Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центр тяжести – в контратаке.
В противоположность Таррашу в лице Ласкера опять выступает большой мастер с ярко выраженной склонностью к атаке. Как мы уже отметили во вступлении к настоящей статье, характерной чертой Ласкера является искусство контратаки. Это имеет свои основания. Ласкер чрезвычайно осмотрительно защищается, осторожнее Стейница, но в то же время смелее Тарраша. Классики со своими непосредственными атаками давали
защищающемуся слишком много шансов на выигрыш. Стейниц вследствие своей прямолинейности также оставлял много шансов атаковавшим его, сверхосторожная игра Тарраша давала противникам его чрезвычайно много шансов на ничью, – Ласкер, избегая всех этих крайностей, избрал наиболее правильный путь, в особенности, чтобы уклониться от ничьей. Он охотно давал своим противникам заманчиво много возможностей атаки. Как не раз отмечали, дебют Ласкер разыгрывает не хорошо. Однако, если бы он играл дебют так же хорошо, так же корректно,какТарраш, то именно Ласкер никогда бы не мог появиться, так как он не мог бы проявлять свое искусство в защите с последующей контратакой. Следующая партия показывает высокое искусство Ласкера в ведении атаки. Атака начинается незаметным образом в положении, которое кажется пассивном, обречённым на оборонительную тактику; она неожиданно быстро разрастается и сокрушает противника с силой урагана. Яновский – Эм. Ласкер Матч 1909 г. Е4 е5 2.Kf3 Кс6 3.Кс3 Kf6 4.Cb5 Cb 4 5.0-0 0-0 6.d3 d 6 7. Cg 5 С:c3 8. b:с3 Ке7 9. Cc 4 Kg 6 10. Kh 4 Kf4 11.С:f4 е: f 4 12.Kf3 Cg 4. Тарраш считает необходимым здесь 12…Се8 - е6!, чтобы или избавиться от сдвоенной пешки (после Cc4:е6), или подготовить продвижение d6 – d5. Два радикально противоположных понимания игры сказываются в одном простом ходе: у одного – тщательная забота об упрощении, у другого – стремление к усложнениям. H3 Ch 5 14.Лb1 b6 15.Ф d 2. У Яновского сильный центр, и он хочет атаковать по линии «g» – план вполне естественный. Тарраш полагает, что белым следовало играть 15.g4, чтобы после 15...f:g3 (вынужденно) 16.f:g3 получить лучшую игру. Ласкер, однако, в своих расчетах принимал во внимание еще один ход: 16... d6 – d5!, и черные стоят хорошо.
15...С: f 3 16. g: f 3 Kh 5 17. Kph 2 Ф f 6 18.Л g 1 Лае8 19. d 4 Kph 8 20.Л b 5 Ф h 6 21.Л bg 5 f6 22.Л5 g 4 g6 23.Cd3 Ле7 24.с4 Kg 7! Тактических возможностей Ласкер не упускает почти никогда. Черный конь стоял плохо, так как должен был защищать пешку f4, и Ласкер хочет прочно укрепить её ходом g6 – g5. На момент пешка f4 жертвуется, однако, если бы белые взяли её, черные ходом Kg7 – е6 с явной выгодой отыграют пешку d4. Интересно, как позиция белых, только что казавшаяся прекрасной, разрушается как бы по мановению волшебного жезла.
25.с3 Ке6! Опять тонкость: если 25.d5, то 25... Кс5, и пешку f4 нельзя брать ввиду угрозы слону d3. 26. Cf 1 f 5! Гораздо сильнее, чем сразу g6 – g5. 27.Л4 g 2 Л f 6! Цель хода вскоре будет ясна. 28.Сd3 g5! Наконец этот ход сделан, но не как защита, а как решающая атака. Грозит Ф:h3+ и, затем мат, который следует всего одним ходом позже, если белые берут теперь на f5. 29.Л h 1 g 4! 30.Се2 Kg 5! 31. f: g 4 f 3 32.Лg3 f: e 2. Белые сдались. Блестящая ласкеровская партия! МЕРТВЫЙ ПУНКТ. В лице Капабланки стремление к атаке дошло до максимального упадка. Доминирует техника, искусство атаки забыто. Партий нынешнего чемпиона мира на атаку в собственном смысле слова мы почти не знаем, у него атака – если вообще таковая имеет место – появляется лишь как следствие техники. Капабланка почти никогда не отваживается идти на те, не поддающиеся точному расчету атакующие положения, в которых приходится руководствоваться только чутьем (а если идет на них, то тогда, когда отчаивается в своей партии, например в партии против Тартаковера из Лондонского турнира 1922 г.). Следующая партия – один из крайне редких случаев, когда он делает это без необходимости, и эта партия ясно показывает, что такой характер игры ему совершенно не свойственен, вероятно, просто не по душе. В этой субъективной черте Капабланки причина того, что сравнительно легко развертывающуюся атаку он плохо продолжал и подверг свою партию опасности проигрыша.
Капабланка – Боголюбов Москва, 1925 г. 1. d 4 d5 2.с4 е6 3. Kf 3 d: c 4 4. e 4 с5 5.С:с4 c: d 4 6.К:d4 Kf 6 7.Кс3 Сс5 8.Се3 Kbd 7? 9.С:е6! f: e 6 10.К:е6 Фа5 11.0-0! С:е3 12. f: e 3 Kpf 7 13.Фb3 Kpg 6.
14.Л f 5! Боголюбов – все, что угодно, но не игрок на ничью. Тогда, когда игралась эта партия, Боголюбов шел во главе турнира, и ничья почти обеспечивала ему первое место. Он и пытается играть на ничью, однако при такой игре, не соответствующей его стилю, быстро попадает в проигрышное положение. Но тогда неожиданно выясняется, что у Капабланки
тоже объективно выгодное, а субъективно, пожалуй, еще более неприятное положение: он должен остро атаковать. В течение нескольких ходов дело идет хорошо, но потом он начинает нервничать, хочет сразу заматовать, грубо просчитывается и, в конце концов, лишь благодаря случайности не только спасается, но даже выигрывает партию. 14... Фb6 15. Kf 4+ Kph 6 16. g 4? После 16.Фf7! g6 17.Ke6! Ф:e6 18.Ф:e6 g:f5 19.Kd5 Лe8 20.Фd6 Kpg7 21.Kc7 белые легко выигрывали. Теперь же игра переходит в эндшпиль. 16... g5! Этот довольно очевидный ход белые просмотрели. Теперь их положение печально: одну фигуру они пожертвовали, другая их фигура атакована, грозит размен ферзей. Белые находят относительно лучшее продолжение, которое при правильной контригре дало бы им, однако, только некоторые шансы на ничью. Ф:b6 a: b 6 18.Л d 1 Л g 8? Это и есть случайность! Из-за того, что чёрные не берут коня, белые опять, несмотря на упрощения, получают сильную атаку. Следовало играть 18...g:f4 с продолжением 19.g5+ Kpg7! 20.g:f6+ K:f6 21.Лg5+ Kpf7 22.e:f4 h6!, и белые должны очень беспокоиться, чтобы не проиграть. 19. Kfd 5 К: g 4 20.Ке7 Л g 7 21.Л d 6+ Kph 5 22.Л f 3 Kgf 6 23.Л h 3+ Kpg 4 24.Л g 3+ Kph5 25. Kf 5 Л g 6 26.Ке7 g 4? Черные, по-видимому, думают ещё о выигрыше, между тем они должны были бы радоваться возможности ничьей через повторение ходов. Сомнительно, конечно, удовлетворились ли бы этим белые, так как положение их опять очень сильно. На 26... Лg7 могло бы последовать 27.Kcd5!, и черные не могут меняться на d5 ввиду мата в 2 хода: Лh6+ и Лh3х. 27. K: g 6 Kp: g 6? (правильно 27…h:g6!) 28.Л: g 4+ Kpf 7 29.Л f 4 Kpg 7 30.е5 Ке8 31.Ле6. Чёрные сдались. В этой партии Капабланка упустил атаку, и она вновь получилась благодаря случайности. Партия из того же турнира против Ильина-Женевского окончилась для него не так благополучно: он не нашел правильного продолжения победоносной атаки м проиграл. РЕНЕССАНС АТАКИ. В следующих двух партиях атаку ведут лучшие мастера атаки в наше время Алехин и Боголюбов. Алехин – Вольф Пьештяни, 1922 г. 1. d 4 d 5 2. Kf 3 c 5 3.с4 c: d 4 4. c: d 5 Kf 6 5. K:d4 а6 6.е4! К:е4 7.Фа4+ Cd 7 8.Фb3 Кс5 9.Фе3 g 6 10. Kf 3! Фс7 11.Фс3! Л g 8 12.Се3 b6 13. Kbd 2 Cg 7 14. Cd 4 C: d 4 15.Ф: d 4 Сb5 16. C: b 5+ a: b 5 17.0-0 Ла4 18.b4 Фd8 19.а3 Kbd 7 20.Л fe 1 Kpf 8 31. d 6! Ке6. Конечно, нельзя брать пешку.
22.Л:е6!! Эта красивая жертва качества является кульминационным пунктом атаки и делаетеёнеотразимой. F: e 6 23. Kg 5 Фb8. 23...e5 не спасало партии: тогда белые выигрывали бы, продолжая 24.Фd5 Фе8 25.Ке6+ Kpf7 26.Кс7+ е6 27.Фf3+ т. д. 24.K: е 6+ Kpf7 25.Kg5+ Kpf8. Если бы черные отступили королем на е8, то белые продолжали бы атаку ходомЛе1. 26.Ф d 5! Л g 7 27. K е6+ Kpg 8 28. K: g 7+ Kp: g 7 29. d: e 7 Kf 6 30.Ф: b 5 Л a 7 31.Ле1 Ф d 6 39. e 8К+. Чёрные упорно и неплохо защищались, но спастись они не могут. Бросается в глаза сходство с приведенной в нашей статье партией Чигорин – Поллок: проходная пешка е7 жертвуется в интересахбыстрейшегодостижения победы. 32... К: e 8 33.Ф:е8 Ф: d 2 34.Фе5+ Kpf 7 35. h 4 Л:а3? 36.Фе8+ Kpg 7 37.Ле7+ Kph 6 38.Фf8+ Kph 5 39.Ле5+ Kpg 4 40.Л g 5+. Чёрные сдались. Алехин разыграл дебют очень интересно и с большим подъемом. Небольшую ошибку противника, ход 5...а6, он использовал образцово. Он не побоялся слабости изолированной пешки d5, но сумел сделать её силой своей позиции.Свободноот всяких шаблонов развернулось его искусство к ведению атаки. Это показывают четыре хода ферзем – все очень тонкие и чрезвычайно сильные. Например, Таррашу никогда не пришло бы в голову, что в такой ранней стадии партии можно успешно атаковать одним ферзем! Потому что он – метод, Алехин – интуиция. Четвертыйход ферзем (11. Фс3) явно показывает, что белые переиграли противника, который уже лишился рокировки и возможности целесообразного развития. Эта типичная современная партия – особенно характерна для стиля Алехина. Как создание атаки, так и оригинальность постановки партии, и обилие выявленных тонкостей – всё здесь замечательно и достойно величайшего восхищения. После того, как таким путем позиция противника подготовлена к наступлению на неё, начинается классическая часть партии – прямая атака на короля, которую Алехин проводит с классическим искусством. Боголюбов – Земиш Пьештяни, 1922 г. 1.Кс3 c5 2.е4 е6 3. Kf 3 а6 4. d 4 c: d 4 5. K: d 4 Фс7 6.С d 3 Kf 6 7.0-0 Се7 8. Kph 1 b 5 9. f 4 d 6 10. e 5 d: e 5 11. f: e 5 Ф:е5 12.Ф f 3 Cd 6 13. g 3 Ла7 14. Cf 4 Ф:d4 15.Се3 Сb7 16.С:d4 С: f 3+ 17.Л: f 3 Лс7 18. C: f 6 g: f 6 19. Ke 4 Ce 5 20. K: f 6+ K ре7 21.Ла f 1 С:b2 22. K: h 7.
Стили игры Боголюбова и Алехина родственны лишь в основном – в том, что оба стремятся к атаке. Однако способы и пути ведения атаки у обоих различны. Игру Алехина характеризует изящество и тонкость, Боголюбова же – стремительность и непосредственность. Данную партию он с самого начала вёл в старинном стиле, напоминающем бурный гамбит. Его не смутило, что противнику удалось рано разменять ферзей, – он продолжал атаку с неослабевающей энергией и предпринял смелое пожертвование фигуры, рассчитать последствия которого было невозможно, и на которое Боголюбов решился, лишь руководствуясь своим чутьём атаки. А это чутье за последнее время у шахматных маэстро в значительной мере атрофировалось. Лишь у наших современников, в особенности у Боголюбова, оно вновь проявляется с юношеской свежестью. Следующая часть партии восхищает неудержимо сокрушающей деятельностью белых ладей. Атака очень трудна, но Боголюбов всё время находит сильнейшие ходы и, наконец, выигрывает фигуру, а с нею и партию. Тотчас же по окончании партии некоторые из присутствовавших маэстро утверждали, что на стороне чёрных было преимущество, но при разборе партии с Боголюбовым доказать это не удалось никому. Это говорит больше, чем длинные анализы. Белые вполне правильно поступили, когда в надежде на свою изобретательность и силу жертвовали коня.
22... f 5 23. Kg 5 Cf 6. Само собой разумеется, белые предусматривали, что их конь окажется запертым, и его необходимо будет жертвовать. 24. K:е6! K р: e 6 25. C: f 5+ K р d 6 26.Се4 С c 3 27.Лd1+ K рe5 28.Ле3 b 4 29.Л d 5+ Kpf 6 30. Cd 3 K с6 31.Л f 5+ Kpg 7 32.Ле4 Л f 7 33.Л g 5+ Kpf8 34. Kpg 2 Л h 6 35.С c 4 Л g 7 36.Л f 5+ Л f 6 37.Л: f 6+ C: f 6 38.Ле6 Kd 4 39.Л: f 6+ Kpe 7 40.Л:а6 Л g 5 41. h 4. Чёрные сдались. Все напечатанные выше партии приведены мною только для иллюстрации высказанных в начале статьи мыслей. Они освещены лишь со стороны ведения атаки, но я не ставил себе задачей дать полные комментарии к ним. Точно также и говоря о различных маэстро, я не ставил себе целью дать исчерпывающие характеристики их, но отмечал лишь различия в их игре с точки зрения ведения атаки. Тема велика, места мало.Поэтому я должен ограничиться наиважнейшим и коснуться лишьтех из великих мастеров, в ведении атакикоторых имеются какие-либо характерные особенности. Мы видели эволюцию атаки в разные эпохи. Мы видели её безраздельное господство в классический период, мы видали упадок её в следующие эпохи, – то вследствие осторожности,то вследствиебоязливости, – видим современноенам блестящее возрождение её. Старинныеидеалы эпохи бури и натиска опять заняли центральноеместо в шахматном творчестве: быть может, мы увидим и Морфи наших дней, быть может, он уже среди нас. Нужно лишь поискать его». ВЕНА, октябрь 1926 г.
СТАТЬЯ Р. ШПИЛЬМАНА «ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ФИГУР».
«Общеизвестно, что для овладения стихией шахмат необходимо, прежде всего, уметь правильно оценивать позицию. Лишь тогда, когда шахматист вполне усвоил себе элементы оценки позиции, когда он уже в состоянии не только рассчитать варианты позиции, но и уяснить себе её требования, лишь тогда может он рассчитывать на дальнейшие успехи и стать даже мастером. Сухой шахматный «калькулятор» далеко не уйдет. Точный расчет, в сущности, необычайно труден, отнимает много времени и крайне неблагодарен. Настоящий мастер уделяет гораздо меньше сил расчету, чем это принято думать, и в значительной мере полагается на свое чутье. Он приступает к точному расчету лишь тогда, когда чутье подсказывает ему, что в воздухе нависли комбинации. Правильное понимание позиции необычайно важно. Это дается лишь опытом, отнюдь не врожденным чувством! Степень его зависит как от личных способностей, так и от усердия, с которым шахматист отдается своему искусству. Словом — позиционное чутье можно в себе развить! Для оценки позиции по чутью, прежде всего, требуется иметь представление об относительной ценности фигур. Каждый начинающий знаком, конечно, с абсолютной ценностью фигур, он знает, что ферзь равен двум ладьям, что слон и конь равноценны, что три пешки являются компенсацией за легкую фигуру. И всё же он знает ещё очень мало, так как эта абсолютная шкала ценностей служит лишь для первой грубой ориентировки в позиции! Ввиду того, что каждая позиция является комплексом из нескольких фигур, то очень редко случается, что эти фигуры действуют именно с той силой, которая приписывается им шкалой ценностей. Обыкновенно фигуры мешают друг другу, нападают или защищают, занимают господствующее или скомпрометированное положение, так что их сила в данной боевой обстановке становится относительной и колеблется с каждым ходом. Позиционное чутьё и состоит в умении правильно определять относительную ценность фигур. Относительная ценность фигур допускает бесконечные колебания, являет бесчисленные оттенки. Невозможно дать шкалу для ее определения, однако можно привести примеры, которые явятся отправными точками для выработки более или менее правильной оценки позиции. К сожалению, рамки журнальной статьи лишают нас возможности подробно разработать эту обширную тему. Мы приведем примеры лишь на те, случаи, которые кажутся нам наиболее важными. Мы не коснемся случая «борьбы однородных фигур», который все же менее труден, и начнем сразу с «борьбы разнородных элементов». Шахматисту часто предстоит трудный выбор, когда представляется, возможность получить в результате какой-нибудь операции ту или иную компенсацию, и он не знает, даст ли эта операция выгоду или нет. Часто чрезвычайно трудно сделать правильный выбор. В этих случаях требуется большая логичность мышления и тонкое позиционное чутье. В дальнейшем мы займемся подобными случаями. 1. КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ФЕРЗЯ. Ферзь — сильнейшая фигура, за него возможны различные компенсации. Обыкновенно считают его равным двум ладьям. Практика, однако, говорит за то, что две ладьи обыкновенно сильнее ферзя, хотя этого преимущества не всегда достаточно для выигрыша. Выигрыш возможен, например, в том случае, если ладьи содействуют продвижению проходной пешки. В то время как ладьи почти всегда добиваются, в конце концов, превращения пешки в ферзя, ферзь с проходной пешкой выигрывает лишь в исключительных случаях. Двум ладьям обыкновенно удается сдвоиться позади проходной пешки и завоевать её или же, сдвоившись по горизонтали, препятствовать её продвижению. В этих случаях две ладьи настолько сильны, что они являются компенсацией даже за ферзя и две соединенные проходные пешки, если только им удалось сдвоиться позади пешек до того, как те успели продвинуться слишком далеко, и если им удалось отрезать неприятельского короля. В практической партии часто представляется, возможность разменять ферзя за две ладьи и наоборот. Здесь очень важно представить себе дальнейшую обстановку и посмотреть, у кого будут лучшие перспективы — у ладей или у ферзя. Тот, кто отдает ладьи, должен помнить о том, что в общем две ладьи несколько сильнее ферзя при прочих равных условиях. Рассмотрим следующее положение:
Чигорин - Яновский
Ход белых
Белые стоят плохо ввиду опасного положения короля. Кроме того, чёрные могут использовать линию «е». Бить на с7 нельзя: на С:с7 последует Лес8 с решающей связкой, после Ф:с7 у чёрных есть решающая комбинация — 1...СеЗ 2.Kрb1 Л:b2 3.Kр:b2 Фb4 4.Kpa1 C:f4, затем Се5, Лb8 и т. д. Чигорин решился поэтому сыграть: 1.Л he 1. Это предложение размена не приходится порицать, так как у белых всё равно плохое положение. Но если нет необходимости нападать на ферзя, вызывая размен, то не надо вообще помышлять об этом. Этот размен почти всегда выгоден для того, кто в конечном итоге остаётся с двумя ладьями, так как он почти всегда овладевает какой-нибудь открытой линией. 1... Ф:е1 2.Л:e1 Л:е1 3.Kpd2 Ле6. Ладья по особым причинам отходит назад: слон с5 должен быть защищен хотя бы косвенным путем. Теперь угрожает Лd8 и т. д. Чёрные могли через несколько ходов форсировать выигрыш, однако упустили эту возможность, и белые сопротивлялись до 99- го хода. Затяжной эндшпиль пришел к следующему нужному для нас положению:
Пример беспомощности ферзя! Он должен сопровождать две — правда, разъединенные — проходные пешки, между тем как абсолютно невозможно взять барьер — 6-ю горизонталь. Тем временем неприятельская пешка «h» неудержимо продвигается. Чигорину удалось ещё отдать за пешку «h» обе свои пешки, но после этого решила партию пешка «g». Нередко случается, что один из противников, овладев с самого дебюта атакой, связанной подчас с жертвами, получает возможность «выиграть» ферзя за две ладьи. В этих случаях выражение «выиграть» почти всегда уместно. Ладьи, которые должны заменить потерянного ферзя, обыкновенно ещё не развиты и не активны. Нападающий получает, как правило, возможность приобрести преимущество, пока подоспеют неприятельские ладьи. Обычно это преимущество выражается в завоевании пешек или же в комбинированной атаке ферзя и пешки. Следующая партия является классическим примером. Она игралась в международном турнире в Вене (1882 г.). Чигорин - Мэкензи 1.е4 e 5 2. d 4 e:d4 3. Ф: d 4 К c 6 4.ФеЗ g 6 5. Cd 2 Cg 7 6.КсЗ d 6 7. f 4 Kge 7 8. 0-0- 0 Се6 9. К f 3 Ф d 7 10. Kd 5 0-0-0 11.СсЗ С:с3 12.Ф:сЗ К b 8 13.ФаЗ C: d 5 14. e: d 5 Ф f 5 15. g 3 K: d 5 16. Kd 4 Ф d 7 17. Kb 5 c 6 18. K: a 7+ Kpc 7 19. Л: d 5 c: d 5 20. Cb 5 Фе6 21. ФсЗ+ Кр b 6 22. Ле1 Кр:а7 23.Л:е6 f: e 6 24.ФеЗ+ Кра8 25.ФаЗ+ K а6 26.С:а6 b:а6 27.Ф:а6+ K р b 8 28.Ф b 6+ Крс8 29. b 4 Л he 8 30.Фа7!, и белые выигрывают.
Заключительное положение поучительно и подтверждает сказанное выше. Преимущество белых выражается в лучшей позиции, а не в лишней пешке. Представим себе, что у белых нет пешек «а» и «g»,— они выиграли бы всё равно с такой же легкостью, так как комбинированная атака ферзя и пешки решает. Позиции, этого рода часто встречаются на практике. Их отличительные признаки: у нападающего обеспеченная позиция короля, активный ферзь и, обычно, проходная пешка на том фланге, где ведётся атака; защищающийся материально не слабее, но у него обнажён король, а его ладьи или не развиты или же обеспечены на пассивность, тогда как им, в первую очередь, необходимо заменить королю недостающие и прикрывающие его пешки. Нападающий почти всегда выигрывает. Также довольно часто, но всё же реже, чем размен ферзя за две ладьи, встречается случай размена ферзя за ладью, легкую фигурзу и одну или две пешки. Здесь часто очень важно иметь в виду — является ли компенсирующая лёгкая фигурза слоном, или конем. Слон в этом случае, безусловно, сильнее. Если, кроме того, имеются две хорошие лишние пешки, а игра в остальном равна, то ферзь сверхкомпенсирован, и у обладателя Л+С+2 пешки явное преимущество. При соотношении Ф против Л+С+пешка шансы приблизительно равны, а против Л+K+пешка ферзь оказывается несколько сильнее. Достойно внимания, однако, что эти разменные операции редко предпринимаются без настоятельного к тому повода. По-видимому, причина заключается в том, что сила ферзя обычно переоценивается. Таким образом, на размен ферзя идут лишь в том случае, если он обещает прямую выгоду. Примеры, когда один из противников отдаёт ферзя за Л+K+пешку лишь для того, чтобы осложнить игру и сбить противника с проторенных путей, крайне редки. Приведем пример, в котором в совершенно равном положении отдаётся ферзь за Л+С+пешку.
Ильин-Женевский - Эм. Ласкер Москва, 1925г.
Ласкер со своей неисчерпаемой изобретательностью в области тактических тонкостей предпринимает очень интересный размен, при котором он, в сущности, ничем не рискует.
1... Ф:а2! Характерно для стиля Ласкера! Он всегда ставит противника перед новыми задачами. 2.Ла1. Необходимо, иначе белые просто останутся без пешки. 2… Ф:b2 3.Лfb1 Ф:b1 4. Л:b1. Выиграли ли белые ферзя? Ни в коем случае! Произошёл размен равноценного материала. И все же ход Ф:а2 заслуживает восклицательного знака и вот почему: если чёрные меняют ферзей, то белым удастся сыграть с2—с4 с хорошим эндшпилем; если же чёрные отходят ферзем, то белые с ещё большей силой играют с2—с4, угрожая зажать противника. Это было бы крайне неприятно, так как у чёрных не видно контршансов. Итак, надо упростить игру, и Ласкер упрощает её, однако таким способом, который даёт ему больше контршансов, чем прямой размен ферзей! Дело в том, что развитие белых не выигрывает от размена (как это было бы после Ф:d2), а напротив — ухудшается, так как их ладья попадает на b1, где она стоит бесцельно, кроме того, чёрные получают после с2—с4 хорошее поле b4, наконец, у них ещё психологический шанс, что выбитый из колеи противник не сумеет приноровиться к новому порядку вещей и, может быть, допустит ошибку. Эта спекуляция действительно оправдалась. Ильин-Женевский не знал, какой ему избрать план игры, и, сбитый с толку, действительно сделал через несколько ходов крупную ошибку, стоившую ему партии. Иногда встречается возможность разменять ферзя за три легкие фигуры. В этих случаях для оценки позиции особенно важно, удастся ли занять лёгкими фигурами хорошие позиции, будут ли в их распоряжении опорные пункты. Два слона и конь сильнее, чем два коня и слон, ио и в последнем случае три лёгкие фигуры следует предпочесть ферзю, хотя в чисто материальном отношении они не сильнее его. Они просто дают гораздо больше практических шансов. Следующие два примера иллюстрируют эту тему.
Тарраш - Шпильман
В этом положении я сыграл: 1… Kb 4! У белых нет ничего лучшего, как брать коня. Теперь я разменял три легкие фигуры за ферзя.
2.Ф: b 4 Kd 4! 3.Ф: d 4. Вынужденно, иначе чёрные после К:е2 выигрывают качество. 3… C: d 4 4. K: d 4 Л f с8! У белых далеко продвинутые пешки, фигуры же их находятся позади пешек, лишены опорных пунктов, плохо защищены и являются удобными объектами атаки для ферзя. Комбинация, основанная на чисто позиционных предпосылках, действительно вполне оправдалась: вскоре я выиграл одну из белых фигур. 5.Л:с8 Л:с8 6. Лf2 ФaЗ 7.Ле2 Лс1! 8.С:с1 Ф:с1 9.Kf3. Коня d1 не спасти, так как на 9.Ле1 последует 9... Фс5!, после чего теряется конь d4. Я взял коня d1, выиграл в дальнейшем пешку «а», после чего мой противник сдался. Этот пример четко демонстрирует перевес ферзя над тремя легкими фигурами, лишенными опорных пунктов, а следующий пример показывает бессилие ферзя перед тремя хорошо защищенными фигурами.
Берн – А. Рабинович
У белых несомненное преимущество: кроме атаки они угрожают ещё выиграть пешку е6 после размена на f8. Рабинович, полагая, что нашел способ хитроумно парировать эту угрозу, сыграл: 1… Cd 6 2.С: f 8 К f 4. Теперь пешка е6 защищена, ферзь белых под ударом, и чёрные, по-видимому, выигрывают темп, чтобы взять на f8, после чего они стояли бы вполне удовлетворительно. 3.C:d6! С:е4 4. С:е4. Положение чёрных теперь трагично. Три лёгкие фигуры здесь гораздо сильнее ферзя, так как они занимают превосходные опорные пункты. Дальнейшее течение партии курьезно: 4… Kd 5 5.Сс5 Л b 8 6.Л d 2 Л d 7 7.Лс1 g 4 8. Ke 1 Kf 4 9. Kd 3 K: d 3 10. C: d 3 Лс8 11. Лс d 1 Л b 8 12. K еЗ Kph 8 13.С:а6 Фс7 14.Сс4 Ф c 6 15. b З h 5 16. K с2 h 4 17. K: b 4 Ф b 7 18.С:е6 h З 19. d 5 Л g 7 20. Kd 3 Ле8 21. Kf 4 g 3 22. f: g 3 h: g 2 23. Cd 4 Л f 8 24. С h З Л ff 7 25. C: g 2 Ф b 8 26. Ле2 Л g 4 27. Л d е1 Ф b 4 28.С b 2 K р h 7 29. Kph 1 Л g 8 30.Л d 1 Л d 8 31.Ле4 Ф b 6 32.Ле6 Ф f 2 33.С: f 6 Лс8 34.Ле2 Ф b 6 35. Cd 4
Фа6 36.Ле6 Ф:а2 37.Се4+ Kpg 8 38.Л h 6 Л f с7 39. Cg 6 Лg7 40. C: g 7 Kp: g 7 41.Л h 7+ Kpg 8 42. d 6 Ф: b З 43. Cf 7+. Черные сдались. Могут встретиться исключительные случаи, когда даже две фигуры заменяют ферзя. Конечно, в большинстве случаев при этом имеют в виду какую-нибудь определенную комбинацию. Следующий пример, однако, иллюстрирует возможность выгодной отдачи ферзя за две фигуры по чисто позиционным причинам. Шпильман - Меллер
Я сыграл на предыдущем ходу Кd2 в предвидении атаки Cg4. Теперь же я озадачил противника следующей жертвой ферзя: 1. K:е4! C: f 3 2. K: f 3 Ф h 6 3. Kf 6 Kpd 8 4. h 4 Се7 5. K: g 5 Ф g 6 6. K: d 5. Кони белых свирепствуют. Чёрные плохо развиты, ферзь не имеет хорошей стоянки, пешки теряются. Очевидно, что две фигуры здесь активнее ферзя. 6… C: g 5 7. h: g 5 Фс2. Ферзь стоит здесь плохо, но и при 7... Kе7 белые удерживают преимущество: 8.K:f4 Фf5 9.Cd3 Фd7, и у белых приятный выбор между хорошими продолжениями вроде Се4 или СеЗ или же Kh5 и т. д. У них уже два слона и две пешки за ферзя, и тем самым полный эквивалент. В партии последовало: 8.Се2 K е7 9. K: f 4 с5? 10.Л h З c: d 4? 11.Л d З K рс7 12. Cd 1 и белые выиграли. Итак, мы рассмотрели практически важные случаи компенсации за ферзя. 2. КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ЛАДЬЮ. Возможности компенсаций за ладью выражаются в формулах: С+пешки и К+пешки. В эндшпиле случается, что одни пешки компенсируют ладью, что в миттельшпиле встречается сравнительно редко. Во всяком случае, это всегда соединенные и продвинутые проходные пешки, не только равные по силе ладье, но подчас и сверхкомпенсирующие её. Мы не будем специально заниматься этим последним случаем, так как он относится скорее к области комбинации и к тому же общеизвестной.
Обычно борьба происходит вокруг превращения пешки. Разница в ценности лёгкой фигуры и ладьи называется «качеством» и равна приблизительно ценности половины легкой фигуры. Мы видели уже, что ферзь приблизительно равен двум ладьям или трем легким фигурам; следовательно, две ладьи приблизительно равны трём легким фигурам, а одна ладья - полутора лёгким фигурам. Чтобы скомпенсировать перевес качества, нужны пешки. Но так как три пешки приблизительно равны, как известно, лёгкой фигуре, то качество нельзя точно компенсировать пешками. Лёгкая фигура и пешка несколько слабее, лёгкая фигура и две пешки несколько сильнее, чем ладья. Шахматист, жертвуя или принимая жертву качества, должен всегда точно исследовать положение, может быть еще точнее, чем когда дело идет о размене ферзя на различные виды компенсации. Компенсация за ферзя поддается точному учёту, по крайней мере, с материальной стороны, тогда как качество никогда не компенсируется вполне точно в материальном отношении: здесь первенствующую роль играют остальные признаки позиции. Точно учитывая последние, можно дать себе отчёт, достаточны ли лёгкая фигура и одна пешка за качество или же необходима ещё вторая пешка. Встречаются и такие положения, где даже две пешки не являются компенсацией за качество. Попытаюсь поэтому дать несколько советов. Слон в качестве фигуры, компенсирующей ладью, безусловно, сильнее коня. Превосходство слона над конем проявляется здесь гораздо явственнее, чем в прямой борьбе слона и коня, где обычно это превосходство редко удается доказать; подчас конь оказывается даже сильнее слона. В нашем же случае со слоном в качестве компенсирующей фигуры часто достаточно даже одной пешки, чтобы уравновесить качество, в особенности тогда, когда у отдавшего качество имеются два слона. Если же компенсирующей фигурой является конь, то одной компенсирующей пешки обычно оказывается недостаточно, за исключением закрытых позиций, где конь занимает доминирующее положение, например на е4 или е5. Силу такого централизованного коня в особенности подчеркивал Тарраш. Особое внимание при разменах за компенсацию следует, конечно, обращать на атаку. Очевидно, что такая сама по себе выгодная операция, как отдача ладьи за С+2 пешки, не имеет смысла, если противник получает при этом атаку. Но если атака у отдающего качество сохраняется, то в этом случае выгодны даже такие операции, как размен ладьи за К+пешку. Достаточно ясно и то, что отдавать качество можно лишь тогда, когда у тебя сохраняется крепкая, обороноспособная пешечная позиция. Нельзя забывать, что ладья — тяжёлое орудие, обладающее огромной разрушительной силой, если ей удаётся вторгнуться в расстроенное пешечное расположение. Существенно, также и то обстоятельство, сохраняется ли после отдачи качества одна ладья или нет. Если раньше произошёл размен одной ладьи, то в этих случаях следует соблюдать особую осторожность, так как в эндшпиле слон и две пешки часто беззащитны против ладьи, а конь и две пешки против ладьи проигрывают почти всегда в этой стадии, за исключением, конечно, тех случаев, когда у обладателя ладьи нет пешек или когда компенсирующие пешки - соединенные проходные и далеко продвинутые. Причина превосходства ладьи в эндшпиле в том, что с помощью короля и ладьи и здесь можно предпринимать прямые атаки на короля, тогда как лёгкая фигура, хотя бы и
поддержанная двумя пешками, крайне редко представляет угрозу для короля. Выгоднейший для отдающего качество случай тот, когда у него остаются ладья и два слона против двух ладей и коня. Эго соотношение сил вообще равноценно даже без компенсирующих пешек. Этот взгляд особенно отстаивал Тейхман, а Тарраш пошел ещё дальше, утверждая, что у обладателя двух слонов — преимущество и без компенсирующих пешек. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих проблему компенсации за качество. Мароци - Рубинштейн
Ход чёрных.
Белые угрожают с виду неотразимой атакой; слоны сЗ и d3 расположены грозно, а у чёрных, несмотря на хорошее развитие, не видно контригры. Рубинштейн, однако, тонко консолидирует свою позицию, отдавая качество за слона и пешку. 1…Л: d З 2.Л: d З Се4. Теперь белые вынуждены либо отдать качество (Лd4), либо примириться с потерей пешки с4. Эта пешка очень важна, так как она отнимает у неприятельских фигур важное центральное поле d5. После её устранения чёрный ферзь с силой войдёт в игру. И, наконец, у
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.172 с.) |