Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.



В современном обществе принято различать понятия «пол» и «гендер».

Понятие «пол» обозначает биологические отличия между мужчинами и женщинами (анатомические, физиологические, т. е. природные и естественные признаки) которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Это характеристика организма, включающая его специфические репродуктивные особенности и свойства, по которым можно отличить мужчину от женщины по их роли в воспроизводстве потомства.

Понятие «гендер» не является синонимом понятию «пол», а наоборот, было создано ему в противовес. Гендер (от англ. gender, от лат. genus «род») определяет понятие пола, как социальной конструкции, которая надстраивается над анатомической реальностью, это социально-психологическая и социокультурная характеристика личности, пол с социальной точки зрения (социальный пол), определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Данный подход означает, что гендер выступает в качестве социокультурного феномена, определяющего, что значит быть мужчиной/женщиной в конкретном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной». Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой.

Выделяют следующие гендерные характеристики личности — гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.

Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского). С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной – это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку.

Гендерная идентификация – процесс, результатом которого является гендерная идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Гендерная роль – совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время. На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы – стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин – обслуживающая и исполнительская, для мужчин - инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин. Таким образом, нужно различать половую идентичность и гендерную. Человек может обладать четко определенной половой идентичностью и одновременно иметь трудности с гендерной идентичностью, переживать несоответствие женским или мужским ролям.

Половая роль – это совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола. Поведение, рассматривающиеся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины – фемининным.

В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики – верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.

Для андрогинной (от лат. andros – мужской, gynes –женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половинки – мужскую и женскую. С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Два показателя – маскулинность и фемининность образуют четыре типа половой идентичности:

- маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам: агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т.п. и низкие по фемининным: ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.);

- фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);

- андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);

- недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).

Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.

Основой полоролевого подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине – роль матери и домохозяйки.

Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход представляет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек – на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой.

В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом, прежде всего, ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее, стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.

В последние десятилетия на Западе возникла целая гендерная идеология, которая пытается поскорее выбросить на свалку истории такое понятие, как «пол», и считает, что именно внутренняя самоидентификация человека должна быть важнее его физических качеств, данных при рождении природой. Активно поддерживается феминистками, представителями ЛГБТ-движения и им сочувствующими, зачастую лоббируется либеральными политиками в руководстве, как некоторых государств, так и международных организаций.

Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у детей должно обуславливаться, прежде всего, его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать – это не по-мужски, а слезы – это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» – так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам – машинки, девочкам – куклы. Девочка точно так же может заинтересоваться машинками, а мальчик – куклой, и это не будет возбраняться.

Гендерная идеология по размыванию полов и уничтожению социальных отличий мужчин и женщин работает на уничтожение традиционных ценностей семьи, предлагая взамен ценности гендерного равенства. Не следует путать так называемую идеологию гендерного равенства с проблемами равноправия полов, равенства возможностей мужчин и женщин.

В социальном смысле существуют роли мужчин и женщин, которые по-разному конструируются в разных обществах и на разных этапах его развития. Набор социальных ролей мужчин и женщин, а также их содержание определяются типом культуры, обычаями, традициями, существующими стереотипами, этническими и религиозными факторами. Только в этом смысле можно говорить о гендерных отношениях и гендерных различиях.

В советском Союзе женщинам отводилась роль тружениц, ударниц и активисток, а не домохозяек и многодетных матерей. Профессионально занятые женщины и женщины, делающие карьеру, как правило, гораздо меньше времени могут уделять семье и менее настроены на рождение троих и более детей, так необходимых для поддержания численности белорусов. Для того чтобы белорусский народ выжил физически, необходимо популяризировать образ женщины-матери и домохозяйки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.159.74 (0.016 с.)