Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса.



Весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Интенсивность перемен в социальной действительности постоянно возрастает: при жизни одного поколения возникают, рушатся и рождаются новые формы организации жизни, не только отдельных обществ, но и всего мироустройства.

В социологии для описания социальной динамики применяются понятия социальные изменения, социальное развитие, социальный прогресс и др.

Общество никогда не бывает неподвижным, в нем всегда что-нибудь происходит, случается, меняется. Реализуя свои потребности, люди осваивают новые виды деятельности и общения, приобретают новые статусы, приобщаются к новым социальным ролям, меняют среду, меняются сами в течение жизни и в процессе смены поколений (выросшие дети уже не такие, как их родители и прародители).

Социальные изменения отличаются неравномерностью и противоречивостью. Одни перемены малозаметны, другие существенно меняют общественную жизнь (поразмышляйте над тем, как изменилась жизнь общества после изобретения плуга, письменности, парового двигателя, компьютера). Такие явления, как «человек из пробирки» и «суррогатная мать», из научной лаборатории перешли в общественную жизнь и породили новые социальные связи и взаимодействия, а также показали, что существующие правовые и этические нормы не готовы их регулировать. С одной стороны, в промышленно-развитых странах на протяжении жизни одного поколения происходят грандиозные изменения в общественной жизни и общество меняется до неузнаваемости, а в то же время, с другой стороны, продолжают существовать общества, перемены в которых осуществляются крайне медленно (африканские или австралийские примитивные системы).

Противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими происходящих перемен. Например, потребность достойного материально-обеспеченного существования формирует интерес работника дороже продать свою рабочую силу. Предприниматель, реализуя такую же потребность, стремится приобрести рабочую силу подешевле. Поэтому изменения в организации труда могут быть положительно восприняты одними социальными группами и не вызвать никакого удовлетворения у других.

Среди большого количества социальных изменений можно выделить те, которые являются качественными, направленными и необратимыми. Такие изменения принято называть социальным развитием. Социальное развитие – это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Оно связано с накоплением, приращением и усложнением структур и функций социальной системы, в результате чего система становится более эффективной, повышаются ее возможности удовлетворять потребности людей. Важным показателем социального развития является развитие личностных качеств человека.

Социальное развитие отражает необратимое, направленное и закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние, т. е. изменяется их состав или структура.

Понятие «социальное развитие» по своему объему у́же понятия «социальное изменение». Всякое социальное развитие – это социальное изменение, но не наоборот. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма, отрицательно влияющие на социальную жизнь, нельзя назвать развитием.

В истории социологии отчетливо прослеживаются два подхода к рассмотрению развития общества. Это социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией обычно понимается постепенное, плавное, поэтапное развитие общества, а социальная революция предполагает радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, изменяющий все стороны жизни общества.

Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс. Социальный прогресс – это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. Например, такие изменения в социальных отношениях, которые ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости, улучшению условий жизни людей, можно с уверенностью отнести к позитивным и назвать социальным прогрессом.

Ход истории не был всегда ровным и гладким, были повороты, изломы (зигзаги). Локальные конфликты, мировые войны, кризисы, установление фашистских режимов – все это сопровождалось негативными изменениями в жизни общества. Кроме того, социальные явления, которые изначально оценивались, как только положительные, в последствии могли иметь негативные проявления: индустриализация и урбанизация долгое время считались синонимами прогресса, но только относительно недавно заговорили о негативных эффектах загрязнения и разрушения окружающей среды, перенаселенных городах, пробках на автострадах. Если сумма позитивных последствий от происходящих изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе, если наоборот – имеет место регресс.

Регресс противоположен прогрессуи представляет собой обратное движение от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям и т. п. Но общая линия исторического развития в целом имеет положительную, прогрессивную направленность. Прогресс – это глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс только локален: он охватывает отдельные общества и конкретные промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй – революционным. Реформа представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Вопрос о критериях социального прогресса является достаточно сложным и дискуссионным. Критерии социального прогресса выделяют люди (ученые философы, историки, социологи и др.), а они могут иметь различные ценностные ориентации и могут неодинаково и даже диаметрально противоположно оценивать одно и то же явление или процесс.

Оценочные суждения такого рода, как «лучше – хуже», «прогрессивно – реакционно», сами по себе действительно субъективны, но если они отражают объективно складывающиеся в реальном обществе социальные связи и взаимодействия, то в этом смысле они не только субъективны, но и объективны.

Критерии социального прогресса у различных ученых далеко не одинаковы. В обобщенном виде общепризнанными являются:

– развитие человеческого разума, уровень знаний;

– совершенствование нравственности людей;

– развитие производительных сил, включая самого человека;

– уровень и характер производства и потребления;

– развитие науки и техники;

– степень дифференциации и интеграции общества;

– степень свободы личности от стихийных сил природы и общества;

– социально-политические права и свободы личности;

– средняя продолжительность жизни.

Однако главным индикатором прогрессивности или регрессивности социальных изменений являетсячеловек, его материальное, физическое, нравственное состояние, свободное и всестороннее развитие личности, возможность раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Таким образом, в современной системе социогуманитарного знания утверждается гуманистическая концепция социального прогресса, т. е. главным критерием и целью социального прогресса является человек.

В 1990 г. специалистами ООН был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), позволяющий учитывать как экономические, так и социальные составляющие качества жизни населения мира. Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех показателей:

– ожидаемая продолжительность жизни – оценивает долголетие;

– уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

– уровень жизни, оценённый через ВНД (валовой национальный доход) на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

В 2013 г. ИРЧП переименован в индекс человеческого развития.

В зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития на четыре большие группы с очень высоким (58 стран), высоким (54 страны), средним (32 страны) и низким (38 стран) уровнем человеческого развития.

В 2020 г. были опубликованы данные за 2019 г., согласно которым Беларусь входит в группу стран с очень высоким уровнем индекса человеческого развития и занимает 53-е место из 189 стран, (для сравнения: в 2006 г. занимала 67-е место, в 2012 – 47-е).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.01 с.)