Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каким образом определить стратегии обучения компетенциям?⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Spenser & Spenser рассматривают этот вопрос в виде модели айсберга, где знания и навыки, которым сравнительно легко научить, составляют его видимую часть, тогда как личностные черты, мотивы и Я-концепция скрыты «под уровнем моря», имея в виду, что их очень трудно развивать в процессе обучения. Для того чтобы понять, каким образом можно учить компетенциям и представлять их характеристики для оценивания, обратимся к тем теориям, которые позволяют найти ответ на этот важный для практики образования вопрос. В теориях социального конструктивизма обосновывается, что компетенции тесно связаны с контекстом, нормами и ценностями группы, с которой человек взаимодействует. Ввиду этого компетенция должна формироваться и проявляться в контексте ситуации, события, а не учебной задачи, вырванной из социального контекста. В теориях распределенного сознания исследуются влияние социума на всех уровнях от национальных до местного сообщества, семьи, ближайшего окружения, учителя и ученика как партнеров в образовании. Соотнесенность этих теорий позволяет рассмотреть компетенции целостно, в динамическом аспекте их формирования, который включает описание (дескрипты) их будущего развития и их перевод в имеющийся и формирующийся опыт ученика. Нужно отметить, что на сегодня инструментов измерения компетенций в образовании еще не достаточно, и не все они объективны. Критерии измерения прогресса в развитии компетенций можно считать «объективными», если они: · Соответствуют стандартам многоуровневой рамки измерения компетенций. · Отражают соответствие проявления компетенций контексту ситуации. · Позволяют измерять сильные и слабые стороны сформированности компетенции. · Демонстрируют прогресс (либо его отсутствие), в овладении компетенциями. · Основываются на чётких стандартах оценок, которые могут быть подтверждены примерами, а также единообразно применяться различными преподавателями в отношении различных учащихся. · Способствуют сравнению прогресса учащихся, а также групп учащихся в отношении каждой учебной программы и подпрограммы в динамике времени. · Определяют пути для уменьшения различий между текущими и ожидаемыми учебными целями. Подводя итоги изложенному, можно сделать вывод о том, что п роблема компетенций – это, прежде всего, вопрос о целях-результатах образования и способах их представления в учебных программах. В отношении качества, компетенции должны стать действенным основанием (ядром) норм качества образования. Ввиду этого их представление должно наполнять содержание любой учебной программы теми ключевыми компетенциями, которые необходимы всем для успешного проживания в современном мире. В рамках данной стратегии Комиссией Совета Европы выявлены восемь ключевых компетенций, которыми должны обладать все граждане ЕС, для того, чтобы достигать успеха в экономике, основанной на знаниях. В документах Комиссии ЕС отмечается, что следует использовать «системный подход к обучению» на всех уровнях образования, от начальной школы до университета. По словам Йона Фигеля (Jon Figel), члена Комиссии, курирующего образование и культуру, компетенция является способностью человека претворить идеи в действие, в т.ч. способность к инициативам, ответственности, рискам и достижению целей. В рамках этой стратегии Комиссия будет поддерживать развитие базовых компетенций в школьном образовании и такие горизонтальные компоненты компетентности, как творческое и критическое мышление.
Таким образом, можно утверждать, что с позиции «философии компетенций» анализ целей и динамики результатов образования должен быть двух видов: I. Описательный: состоит в описание характеристики компетенций и их уровней, которые проявляют учащиеся, при этом компетенции должны представлять знания, ценности и опыт действий. II. Причинно-следственный анализ: характерные примеры самоанализа компетенций, опыта их приобретения и самооценки, принятие личностной позиций в контексте реальных ситуаций, которые моделируются в содержание и технологии образования. Каким образом должно быть организовано обучение в университетах в целях формирования педагогических компетенций? Вряд ли возможно создать учебные планы, ориентированные на избыточном содержании или компетенциях, даже если будут прописаны все инструкции по их описанию и динамике формирования. Сегодняшние студенты живут в мире сложной морали, постоянно находясь в среде компьютерных игр, видеофильмов. Они – потребители рекламы, информационно-коммуникационных технологий, политических лозунгов и других достаточно ярких, выстроенных на различных психологических конструктах, моделей воздействия на сознание и поведение. Мир обучения и реальность часто разделены культурной стеной. За пределами организованных учебных учреждений молодежь воспитывают иными способами, чем университеты и школы. Рынок новых технологий не всегда составляет возможности образованию быть его конкурентом в плане воспитания ценностной позиции или мотивированной профессиональной ответственности. В этом случае важен новый подход в поиске более эффективных в этом плане технологий образования, прежде всего, разработка новых гуманитарных способов обучения. Гуманитарные и рефлексивные технологий могут сочетать все достоинства современной коммуникации, но наполнять их личностным смыслом, позволяющим формировать установки, позиции, ценностное осмысление профессии. В современной науке и практике образования есть уже известные в этой области наработки. Данные наработки сочетают формы мозгового штурма, проектирования, баланса обучения и исследования, продуктивного мышления, мастерской, наставничества и терапии. В общем плане данные формы получили название гуманитарных технологий, объединенных понятием «тренинг». Тренинг здесь рассматривается как действенное обучение, сопровождаемое современными технологическими средствами и работой квалифицированного в этом плане преподавателя в роли тьютера, консультанта, модератора или партнера. То есть сегодня это понятие рассматривается более широко, чем принято ранее в психологической литературе. Одной из наиболее известных теорий для разработки тренингов является теория, известная как «экспериментальное обучение», которая была разработана американским психологом Дэвидом Колбом и его коллегами в середине 1970-х. Согласно Колбу, обучение состоит из мышления/думанья и выполнения. Он считает, важно сочетать усвоение знаний с определенным практическим опытом, чтобы усилить или испытать любую теорию.
Д. Колб развил базисную теорию в четырехступенчатую модель. Выполнение заданий может быть в различной форме: письменной, устной, вербальной и невербальной. Важно, чтобы они были продуктивны, позволяли проявить компетенции и приобрести опыт. С этих позиций спираль познания будет иметь следующий вид (рис.3).
Рис. 3 Разработка обучения по модели Д. Колба [38].
Данная модель наиболее часто используется в обучении взрослых, так как она опирается на реконструкцию социального опыта и его приобретение через рефлексивное мышление. Отправным моментом в обучении является опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям, выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях, воображаемых, моделированных и реальных (активное экспериментирование). Процесс приобретения и совершенствования навыков, обучение мастерству не бывает завершенным. Этот процесс можно представить в виде бесконечной спирали реконструкции и развития компетентности. Данный интерактивный подход предполагает, что участники обучения будут выполнять определенные действия без боязни экспериментировать. В работе преподавателя по данной модели всегда присутствует два плана, две стороны: содержательная и личностная. Содержательный план соответствует основной учебной цели. Он изменяется в зависимости от цели воздействия и от учебной программы. Личностный план - это атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние приобретения опыта каждого участника. Правильно подобранные методы и средства воздействия и взаимодействия дают возможность для изменений и развития целостности компетенций. Модель Д. Колба «экспериментальное обучение по спирали» переносят не только на аудиторную работу, но и в дистантное обучение, организацию работы небольших групп или персонифицированного обучения, что позволяет делать использование современных электронных средств. Модель разработки учебной программы в этом случае выстраивается на следующих положениях: 1. Методы активного обучения ставят в центр процесса обучения самих участников. 2. Обучение предполагает рассуждение и обсуждение. 3. Из внешних источников добавляется новая информация или теория.
4. Участники обучения должны отработать то, что они усвоили, практиковать новые навыки и умения, разрабатывать стратегию и действия. 5. Участники должны продемонстрировать, что они способны на практике использовать то, что они усвоили. 6. Размышления и самооценка являются частью программы и проводятся на всех ее этапах, что требует использования специальных инструментальных средств. Нужно отметить, что в настоящее время есть и другие модели обучения взрослых, которые могут быть использованы для развития педагогических компетенций. Например, модель саморегулирования или «эффективного самоуправления» по Канферу: (Изучение - наблюдение) – (Самооценка - корректировка) – (Самоподкрепление - установка). Согласно этой модели, когда какая-либо ситуация нарушает нормальную структуру работы, человек начинает проверять себя. Это Канфер называет саморегулированием. Предполагается, что саморегулирование происходит быстро и часто неосознанно, но именно оно формирует и сохраняет у людей структуру поведения в профессиональной ситуации, так как именно наше видение мира в каждый конкретный момент определяет наши действия. Стоит отметить, что в случае традиционного образования упор делается на содержание, а не на качестве коммуникации в процессе обучения, в данной модели процесс ее организации имеет важнейшее значение, потому что именно это и определяет отношение обучаемого к предмету, знаниям и к самому себе. Важнейшей посылкой в данном случае является представление о том, что не все теории несут в себе абсолютно верные знания и что в них не всегда дается ответ на те вопросы, которые может поставить жизнь. В случае обучаемые учатся выявлять и устранять проблемы. Проблемы всегда ситуационны и, хотя всегда требуется наличие определенных знаний, в большей мере требуются проницательность, способность к диагностике проблем, умение идентифицировать проблему и, что очень важно, умение понять ее специфику, ее особенности, ее отличие от других проблем. При обучении «правильному» знанию и действиям ошибка наказуема. Отклонение от «правильного» является ошибкой. В случае, когда мы обучаем выявлению и устранению проблем, ошибка может выступать основой учебы. Здесь принимается стремление дать возможность студенту понять, что сделана ошибка, предоставить возможность ее исправить, поощрить его за ее исправление. То есть в данном случае речь идет о том, как правильно применять знания и опыт. В данной модели также поощряется эффективное самоуправляемое обучение (рис. 4).
Рис. 4 Разработка обучения по модели «саморегулирования».
В любом случае, независимо от выбранной модели, рекомендуется проектировать обучение от цели-результата, продукта обучения, который описывается в характеристиках компетенций.
Таблица №3. Проектирование обучения с ориентацией на компетенции Программа
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.015 с.) |