Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реакция на открытое письмо рудольфа шпильмана.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«На русском языке полностью открытое письмо Рудольфа Шпильмана к чемпиону мира было опубликовано в журнале «64» «Шахматное обозрение», № 4 за 1991 год. Оно было включено в книгу Пабло Помара «Агония одного гения». Перевод письма Шпильмана сделан с испанского текста, и потому имеются небольшие разночтения при сравнении с немецким каноном. Здесь приводится перевод с немецкого языка. Отметим одну неточность Шпильмана: «швейцарская армия», хотя не все аутсайдеры, являлись гражданами Швейцарии и в Берне были представлены не девятью, а даже десятью (!) второстепенными игроками (из шестнадцати). Шесть гроссмейстеров разместились в 2,5 очковом интервале друг от друга. Отрыв от остальных составлял 3 очка. Никто «из гвардии» не мог осилить пятидесятипроцентный рубеж, а трое вообще не добрали «мейстердритель», то есть в переводе с немецкого «мастерской нормы», состоявшей в трети набранных очков.
за 1-е место не было; 6.В карьере и Капабланки и Ласкера до завоевания, и долгое время после потери титула, не было никогда дележа 4-6 мест, как у Алехина в Вене в 1922 году. Мы уже не говорим о юношеских «успехах» Алехина: 7-8 место в Гамбурге (1910г.), 8-11 место в Карлсбаде (1911г.) и 6-7 место в Вильно (1912г.); 7.Впервые Алехин обогнал Ласкера в 1934 году в Цюрихе, выиграв у него красивую партию. Экс-чемпиону было тогда 65 лет. Алехину в это время было 42 года – цветущий возраст! Но это был и его последний успех в супер турнирах. Через 2 года Капабланка в Ноттингеме поделил с Ботвинником 1-е место, а у престарелого экса Александр Алехин не смог выиграть, а очень хотел. Алехин был в этом супер турнире лишь шестым. Капабланке он в этом турнире проиграл; 8.Обогнать Капабланку и выиграть у него единственную турнирную партию Алехину удалось лишь в 1938 году в АВРО-турнире. Но он опять делил 4-6 места, а Капа был на 7-м месте при восьми участниках. Слабое утешение, хотя и утешение; 9.Матчевые успехи Алехина были более скромны, особенно при сравнении с Ласкером, не говоря уже о юношеском матче с Ненароковым, когда он его прекратил после трёх рядовых поражений. Он проиграл также Капабланке две гастрольные партии в Петербурге в 1913 году. Кроме того, Алехин свёл несколько коротких матчей в ничью: с Фарни в 1908 году, с Нимцовичем в 1913 году, с Эвенсеном в 1916 году, с Тейхманом в 1922 году, с Аурбахом в 1923 году, с Бернштейном в 1933 году и даже с Боголюбовым в 1942 году; 10.Алехин «ответил» Шпильману, сыграв в 1934 году новый матч с Боголюбовым. Боголюбов к этому времени – явный аутсайдер. Уже выросли новые соперники – Эйве и Флор, которые имели все права на борьбу за титул. Напомним, что в январе 1932 года Рудольф Шпильман выиграл матч у Боголюбова – основание быть приглашённым в Берн и написать открытое письмо чемпиону мира; 11.Ещё в 1929 году Савелий Тартаковер (до Карлсбадского турнира, которое лишь подкрепило его мнение) указал на Шпильмана, как главного конкурента Алехина. Ни Боголюбову, ни Нимцовичу, ни даже Капабланке не удастся сокрушить нового чемпиона: «Главная опасность для Алехина таится, по моему мнению, в Шпильмане, этом безудержном рыцаре шахматного натиска, главном представителе честной и открытой (но при этом обогащённой новейшими методами) шахматной борьбы. Подъём Шпильмана замечается за последнее время и по его шахматно-литературной очень разнообразной и вдумчивой деятельности (подготовка даже целых книг!) и по значительно улучшенной технике его эндшпиля, этого ключа к высшим успехам». Мнимый оппонент возражает Тартаковеру, говоря о парадоксальности этого суждения, и неожиданно получает следующий ответ: «Вот упрёк, который мне делают всё время, несмотря на то, что я всегда строго придерживаюсь в своих утверждениях реальных фактов. Не моя же вина, если жизненное почти всегда кажется таким парадоксальным. В данном случае, например, сошлюсь на авторитеты: сам Капабланка говорил в Нью-Йорке в 1927 году, что Шпильман - огромный знаток и, проведи он все партии с таким же искусством, как в первом туре (против
Капабланки), то ещё было бы очень сомнительно, кто взял бы первый приз. Можно было подумать, что это только обычные утешения со стороны победителя, но разбор партий Шпильмана в Нью-Йорке 1927 года, легко заставит убедиться в правильности вышеприведённого мнения чемпиона: гибкие дебюты (белыми и чёрными!), страстный миттельшпиль и только какая-то слишком благородная небрежность в деле использования достигнутых преимуществ. Недостаток этот, однако, преходящего свойства, то есть легко устраняем …». (Шахматный листок, Ленинград,1929 год, № 13, с.198). Напомним, что Савелий Тартаковер тщательно изучал партии Нью-Йорка, издав турнирный сборник. Моё мнение, что «Гомер шахматной доски» был прав. Начиная с 1930 года, Шпильман сыграл с Алехиным 4 партии – все они окончились вничью, против Капабланки, как мы знаем, он выиграл 2 партии, матч у Боголюбова он тоже выиграл. Даже Нимцович, в характеристике участников Карлсбадского турнира, выделил Шпильмана, овладевшего современной техникой. Но, надо заметить, что Шпильман быстро старел. Хотя 5-е место во 2-м Московском международном турнире, вне всякого сомнения – крупный успех, равно и второе место в Маргите, вслед за Алехиным в 1938 году, но лучшие годы его были позади. (Арон Нимцович «Избранные партии Международного турнира в Карлсбаде 1929», Ленинград, 1930г., с.5, с.59-61)
СТАТЬЯ Р. ШПИЛЬМАНА «О СТИЛЯХ АТАКИ».
Предлагаемая сегодня вниманию читателей статья гроссмейстера Р. Шпильмана написана им в 1927 году специально для издававшегося тогда журнала «Шахматы». В популярном очерке автор хотел отметить исторически сложившееся постепенное угасание идеи атаки в первой четверти XX века и начавшийся затем новый ее расцвет. Шахматная игра, остававшаяся в течение столетий в зачаточном, можно сказать, детском состоянии, за относительно короткоевремядостигла пышного расцвета и в лице Морфи дала гениальнейшего мастера атаки всех времен. Морфи значительно превосходил своих современников, но в смысле характера игры он был в полном смысле слова сыном своего времени. Все его современники были одушевлены тем же бурным духом атаки, – он был лишь лучшим полководцем среди них и потому мог легче и чаще осуществлять свою волю. После его заката, последовавшего за апогеем славы, Андерсен стал защищать знамя, и им был заложен краеугольный камень великого переворота. Появился Стейниц и выдвинул так называемую позиционную игру. Он открыл недостатки безоглядной игры на атаку и учил атаке после разумного построения игры, атаке, которая не обязательно имеет в виду неприятельского короля, но прежде всего, исходит из того, чтобы использовать маленькие слабости позиции противника. Более длинный и, особенно в те времена, менее оберегаемый ферзевый фланг давал гораздо больше возможностей атаки, чем королевский фланг. Отсюда – ферзевый гамбит. Черными Стейниц выигрывал многие партии вообще путем только одной защиты гамбитной пешки. Таким образом, ему удалось практически доказать, что стиль периода Морфи - Андерсена слишком рискован и не может служить залогом длительного успеха. Это стало, доказанным особенно наглядно тогда, когда Стейницу удалось дважды повергнуть гениального Чигорина, последнего рыцаря классической эры. Различие между этими двумя мастерами заключалось не в превосходстве одной индивидуальности над другою (как, например, между Морфи, и Андерсеном), но главным образом в том преимуществе, которое давал более экономичный стиль. Едва, таким образом, прямой атакующий стиль уступил место позиционному, как появился Тарраш с проповедью новых принципов борьбы. Если проследить эти принципы по партиям Тарраша, то станет ясным, что здесь нет духа атаки. Медленно, страшно медленно, как бы подкрадываясь, движутся войска в бой. Их девиз – уклоняться, где только возможно, от открытого боя, и лишь осаждать противника, блокировать и ждать, пока истощатся его жизненные средства, пока выйдет вода и воздух, и тогда его медленно задавить. Этот метод долгое время пользовался чрезвычайным успехом. Противники или теряли терпение и истекали кровью в несвоевременных вылазках, или оставались пассивными и подвергались удушью. Эпоха героической наступательной войны миновала, осторожный «гроссмейстерский стиль» развивался все дальше и, наконец, достиг своего апогея в Капабланке. Но раньше ещё этот период был прерван появлением своеобразнейшей и величайшей индивидуальности в лице Ласкера. В этом мастере соединилосьвсе, что дало шахматное искусство от Морфи до Капабланки. Хотя многие из его партий при переигрывании и производят на шахматных профанов впечатление сухих, тем не-менее в нём, несомненно, много духа атаки. Это проявляется у него главным образом в контратаке. Поэтому у Ласкера никогда не было стремления стеснять и стеснять своего противника в стиле Тарраша, наоборот, – он всегда любил полную, содержательную игру; он предпочитал предоставить противнику относительно лучшие шансы, чем самому лишиться некоторых возможностей атаки. Отразить с величайшим мастерством неприятельские атаки и потом быстро создать контрудар – в этом центр тяжести искусства Ласкера. У Капабланки, выступившего позднее, стремления к атаке слабо выражены. Острые, живые атакующие положения ему совершенно не по душе. Он умеет в совершенстве защищаться, и именно этой своей способности он обязан большей частью своих успехов, сам же он ведет атаку лишь при особо благоприятных обстоятельствах. Партия, проигранная им на московском турнире 1925 г. Ильину-Женевскому, ясно показывает, что во время бурного течения партии чемпион мира не чувствует себя в своей стихии. И особенно радостно, что теперь, после столь долгого периода упадка агрессивности, современные мастера вновь провозглашают лозунг: «Атака! Атака!». Оба вождя современности, Алехин и Боголюбов – вдохновенные, блестящие мастера атаки в духе Морфи. Что их партии не так часто, как партии Морфи, заканчиваются среди грома и молнии блестящими комбинациями с пожертвованиями, – объясняется высоким уровнем техники нашего времени, которая по сравнению с временами Морфи сделала колоссальные шаги вперед и теперь в значительной мере усвоена сравнительно слабыми игроками. Поэтому атака большей частью следует путём Стейница и реже проявляется в прямом штурме короля. Но дух атаки здесь: после долгой зимней спячки он пробудился к новой жизни и славе. Под его солнцем шахматная игра опять волшебно расцветает, привлекает к себе толпы новых друзей и поклонников и идет навстречу будущему в качестве народной игры, как это уже имеет место в России. В качестве иллюстраций к сказанному нам послужат следующие партии. 1. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ АТАКА. Такая атака характерна не для отдельных мастеров, а для долгой эпохи, славнейшими представителями которой были Морфи, Андерсен, Чигорин и некоторые другие. Тогда безраздельно господствовала мысль об атаке, и прежде всего – об атаке против короля. Следующие две партии приведены не как лучшие, относящихся к этой эпохе. Найти таковые было бы очень трудно, и мнения об этом неизбежно были бы очень субъективны. Но они, во всяком случае, типичны, и этого для наших целей достаточно. Мак-Коннель – Морфи Нью-Орлеан, 1850г.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.011 с.) |