Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Становление профессиональной компетентности педагога: стратегии обучения в контексте гуманитарных технологийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В международных документах неоднократно подчеркивалась важная роль педагогического образования в достижении целей образовательных реформ. Одним из главных приоритетов стало «Инвестирование в компетенции для всех» (Организация экономического сотрудничества и развития, 2001). Основанные на знаниях, динамичные обучающиеся общества существенно зависят от высококвалифицированных преподавательских кадров для самых разнообразных образовательных контекстов (например, образование в течение всей жизни, электронное обучение, вовлеченное образование). Как следствие, образование и непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров характеризуются не только быстрой экспансией, диверсификацией и профессионализацией, но и (конструктивными?) сомнениями в адекватности решений по профессиональному образованию кадров для уже развитого сектора образования. [37] В эпоху быстрых перемен важно найти такие методы преподавания, которые способствуют формированию компетентностей, необходимых для решения реально существующих проблем. В свою очередь это обусловливает необходимость искать новые «скрытые возможности», новые контексты использования образовательных технологий, которые доказали свою эффективность. Такие новые возможности могут быть найдены в результате анализа исследовательских данных. Согласно «Зеленой книге по подготовке преподавателей в Европе», при проектировании «знание/учебный план/содержание» для подготовки в области «образование–педагогика» и подготовки преподавателей необходимо рассматривать следующие компоненты: · анализ профессиональной роли, выполняемой преподавателями и выпускниками по специальности «образование–педагогика», в зависимости от нормативных решений в конкретных культурных и социальных контекстах; · анализ профессиональных задач преподавателей и выпускников по специальности «образование–педагогика» (например, обучение, развитие, консультирование, оценивание, инновационная и исследовательская деятельность); · анализ квалификаций, необходимых для выполнения профессиональных ролей и задач (например, предметно-специализированные или переносимые квалификации); · принятие ясных моделей приобретения этих квалификаций (например, культура обучения, среда обучения, стратегии преподавания/обучения). Как уже отмечалось «вызовы времени» обусловливают изменения в построении образовательного процесса. Основными проявлениями этих изменений является нелинейный характер образовательного процесса, создающий условия для построения студентом индивидуального образовательного маршрута, выбора студентом темпа его прохождения, изменение роли и позиции преподавателя., существенное изменение архитектуры и содержательного наполнения образовательной среды. Сегодня студенты привыкли к избирательному и свободному восприятию разнообразных потоков информации. Именно сеть, а не традиционная аудитория, все более становится сферой диалога и обмена знаниями. Студенты часто не имеют привычки и желания учиться последовательно, следуя учебникам, а скорее склонны к обучению в форме участия и экспериментирования. Одной из моделей обучения, отвечающей таким ожиданиям, является модель обучения посредством действия. Она предполагает, что студенты: · работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями; · учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении; · работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций; · учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения. В этой главе пособия предпринята попытка описать изменения в образовательном процессе, которые обусловлены философией компетентностей. Как связана философия компетентностного подхода в образовании с обновлением подготовки педагогических кадров? Профессия педагога, учителя, преподавателя профессионального образования становится все более сложной, что предполагает новые задачи, поведенческие парадигмы, мотивации, взгляды и установки. Поэтому подготовка педагогов должна представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей профессиональной карьеры. Профессиональный педагог и после выпуска из института должен приобретать новые компетенции, которых требуют появляющиеся инновации в практике, так как политические, социальные и экономические перемены очень динамичны и могут порождать различные процессы, среди которых особенно важные гуманитарные. Ввиду этого сами компетенции должны быть, прежде всего наполнены гуманитарными составляющими и носит кросскультурный и кросспредметный характер (Cross Curricular Competencies). Описание компетенций должно позволять всем учителям и преподавателям понимать их социокультурное значение, они должны быть описаны простым и понятным для широкой профессиональной практики и общественности языком. Также очень важно так представить компетенции учителя и преподавателя, чтобы в каждой профессиональной ситуации они могли уточняться в зависимости от ее контекста. Проблема языка описания целей, содержания и результатов подготовки педагогов к работе – это фундаментальный вопрос об идентификации готовности системы образования к переходу на новое понимание обучения, поддержки каждого человека к построению своей социальной и профессиональной карьеры. Создание нового поколения учебных планов подготовки педагогов требует выделения квалификационной рамки педагогических компетенций как целей изначальной подготовки и последующего повышения квалификации. Комплексный и гуманитарный характер педагогических компетенций должны соотноситься с новыми задачами преподавания и обучения и выявлять различные грани соотношения между организацией и менеджментом обучения и поведения студентов. Особое значение в подготовке педагогов и приобретает коммуникационный компонент образовательных отношений, групповая работа в аудитории, командная работа с коллегами, партнерство, способность к проектной деятельности. Гилберт де Ландшеере указывает: «В целом результаты исследовательской деятельности процессов образования, факторов его успешности или тех, которые ограничивают развитие компетенций позитивны. Они позволяют точнее определить цели подготовки и выработать модульный учебный план (De Landsheere, 1995). Невзирая на различия в педагогическом образовании стран, «сравнение учебных планов, стратегий и схем подготовки и повышения квалификации педагогов позволяют выявить общую тенденцию педагогического образования за счет высшего образования, пересмотреть организационные модели подготовки и повышения квалификации педагогов и обновить эту систему с учетом современных аспектов развития образования (Costandache, 2002). Проведенные сравнения дают основания утверждать, что системные реформы школьного образования наиболее успешны в тех странах, где: · педагогов готовят в наиболее авторитетных университетах; · для этих университетов характерно сочетание исследовательской и инновационной деятельности; · фактическая конфигурация педагогической профессии в содержании и организации подготовки моделируется на основе новых разработках в области компетенций. Рассмотрим два взаимосвязанных вопроса: «Каким образом определить стратегии обучения компетенциям?» и «Как соотносятся квалификационные требования и результаты образования выпускников профессиональных образовательных программ?»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.007 с.) |