Киселева И.В., Голышева Н.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киселева И.В., Голышева Н.В.



М №1

 

 

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра психологии

 

Киселева И.В., Голышева Н.В.

Методические рекомендации к лабораторным, практическим занятиям по дисциплине «Общая психология»

(первый семестр)

Утверждено

На заседании кафедры психологии

    Протокол № от

 

 

Донецк - 2016

УДК 159.9

Киселева Ирина Владимировна, Голышева Надежда Викторовна Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Общая психология». – Донецк: ДонНУ, 2016.

Пособие содержит методические материалы для самоподготовки и проведения лабораторных, практических (семинарских) занятий по курсу «Общая психология» в первом семестре, общие методические указания относительно самостоятельной работы по основным темам курса, список литературы, который рекомендован к самостоятельной проработке студентами во время изучения дисциплины «Общая психология» в первом семестре. Пособие рассчитано на студентов, которые обучаются по специальности «Психология», «Психология служебной деятельности», аспирантов, преподавателей.

 

 

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Безродный В.И.

              кандидат психологических наук, доцент Яновский М.И.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические уазания................................................................................

Планы практических, лабораторных занятий.................................................

Лабораторная работа 1.....................................................................................

 

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ), ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (первый семестр)

 

 Тема 1. «Современное состояние психологии», «Проблема психического отражения в психологии»

1. Современная психология, ее задачи и место в системе наук

2. Принципы, методы современной психологии

3. Структура современной психологии

4. Междисциплинарные связи современной психологии

5. Психика как предмет психологии

6. Особенности психического отражения

7. Структура, функции психики

8. Происхождение и развитие сознания

9. Неосознаваемые психические процессы

10. Теория психического отражения О.М.Леонтьева

11. Опережающий характер психического отражения (Н.А.Бернштейн, П.К. Анохин)

 

Тема 2. «Развитие сознания личности»

1. Представления о сознании в Древнем мире.

2. Понимание сознания И.Кант, В.Ф.Лейбниц

3. Исследование структуры сознания в ассоциативной психологии и интроспекции

4. Исследования отечественных психологов (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Д.А.Леонтьев)

5. Дискуссия и первичности сознания и самосознания

     

Тема 3. «Измененные состояния сознания»

1. Измененные состояния сознания.

2. Сон, сновидения и расстройства сна

3. Транссовые состояния сознания (гипнотическое, состояние медитации, пиковых переживаний)

4. Галлюцинаторные состояния сознания

 

 Тема 4. «Философский этап становления психологии»

                    (темы рефератов, сообщений, презентаций)

Психология как наука о душе, основные подходы к пониманию психики в Древнем мире

1. Представление о душе у первобытного человека Анализ феноменов анимизма, фотализма, фетишизма, тотемизма

2. Учение о природе души в Древней Греции и Риме.

3. Натурпсихология и софистика. Учение Сократа о сущности природы чиловека

4. Идеалистическое учение о душе Платона и его последователей

5. Структура души по Аристотелю

6. Представление о психике в Древнем Китае и Индии

7. Представления о психическом у древних славян

Психологические представления в эпоху Средневековья и Возрождения

8. Средневековое религиозное учение о душе (Ф.Аквинский, П.Абеляр и др.)

9. Принципы титианизма эпохи возрождения в трудах Л.Да Винчи, Н.Макиавелли

10. Ф.Бекон-родоначальник эмпирической психологии

11. арабская психологическая мысль (Авиценна, аль Газали, ибн Рашид)

 

Тема 5. «Направления психологии»

                    (темы рефератов, сообщений, презентаций)

Тема 7. «Личность»

1. Понятие личность в трудах отечественных и зарубежных психологов

2. Основные направления исследования человека (биогенетический, социогенетичекий, персоногенетический)

3. Психологическая структура личности О.Ф.Лазурский, К.К.Платонов

4. Структура личности З.Фрейд

5. Стуктура личноти К.Юнг

6. Деятельностная теория личности

7. Гуманистическая теория личности

8. Проблема развития личности

Тема 8. «Темперамент»

1. Представление о темпераменте в Древнем мире. Гуморальные теории Гиппократа и Галена

2. Конституционные теории: А.Кречмер, И.Шелдон

3. Рефлекторная теория темперамента И.П.Павлова

4. Исследование свойств темперамента Я.Стреляу

5. Диагностика темперамента В.С.Мерлин

6. Психофизиоолгический подход к темпераменту БМ.Теплова М.Д.Небылицинв

7. Проблема темперамента в работах Б.И.Цуканова

Методы психологии

Упражнение 1

Прокомментируйте следующее суждение о психологии. Можно ли с ним согласиться и почему?

Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

 

Упражнение 2

Цель: закрепить знания о методах научного исследования (наблюдение)

Ход работы: составить 2-3 протокола наблюдения, а студентом. Определить вид наблюдения, по результатам проведенной работы определить достоинства и недостатки метода.

 

Упражнение 3

Цель: закрепить знания по опросным методам

Ход работы: вместе со студентами составить план короткой беседы. Провести исследование в парах, обговорить достоинства и недостатки метода. Другие члены группы наблюдают за реакциями, используя знания предыдущего упражнения.

 

Упражнение 4

Цель: проанализировать возможности экспериментального метода.

Ход работы: представьте себе, что вам надо составить список из пяти самых великих экспериментов в области психологии. Какие эксперименты, на ваш взгляд, достойны войти в этот список. Ответ аргументируйте.  Опишите достоинства и недостатки метода

 

Упражнение 5

Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому

току. 

Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность. 

Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов. (По В. С. Мерлину.)

 

Лабораторная работа 4

Направления психологии

Бихевиоризм

Упражнение 1

Цель: закрепить знания о базовых положениях бихевиоризма

Ход работы: проанализировать и провести презентацию тезисов статью Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста»

 

Упражнение 2

Цель: провести сравнительный анализ разных направлений бихевиоризма

Ход работы: составить таблицу, где отражены основные идеи главных представителей направления.

Упражнение 3

Цель: проанализирвать использование бихевиористских методов в диагностической практике

Ход работы: показать элементы техники анализа поведения в выступлениях студентов.

 

Лабораторная работа 7

Направления психологии

Направления психологии

Гештальт-психология

Упражнение 1

Цель: закрепление понятийного аппарата направления

Ход работы: выделить и дать определение основным терминам направления

 

Упражнение 2

Цель структурировать принципы выделения фигуры и фона

Ход работы: проанализировать изображения с иллюзиями восприятия, выделить основные правила выделения фигуры на фоне

 

Упражнение 3

Цель: систематизирвать знания по направления гештальт-психлогия

Ход работы: схематически изобразить основные положения гештальт-психологии

 

 

Лабораторная работа 9

Направления психологии

Гуманистическая психология

Уапражнение 1

Цель: проанализирвать основные потребности с помощью классификации АМаслоу

Ход работы: написать каждому члену группы свой список потребностей. Проанализирвать, какие уровни пирамиды они иллюстрируют

 

Упражнение 2

Цель: сравнить различия подходов в гуманистическом направлении

Ход работы: схематически изобразить в таблице основные отличия во взглядах на личность и задания психологии А.Маслоу и К.Роджерса

 

Упражнение 3

Цель: закрепить знания основных призников самоактуализации

Ход работы: проработать два ивестных опрпосника по диагностике самоактуализации, выявить ее качаства, а также привести примеры известных личностей, которые имели большинство из этих качеств

 

Упражнение 4

Познакомьтесь с приведенными точками зрения. Согласны ли вы, что принцип детерминизма в психологии исчерпал себя как научная парадигма? Приведите аргументы «за» и «против».

К. Роджерс, основываясь на своей терапевтической практике, пришел к выводу, что чем дальше и успешнее идет процесс терапии, тем менее предсказуемо поведение; предсказуемое поведение характерно для психики неполноценных людей в силу их ригидности. Это заставило К. Роджерса высказаться против общепринятого утверждения о том, что целью психологии является предсказание и контроль над человеческим поведением…

Упражнение 5

В.Франклу принадлежат следующие высказывания:  

«Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует»;

«Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней…»

Направления психологии

Когнитивная психология

 

Уапражнение 1

Цель: закрепить знания основных положений когнитивного направления психологии

Ход работы: составить таблицу или схему, в которой отразить основных представителей когнитивной психологии и их вклад в развитие этого направления, а также специфические термины, которые быди ими изобретены

 

Упражнение 2

Цель: закрепить знание о конструктах и их видах

Ход работы: студентам дать задание проанализировать похожие и отличные черты между ними и кем-то другим из близких или знакомых людей

 

 

Лабораторная работа 11

Личность

Упражнение 1

Цель: сравнить разные трактовки понятия «личность»

Ход работы: сравнить все найденные определения понятий «личность» и найти в них отличные и подобные элементы

 

Упражнение 1

Прочитайте. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

 Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в  овладении новым двигательным навыком. (По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 2

Прочитайте. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность,  малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности.(По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 2

Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые характеризуют личность.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи,  в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По Ильиной А. И. и Палею И. М.)

Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и личной жизнью.

В. Гражданин М. вступил в политическую партию.

Г. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Д. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос. (По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 3 Установите соответствие.

А. убеждения;

Б. мотивы;

В. уровень притязаний.

1.Никогда не меняю свои решения.

2.Не хочу учить психологию - лучше посплю.

3.Мне достаточно четырёх баллов.

4.Учусь, потому что нужен диплом.

5.Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.

6.Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.

7.Учитель не должен оскорблять ребёнка.

8.Учусь потому, что хочу быть учителем.

9.Хочу, чтобы меня уважали учителя и одноклассники.

10.Человек в жизни должен попробовать всё.

 

Упражнение

Цель: закрепить знания по основным нваправлениям психологии

Ход работы: дать студентам на обговор ситуацию, которую каждая из 5 групп должна пояснить с позиции основных направлений психологии

Упражнение

 Личность — это...

а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других;

б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

в) рефлексивный образ «Я»;

г) индивидуально выраженное всеобщее;

д) все ответы верны;

Источниками социализации выступают...

а) семейный и другие социальные институты, прежде всего система образования, обучения и воспитания; б) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, сформированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; в) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

В становлении личности участвуют механизмы...

а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоения социальных ролей;

г) все ответы верны;

1. Человека как индивида характеризуют…

а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическим факторами,- это…    

 а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, — это...

а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г)острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны.

4. Человека можно считать сложившейся личностью, если...

а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управ­лению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны.

5. Процесс социализации состоит в следующем:

а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) познании действи­тельности (особенно социальной); д) все ответы верны.

 

 

Лабораторная работа 12

Деятельность

 

Упражнение 1

Цель: систематизировать знания о теории деятельности

Ход работы: начертить таблицу, где сравниваются взгляды на деятельность, и рассматривается специфика основных проблем с точки зрения разных отечественных авторов

 

Упражнение 2

Задание 12. Определите, в каких случаях говорится о деятельности. По каким

признакам вы это установили?

1.Ученик обдумывает решение задачи.

2.Монах молится, перебирая чётки.

3.Отец, лёжа на диване, читает газету.

4.Каждый вечер спортсмен пробегает 3 километра.

5.Дети играют в хоккей.

6.Пенсионер гуляет по парку.

7.Старушки на лавочке обсуждают «нонешнюю» молодёжь.

8.Мальчик вывел собаку на прогулку.

9.Ребёнок трёх лет стучит ложкой по столу. (По Б. Ц. Бадмаеву.)[1]

 

Упражнение 2. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один - поднимает и опускает груз, другой - продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии. 

Б. неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдет в другом направлении.

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо».

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти. (По Платонову К.К.)

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них

подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа

предложения, безошибочно ставит знаки препинания. (По В. С. Мерлину.)

 

Упражнение 3

Задание 14. Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

а) Условие развития психики;

б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

в) условие проявления всех психических реакций;

г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего

материальные и духовные потребности людей;

д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения. (По В. С.

Мерлину.)

 

Словарь терминов

Альтруизм, анимизм, афферентый, беседа, наблюдение, эксперимент, тест, бессознательное, внушаемость, психология, психотерапия, патопсихология, гештальт, психаонализ, бихевиоризм, гипноз, сознание, психика, тропизм, навык, инсайт, привычку, научение, детерминизм, деятельность, доминанта, зоопсихология, игра, импринтинг, индивид, индивидуальность, личность, человек, инстинкт, интериоризация, интроспекция, интроверсия, экстроверсия, компенсация, комплекс неполноценности, либидо, медитация, меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик, темперамент, характер, мотив, мотивация, потребность, нейрон, сублимация, общая психология, онтогенез, филогенез, оперантное обуславливание, рефлекс безусловный, рефлекс условный, патопсихология, психофизическая проблема, психофизиология, рационализация, замещение, вытеснение, рефлексия, самоактуализация, самооценка, самосознание, сон, социализация, установка, акцентуация, психопатия, ид, эго, супер-эго, рационализация

 

Основная литература І семестр

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, ВЗинченко, СПБ, - 2005- 672

2. Бондаренко А.Ф. Основы психологи Учебник для студентов гуманитарных вузов – К.: Освита Украины. – 2009.-328 с

3. Выготский Л,С Собрание сочинений: В 6 томах – М., 1983

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологію: Курс лекцій. – М.,2004

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб., 2001. – 592

6. Мерлин В.С. Сборник задач по общей психолгиии. Учеб.пособие. для сдудентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974 г.

7. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит изд. Цент Владос, 2000 – Кн. 1.: Общин основы психлогии. - 688 с

8. Петровский А,В. Личность.Деятельность. Колектив. – М, 1982.- 255 с

9. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологи, М.: Аспект пресс, 2001. – 445 с

Информационные источники

www.psylib.kiev.ua - електронна бібліотека.

www.lib.ru – електронна бібліотека.

www.koob.ru - електронна бібліотека.

http://psychlib.ru/ - электронная библиотека МГППУ

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive.html - архив номеров журнала «Вестник Московского университета,Серия 14. Психология»

http://npsyj.ru/articles/volumes/ - Национальный психологическмий журнал

http://www.voppsy.ru/frame25.htm - архив журнала Вопросы психологии (1980-1990)

http://www.tepjournal.com/ru/soderzhanie -теоритеческая и экспериметальная психология журнал

http://psyjournals.ru/exp/2015/n1/- портал психологичнских изданий

http://psy.1september.ru/- эл. газета школьный психолог

http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic/vypuski_zh/n2015-2.html- психологический журнал

Темы курсовых работ по общей психологии для студентов 2 курса (1-й семестр)

 

Раздел «Психика как предмет психологии»:

1. Понятия психики и психического отражения в работах отечественных и зарубежных психологов

2. Понимание природы психики в современной психологической науке

3. Сознание в современных психологических и философских концепциях

4. Проблема сознания в работах отечественных психологов

5. Сравнительный анализ подходов к изучению сферы бессознательного

6. Высшие психические функции и их структура

7. Феномен сновидений в работах отечественных и зарубежных психологов

8. Использование современных психофизиологических методов в общей психологии

9. Роль деятельности в развитии психики по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну

 

Раздел «Психические познавательные процессы»:

10. Изучение основных закономерностей познавательных процессов

11. Стили познавательной деятельности и их влияние на деятельность человека

12. Чувствительность человека и особенности ее измерения

13. Психологические особенности восприятия художественной литературы

14. Психологические особенности восприятия музыки

15. Теоретические подходы к проблеме исследования памяти

16. Особенности памяти и способности человека

17. Феномен забывания в исследованиях зарубежных психологов

18. Операция запоминания и ее связь с личностью человека

19. Феномен эйдетической памяти

20. Актуальные проблемы психологии мышления

21. Роль ассоциаций в мышлении

22. Понимание как проблема психологии мышления

23. Интуитивное мышление и проблема его исследования в отечественной и зарубежной психологии

24. Индивидуально-личностные различия в мышлении

25. Проблема эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных психологов

26. Когнитивный стиль личности и процесс творческого мышления

27. Сущность и содержание теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

28. Сущность и содержание психолингвистического исследования речи

29. Появление речи как этап развития психики

30. Внутренняя речь и ее роль в мышлении человека

31. Операции воображения в литературном творчестве

32. Мечта как предмет психологического исследования

33. Разделение понятий воображение и творческое мышление в психологии

34. Понятие внимания и его природа

35. Функциональные состояния человека и память

36. Роль установки в процессе внимания

 

Раздел «Эмоциональные и волевые психические процессы и состояния»:

37. Сравнительный анализ различных теорий эмоций

38. Эмоциональные состояния человека

39. Аффект как проблема психологии. Влияние аффективных состояний на протекание познавательных процессов

40. Психологические аспекты стресса

41. Связь эмоционального напряжения и продуктивности деятельности

42. Воздействие отрицательных эмоций на человека

43. Влияние эмоций на продуктивность познавательных процессов

44. Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты

45. Оценка эмоционального состояния человека по его поведению и мимике

46. Страх как эмоция и как ресурс

47. Волевые качества личности: их воспитание и место в структуре личности

48. Психологические механизмы волевой регуляции

49. Игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы личности

 

Раздел «Личность»:

50. Развитие взглядов на понятие «личность» в психологии

51. Социальные, биологические и психологические факторы формирования личности

52. Проблема соотношения понятий личность и индивидуальность в психологии

53. Роль Я-концепции в личности человека

54. Понятие психологической защиты, ее роль в социальной адаптации человека

55. Проблема развития личности в различных направлениях психологии

56. Самооценка как компонент Я-концепции и факторы ее формирования

57. Уровень притязаний субъекта и его проявление в деятельности

58. Личностные факторы в развитии и формировании творческого потенциала

59. Понятие личностного роста: соотношение социальных и биологических факторов

60. Проблема личности в культурно-исторической теории Л.С. Выготского

61. Проблема личности в теории деятельности А.Н. Леонтьева

62. Проблема самосознания личности

63. Проблема самоактуализации личности

64. Самоактуализация и поиск смысла жизни в зарубежной психологии

65. Ценностные ориентации в структуре личности: условия формирования и влияние на поведение человека

66. Ценностные ориентации личности и их влияние на поведение человека

67. Исследование феномена лжи в работах отечественных и зарубежных психологов

68. Феномен идентификации: позитивные и негативные функции

69. Современные исследования процесса интериоризации в отечественной психологии

70. Проблема потребности в работах отечественных и зарубежных психологов

71. Взаимосвязь интеллекта и личности

72. Понятие установки в отечественной психологии

73. Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности

74.  Сущность и содержание индивидуальной психологии А. Адлера

75. Аналитическая психология К Юнга

76. Сущность и содержание эго - теории личности Э. Эриксона

77. Гуманистическая теория Э. Фромма: специфика взгляда на основные проблемы психологии

78. Сущность и содержание социокультурной теории личности К. Хорни

79. Взгляды Г. Олпорта на проблему личности

80. Сущность и содержание теории черт личности Р. Кеттела

81. Теория типов личности Г. Айзенка

82. Особенности понимания психического в бихевиористской теории Б.Ф. Скиннера

83. Сущность и содержание теории личностных конструктов Дж. Келли

84. Основные принципы гуманистической психологии А. Маслоу

85. Сущность и содержание феноменологической теории личности К. Роджерса

 

Раздел «Психические свойства личности»:

86. Психологическая характеристика экстраверсии-интроверсии

87. Свойства темперамента и проблема их диагностики

88. Исследование особенностей проявления темперамента в поведении человека

89. Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента

90. Свойства темперамента и проблема диагностики темперамента

91. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей темперамента

92. Взгляды отечественных исследователей на природу характера

93. Факторы формирования характера в отечественной психологии

94. Черты характера: проблема типологии черт

95. Современные исследования характера в зарубежной и отечественной психологи

96. Акцентуированные черты характера

97. Уровень тревожности человека и успешность деятельности

98. Эволюция психологических представлений об эмпатии

99. Рефлексивность и импульсивность как характерологические свойства

100. Толерантность в современном мире: социально-психологический аспект

101. Проблема классификации способностей: общие и специальные способности

102. Сензитивные этапы в развитии творческой одаренности

103. Проблема творческой одаренности и ее измерение в психологических исследованиях

 

Раздел «Проблемы поведения и деятельности»:

104. Особенности социально-ролевого поведения человека

105. Понятие деятельности в работах отечественных психологов

106. Мотивация в деятельности человека

107. Основные положения теории построения движений Н.А. Берншейна

108. Понятие общения в современной психологической науке

109. Информационные технологии и преобразование общения

 

ПУБЛИКАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ, РЕКОМЕНДОВАНЫХ ДЛЯ ОБРАБОТКИ

ТЕМПЕРАМЕНТ

Автор, название статьи издание № вид год
1 Островская Л.Д. Опросник структуры темперамента и характера Вестник МГУ сер 14 Психология 3 2005
2 Кобиш-Рибалка Т.Р. Особливості поведінки на екзаменах в 10 класі. Практична психологія і соціальна робота 2 2007
3 Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и активность Вопросы психологии 5 1989
4 Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента Вопросы психологии 4 1988
5 Слободская Е.Р. Темеперамент в раннем возрасте: родительская оценка Вопросы психологии 6 1995
6 Иванченко С.Р. Изменение временных характеристик сенсомоторных реакций в различных условиях. Вопросы психологии 6 1994
7 Мешкова Т.А. Природа межиндивидуальных различий темпераментальных характеристик Вопросы психологии 1 1994
8 Гилева О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента Вопросы психологии 4 2000
9 Трофимова И.И. Взаимосвязь характеристик темперамента с особенностями познавательной деятельн Вопросы психологии 1 1997
10 Белоус В.В. Место и роль темеперамента в структуре интегральной индивидуальности Психологический журнал 4 1989
11 Русалов В.М. Предмет и коммуникативные аспекты темперамента Психологический журнал 1 1989
12 Русалов В.М. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности Психологический журнал 1 1991
13 Бирюков С.Д. Психогенетическое исследование пластичности поведения как черты темперамента Психологический журнал 5 1992
14 Русалов В.М. Измерение темперамента человека. Психологический журнал 2 1992
15 Балагутдинова О.К. ЭЭГ-корреляты параметров темперамента у старшеклассников. Психологический журнал 4 1993
16 Русалов В.М. Пол и темеперамент. Психологический журнал 6 1993
17 Храмов Е.В. Валидизация шкал пластичности и темпа реакции. Психологический журнал 3 1993
18 Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями Психологический журнал 2 1994
19 Молоканов М.В. Соотношение показателей теппинг-теста и профес. значимых качеств психолога Психологический журнал 1 1995
20 Григорян В.Г. Характеристики вызванных потенциалов у (экстра-) интровертов в монотонной деятельности Психологический журнал 3 1997
21 Виленская Г.А. Роль темеперамента в развитии и регуляции поведения в раннем возрасте Психологический журнал 3 2001
22 Бабынин Э.В. Генетические исследования темеперамента. Психологический журнал 5 2003
23 Малых С.Б. Природа индивидуальных особенностей темеперамента в подростковом возрасте. Психологический журнал 6 2004

 

ХАРАКТЕР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.219 с.)