Тема 3. Методология качественного подхода как общая для биографических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методология качественного подхода как общая для биографических исследований



 

       Общие максимы качественного подхода: вводный характер качественного исследования; преодоление дистанции между исследователем и предметом; описание как шаг от явления к структуре. Три вида качественной методологии по субъективно-объективным отношениям: 1) направленная на изучаемого субъекта; 2) на исследуемый предмет; 3) на их взаимоотношение в развитии.

Соотнесение количественной и качественной методологии: от типичности к механизмам “социальной конструкции действительности” (Бергер & Лукман, 1969). Применение, использование и оценка качественных данных согласно собственным стандартам, отличным от норм количественных и экспериментальных исследований, надежность и валидность в качественном исследовании (Глэзер & Страус). Триангуляция.

Стадии качественного исследовательского процесса: 1) как последовательность решений, 2) теоретические предпосылки и предмет исследования, 3) постановка вопроса и определение его границ, 4) приближение к полю, 5) решение относительно методов сбора данных, 6) фиксация данных, 7)их интерпретация, 8) обобщение, оценка, дизайн.

 

Интерпретативные методы (объективная герменевтика, конверсационный анализ), где предмет анализа исследуется в его естественном дизайне. Реконструктивные методы (все виды интервью, полевые заметки включенного наблюдателя, автобиографический рассказ).

 

Структурирование массива данных исследователем субъектом ситуацией
полностью качественный эксперимент нарративное интервью интерпретативные методы
Частично лейтмотивное   включенное интервью групповая  наблюдение   дискуссия

 

Основная литература:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии зна-ния. - М.: "Медиум", 1995

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы.Методология. Исследовательские:Учебное пособие. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2009.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (Гл 3 Биографический метод) - 2-е изд. - М.: Университет, 2002

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М: Логос, 1998

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998.

 

Дополнительная литература:

Denzin N. and Lincoln Y. (eds.) Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994.

Handbuch Qualitative Sozialforschung. Grundlagen, Konzepte, Methoden und Anwendungen (1995). (Hrsg. von U.Flick, E.v.Kardoft et al.) Belbz Verlag, Weinheim.

Glaser, B.G. & Straus, A.L. (1967) The Discovery of grounded theory. Strategies for qualitative research. Aldine.

 

 

Тема 4. Нарратология, основные понятия и концепции

 

 

Нарратология, теория нарратива как дисциплина, изучающая повествовательные тексты, природу, формы и функционирование нарратива, общие черты, присущие возможным типам нарративов, критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также правила, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются.

Аналитические компоненты нарратологии — сюжет, голос, время, точка зрения, персонаж, роль. Темпоральность, последовательность, событийность, фокальность в теориях русских формалистов В. Проппа, Б. Эйхенбаума и В. Шкловского; диалогическая теория нарратива (М. Бахтин).

Порождающая нарратив модель В.Шмида: события-история-наррация-презентация наррации. Нарративные теории «новой критики» (Р. П. Блэкмэр); Чикагская школа (Р. С. Грейн, У.Бут); психоаналитические теории (3.Фрейд, Ж.Лакан, Н.Абрахам); герменевтические и феноменологические теории (Р. Ингарден, П. Рикер, Ж. Пуле); структуралистские, семиотические и тропологические теории (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ц. Тодоров, А. Греймас, Ж. Женетт, Х. Уайт); марксистские и социологические теории (Ф. Джеймисон); теории читательского восприятия (В.Айзер,X.Р.Яусс);пост-структуралистские и деконструктивистские теории (Ж. Деррида, П. де Ман). Крен от лингвистических теорий нарратива к смысловым. Ограничения применения нарративистских теорий повествования в анализе повседневности. Триада Ляйтхойзера тема-горизонт-схема. Герменевтические условия повседневного языка, погруженного в повседневные ситуации, - оговорки, полисемия, намеки, конвенциональные недоговоренности, эвфемизмы как табу.

 

Основная литература:

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59 Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html

Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003

 

Дополнительная литература:

Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42

Рикёр П. Время и рассказ.- Т.1: Интрига и исторический рассказ; Т.2: Конфигурации в вымышленном рассказе. – М.; СПб., 2000

Тюпа В. “Очерк современной нарратологии” – Сб. Критика и семиотика. Вып. 5-й. Новосибирск: НГУ, 2002, с. 5-31

Jameson F. The political unconscious: Narrative as a socially symbolic act. -- Ithaca, 1981

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.007 с.)