Тема 11. «понятие интеллекта и его диагностика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. «понятие интеллекта и его диагностика»



1. Подходы к проблеме интеллекта В.Штерна, Дж. Томпсона

2. Модель интеллекта по Ч.Спирмена

3. Подходы к структуре интеллекта Р.Кеттела

4. Уровневая структура интеллекта в исследованиях Г.Ю Айзенка

5. Концепция интеллекта Терстоуна

6. Методика диагностики интеллекта по Векслеру

7. Концепция Равега и мотодики прогрессивных матриц

8. Многофакторная модель интеллекта Гилфорда

 

Лабораторная работа 1

Основное понятие о психологии как науке, ее структура и задания.

Отличия житейских и научных психологических знаний

 

 

Упражнение 1

Прокомментируйте следующее мнение. Приведите по 3 довода «за» и «против».

Цель: проанализировать отличия житейских и научных знаний

Ход работы: Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя соориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем эти – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

 

Упражнение 2

Цель: проанализировать отличия житейских и научных знаний

Ход работы: привести примеры ситуаций из собственного опыта, в которых проследить способ передачи и возможности сохранение информации

 

Упражнение 3

Цель: проанализировать отличия житейских и научных знаний

Ход работы: проанализировать в примерах из собственного опыта достоинства и недостатки, а также спектр ситуаций, в которых использование житейских и научных знаний имеют свои достоинства и недостатки

 

 

Лабораторная работа 2

Принципы, методы и структура современной психологии

Упражнение 1

Цель: закрепить знания о научных принципах психологии

Ход работы: прокомментировать общенаучные и психологические принципы (верификации, фальсификации, детерминизма, системности, генетического, единства сознания и деятельности, системности и аналитико-синтетическог)

 

Упражнение 2

Цель: закрепить знания о методах научного исследования в психологии

Ход работы: составить и проанализировать опорные схемы (таблицы) на тему: «Классификация исследовательских методов психологии», «Этапы процесса психологического исследования»

 

Упражнение 3

Цель: закрепить знания о структуре современной психологии

Ход работы: составить и проанализировать опорную схему (таблицу) на тему: «Структура современной психологии»

 

Упражнение 4

Цель: закрепить знания о структуре современной психологии

Ход работы: определите психологи, какой сфер практики решают перечисленные ниже задачи:

Приспособление технических приборов к человеку     Анализ влияния алкоголя и наркотиков на человека    
Проведение тренинга личностного роста     Анализ воздействия плаката и рекламы на восприятие    
Анализ готовности ребенка к школе     Работа в службе «Брак и семья»    
Изучение характера утомления     Диагностика профпригодности    
Обучение спортивным навыкам     Посттравматическая реабилитация    
Изучение и управление взаимоотношениями педагога и учащихся     Разработка психологических основ новых педагогических технологий    
Работа с лицами, имеющими функциональные расстройства эмоционального, сексуального или личностного плана     Помощь больным, престарелым и умирающим людям    
Изучение поведения сторон в уголовных и гражданских процессах          

 

 

Лабораторная работа 3

Методы психологии

Упражнение 1

Прокомментируйте следующее суждение о психологии. Можно ли с ним согласиться и почему?

Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

 

Упражнение 2

Цель: закрепить знания о методах научного исследования (наблюдение)

Ход работы: составить 2-3 протокола наблюдения, а студентом. Определить вид наблюдения, по результатам проведенной работы определить достоинства и недостатки метода.

 

Упражнение 3

Цель: закрепить знания по опросным методам

Ход работы: вместе со студентами составить план короткой беседы. Провести исследование в парах, обговорить достоинства и недостатки метода. Другие члены группы наблюдают за реакциями, используя знания предыдущего упражнения.

 

Упражнение 4

Цель: проанализировать возможности экспериментального метода.

Ход работы: представьте себе, что вам надо составить список из пяти самых великих экспериментов в области психологии. Какие эксперименты, на ваш взгляд, достойны войти в этот список. Ответ аргументируйте.  Опишите достоинства и недостатки метода

 

Упражнение 5

Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому

току. 

Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность. 

Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов. (По В. С. Мерлину.)

 

Лабораторная работа 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.011 с.)