Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации



Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме экзамена.

  Темы эссе:

1) Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна (М. Блок).

2) Историю наделяли обязанностью судить прошлое, учить настоящее ради блага будущего. Данный [наш] труд не вдохновлен столь высокими помышлениями; он хочет только одного – показать, как это было на самом деле (Л. фон Ранке).

3) Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем (В. Г. Белинский).

4) [В середине XIX в.] историки питали ребяческое и благоговейное почтение к «фактам». Они жили наивным и трогательным убеждением, что ученый – это человек, который, приложив глаз к окуляру микроскопа, тут же обнаруживает целую россыпь фактов. Фактов, дарованных ему снисходительным провидением. Фактов, созданных специально для него, фактов, которые ему осталось лишь зарегистрировать (Л. Февр).

5) Историческая наука, гордящаяся, что она основывается на фактах… живет в детском мире иллюзий. Историк хорошо знает, что смысл прошлого следует искать не в хартиях, остатках прошлого. Его источник – в собственной личности историка (Б. Кроче).

6) Заприте десять историков в комнате (или в камере), дайте им один и тот же набор источников, и они обязательно придут к десяти различным выводам (М. Гилдерхус).

7) Что же происходит всякий раз, когда, по-видимому, требуется вмешательство истории? – Появление человеческого (М. Блок).

8) Без выхода… на точку зрения, вынесенную за пределы истории, невозможно системное понимание, объяснение и изложение истории (Л. И. Новикова).

9) В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории (В. О. Ключевский).

10) Конечно, положение человека в истории сложное, тут он разом лодка, волна и кормчий (А. И. Герцен).

11) История – не наука. Место ее среди муз (Л. Н. Гумилев).

12) Лучшее, что нам дает история – это возбуждаемый ею энтузиазм (Гёте).

13) История есть окрестность безусловного человеческого действия (К. Ясперс).

14) Надо жить с историей, а не в истории, и устремлять взгляд в будущее (Гельмут Коль, немецкий политик).

15) История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися (Эдмунд Берк).

16) Историк – это вспять обращенный пророк (Фридрих Шлегель).

17) Прошлое – чужая страна, там всё по-другому (Лесли Хартли).

18) Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым (Джордж Оруэлл).

19) Русское правительство, как обратное провидение, устраивает к лучшему не будущее, а прошлое (А. И. Герцен).

  Вопросы к экзамену (вариант 1)

1. Что такое история? Что значит «работать историком»?

2. Какой бывает история как социальный и культурный феномен?

3. Зачем нужно изучать и знать историю?

4. Что является предметом рассмотрения в истории?

5. Что такое историческая реальность, историческое событие?

6. Какими бывают образы исторической реальности (исторических событий) в ментальности и культуре?

7. Что такое исторический источник, какова его роль в историческом познании?

8. Какими бывают исторические источники?

9. Что такое научное понятие, научный термин? Какова их роль в историческом познании?

10. Что такое научная теория? Какие теории исторического процесса вам знакомы?

11. Что такое научный подход? Какие подходы к изучению истории вам знакомы?

12. Что такое научный принцип в истории? Какими принципами руководствуются историки в своей работе?

13. Какое место занимает история России как предмет в системе научного гуманитарного знания?

14. Почему истории отечественной истории уделяется так много внимания в общеобразовательной и профессиональной школе в России?

15. С работами каких профессиональных историков России вы знакомы? Чем они вас привлекают?

16. С какими источниками по истории России вы знакомы? Почему они вас заинтересовали?

17. С какими теориями, объясняющими историю России, вы знакомы? Чем они вас привлекли?

Вопросы к экзамену (вариант 2)

 

1. Предложите определение исторической науки, поясните понимание её предмета изучения и обоснуйте актуальность исторического знания.

2. Исторический источник: понятие, роль в историческом познании, типы и виды.

3. Предложите определение понятий: исторический факт, историческое событие и прокомментируйте контекст их использования.

4. Историческое событие и его социокультурные образы в историко-культурной памяти.

5. Время истории: хронология и периодизация исторического процесса.

6. Что такое научное понятие, научный термин? Какова их роль в историческом познании? Предложите понятия, которыми пользуется историк.

7. Предложите варианты научных теорий, используемых для интерпретации исторического процесса.

8. С какими теориями, объясняющими историю России, Вы знакомы? Чем они Вас привлекли?

9. Методы (способы) исторического исследования.

10. Какое место занимает история России как предмет изучения в системе научного гуманитарного знания?

11.  Современные направления исследовательской работы историков: назовите и прокомментируйте их специфику.

12.  Почему, по Вашему мнению, отечественной истории уделяется много внимания в общеобразовательной и профессиональной школе в России?

13.  С работами каких профессиональных историков России Вы знакомы? Чем они вас привлекают?

14. Предложите свое мнение по поводу «несерьезных» высказываний об истории.

15. Прокомментируйте структуру историографической версии на основе предложенного Вами варианта текста историка (по выбору).

16. Опишите, как Вы представляете себе профессиональную деятельность ученого-историка «За верстаком». Предложите свою позицию по данной проблеме.

 

Второй вопрос в билете: Тематическое задание по курсу учебной дисциплины.

1. Прокомментируйте основные компоненты историографического раздела монографии (монография по выбору).

2. Предложите свое отношение к мнению Лесли Хартли: «Прошлое – чужая страна, там всё по-другому».

3. Охарактеризуйте структуру монографического исследования (монография по выбору).

4. Какие виды исторического познания Вам известны? Предложите комментарий к видам познания.

5. Предложите интерпретацию суждения: «Историческая наука, гордящаяся, что она основывается на фактах… живет в детском мире иллюзий. Историк хорошо знает, что смысл прошлого следует искать не в хартиях, остатках прошлого. Его источник – в собственной личности историка» (Б. Кроче).

6. Предложите интерпретацию суждения: «Заприте десять историков в комнате (или в камере), дайте им один и тот же набор источников, и они обязательно придут к десяти различным выводам» (М. Гилдерхус).

7. Составьте словарь понятий, необходимый для интерпретации образа прошлого (5–10 понятий).

 

Критерии оценивания результатов изучения курса  

Отметка «Отлично» (высокий уровень сформированности компетенции ОК-2) ставится за ответ, который показывает прочные знания основных этапов и закономерностей исторического развития; источников исторического знания и приемов работы с ними; места и роли России во всемирной истории. Студент умеет использовать полученные знания и умения для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни; формулировать свои мировоззренческие взгляды, действовать в различных жизненных ситуациях, исходя из понимания их исторической обусловленности.Студент владеет навыками определения степени влияния различных факторов на исторические процессы и активно использует знания об этих факторах для обоснования собственной гражданской позиции. Требуется своевременное и качественное выполнение всех заданий для самостоятельной работы, предусмотренных в таблице 3.

Отметкой «Хорошо» (средний уровень сформированности компетенции ОК-2) оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных вопросов темы 4, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы, владением терминологическим аппаратом; умением объяснять специфику и варианты изучения истории на различных ступенях школьного исторического образования, делать выводы и обобщения и аргументировать их конкретными примерами; свободное владение монологической речью, самостоятельность, логичность и последовательность суждений, однако имеет две – три неточности несущественного характера.

«Хорошо» ставится при условии своевременного выполнения студентом всех самостоятельных контрольных заданий по теме 4 с учетом качества их выполнения (см. критерии оценивания).

Отметкой «удовлетворительно» (пороговый уровень сформированности компетенций) оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании основных вопросов темы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия вопросов; знанием лишь некоторых основных вопросов теории и методики изучения региональной истории в школе. Студент не смог продемонстрировать сформированность умений анализа, не умеет аргументировать ответ и приводить примеры; недостаточно свободно владеет монологической речью. Отсутствует самостоятельность суждений, ответ недостаточно логичный и последовательный. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Положительно оценивается ответ при условии выполнения контрольных заданий по теме 4.

Отметкой «неудовлетворительно» (компетенции не сформированы) оценивается ответ, обнаруживающий незнание вопросов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности, имеющий серьезные ошибки в содержании ответа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.170 (0.018 с.)