Внутренний монолог включает в себя следующее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренний монолог включает в себя следующее



• Раздумья по поводу своей следующей реплики.

• Раскаяние по поводу уже сказанных вами слов или совершенных действий: достаточно ли вы были адекватны? Не поспешили ли вы? Не опоздали ли? Не выглядите ли вы глупо? Не слишком ли робко вы себя повели? Не слишком ли нагло? Не перестарались ли вы? И т. д.

• Попытки интерпретировать действия или слова других людей: не скрывают ли они что‑либо от вас? Нравитесь ли вы им? Не ненавидят ли они вас? Не пытаются ли они от вас избавиться? Не считают ли они вас глупым? Не считают ли они вас некрасивым? Все, что заставляет вас задаваться вопросом о том, как вы выглядите в глазах другого человека.

• Воспоминания о прошлых событиях, связанных с другим человеком, или об истории, произошедшей в сходных обстоятельствах.

• Вашу предвзятую и параноидальную интерпретацию того, что другой человек пытается вам сказать (пока другой человек продолжает говорить).

• Все, что вы хотели подвергнуть цензуре, когда говорили. Слова в вашей голове могут быть непристойными, неполиткорректными, неуместными, ядовитыми, осуждающими, параноидальными или глупыми. В конце концов, вы единственный, кто знает, что у вас в голове на самом деле.

 

Использование слов «ты» или «вы» придает ВНУТРЕННЕМУ МОНОЛОГУ направленность и интерактивность

Внутренний монолог должен быть всегда сформулирован таким образом, чтобы касаться другого человека. Внутренний монолог – это не разговор с самим собой. Это коммуникация между людьми. Он создает безмолвное взаимодействие. Пишите ваш внутренний монолог так, чтобы установить взаимодействие между вами и другим персонажем (персонажами). Адресуя свои мысли другим людям, всегда используйте местоимения «ты» или «вы», вместо того чтобы мысленно обращаться к себе, говоря «он», «она» или «они».

 

Например, вот так неправильно:

• «Почему она смотрит на меня так странно? Не думает ли она, что я сумасшедший?»

 

Местоимение «она» порождает самокопание, которое заставляет актера играть в вакууме.

 

А вот так – правильно:

• «Почему ты смотришь на меня так странно? Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?»

 

Этот интерактивный внутренний монолог также может помочь вам создать определенное сценическое поведение. Вспомните, как вы двигаетесь и какое у вас выражение лица, когда вы думаете: «Я же совершенно не подхожу для выполнения этих обязанностей! Нанять меня было бы с вашей стороны большой ошибкой», в то время как вслух вы произносите: «Я думаю, что вряд ли кто‑нибудь справится с этой работой лучше меня, и я уверен: ваша компания очень выиграет, если вы возьмете меня на работу».

 

Подобно произносимым вслух репликам, требующим ответа от другого человека, ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ может быть использован для получения реакции от вашего партнера по сцене.  

 

Внутренний монолог помогает вам работать над созданием отношений, даже если вы ничего не говорите. Зрители смогут уловить суть происходящего благодаря внутреннему монологу актера. Разница между тем, что вы на самом деле думаете, и вашими словами рождает в нас отклик и заставляет сопереживать вам. Мы будем отождествлять себя с вами, поскольку мы очень редко озвучиваем то, что действительно происходит у нас в голове. Произнеся вслух то, о чем мы действительно думаем, мы иногда можем сами себе помешать достичь желаемого. Когда мы хотим что‑то сказать, мы формулируем это так, чтобы добиться нужного нам ответа. Если вы хотите с кем‑нибудь переспать, вы не можете просто так сказать: «Эй, ты, я тебя хочу!» Вместо этого вы говорите человеку комплименты, угощаете его, демонстрируете свою чуткость, способность к пониманию и все свое обаяние, притворяетесь, что действительно внимательно слушаете его болтовню, и вообще тратите уйму времени на разговоры о вещах, которые вас нисколько не интересуют. Когда персонаж Джека Николсона по имени Мелвин Адал в фильме «Лучше не бывает» приходит к Кэрол Коннелли (Хелен Хант) в ресторан, где она работает официанткой, они разговаривают о здоровье ее сына‑астматика. Пока Кэрол говорила о серьезных проблемах сына со здоровьем, у Джека (игравшего роль Мелвина) в голове происходил внутренний монолог, никак не затрагивающий тему болезни ее сына. Если вы посмотрите на то, как Джек слушает Кэрол, вы поймете по его поведению, что он думает о несколько более сомнительных вещах. Разумеется, Мелвин не может сказать ничего, что хоть как‑то затрагивает тему любовных отношений, – это было бы с его стороны слишком грубо и бесцеремонно, – но ничто не мешает ему об этом думать. Этот внутренний монолог не только показывает Мелвина как живого человека со всеми его недостатками, но и создает притяжение между двумя персонажами.

Еще один внутренний монолог, который может быть вам хорошо знаком, происходит, когда вы спрашиваете кого‑то: «Тебе не кажется, что я немного располнела? Такое впечатление, что я прибавила пару кило». Но при этом ваш внутренний монолог направлен на то, чтобы заставить другого человека вас в этом разуверить. Вы думаете про себя: «Пожалуйста, просто скажи, что я выгляжу похудевшей… Знал бы ты, чего мне стоило все это время изнурять себя этой мерзкой диетой…»

 

Вы должны записать свой ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ в том виде, в котором он реально звучит в вашей голове

 

Это означает, что, даже если вы всю жизнь изучали философию, мысли в вашей голове будут так же просты, безыскусны, примитивны и банальны, как у всех. Иногда наш внутренний диалог настолько примитивен, что кажется бессвязным лепетом маленького ребенка. Обычно мы все усложняем и рационализируем, только когда говорим вслух. То, что мы говорим, и то, что мы думаем, – это совершенно разные вещи, а иногда и прямо противоположные. Внутренний монолог в сценарии привязан к непрерывному кино, которое постоянно идет перед нашими глазами (то есть к внутренним объектам). Благодаря внутреннему монологу актер может наглядно показать внутреннюю жизнь своего персонажа и его истинные чувства, что заставит образ заиграть новыми красками.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ – это то, что вы не можете произнести вслух, поскольку это помешает вам решить СЦЕНИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ

 

Представьте себе сцену, в которой ваш персонаж пришел на свидание в ресторан. Его спутница невероятно привлекательна, а также

умна и образованна, чего не скажешь о вашем персонаже. Если ваша спутница поймет, насколько неуверенно и глупо вы себя чувствуете, есть шанс, что это будет ваше последнее свидание. Пример диалога.

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Это великолепный ресторан. Даже музыка великолепна.  

 

СПУТНИЦА

Да, это Моцарт. Мне кажется, что его музыка способна волновать и успокаивать одновременно.  

(Демонстрируя прекрасный слух, напевает несколько тактов.)

Ну а кто твой любимый композитор?  

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Я проголодался. Скорей бы подошел официант.  

 

А теперь давайте рассмотрим ту же самую сцену, но с участием внутреннего монолога, демонстрирующего, о чем вы действительно думаете и что чувствуете; внутреннего монолога, наполненного вашими страхами, беспокойством и переживаниями по поводу вашей недостаточной сообразительности. Записывайте внутренний монолог в кавычках, карандашом, непосредственно под теми репликами, с которыми он связан.

 

ПАМЯТКА: СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, ПРЕПЯТСТВИЯ, ЗАМЕНА, ПРЕДЫСТОРИЯ и МЕСТО/ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА указываются в самом начале; ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ – под соответствующими словами; ТАКТЫ – в квадратных скобках, а ДЕЙСТВИЯ – справа от тактов; МАНИПУЛЯЦИИ – слева, а теперь еще и ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ в кавычках, внизу, через всю страницу и именно там, где должны быть ваши мысли.

 

Сцена свидания с примером ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА:

 

В. М.: «Знаешь, я хочу тебе кое‑что сказать… Я вот тут сижу смотрю на тебя как идиот и только и думаю о том, как бы не опозориться… Ты така‑а‑ая красивая. Зачем ты вообще проводишь со мной время? Так, чувак, прекрати ныть, настройся на позитивный лад и срочно скажи что‑нибудь умное…»

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Это великолепный ресторан. Даже музыка великолепна.    В.М.: «Да уж, блин, офигеть выпендрился. Вот я дура‑а‑ак… Если бы существовала тюрьма, в которую сажали бы за глупость, я бы давно отбывал там пожизненное…»

 

СПУТНИЦА

Да, это Моцарт. Мне кажется, что его музыка способна волновать и успокаивать одновременно.    В.М.: «Нет, только не это! Все, что я знаю о Моцарте, – это то, что он немец… ой, или австриец? Или швейцарец… Ну почему ты такая сексуальная, а я такой тупой? Пожалуйста‑пожалуйста‑пожалуйста, ради всего святого, не спрашивай меня больше ничего о классической музыке…» (Демонстрируя прекрасный слух, напевает несколько тактов.)

Ну а кто твой любимый композитор?  

В.М.: «Что?! Да понятия не имею! Срочно, срочно сменить тему…»

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Я проголодался. Скорей бы подошел официант.    В.М.: «Ну да, ну да, будем считать, что никто ничего не заметил. Может быть, ты настолько тупой, что думаешь, будто ловко выкрутился? Любой жалкий неудачник справился бы лучше. Блин, я так навсегда останусь один…»

 

…и так далее.

 

Как вы можете убедиться, внутренний монолог наделяет созданный вами образ человеческими слабостями. Это делает вашего персонажа более близким и понятным зрительской аудитории, поскольку зрители скорее проникнутся сочувствием к человеку, демонстрирующему тревогу и неуверенность в себе, чем к бесстрашному и самоуверенному.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ заставляет вас прилагать еще большие усилия для решения СЦЕНИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

 

Произносимые вами слова настолько отличаются от того, что вы на самом деле думаете, что это заставляет вас переигрывать, пытаясь заставить другого человека поверить в то, что вы говорите чистую правду. На вечеринке вы всегда можете распознать двух людей, которые по‑настоящему друг друга ненавидят. Они говорят друг другу что‑то вроде: «Ну наконец‑то! Ужасно рад тебя видеть!

Здорово выглядишь! Нам непременно надо как‑нибудь встретиться. Давай пообедаем вместе!» – «Черт, я уж надеялся, что больше тебя не увижу. Никогда не забуду, что ты мне сделал. Ты отвратителен! Если мы будем вынуждены есть за одним столом, боюсь, меня стошнит прямо на твою мерзкую рожу!» Таков закон равновесия: чем громче и радостнее люди здороваются, тем сильнее их ненависть друг к другу.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ показывает, что вы на самом деле чувствуете, но не можете сказать, поскольку боитесь последствий

 

Представим себе сцену, где ваш персонаж подвергается несправедливому выговору со стороны своего начальника, редактора газеты.

Вот сам диалог.

 

РЕДАКТОР

Статья, которую ты написал, чудовищна – десятилетний ребенок справился бы лучше.  

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Спасибо, сэр. Я ее доработаю.  

 

РЕДАКТОР

Отлично. Если тебе будет нужна помощь, мой ассистент Эдна с тобой поработает.  

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Эдна – отличный сотрудник. Здравое предложение.  

 

РЕДАКТОР Теперь убирайся отсюда и забери свою писанину.  

 

Ваш внутренний монолог может разворачиваться примерно так:

 

РЕДАКТОР

Статья, которую ты написал, чудовищна – десятилетний ребенок справился бы лучше.  

«Ты бездарная задница. Что ты вообще знаешь о журналистике? Ты проводишь больше времени с бутылкой, чем за монитором».

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Спасибо, сэр. Я ее доработаю.  

«  Да, спасибо за бессонные ночи. Спасибо за то, что меня уже тошнит от самого себя. И за то, что благодаря тебе я мечтаю о самоубийстве».

 

РЕДАКТОР

Отлично. Если тебе будет нужна помощь, мой ассистент Эдна с тобой поработает.  

«Эта шлюха? Да‑а, она поможет…»

 

ВАШ ПЕРСОНАЖ

Эдна – отличный сотрудник. Прекрасное предложение.  

«Эдна – отличный работник, о да. Она колени себе уже стерла, чтобы это доказать».

 

РЕДАКТОР Теперь убирайся отсюда и забери свою писанину.  

«Надеюсь, ты сдохнешь медленной и мучительной смертью!..»

Очевидно, что ваш персонаж не может сказать то, что он на самом деле думает, чтобы не потерять работу.

 

Когда вы видите в сценарии скучный, банальный разговор, наш ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ может добавить остроты.  

 

Неуместные, пошлые, запретные мысли делают эти разговоры значительно более захватывающими. Каждый раз, когда мы проводим время с представителем противоположного пола (или пола, к которому нас влечет), мы склонны рассматривать этого человека в сексуальном контексте. Мы думаем о том, каково будет поцеловать его, каков он в постели и т. д. Даже если между вами и другим актером нет никакой химии, ваша задача – ее создать. Сексуальность – это мощная естественная сила, с которой связан каждый человек и которая способна оживить самую скучную сцену.

Когда я была актрисой, у меня был друг, которому досталась эпизодическая роль в спин‑оффе[6] сериала «Все в семье» под названием «У Арчи Банкера». Делая заказ у симпатичной официантки, он должен был произнести фразу: «Мне, пожалуйста, стейк». Мой друг, не будучи знаком с поговоркой: «Не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры», вкладывал в прочтение этой реплики ровно столько эмоций, сколько, по его мнению, заслуживала фраза из трех слов. Кэрролл О’Коннор, звезда сериала, подошла к нему и прошептала ему на ухо:

– Слушай, как по‑твоему, девчушка, которая играет официантку, ничего?

– Ну да! – ответил мой друг.

– Ты бы хотел с ней переспать? – спросила О’Коннор.

– А то!! – воскликнул мой друг, вложив в это весь свой тестостерон.

– Тогда, когда произносишь эту свою реплику, «Мне, пожалуйста, стейк»…

– М‑м?

Мой друг ждал, когда О’Коннор продолжит.

– Воспользуйся ей!

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ дает информацию, которую реальный диалог предоставить не может, помогая вам заслужить право на то, что с вами должно произойти далее по сценарию; нечто, что не может быть сказано вслух, поскольку время открыть тайну еще не пришло.  

 

В одной из первых сцен фильма Нила Лабьюта «Твои друзья и соседи» происходит званый обед в доме персонажей по имени Мэри и Барри, которые недавно переехали в деревню, поскольку им надоела городская жизнь. В одной из сцен Мэри расписывает все прелести загородной жизни – как она рада, что они переехали, как изменилась ее жизнь и насколько улучшились ее отношения с Барри. Она говорит об этом, несмотря на тот факт, что она абсолютно несчастна. Она скучает по своим друзьям и по своей бывшей жизни, которая была неразрывно связана с работой. Мэри также обнаружила, что, несмотря на то что одной из причин для переезда была возможность проводить больше времени с Барри, она теперь проводит с ним слишком много времени.

В фильме беспокойство Мэри в конечном итоге приводит к тому, что она изменяет своему мужу с красавчиком Кэри (Джейсон Патрик). Когда мы подбирали внутренний монолог Мэри для этой сцены, я сказала Эми Бреннеман, которая играла Мэри, что она должна почувствовать в этот момент страстное влечение к Кэри, и это поможет ей более убедительно сыграть супружескую измену в последующих сценах. Мы решили, что, когда Мэри говорит о своем решении переехать за город, ее внутренний монолог должен выглядеть примерно следующим образом: «Я ненавижу это место. Нет, “ненавижу” – это слабо сказано. Меня уже тошнит от него. Барри превратился в скучного сельского жлоба». Подобный ход мыслей прерывается, когда Мэри (Эми) замечает Кэри (Джейсона) и думает: «Ты такой классный. Я бы так хотела [описание самой сокровенной эротической фантазии Эми]». И хотя слова, которые Мэри произносит, вообще никак не касаются ее отношений с Кэри – прошлых, настоящих и будущих, использование внутреннего монолога приводит к тому, что переживания и чувства Мэри становятся очевидны для как для Кэри, так и для зрителей. Использование внутреннего монолога в этой сцене позволяет добиться сразу двух вещей. Во‑первых, благодаря внутреннему монологу Мэри (Эми), не говоря ни слова, сообщает Кэри (Джейсону), что она хочет его. Таким образом, она дает ему безмолвное разрешение начать предпринимать активные действия, на которые он бы иначе не осмелился, поскольку она замужем и кажется недоступной. Люди вообще обычно не начинают к кому‑то приставать, если не чувствуют, что их шансы не быть отвергнутыми достаточно велики. Во‑вторых, демонстрируя страсть, разгорающуюся между двумя персонажами, внутренний монолог предвосхищает грядущие события, позволяя зрителям угадывать их.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ дает вам возможность что‑то сказать, даже когда вы молчите

 

В театральных пьесах и особенно в фильмах существуют сцены, в которых вообще нет диалога или другой персонаж произносит длинный монолог, а вы слушаете. Вместо того чтобы просто стоять, чувствуя себя звукоотражателем (и выглядеть соответственно), вы можете слушать активно благодаря внутреннему монологу. К примеру, в фильме «Неверная» Дайан Лэйн столкнулась с задачей изобразить чувства своего персонажа Конни Самнер по поводу ее первой измены мужу с молодым любовником, которые обуревают ее, пока она в тишине едет на поезде домой. Она должна была передать ликование, чувство вины, гнев, грусть, желание повторить эту встречу и желание остаться одной – все те переживания, которые вызвало у ее персонажа это событие. С помощью внутренних объектов и внутреннего монолога мы, зрители, видим игру этих противоречивых эмоций на лице Дайан и в ее движениях. Дайан заставляет нас почувствовать себя в ее шкуре, переживая это событие и ее мысли и эмоции, которые с ним связаны.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ может придать смысл и размах тем моментам в сценарии, которые кажутся банальными и незначительными

 

Когда вы разбираете сценарий, не должно быть таких моментов или фрагментов диалога, которые показались бы вам не стоящими вашего внимания. Когда ставки высоки, даже случайно брошенный взгляд имеет смысл: вы в полушаге от победы, сейчас или никогда. Ни к чему нельзя относиться с пренебрежением, поскольку, если вы отнесетесь к чему‑то с пренебрежением, зрители поступят точно так же.

Например, во многих сценариях есть момент, когда персонаж поет с кем‑то хором. Это может быть как что‑то достаточно невинное вроде «Happy Birthday», так и разнузданные пьяные вопли во время вечеринки. Ваша задача – придать самому этому событию и словам песни некий более личный, более значимый для вас смысл. В фильме «Их глаза видели Бога», исполнительными продюсерами которого стали Опра Уинфри и Куинси Джонс, есть сцена, где жители маленького города поют хором. Действие в фильме происходит в начале ХХ века; это история Дженни (ее роль играет Хэлли Берри), молодой женщины, которая за всю свою жизнь не видела от окружающих ничего кроме давления, критики и стремления контролировать каждый ее шаг. Она встречает Джо Старкса, который обещает ей новую жизнь, удивительную жизнь, полную свободы и новых открытий. Джо зовет ее в Итонвилл, первый город в Америке, управляемый, по словам Джо, «цветными, которые держатся вместе. Которые создали свой собственный город». Она отправляется с ним, и когда они прибывают в Итонвилл, то обнаруживают, что там как раз требуются настойчивость и умения Джо, чтобы создать самый настоящий город. Джо становится официально избранным мэром города, а Дженни – первой леди. И вот в Итонвилл на грузовике компании «Сирс и Робак» прибывает первый уличный фонарь. Чтобы подчеркнуть важность и знаменательность этого события, мэрия организует торжественную церемонию зажигания фонаря, на которой Джо в своей речи к горожанам провозглашает Итонвилл «первым официально зарегистрированным негритянским городом Америки». Когда Эймос просит, чтобы миссис Старкс (Дженни) произнесла несколько слов, Джо его тут же перебивает со словами: «Миссис Старкс не умеет произносить речи. Я женился на ней не за это». Это опустошает Дженни. Джо обещал ей целый мир, но вместо этого поступил с ней так же, как и все остальные люди в ее жизни: погасил ее энтузиазм, заставив чувствовать себя глупой, беспомощной и неуместной. Ей не было позволено говорить. Джо заканчивает свою воодушевляющую речь перед избирателями и запевает вместе с ними песню. Озаренные надеждой лица горожан являют собой полную противоположность лицу Дженни. Джо был ее единственной надеждой на другую жизнь и счастливое будущее, и вот теперь стало ясно, что все это была ложь.

Когда мы с Хэлли разбирали эту сцену, мы очень легко смогли проникнуться переживаниями женщины, чья жизнь рушится. Но если бы мы передали зрителям исключительно ее боль и растерянность, то это бы означало, что она сдалась, признала себя побежденной. Но, когда кто‑то принимает поражение, жизнь теряет всякий смысл. Это лишает надежды не только персонажа, но и актера, а вместе с ним и зрителей. Вы как актер никогда не должны делать выбор в пользу беспомощности вашего персонажа перед жизненными обстоятельствами. Путешествие заканчивается, когда вы оставляете свои попытки и больше не стремитесь что‑то изменить даже в самой безвыходной ситуации. Чтобы Хэлли смогла взглянуть на мир глазами победителя, а не жертвы, мы первым делом обратились к ее личным проблемам, требующим от нее не терять надежды, к ситуации, которая на момент съемок этой сцены казались практически безвыходной. А затем мы создали внутренний монолог, который мог бы заставить поверить в возможность перемен к лучшему.

Закрыв глаза, она начала петь слова песни…

 

«Это мой огонек

Пусть он горит для всех…»

 

…и одновременно в ее сердце разгоралась надежда, потому что мысленно она проговаривала примерно такой внутренний монолог:

 

В.М.: Я ненавижу его, он лгал мне, как и все остальные, но отнять у меня веру в себя я ему не позволю. Я не собираюсь быть жертвой! Больше никогда. Я найду свой собственный путь, он должен где‑то быть, у меня есть надежда, во мне есть свет, и я не сдамся. Я просто не имею права – если я сдамся, я умру. Это мой огонек, я никому не позволю его снова погасить, я сделаю так, что мои надежды и мечты воссияют. Я не сдамся, я не знаю, как и что для этого должно измениться, но огонь моей души увидят все, и пусть он горит для всех, пусть он горит для всех, пусть он горит для всех!

 

Этот внутренний монолог позволил Хэлли и ее персонажу собрать силы для того, чтобы продолжать жить и не бояться неизбежных испытаний, которые ожидают ее как женщину, да еще и с темным цветом кожи. Внутренний монолог наполнил сцену, написанную для демонстрации отчаяния Дженни, совершенно новым смыслом.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ может быть грубой издевательской пародией на диалог, прописанный в сценарии

 

Это особенно касается таких утрированных ситуаций, как женские драки в мыльных операх. Подобные драки очень сложно прочувствовать и реалистично сыграть, поскольку в реальной жизни, к великому счастью, довольно редко встречаются женщины, всегда готовые вырывать волосы и выцарапывать глаза другим особям женского пола, если только вы не перенеслись мистическим образом в «Шоу Джерри Спрингера»[7]. Вместе с тем в сериалах (особенно идущих в дневное время) такое происходит просто сплошь и рядом. Шэрон Кейс, актриса, некогда получившая премию «Эмми», столкнулась с необходимостью стать в этом виде спорта настоящим профессионалом, когда получила роль Шэрон Ньюман в сериале «Молодые и дерзкие». Ее персонаж должен был драться со своей свекровью, свояченицей и бывшей лучшей подругой (которая стала бывшей после того, как переспала с ее мужем). В подобных сценах обычно происходит обмен достаточно острыми репликами, настолько скандальными, насколько это вообще возможно в дневном эфире. Когда Шэрон пришла ко мне за помощью, я посоветовала ей использовать в этой сцене внутренний монолог, чтобы помочь ей найти причину (сценическую задачу) для этой драки. Мы с Шэрон создали очень нахальный, бесстыдный и оскорбительный внутренний монолог. Мы написали его, используя весьма хлесткие выражения и информацию о личной жизни ее замены – подобные слова могли бы деморализовать даже самого сильного противника, настолько они были ядовитыми, меткими и вульгарными. Этот внутренний монолог позволил Шэрон по‑настоящему жаждать этой драки, которая иначе выглядела бы ненатурально и постановочно.

Вы можете спросить: «Что же Шэрон говорила в своем внутреннем монологе?» К сожалению, я не могу вам этого сказать. В этом вся суть внутреннего монолога: он должен быть настолько личным, настолько интимным и настолько непристойным, чтобы возникало ощущение тайны, которое заставило бы аудиторию почувствовать, что за произносимыми словами скрывается что‑то еще.

 

Персонализируя ваш ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ, удостоверьтесь, что он имеет смысл в контексте вашей СЦЕНИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ, ЗАМЕНЫ, персонализированных ПРЕПЯТСТВИЙ и ВНУТРЕННИХ ОБЪЕКТОВ

 

Из‑за самой природы внутреннего монолога, а также из‑за специфики моей работы (ее этика своей конфиденциальностью очень напоминает этику психотерапевта) я не могу рассказывать о чьей‑либо работе над внутренним монологом. Актеры должны верить, что я никогда никому не открою их секретов, чтобы иметь возможность доверять мне интимные подробности, о которых они не рассказывали даже своим родным или психоаналитикам. Я использую секреты для вдохновения, для ощущения значимости происходящего и для новых оттенков и нюансов. Использование секретов необходимо для по‑настоящему яркой и динамичной актерской игры.

Поскольку я не могу раскрыть чужие секреты, я употребляю в качестве примера использования внутреннего монолога мою собственную жизнь и мои воспоминания об отвратительном подонке, который когда‑то был моим мужем. В пьесе «Жизнь парня» есть сцена, где героиня по имени Лиза находит чужие женские трусы в своей постели, когда начинает заниматься любовью со своим парнем по имени Дон. Тот, уличенный в измене, чувствует, что должен загладить свой проступок, чтобы удержать Лизу, поскольку, несмотря на свою неверность, он ее любит. Лиза тоже его любит, но если она даст ему слишком легко сорваться с крючка, то Дон почувствует, что может сделать это снова. Так что она должна его хорошенько помучить, прежде чем простить.

 

СВЕРХЗАДАЧА: «быть любимой».

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: «заставить тебя сказать или сделать что‑то, что исправит случившееся (чтобы мы снова были вместе)».

ПРЕПЯТСТВИЯ, ПРОПИСАННЫЕ В СЦЕНАРИИ:

 

1) Дон, скорее всего, снова это сделает;

2) Дон недостаточно раскаивается;

3) обаяние и юмор Дона означают, что он привык избегать ответственности за свои плохие поступки;

4) история отношений Лизы с «плохими парнями»;

5) если Лиза будет вести себя слишком агрессивно, она может потерять Дона.

ЗАМЕНА: мой бывший муж. Человек, который, к слову сказать, изменял мне не с одной, а сразу с несколькими красотками, а еще с геем по имени Алан.

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:

 

1) мой бывший муж, судя по всему, одержим сексом, и это делает надежду на его исправление весьма призрачной;

2) мой бывший муж не особенно сожалел о содеянном, когда бывал пойман с поличным, если только я не угрожала от него уйти;

3) мой бывший муж говорил, что он раскаивается, бессчетное количество раз, продолжая изменять мне снова и снова;

4) моя вера в него подорвана, поскольку он так часто лгал мне в прошлом;

5) моя история отношений с нечестными мужчинами;

6) его история отношений с девушками, которых он обманывал;

7) и что у него, черт возьми, за сексуальная ориентация?!

ПРЕДЫСТОРИЯ: то, что произошло во время вечеринки в нашем доме, когда я обнаружила его в нашей спальне с Конни в самый разгар того, как они нарушали одну из Божьих заповедей. Когда я стояла там, не в силах поверить собственным глазам и спрашивая себя, может ли мое присутствие (или хотя бы кастрюля ледяной воды) их остановить, он сказал: «Выйди и закрой дверь, неужели ты не видишь, что я занят?!» (Я ничего не выдумываю. Он действительно так и сказал, и эти его слова, наверное, будут всегда звучать у меня в ушах.)

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ/ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА: спальня в том доме, где мы с ним вместе жили, и открывшееся моим глазам зрелище.

 

Ниже приводится отрывок из «Жизни парня», который затрагивает сверхзадачу и сценическую задачу моего персонажа, а также мою замену для Дона, препятствия, предысторию и внутренние объекты – что очевидно из нижеследующего внутреннего монолога.

В этой сцене Лиза осторожно поднимает эти злополучные трусы и начинает гневно допрашивать Дона, который молча разглядывает это неоспоримое доказательство своего преступления.

 

ЖИЗНЬ ПАРНЯ

«Так чьи же это вонючие дешевые трусы? Этой шлюхи Джиллиан? Или этой сифилитичной проститутки Конни? Или этого (боже, он‑то как в эту компанию затесался?!) Алана? А?! Я тебя спрашиваю!»

 

ЛИЗА

И это все, что ты можешь мне сказать?  

«Ты, сволочь, постоянно меня унижал, называя глупой. Ну, кто теперь выглядит как идиот, а?»

 

ДОН

А что ты еще хочешь от меня услышать?  

«Ты мнишь себя таким великим писателем и мастером слова, но сейчас словно язык проглотил… Все эти высокопарные слова, которые ты обычно используешь – абсолютно не к месту, хочу заметить, – тебе сейчас не помогут!»

 

ЛИЗА

Как насчет того, чтобы попросить прощения?  

«Эй, придурок! Тебе вообще когда‑нибудь случалось сказать “мне очень жаль” так, чтобы это были не пустые слова? Возможно, мистер великий писатель, вы не знаете значения этого выражения и контекста, в котором оно употребляется. Боже, какая я дура, что постоянно тебя прощаю!»

 

Теперь, встав на позицию Дона или Лизы, разберите эту сцену, используя ваш собственный внутренний монолог (построенный на использовании предыдущих инструментов). Посмотрите на то, как вы себя ощущаете и как ведете себя в процессе построения монолога. Обратите внимание, что внутренний монолог добавляет вашему поведению еще одно измерение, позволяя вам одновременно думать и говорить – как это делают люди в реальной жизни.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ не нужно учить наизусть, нужно запомнить только основные мысли и идеи

 

Внутренний монолог может варьироваться от сцены к сцене, но его основные моменты должны оставаться неизменными. Рассматривайте выписанный вами внутренний монолог как набросок, как отправную точку для экспериментов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.099 с.)