![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15 . Устная история и биография. Фреймы коллективной памяти, феномены культурной и социальной памятейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тематизация субъективности в Устной истории: свидетельства, личные переработки пережитого, индивидуальное поведение и его объяснение в истории, личная ответственность в исторических процессах и их толкование вместе с биографическими конструкциями и жизненными путями. Воспоминания, опрос свидетелей, биографии и автобиографии, личные фотографии и другие субъективные объекты воспоминаний – важнейшие источники для исследования исторического развития, в котором субъекты, а также их опыты играют существенную роль в анализе развития консенсуса и конфликта в обществе, в отношении между «большой политикой» и субъективными возможностями в общественных отношениях, их границах и связях. Речь об исследовании людей в истории и их способе обращения с историей, топосе вспоминать, означать, понимать. Роль социальной истории в воспроизводстве коллективной памяти, построенной на свидетельствах очевидцев, как в традиции Устной истории. Разрушение гранд-нарратива эпохи вследствие умножения институций памяти и эмансипации меньшинств и групп, не имевших дискурсивного голоса. Фрагментированная картина исторических дискурсов вокруг «мест памяти» (П.Нора). М.Хальбвакс о главной функции феномена коллективной памяти — сохранение единства сообщества и его воспроизводство. В этом конфликтном поле функционирует ряд понятий. Коммуникативная память, возникающая благодаря идентификация акторов со своим социальным слоем, полом, поколением, публичная память как социальный продукт, возникший в результате селекции, интерпретации и определенного искажения относительно фактов прошлого (Хальбвакс, Нора, Дж.Хартман), официальная память как продукт государственного манипулирования, форма и результат политизации памяти (Хартман), коммуникативная память охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым, например, поколения (Я.Ассман). Культурная память направлена на фиксированные моменты в прошлом и существует в модусе обосновывающего (наделяющего смыслом) воспоминания, связанного с истоком или происхождением. Обосновывающее воспоминание опирается не на социальное взаимодействие, оно учреждается социальными институтами, которые определяют набор фиксированных элементов прошлого. Прошлое сворачивается в символические фигуры. Воспоминание (как обращение к прошлому), идентичность (как политическое воображение), культурная преемственность (как складывание традиции). Центральная тема - как общества помнят себя и как через воспоминание воображают себя. Документированная коммуникативная память, которая жива несколькими поколениями, реифицируется при вхождении в культурную память сообщества, объективируясь как нормативный, пограничный или а-нормативный текст.
Дискурсивное напряжение: со временем, если доминирующие сообщества – не только очевидцы – внесут новые рамки соотнесения или изменят доминантный образец толкования, возникает конфликт памятей, реализуемый в переделе дискурсивного пространства или его диверсификации. Основная литература:
Нора П. Проблематика мест памяти.... Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. -. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50. Репина Л.П. Биографический подход в интеллектуальной истории //"Философский век". Вып. 32: Бенджамин Франклин и Россия. Т. II. СПб., 2006. С. 101—108 Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Ред. Л.П.Репина. М.: ИВИ РАН, 2005. С.38-62 Томпсон П.История жизни и анализ социальных изменений.// Вопросы социологии, 1993, N 1/2, с.129-138 Устная история, биография и женский взгляд / Ред. и сост.Мещеркина Е.Ю. М.: Невский простор 2004 Феномен прошлого. Отв.ред. И.М.Савельева, А.В.Полетаев. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005
Дополнительная литература:
Пушкарёва Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., "Алетейя", 2007 Сихровски П. Рожденные виновными. Исповеди детей нацистских преступников. –М.: Комплекс-Прогресс, 1997 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007 Хрестоматия по устной истории / Пер, сост., ред. М.В.Лоскутовой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в СПб. 2003 Чуйкина С. Дворянская память: "бывшие" в советском городе (Ленинград, 1920-30-е годы). - СПб, 2006 von Plato A. Zeizeugen und die historische Zunft. // BIOS (Zeitschrift fuer Biographieforschung und Oral History), Heft 1/2000, S.5-29
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
БИБЛИОГРАФИЯ
Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией В. П. Култыгина. - М.: Серебряные нити, 2001
Алексеев А.Н.Драматическая социология.-М.: Ин-т социологии РАН,1997.-В 2-х кн. Алексеев А.Н.Наблюдающее участие в моделирующей ситуации (Познание через действие).-СПб.: Ин-т социологии,1997. Альмодовар Ж.П.Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа.\\ Вопросы социологии,1992,Т.1, N 1,с.98-104. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии.- М.: Ad Marginem, 1997 Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов// Французская семиотика: От структурализма к постструктурализу. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000 Батыгин Г.С.,Девятко И.Ф.Миф о “качественной” социологии.//Социологический журнал,1994, N 2, 28-42. Белановский С.А.Свободное интервью как метод социологического исследования.// Социология 4 М. 1991.N 2.С.5-19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности М. Медиум 1995 Берто Д.,Берто-Вьям И.Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность,прослеженные на 5 поколениях. //Социологические исследования, 1992,N 2, с.132-140. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред.В.Воронкова, Е.Здравомысловой.- СПб:ЦНСИ,1997. Биографический метод: история, методология, практика./Под ред.Мещеркиной.Ю.,Семеновой В.В.-М.:ИС РАН,1994. Биографическое интервью.(Мещеркина Е.Ю. в соавт.с Е.Н.Астафьевой, О.Е.Кошелевой, В.В.Нурковой). М.: Изд-во УРАО, 2001. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. – М.: Новое литературное обозрение, 2002 Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянских культур, 2007 Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42 Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. №4. C. 13-32 Бургос М.История жизни.Рассказывание и поиск себя.//Вопросы социологии,1992, Т.1,N 2, с.123-130. Вардоматский А.П.Аксио-биографическая методика.//Социологичес-кие исследования, 1991,N 7,с.80-84. Васильева Т.С.Основы качественного исследования: обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996).-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65. Веселкова Н.В.Проживание времени в интервью и адекватность коммуникации.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996).-М.: Ин-т социологии РАН, 1996, С.39-45. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Сб.науч.ст./ Под ред. Е.Р.Ярской –Смирновой, П.В.Романова, В.Л.Круткина. Саратов: Научная книга. 2007 Гарфинкель, Г. Исследование привычных оснований повседневных действий (PDF) / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. — 2002. Т. 2. — № 1. — С. 42—70. Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов (PDF) / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. — 2003. Т. 3. — № 1. — С. 3—19. Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал, 1995, N 1, с.71-88. Гольжак де В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Перев. с франц. И. К. Масалкова. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003 Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы.Методология. Исследовательские:Учебное пособие. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2009.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (Гл 3 Биографический метод) - 2-е изд. - М.: Университет, 2002. Жорняк Е.С., Савельева Н.В.. Нарративная психотерапия Эл. Ресурс http://narrapractice.narod.ru/kj_ns.htm Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994, N 3-4, 34-43. Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59. Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1. С.106-110. Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности // В поисках сексуальности: Сборник статей. СПб.: Изд-во Д. Буланин, 2002. / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. С. 549-558. Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998 Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М: Логос, 1998. Кириллина А.В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики. –В: Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. /Под общей ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. С.366-381 Ключевые понятии психоанализа. Под ред.В.Мертенса.- СПб: Б&К, 2001 Козина И.М.Особенности применения стратегии исследования случая “case study” при изучении производственных отношений на промыш-ленном предприятии.// Социология 4 М,1995,N 5-6. Козлова Н.Крестьянский сын: опыт исследования биографии.// Социол. исслед.1994.N 6.С.112-123. Козлова Н.,Сандомирская И. “Наивное письмо” и производители нормы.// Вопросы социологии. Вып.7.1996.С.152-186. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М.: "Новое литературное обозрение", 2002. Крейдлин Г.Е Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) (статья) // "Тело в русской культуре". М.: "Новое литературное обозрение", 2005, с.19—37. Лоренцер А. Археология психоанализа. - М., 1996. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверск.Госуниверситет, 1998. Маслова О.М. Качественная и количественная социология, методология и методы.// Социология 4М,1995,N 5-6, с.5-15. Мещеркина Е.Ю.Социологические аспекты изучения автобиографий. – В: Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001, с.46-54. Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187.
Мещеркина Е.Ю. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения. – В кн.: Введение в гендерные исследования. Часть 1. Под ред. И.Жеребкиной. Харьков ИГИ, С.-Петербург: «Алетейя», 2001. С.197-237. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий // Социс, № 7, 2002, с.61-67. Нассеи А.Чужой как ближний.Социологическое исследование конструкции идентичности и различия.// РЖ Социальные и гуманитарные науки.Отечественная и зарубежная литратура.1996.N 3. С.104-111. Нора П. Проблематика мест памяти. В: Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. -. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000. Нуркова В.В. Зеркало с памятью. Культурный феномен фотографии. РГГУ, 2006. Ньюман Л. Анализ качественных данных 1998 Эл.ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров. В: Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. Ровно, 1999 Пушкарёва Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., "Алетейя", 2007.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.158.246 (0.008 с.) |