Е4 е5 2. Kf 3 K с6 3.Сс4 Сс5 4. b 4 C : b4 5.с3 Са5 6.0-0 Kf 6 7. d 4 0-0 8. d : e 5 K :е4 9.С a 3 d 6 10. e : d 6 K : d 6 11. Cb 3 Cg 4 12. h 3 Ch 5 13.Ф d 5 Cg 6 14. K е5 K :е5 15.Ф: a 5. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е4 е5 2. Kf 3 K с6 3.Сс4 Сс5 4. b 4 C : b4 5.с3 Са5 6.0-0 Kf 6 7. d 4 0-0 8. d : e 5 K :е4 9.С a 3 d 6 10. e : d 6 K : d 6 11. Cb 3 Cg 4 12. h 3 Ch 5 13.Ф d 5 Cg 6 14. K е5 K :е5 15.Ф: a 5.



                   

 

 До сих пор партия ни­чего замечательного не представляет. Гамбит Эванса, который белые ра­зыграли недостаточно сильно, и черные удержа­ли пешку при хорошем по­ложении. Для методиста путь черных к выигрышу теперь ясен: упрощать и упрощать игру до тех пор, пока лишняя пешка не приобретёт решающего значения. Когда Морфи играл эту партию, ему было всего 13 лет. Но партия эта показыва­ет, что его склонность к атакам уже пробудилась и что его  искусство  к ведению атаки заметно улучшилось. Тактическое искусство, с каким он изящно и остро использовал шансы, кото­рые дал ему противник своим ходом 15.Ф:а5 (лучше было 15.Ф:е5), достойно восхищения.

15... Ф g 5! Угрожая вы­играть ферзя ходом Kf3+ и получая, таким образом, важный темп.

16.Кр h 1 Ce 4! 17. f 3 C: f 3! 18. g: f 3 Ф g 3 19.Кd2 К f 5 20.Лае1 Ф: h 3+ 21. Kpg 1 Л f е8 22.Л f 2 Ф g 3+ 23. Kpf 1 Kd 3 24.Л:е8+ Л:е8 25. C: f 7+ Kph 8. Белые сдались.                                                                                                                                                               

 Жаль, что гениальному Морфи сравнительно редко удавалось так искусно доводить партии до их логического конца. Большей частью противники его делали гораздо более грубые ошибки, чем белые в насто­ящей партии, и потому вы­игрыш, хотя бы и очень изящный, не требовал такой тонкости и мастерства в ве­дении атаки, как здесь. Уже играя 15...Фg5, чёрные должны были ясно учиты­вать все последствия даль­нейшего пожертвования фигуры.

 В наше время подобную игру можно наблюдать главным обраэом в партиях Алехина, который всегда стремится решить партию быстрейшим путем и средством для достижения цели охотнее избирает атаку, чем технику.

 Теперь – партия Чигорина. Морфи, и  Чигорин – наиболее яркие представители периода «непосредственной атаки».

Чигорин – Поллок

Нью-Йорк, 1889.

1.е4 е5 2.К f 3 Kc 6 3.Сс4 Cc 5 4. b 4 C: b 4 5. c 3 Сс5 6.0-0 d 6 7. d 4 e: d 4 8. c:d4 С b 6 9.Кс3 Ка5 10.С g 5 f 6 11.С f 4 K:с4 12.Фа4+ Kpf 7 13.Ф: c 4+ Се6 14. d 5 Cd 7 15. Ke 2 Ф e 8 16. a 4 Кe7 17.Се3 Kg 6 18.С: b 6 c:b6.

Чигорин, играя гамбит Эванса,несравненнымзнатоком которого он был, получил сильноеатакую­щее положение.В игре черных особеннодостойно порицания то, чтоонине предупредили необходимости хода 18... cb. Те­перь следует напряженная часть партия. Белые раз­вивают атаку гигантскими шагами и, наконец, комби­нацией стихийной силы уничтожают последнее со­противление противника.

19.Ф b 4. Благодаря слабости d6 белые развер­тывают атаку широким фронтом.

19…Фе7 20.К g 3 Л hc 8 21.К d 4 Л c 5 22. f 4 Лас8 23.Ф d 2 Лс4 24.Ке6 Kh 4. Печальная защита от уг­розы Kg3 – f5; очевидно, что черный конь стоит на h4 плохо и скоро должен будет отступить. Ничего лучшего, однако, не было.

25.Фе2 С:е6. Белые грозили Фh5+ и т. д.                                                                       26. d: e 6+ Kpg 8. Брать пешку, конечно, нельзя было. Например: 26…Ф:e6 27.Фh5+ Kg6 28.f5. 27.Ф g 4 Kg 6 28.К f 5. Белые сильнейшим способом продолжают ата­ку против короля. Заман­чивое h2 – h4 было сла­бее, так как тогда черные успевали очистить поле е7           для коня; именно этому препятствуют теперь бе­лые.

                                               

                                                                                                                                                              28… Фс7 39.е7! Всё служит целям атаки на короля. Конь g6 связан, грозит страшное  h2 – h4 – h5.

Однако многие мастера позднейшего «осторожно­го» времени едва ли ре­шились бы лишить контакта с соседками эту да­леко продвинутую проходную пешку, которая одна служит залогом побе­ды.

29... Kpf7 30.Ла d 1 Ф c 5+ 31. Kph 1 Л c 6. Это, ослабляет восьмую линию. Белые создают теперь ге­ниальный прорыв.

32.е5!! Хватая быка за рога! Сильнейший пункт в лагере противника – е5. Белые атакуют его один раз, черные – четыреж­ды. Прорвать неприятель­ский фронт в его, казалось бы, сильнейшем пункте – высшее мастерство веде­ния атаки. Чигорин идет на это, так как таким пу­тем он достигает решаю­щего открытия линий.

32... f:е5. После 32... d:e5 решало 33. Лd8. 33.К: d 6+! Л: d 6 34. f: e 5+ Л f 6 35.е8Ф+! Последнее зве­но!

35... Кр:е8 36.Ф d 7+ Kpf 8 37. e: f 6. Чёрные сдались.

                                                                                                                                                         Грандиозность замыслов Чигорина и энергия его атаки действуют чарующе: каждый ход дышит творче­ской силой и непреодоли­мой волей к победе!

Наоборот, сколько сановничьей размеренности слы­шится в одном высказанном в более позднее время за­мечании Тарраша: «Как Руссо не мог обходиться без мурлыкания своей кошки, которая всегда должна была находиться возле него, так я не могу играть в шахматы без королевского слона. В моем восприятии игра тогда мертва и пуста, в ней нет животворящих мо­ментов, и я не могу создать никакого плана атаки».

Приведенную партию Чи­горин с 12-го хода играл без королевского слона, – его атака была результатом вдохновения гения, но не продуктом метода.

УСЛОВНАЯ АТАКА.

Стейниц – Ласкер                                                                                                                                   Матч 1894 г.

1.е4 е5 2. Kf 3 Kc 6 3. Cb 5 Kf 6 4. d 3 d 6 5. c 3 Cd 7 6. Ca 4 g 6 7. Kbd 2 Cg 7 8.Кс4 О-О 9.Ке3 Ке7 10. С b 3 с6 11. h 4 Фс7 12. Kg 5 d 5 13. f 3 Л ad 8 14. g 4 d: e 4 15. f: e 4 h 6 16.Ф f 3!.

Белые начали острую атаку, которую продолжа­ют посредством правиль­ного пожертвования фигу­ры. Если конь будет взят, то белые выигрывают, продолжая 17.h:g5 Kh7 18.Kf5!! g:f5 19.Фh3! и т. д.

Однако и в постановке партии, и в характере веде­ния атаки есть существенные отличия от классиче­ского стиля. Центр – более скромный, но зато и более прочный (13.f3!) – иг­рает лишь роль базы для атаки на фланге. Самая ата­ка не является попыткой сразу же                                                                                                                                                                       сокрушить против­ника (гамбитный стиль), но заключается в позиционной игре. Своеобразной осо­бенностью является отсроч­ка рокировки. Это - выжи­дательный момент. Таких элементов спокойствия в классическом штурме не было. Выбор сравнительно спокойного дебюта показы­вает, что белые лишь ус­ловно играют на атаку, сох­раняя за собой возмож­ность ведения позиционной игры. В противоположность классической непосредственной атаке здесь мы бу­дем говорить об атаке ус­ловной. Само собой разу­меется, такой стиль реже приводит к острым атакам, однако по сравнению с классическим стилем он обещает лучшие результа­ты: хотя меньше побед, но зато и меньше поражений.

16... Се8 17.Сс2 Kd 7 18.К h 3 Кс5 19. Kf 2 b 5 20.g5 h 5 21. Kf 5!

G: f 5?

                                

На 19-м ходу черным лучше было сыграть f7-f6. Теперь принятие по­жертвования ведет к быст­рому проигрышу, между тем после 21...Кс8 черные еще могли оказать сопротивление.

22. e: f 5 f 6 23.g6 K: g 6. Очевидно, вынужденно.

F: g 6 C: g 6 25.Л g 1 е4.

Черные не играют сра­зу Kpg8 – h7, желая пари­ровать 26.Л:g6 с после­дующим 27.d4+ и т. д. Белые всё же выигрыва­ют две фигуры за ладью!

26. d: e 4 Kph 7 27. Л: g 6! Kp: g 6 28.Ф f 5+ Kpf 7 29.Ф: h 5+ Kpg 8 30.Ф:с5. Чёрные сдались.

ОСАДА (УДУШЕНИЕ).

Тарраш – Марко

 Вена, 1898 г.

 

Е4 е5 2.Kf3 Kf 6 3. K:е5 d6 4.Kf3 K:е4 5. d 4 Ce 7 6. Cd 3 Kf6 7. О-О О-О 8. h 3 Се6 9.с4 с6 10.Kg5 K а6 11. K с3 К c 7 12. f 4 h6 13.Kf3 Фс8 14.Фс2 Лb8 15. f 5 Cd7 16. Cf 4 b5 17. b 3 с5 18.d5 b 4 19. K е2 а5 20. g 4 Kh7 21.h4 Фd8 22.Сg3 а4 23. Kph 1 Ла8 24.Лае1 Ке8 25. Kf 4 Cf 6

                                              

                  

26. K е6!                                                                                                                                               

Эта партия опять совер­шенно другого характера, чем предыдущие. Собст­венно атаки здесь вообще нет; есть только приготов­ления и приготовления. Главная цель – взять про­тивника измором, не давая ему возможности хороше­го развития, не говоря уже об атаке. Всякая, хотя бы мельчайшая или даже толь­ко назревающая угроза тотчас старательно пари­руется, атака  же  предпри­нимается только тогда, ког­да противник методически доведён уже до совершен­но беспомощного состоя­ния. Предлагаемая партия является яркой иллюстра­цией  такой игры. Начало было разыграно совершен­но бесцветно, чёрные могли получить приблизительно равную позицию (играя на 8-м или 9-м ходу d6 – d5), но не воспользовались этой возможностью. После этого в распоряжении белых ока­зывается большая часть до­ски, и они увеличивают на­ходящееся в их обладании пространство до тех пор, пока противник не оказы­вается в таком положении, что ему уже почти нечем ходить. Для достижения этой цели белые, насколько воз­можно, избегают разменов фигур (13-й и 24-й ходы), отказываются даже от воз­можного ходом 18.d:c5 вы­игрыша пешки. Чёрным же приходится удовлетворяться лишенным всякого смысла передвижением фигур в собственном лагере, и они, в конце концов, попадают в такое положение, что бе­лые решают партию путем остроумного, хотя и неслож­ного, тактического манёвра. Если чёрные берут коня, то сразу решает 27.f:e6; поэто­му чёрные должны отдать качество. После этого бе­лые, на стороне которых те­перь и материальный пере­вес, наносят, наконец реша­ющий удар.

26... a: b 3 27.а: b 3 Ф b 6 28. K: f 8 Kp: f 8 29. g 5 h: g 5 30. h: g 5 K: g 5 31.Ф h 2 Kpg8 32. K: g 5 C:g5 33.f6 g6 34.С:g6. Чёрные сдались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.012 с.)