Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.



Центральная тема социологии религии – взаимодействие религии и общества. Воздействие религии на общество, ее связи с различными сферами жизнедеятельности общества проявляются через ее социальные функции. В разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции, удовлетворяя неодинаковые потребности людей и социальных групп

Выделяют следующие основные функции религии.

1) Иллюзорно-компенсаторная функция религии – компенсация слабости человека.В жизни конкретных людей часто бывают сложные, тяжелые обстоятельства, которые рождают неуверенность, отчаяние, что рождает веру в сверхъестественные средства избавления от земных страданий, потребность в иллюзорном восполнении практического социального бессилия людей.Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

2) Интегративная функция религии – способность религии быть средством объединения, сплочения людей.Западная традиция религиоведения ставит эту функцию на первое место.

Современная социология предполагает, что чувство сопринадлежности является одной из базовых потребностей человека. Личность может полноценно реализовать себя лишь в отношении к окружающему миру и здесь основой является инкорпорированность, т. е. пребывание частью целого в высоко значимой для человека структуре. Роль этой структуры может играть и церковь.

3) Мировоззренческая функция религии реализуется в том, что она объясняет наиболее существенные стороны действительности, определяет ценностные ориентации личности.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч. Макс Вебер предложил даже классифицировать религии, исходя из разницы в их отношении к миру. Так, согласно Веберу, для конфуцианства характерно принятие мира, для буддизма, напротив, — отрицание. Некоторые религии (христианство, ислам, зороастризм) принимают окружающую действительность на условиях ее улучшения и исправления.

4) Функция общественной стабильности.

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

1) она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;

2) воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.

5) Коммуникативная функция религии – обеспечение общения верующего с Богом и единоверцами. Эта функция обеспечивает установление различного рода связей между людьми, принадлежащим к одному вероисповеданию.

6) Регулятивная функция религии - это способность религии быть средством, регулирующим поведение человека. С помощью религиозных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права и морали), образцов (примеров для подражаний), контроля, поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном существовании).

7) Идеологическая функция религии – пропаганда данного вероучения среди единоверцев. Религия со временем порождает неизбежное разделение верующих на рядовых мирян и профессионалов, занятых воплощением идеологической функции. Протестантизм, выступая в начале против священства, в итоге приходит к нему же, создаёт своё собственное.

8) Культуротранслирующая функция религии – подразумевает, что достижения культуры могут передаваться от народа к народу и от поколения к поколению через религию.Кроме того, религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие — отталкивала.

9) Современный американский социолог Н. Смелсер выделяет функцию «придание смысла человеческой жизни». Иными словами, религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни.

В социодинамике религиозных систем (это изменение роли религии во времени) принято выделять две противоположные тенденции:

1. секуляризация – процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (нерелигиозных) норм.

2. сакрализация – усиление влияния религии на различные сферы и подсистемы общества.

Если сравнить современное общество со средневековым, то отчетливо обнаруживается процесс ослабления религии, высвобождение из-под ее влияния таких сфер жизни общества как государство, семья, национальные отношения, образование, наука. Очень активно проходили процессы секуляризации в советский период нашей истории. Однако в отдельные исторические периоды, например в 90-е гг. ХХ в., происходило усиление влияния религии и церкви, рост числа верующих.

 

5.3 Конфессиональное разнообразие современной Беларуси. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь (Религиозная ситуация в Республике Беларусь).

Республика Беларусь светское государство, государство отделено от религии. Религиозные организации не выполняют государственных функций и все они равны перед законом.

На территории страны не было религиозных войн, здесь веками бок о бок жили и исповедовали свою религию православные и католики, иудеи и приверженцы ислама, протестанты и униаты.

Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

Особенностью Беларуси является поликонфессиональный уклад ее религиозной жизни.Конфессиональная структура белорусского общества сложна и многопланова. Пестрая поликонфессиональная структура белорусского общества является исторической традицией, характерной для белорусского общества со времен средневековья.

Сегодня в Беларуси действуют более 3550 религиозных общин 26 религиозных конфессий и направлений.

Православие в прошлом и настоящем является самой распространенной религией, а Белорусская православная церковь занимает первое место среди других религиозных объединений по количеству общин(1698 православных прихода). Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Она является организатором многих межконфессиональных конференций, участником экуменического движения. БПЦ наиболее тесно связана с государством, в течение длительного времени – с Х века – наработала определенные модели взаимоотношений с государственными институтами власти, пользуется поддержкой государства. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. Она организационно подчинятся Московскому Патриархату, возглавляет ее митрополит Павел, Патриарший экзарх по Беларуси.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви. РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси и является одной из крупнейших по числу последователей. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн. чел.). По состоянию на 1 января 2016 года, в Беларуси насчитывается 499 католических приходов.

Протестантские религиозные организации представлены 14 религиозными направлениями, насчитывают более 1 тыс. религиозных общин (1037), 21 объединение, 22 миссии.

Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня. Протестантские общины, как правило, немногочисленны (20-25 человек), исключения составляют общины в крупных населенных пунктах.

Сегодня в Беларуси широко представлены иудейские религиозные объединения. Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX–XIII веках. На сегодняшний день в республике существуют более 53 иудейских общин, которые располагают 7 культовыми зданиями.

В Республике Беларусь действуют 24 мусульманских религиозных общин. Наибольшее количество зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин. В стране действуют 6 мечетей.

Прослеживается тесная связь религиозных организаций с культурно-просветительскими учреждениями, этнические группы, которые отличаются от основного этноса национальной и вероисповедальной принадлежностью (евреи-иудеи, татары-мусульмане, русские-старообрядцы, немцы-лютеране, поляки-католики) ставят своей целью национальную и религиозную консолидацию своей группы.

В 90-е гг. ХХ в. происходил рост религиозных конфессий и течений, значительно увеличилась доля верующих: с 10-15 % в 1988 г. до 30 % в 1990 г. и к началу ХХI в. приблизилось к 45-50 %, происходит расширение влияния религии и церкви на сознание и поведение людей.

В соответствии с результатами исследования, подавляющее большинство белорусского населения (93,5%) относит себя к различным конфессиям – православной (81%), католической (10,5%), другим – 2% (иудейская, протестантская, мусульманская). Парадокс в том, что не все те, кто считает себя верующими, ходят в храм и выполняют все предписания веры.

По данным белорусских социологов, только 65% респондентов отметили свою веру во Всевышнего. А 4,5% больше верует в сверхъестественные силы. При этом не смогли однозначно определить свое отношение к вере 21% респондентов, а 9% – указали, что не являются верующими.

Расхождение данных о конфессиональном составе населения (93,5%) и количестве верующих (65%) указывает на особенности религиозной самоидентификации белорусов, выходящей за рамки культового поведения. Этот феномен, по мнению большинства религиоведов, характерен для постсоветского пространства.

Согласно полученным данным, более половины населения Беларуси (57,5%) следует общепринятой традиции отмечать отдельные религиозные праздники. Разделяют убеждения своей конфессии, но в отправлении обрядов и таинств не участвуют 13,5% опрошенных, совершают некоторые обряды и таинства – 10%. И только 11,5% респондентов активно ведут себя в религиозном плане: постоянно принимают участие в богослужениях и отправлении всех обрядов и таинств. (Верующие и причисляющие себя к верующим).

Республика Беларусь, несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной.

Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп, несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление конфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с БПЦ.

Таким образом, в Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога.

Контрольные вопросы:

1. Что такое религия?

2. Дайте определение понятий: церковь, секта, деноминация, культ.

3. Какие основные социальные функции выполняет религия?

4. В чем заключается специфика социологического анализа религии?

5. Что такое секуляризация?

6. Сколько религиозных организаций и конфессий действует на территории Беларуси?

7. Каким образом в Беларуси гарантирована свобода вероисповедания?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.013 с.)