Тема 10. Как история пишется и рассказывается. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Как история пишется и рассказывается.



Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа. Как создать научное историческое исследование? Замысел, этапы выполнения, содержание работы. Проблемы историописания: особенности исторического текста. Построение интриги и нарративность. Языковые средства историка. Оформление научного текста: бремя стандартов. Письменная, устная и визуальная презентация результатов исследования. Научные школы историков Новосибирска. Выдающиеся историки – наши земляки. Достижения в научно-исследовательской деятельности профессуры ИИГСО НГПУ. Научная школа кафедры отечественной истории НГПУ. Научно-исследовательская работа студентов-историков ИИГСО НГПУ.

 

Содержание дисциплины « Введение в историческую науку » структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

 

Таблица 2

 Содержание работ по дисциплине     

Содержание работы

Виды и формы работы, час.

Всего, час.

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции Лабораторные Практические
Тема 1. Понятие истории, формы и способы ее существования в обществе 2   2 4 8
Тема 2. Предмет истории как вида научного гуманитарного познания 2     2 4
Тема 3. Историческое событие, его ментальные и социокультурные образы 2     6 8
Тема 4. Время истории: хронология и периодизация исторического процесса     2 6 8
Тема 5. Исторический источник: понятие, роль в историческом познании, типы и виды 2   2 4 8
Тема 6. Понятия, которыми пользуется историк     2 2 4
Тема 7. Понимание исторического процесса: научные принципы, подходы, теории (концепции)  2   2 4 8
Тема 8. Методика изучения прошлого: методы и приемы исторического исследования 2   2 6 10
Тема 9. Современные направления исследовательской работы историков 2   2 4 8
Тема 10. Как история пишется и рассказывается  2   2 2 6
Выполнение курсовой работы /проекта  не предусмотрено          
Контроль: экзамен           36 36
Итого по дисциплине 16   16   76 108
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий          

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.  

  4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

4.1 Основная учебная литература

1. Ольштынский, Л. И. Курс истории для бакалавров [Электронный ресурс]: общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе: уроки истории: учебное пособие / Л. И. Ольштынский. - Москва: Логос, 2016. - 408 c. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRBooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66417.html. - ISBN 978-5-98704-510-7.

2. Порозов, В. А. Введение в историю мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Порозов. - Пермь: Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2014. - 135 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32029. - ISBN 978-5-85218-758-1.

3. Смоленский, Н. И. Теория и методология истории: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н. И. Смоленский. – 4-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 270, [1] с.; 22 см. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. История). – ISBN 978-5-7695-9126-6.

 

1.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ

4. Владимирова, Ольга Владимировна. История: полный справочник / О. В. Владимирова. - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 318 с. - (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). - Хронология: с. 278-299. - Словарь: c. 300-319. - На обл. доп. загл.: Единый государственный экзамен. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - ISBN 978-5-17-064043-9 (АСТ) (ПК). - ISBN 978-5-271-26255-5 (Астрель) (ПК). - ISBN 978-5-226-01940-1 (ВКТ). - ISBN 978-5-17-060807-2 (АСТ) (Обл.).

5. Историческая наука сегодня: теория, методы, перспективы / [под ред. Л. П. Репиной]; Гос. акад. ун-т гуманитарных наук; Ин-т всеобщей истории РАН, О-во интеллектуальной истории. - 2-е изд. - Москва: ЛКИ, 2012. - 608 с. - Библиогр. в сносках. - ISBN 978-5-382-01343-5.

6. История: научно-методический журнал для учителей истории и обществознания / ООО "Чистые пруды". - Москва: Первое сентября, 2011-. - (Первое сентября). - Издается с 1992 г. - До июля 2011 г. издавался как газета. - Выходит 1 раз в месяц. - с июля 2014 г. только электронный вариант журнала.

7. Майков, А. Н. История: 5 кл.: введение в историю: учебник для общеобразоват. учреждений: рек. М-вом образования и науки РФ / А. Н. Майков. - 2-е изд., дораб. - Москва: Вентана-Граф, 2013. - 128 с.: ил., карты - (Алгоритм успеха) (ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)). - Учебник включен в федеральный перечень. - Учебник соответствует Федер. гос. образоват. стандарту осн. общ. образования. - Словарь: с. 123-126. - ISBN 978-5-360-03662-3.

8. Образы времени и исторические представления = Images of Time and Historical Representations: Russia - the East - the West: Россия - Восток - Запад / под ред. Л. П. Репиной; Ин-т всеобщей истории РАН, О-во интеллектуальной истории. - Москва: Кругъ, 2010. - 960 с. - (Образы истории). - Библиогр. в сносках. - Авт. указ. на с. 957. - ISBN 978-5-7396-0178-0.

9. Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конф. с международным участием, посвященной 75-летию Новосибирского государственного педагогического университета (17–19 ноября 2010 г.) / под ред. В. А. Зверева [и др.]; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 358 с. - ISBN 978-5-85921-803-5.

10. Про, А. Двенадцать уроков по истории / Антуан Про; Рос. гос. гуманитар. ун-т. - Москва: РГГУ, 2000. - 336 с. - (История и память). - Библиогр.: с. 321-329. - ISBN 5-7281-0425-8.

11. Репина, Л. П. История исторического знания: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. - Москва: Дрофа, 2004. - 288 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 282-285. - ISBN 5-7107-7438-3.

12. Тош, Дж. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Джон Тош; пер. с англ. М. Л. Коробочкина. - Москва: Весь Мир, 2000. - 296 с. - (Тема). - Библиогр.: с. 291-294. - ISBN 5-7777-0093-4.

13. Ферро, М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира = Comment on Raconte L'histoire aux Enfants / M. Ferro / Марк Ферро; пер. с фр. Е. И. Лебедевой. - Москва: Высшая школа, 1992. - 351 с. - Библиогр.: с. 332-346. - ISBN 5-06-001839-3.

 

Ресурсы сети «Интернет»

 

4.3.1 Ресурсы НГПУ:

14. Введение в историческую науку [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины по образовательной программе бакалавриата 050100.62 "Педагогическое образование", профиль "История" / сост. В. А. Зверев; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 30 с. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/20595/read.php.

15. Введение в историческую науку [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины по образовательной программе бакалавриата 050100.62 "Педагогическое образование", профиль "Обществознание и История" / сост. В. А. Зверев; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 31 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/20609/read.php

.

16. Зубова, И. Л. Теория и методология истории [Электронный ресурс]: электронный учебный курс / И. Л. Зубова; разработчики: С. С. Янковский [и др.]; Ульяновский гос. ун-т, Отд. разработки электронных изданий. – Ульяновск: УлГУ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

17. История: научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. № 4 (апрель). - Москва: Первое сентября, 2014. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/17323/read.php; https://lib.nspu.ru/views/library/17324/read.php; https://lib.nspu.ru/views/library/17325/save.php. - Издается с 1992 г. - До июля 2011 г. издавался как газета. - Выходит 1 раз в месяц.

18. Порозов, В. А. Введение в историю мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Порозов. - Пермь: Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2014. - 135 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32029. - ISBN 978-5-85218-758-1.

19. Ольштынский, Л. И. Курс истории для бакалавров [Электронный ресурс]: общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе: уроки истории: учебное пособие / Л. И. Ольштынский. - Москва: Логос, 2016. - 408 c. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRBooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66417.html. - ISBN 978-5-98704-510-7.

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:

20. Брандт, М. Ю. Введение в историю [Электронный ресурс]: пособие для студентов педагогических институтов / М. Ю. Брандт, Л. М. Ляшенко. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 80 с. – (Обновление гуманитарного образования в России). – ISBN 5-86318-066-8. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Brandt/.

21. История России: [интернет-сайт]. – Режим доступа: http://histrf.ru/.

22. Репина, Л. П. История исторического знания [Электронный ресурс]: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 288 с. – Режим доступа: http://reftrend.ru/772803.html.

23. Российское военно-историческое общество: [интернет-сайт]. – Режим доступа: http://histrf.ru/ru/rvio/activities/news/item-2303.

24. Российское историческое общество: [интернет-сайт]. – Режим доступа: http://rushistory.org/.

4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента

 

Таблица 3

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Трудоемкость задания, часы Перечень учебно-методического обеспечения  (номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)
1 Тема 1. Понятие истории, формы и способы ее существования в обществе 1. Подобрать из литературы афоризмы по четырем направлениям  1) история – занятие полезное; 2) история – занятие «вредное и опасное»; 3) история – воспитательница души; 4) история – просветительница ума. 2. Подготовиться к обсуждению вопроса «Национальные приоритеты и ценности исторического образования в современной России».   Составить список ценностей, на формирование которых должно быть направлено современное школьное образование (в том числе историческое). Проанализировать получившийся список ценностей и определить, какие из них относятся к: а) общероссийским, европейским, общечеловеческим; б) личностным, общественным или государственным; в) политическим, правовым, религиозным, этическим, экзистенциальным. Предложить собственный вариант классификации ценностей, схему иерархии ценностей 4 1, 2, 4, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 22
2 Тема 2. Предмет истории как вида научного гуманитарного познания Подобрать из литературы и ресурсов Интернет высказывания современных ученых об исторической науке. Подготовиться к обсуждению высказываний (работа с подборкой высказываний) 2 1, 2, 3, 11, 14, 15, 16, 20, 22
3 Тема 3. Историческое событие, его ментальные и социокультурные образы Законспектировать одно монографическое исследование из представленных ниже списков основной или дополнительной литературы по выбору студента    6 1, 4, 6, 8, 9, 14, 15, 16, 20  
4  Тема 4. Время истории: хронология и периодизация исторического процесса 1) Работа с учебной и исследовательской литературой по теме историческое время и его периодизация (выписки понятия и вариантов периодизаций). 2) Составление схемы периодизаций исторического процесса. 3) Подготовка презентации по теме «Историки об историческом времени» 6 1, 2, 3, 8, 9, 10, 12, 20
5 Тема 5. Исторический источник: понятие, роль в историческом познании, типы и виды Работа с предложенными фрагментами исторических источников: формулирование вопросов – с целью выделения основных мыслей автора документа, выделения фактов, которыми он подкрепляет свое суждение; – с целью выявления очевидной информации о событии, его участниках и эпохе в целом, представленной в источнике (не менее 3 вопросов); – с целью выявления скрытой (неочевидной) информации документа об истории и авторе источника (не менее 3 вопросов).  2) Составление схематического изображения содержания источника 4 1, 2, 10, 12, 16, 20
6 Тема 6. Понятия, которыми пользуется историк Составление глоссария по курсу 2 1, 3, 10, 12, 18, 19, 20
7 Тема 7. Понимание исторического процесса: научные принципы, подходы, теории (концепции) Работа с историческими текстами, содержащими научную, религиозную и художественную версии происхождения славян. Сравнение текстов: выявление общего и особенного в предложенных вариантах интерпретации прошлого. Подготовиться к дискуссии на тему «Роль славян в мировой истории»  4 1, 2, 3, 4, 10, 11, 20, 22
8 Тема 8. Методика изучения прошлого: методы и приемы исторического исследования Ознакомиться с высказываниями историков Л. фон Ранке и О. М. Медушевской относительно специфики исторического познания и присоединиться к одной из точек зрения. Дать обоснование собственного выбора, приведя не менее трех аргументов (письменно). Подготовиться к обсуждению вопроса «Нужно ли переписывать историю?» 6 1, 2, 3, 5, 6, 10, 12, 20, 22 
9 Тема 9. Современные направления исследовательской работы историков Найти в литературе несколько исторических версий Смуты в России. Анализ предложенной историком В. Б. Кобриным версии сущности Смуты. Заполнение схемы «Структура историографической версии» 4 5, 6, 11, 17, 21, 22, 23, 24
  Тема 10. Как история пишется и рассказывается Написание эссе по одной из предложенных тем 2 3, 5, 7, 10, 12, 13, 20
    Подготовка к экзамену 36  

Итого

76  

 

4.5 Выполнение курсовой работы (проекта)  курсовая работа по данной дисциплине не предусмотрена

5 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблицы 4, 5).

Таблица  4

Группа программных средств Наименование программного продукта
Операционные системы MicrosoftWindows
Офисные программы MicrosoftOffice
Распознавание текста и речи ABBYY FineReader

Правовые информационные системы

Консультант Плюс
Гарант

 

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.021 с.)