистрация изменений. Диагностика на выходе из программы. - Уровень субъективных переживаний клиента. Обратная связь от клиента.Субъективная эмоциональная удовлетворённость. - Разрешённые в жизни реальные трудности – с точки зрения окружения клиента (может быть запрос с их стороны и его удовлетворение; их наблюдения, в которых фиксируются положительные изменения клиента).
Факторы влияющие на эффективность коррекционного процесса: ¨ Взаимные ожидания психолога и клиента. Сверку ожиданий надо проводить сразу. Клиент может заявить, что он хочет, например:
- узнать больше о себе; - получить совет; - получить психологическую поддержку; - получить помощь в самостоятельном решении проблемы; произвести в себе изменения и т.д. ¨ Характер проблемы клиента и значение для него освобождения от этой проблемы. ¨ Готовность к сотрудничеству с психологом, к самостоятельной работе под руководством психолога. ¨ Опыт психолога и применяемые методы: комплекс методов, постепенное возрастание сложности. ¨ Привлечение ближайшего окружения (некоторые психологи не используют).
Коррекционные программы могут быть стандартизированными и свободными. Составляются с опорой на общие принципы коррекционной работы и учетом опыта психолога и возможностей привлечения ближайшего окружения. Этапы работы над программой: · Чёткое формулирование цели коррекционной работы (как для себя, так и для клиента). · Конкретизация цели в задачах. · Определение стратегии и тактики коррекционной работы. · Отбор методик. · Подготовка необходимых материалов. · Определение формы работы (индивидуальная или групповая). · Определение общего времени, необходимого для реализации программы. · Определение частоты встреч. · Определение длительности каждой встречи (иногда - жёстко, иногда – нижняя граница). · Разработка программы в целом и каждого занятия отдельно. · Планирование участия других лиц (педагоги, родители, родственники). · Определение формы контроля динамики изменений. · Реализация программы с изменением её по ходу. Структура программы Пояснительная записка: § теоретическое обоснование: кто исследовал данное отклонение в формировании личности, что исследовано, с опорой на какие подходы составлялась данная программа, какими методическими средствами эти подходы реализуются, исходя из каких принципов определялось содержание, какова его логика; § цели и задачи; § входная и заключительная диагностика; § организационные условия: комплектование группы, требование к помещению, количество и продолжительность занятий, форма занятий; § общие сведения о структуре занятий. Содержание занятий: § только схемы с указанием процедур; § подробное описание каждого занятия: тема, цель, назначение каждой процедуры, комментарии для ведущего. Литература: § Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.,1994 § Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.-Воронеж,2000 § Братусь Б.С. Использование общепсихологических закономерностей в психокоррекционной работе /Актуальные проблемы современной психологии.-М.,1983 § § §
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.013 с.) |