Тема: склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.



ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий; научить определять гласные в окончаниях причастий; повторить признаки прилагательных у причастий; продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков; р/р. Составить предложения с причастиями.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Дети зачитывают газетные статьи, которые они подобрали, находят признаки, характерные для публицистического стиля.

Работа со словарными словами

Гирлянда, отразить, калитка, искриться, колонна.

— Придумайте с этими словами предложения. Преобразуйте глаго­лы: отражать и искриться в причастия, согласуйте их с существитель­ными; подберите причастия к существительным: калитка, колонна, гир­лянда. Запишите составленные словосочетания в тетрадь. Определите у причастий признаки прилагательных. Просклоняйте два словосочета­ния. Что вы заметили?

Новая тема

- Знакомство с материалом на стр. 29 учебника.

— Как склоняются причастия?

— Просклоняйте данные слова во множественном числе, как они склоняются?

— Какой вывод мы можем сделать?

— Чтение правила на стр. 30.

Запись в тетради с объяснением учителя, определить падеж у причастий.

Огромные птицы уже носились над заснувшими верхушками.

На снегу вился след, оставленный пугливым зайчонком.

Я смотрю на вырытую дождём дорогу, и какая-то невообразимая тоска охватывает меня.

Закрепление

Задание 1. Упр. 64 (письменно).

Задание 2. Запишите словосочетания в форме родительного/' дательного, творительного и предложного падежей. Обозначьте изучае­мые орфограммы.

Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлю­щий старик, лающая собака.

Задание 3. Упр. 65 (письменно).

Повторение материала предыдущих уроков

Задание 4. Подберите прилагательные и причастия к данным су­ществительным: рыба, собака, яблоко. Определите их общие признаки.

Задание 5. Образуйте от данных глаголов причастия, определи­те общие признаки причастий и глаголов: увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Задание б. Упр. 68.

7. Выводы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

— Расскажите о правописании гласных в падежных оконча­ниях причастий.

8. Домашнее задание

Стр. 30 (правило); упр. 67, 66.

ТЕМА: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обо­роте.

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; выяснить, что называется определяемым словом и зависимым; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота; повторить окончания причастий; р/р. Формировать навык вдумчивого чтения текста, развивать изо­бретательность, способность находить нестандартные ходы.

ХОД УРОКА

Организационным момент

Тетради с домашней работой собрать на проверку

Орфографическая диктовка

Сверкающая гирлянда; отражающий свет; движущаяся колонна; созданное мировоззрение; присутствовавший на семинаре; искрящийся снег; ведущая в парк калитка.

— Определите окончания причастий.

—Перечислите (устно) морфологические признаки у данных при­частий.

— В каждом словосочетании выделите главное слово. Что называ­ется главным словом?

Запись в тетради

главное словоопределяемое слово (от него задаётся вопрос).

зависимое слово — слово, к которому задаётся вопрос.

— Найдите в каждом записанном словосочетании зависимое и оп­ределяемое слово.

Образец записи:

3 а д а н и е 1. Запишите словосочетания в два столбика: в первый — причастие + зависимое слово; во второй — главное слово + причас­тие; выделите окончания причастий.

В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; ус­нувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; бли­стающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрё­панная чёлка.

— Словосочетание блистающая золотом листва разберите.

4. Новая тема                                                                                                                                                                                               

Листва, блистающая золотом, повеяла чем-то сказочным.

Сравните:

Блистающая золотом листва повеяла чем- то сказочным.

— Запишите предложение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

— Найдите грамматическую основу.

— Какое существительное определяет причастие блистающая?

— Выпишите словосочетания блистающая золотом и блистающая листва. Найдите в каждом из них определяемые слова.

— Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым от­резком?

Наблюдение за языковым материалом учебника, стр. 31.

— Назовите причастный оборот в записанном вами предложении.

— Запишите перестроенное предложение.

— Какой вывод по своим наблюдениям вы можете сделать?

Закрепление

Задание 1. Упр. 69 (двое выполняют на доске).

Задание 2. Упр. 70 (самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой).

Выводы по уроку

— Какую новую информацию о причастии вы получили на сегодняшнем уроке?

  Игра «Мнемоника». Проводится конкурс на лучший мнемониче­ский приём, позволяющий лучше запомнить тему (ребята могут соста­вить таблицы, нарисовать рисунки, сочинить стихи по пройденной теме). Результат такой игры: формирование осознанного отношения к процессу запоминания, способствовавшего выбору оптимального для каждого способа работы с материалом, который надо механически за­помнить.

7. Домашнее задание Выучить правило № 6, упр. 71 (в тексте обязательно использовать причастия).

ТЕМА: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обо­роте.

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятием причастном обороте; выяснить, что называется определяемым словом и зависимым; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота; повторить окончания причастий; Р/р..Формировать навык вдумчивого чтения текста, развивать изо­бретательность, способность находить нестандартные ходы.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Чтение вслух 2-х — 3-х работ. Во время чтения учащиеся должны на слух выделить причастия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.014 с.)