Конкретные препятствия с точки зрения Астрова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретные препятствия с точки зрения Астрова



 

ДЯДЯ ВАНЯ

А. П. Чехов

(Сцена из третьего действия, в сокращении)

 

Астров

(входит с картограммой)

Добрый день! Вы хотели видеть мою живопись?  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Возможно, Елене рисунок или сама тема не понравятся и будут отвергнуты.]

 

Елена Андреевна

Вчера вы обещали показать мне свои работы… Вы свободны?  

 

Астров

О, конечно.  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Слишком много энтузиазма. Считывается как явное отчаяние.]

(Растягивает на ломберном столе картограмму и укрепляет ее кнопками.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Бесхитростность. Что, если за частыми касаниями Елены Астров неверно увидит романтическую подоплеку, а на самом деле они случайны?]

 

Вы где родились?  

 

Елена Андреевна

В Петербурге.  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Социальное неравенство.]

 

Астров

А получили образование?  

 

Елена Андреевна

В консерватории.  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Неравенство в образовании. У Елены лучше и образование, и навыки общения, что стесняет Астрова как мужчину.]

 

Астров

Для вас, пожалуй, это неинтересно.  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Неуверенность Астрова.]

Елена Андреевна Почему? Я, правда, деревни не знаю, но я много читала.  

 

Астров

Смотрите сюда. Картина нашего уезда, каким он был 50 лет назад. Темно– и светло‑зеленая краска означает леса; половина всей площади занята лесом. Где по зелени положена красная сетка, там водились лоси, козы… Я показываю тут и флору, и фауну. На этом озере жили лебеди, гуси, утки, и, как говорят старики, птицы всякой была сила, видимо‑невидимо: носилась она тучей. Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. Зеленая краска лежит кое‑где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари…  

(Пауза.)

Вы скажете, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой. Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов были заводы, фабрики, школы, – но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары…  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Елене явно неинтересно.]

 

(Холодно.)

Я по лицу вижу, что это вам неинтересно.  

 

Елена Андреевна

Но я в этом так мало понимаю…  

 

Астров

И понимать тут нечего, просто неинтересно.  

 

Елена Андреевна

Откровенно говоря, мысли мои не тем заняты. Простите. Мне нужно сделать вам маленький допрос, и не знаю, как начать.  

(Садятся.)

Дело касается одной молодой особы. Мы будем говорить, как честные люди, как приятели, без обиняков. Поговорим и забудем, о чем была речь. Да?  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Многозначительный, нервирующий вопрос, грозящий смутить.]

 

Астров

Да.  

 

Елена Андреевна

Дело касается моей падчерицы Сони. Она вам нравится?  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Провокационный вопрос, который может таить подвох.]

 

Астров

Да, я ее уважаю.  

 

Елена Андреевна

Она вам нравится как женщина?  

 

Астров

(не сразу)

Нет.  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Возможно, это не тот ответ, который Елена хочет слышать.]

 

Елена Андреевна

(берет его за руку)

Вы не любите ее, по глазам вижу… Она страдает… Поймите это и… перестаньте бывать здесь.  

(Пауза.)

Фу, какой неприятный разговор! Я так волнуюсь, точно протащила на себе тысячу пудов. Ну, слава богу, кончили. Забудем, будто не говорили вовсе, и… и уезжайте. Вы умный человек, поймете…  

(Пауза.)

Я даже красная вся стала.  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Ее противоречивые сигналы.]

 

Астров

Если бы вы сказали месяц‑два назад, то я, пожалуй, еще подумал бы, но теперь… А если она страдает, то, конечно… Только одного не понимаю: зачем вам понадобился этот допрос?  

(Глядит ей в глаза.)

Вы – хитрая!  

 

Елена Андреевна

Что это значит?  

 

Астров

Хитрая! Положим, Соня страдает, я охотно допускаю, но к чему этот ваш допрос? Позвольте, не делайте удивленного лица, вы отлично знаете, зачем я бываю здесь каждый день… Зачем и ради кого бываю, это вы отлично знаете. Хищница милая, не смотрите на меня так.  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Время поджимает. Астрову нужно торопиться. Дом полон людей, которые могут их прервать; возможно, больше побыть наедине с Еленой ему не удастся.]

 

Елена Андреевна

Хищница? Ничего не понимаю.  

 

Астров

Красивый, пушистый хорек… Вам нужны жертвы! Вот я уже целый месяц ничего не делаю, бросил все, жадно ищу вас – и это вам ужасно нравится, ужасно… Ну что ж? Я побежден, вы это знали и без допроса.  

(Скрестив руки и нагнув голову.)

Покоряюсь. Нате, ешьте!  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Смелое и рискованное поведение. Астров может показаться Елене слишком чудаковатым для любви.]

 

Елена Андреевна

Вы с ума сошли!  

 

Астров

Вы застенчивы…  

 

Елена Андреевна

О, я лучше и выше, чем вы думаете! Клянусь вам!  

(Хочет уйти.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Елена уходит.]

 

Астров

(загораживая ей дорогу)

Я сегодня уеду, бывать здесь не буду, но…  

(берет ее за руку, оглядывается)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Возможны нежелательные свидетели – Александр, Соня, дядя Ваня.]

…где мы будем видеться? Говорите скорее: где? Сюда могут войти, говорите скорее…  

(Страстно.)

Какая чудная, роскошная… Один поцелуй… Мне поцеловать только ваши ароматные волосы…  

 

Елена Андреевна

Клянусь вам…  

 

Астров

(мешая ей говорить)

Зачем клясться? Не надо клясться. Не надо лишних слов… О, какая красивая! Какие руки!  

(Целует руки.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Возможный отпор.]

 

Елена Андреевна

Но довольно, наконец… уходите…  

(Отнимает руки.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Отпор.]

 

Астров

Ты видишь, это неизбежно, нам надо видеться.  

(Целует ее; в это время входит Войницкий с букетом роз и останавливается у двери.)

 

Елена Андреевна

(не видя Войницкого)

Пощадите… оставьте меня…  

(Кладет Астрову голову на грудь.)

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Еще один непостижимый противоречивый сигнал.]

 

Астров

(удерживая ее за талию)

Приезжай завтра в лесничество… часам к двум… Да? Да? Ты приедешь?  

 

Елена Андреевна

(увидев Войницкого)

Пустите!  

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Попались.]

(Отходит к окну.)

Это ужасно.  

Войницкий кладет букет на стул. Елена Андреевна продолжает стоять у окна, соображая, что ей теперь говорить и делать. Астров с болезненно виноватым видом пытается замять ситуацию.

 

[ ПРЕПЯТСТВИЕ: Предстоит выкручиваться из последствий явной нескромности.]

 

Никогда, никогда не оставляйте стремления реализовать СЦЕНИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ, даже если ПРЕПЯТСТВИЯ кажутся непреодолимыми  

 

ИНСТРУМЕНТ № 4. ЗАМЕНА

Наделение другого актера/героя характеристиками кого‑то из вашей собственной жизни, лично стремиться к тому, чтобы герой реализовал свою СЦЕНИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ

Помните, что при выборе замены должно возникать личное желание добиться своего, поскольку эта замена содержит в себе подходящий момент из биографии и сопутствующие ему препятствия, которые можно уподобить положению вашего героя. Выберите кого‑то нужного и непростого, ибо, если замена слишком легко позволяет решить сценическую задачу, путь к ней будет небогат на события.

Выбирая ЗАМЕНУ, не судите и не морализируйте

В актерской игре есть место злой воле, аморальности и манипуляциям, поскольку все, что происходит, – не по‑настоящему. Это праздник на улице вашей фантазии. Не подвергайте себя цензуре. Эта форма искусства – пожалуй, единственное место, где можно позволить себе все то, что в жизни вы сделать никогда не осмелитесь. Так что наслаждайтесь.

Ниже представлено всего лишь несколько вариантов из бескрайнего простора для выбора. Возможные замены столь же многочисленны и разнообразны, как то, что вы пережили в жизни. Придумайте для себя несколько логичных вариантов, затем попробуйте мыслить шире и придумайте еще несколько – слегка причудливых. Попробуйте их все и определите, какой лучше всего подходит для замены.

 

ЗАМЕНА Астрова для Елены

Задайте себе вопрос: «От кого в своей жизни я хочу своей сценической задачи „заставить тебя влюбиться в меня“, кто вдобавок вызывает желание играть в игры и рисковать и с кем сопряжены заведомые препятствия?»

 

Варианты ЗАМЕНЫ

ВАШ БЫВШИЙ. Есть причина, по которой этого человека больше нет в вашей жизни. Ложь, измена, вечная снисходительная манера, дурное обращение – все это хорошие поводы захотеть поиграть с человеком и расквитаться за все те игры, в которые он играл с вами. Риск может аключаться в том, что из‑за всех этих манипуляций нетрудно снова в него влюбиться, что делает такой путь небезопасным. Подумайте о людях, которые могли бы застать вас врасплох своим внезапным появлением: ваш нынешний партнер; кто‑то из родителей или подруг, не одобрявших ваши отношения; его друг или член его семьи, которому вы никогда не нравились, и т. п.

МУЖЧИНА ВАШЕЙ ПОДРУГИ. Возможно, кто‑то из ваших подруг жестоко с вами поступил. У всех нас были такие – в прошлом или в настоящем. Может, дело в вашем мазохизме, и тем не менее – она заслужила игру: это позволит вам обратить баланс сил в свою пользу. Заигрывания с молодым человеком или мужем подруги, в результате которых он в вас влюбится, приведут именно к этому. При этом вы рискуете потерять дружбу, возможно – лишиться еще нескольких подруг – узнав о вашем поведении, они перестанут вам доверять. Среди незваных гостей, которые могут появиться и застать вас, – сама подруга; еще кто‑то из ваших друзей, кто был бы шокирован, или же ваш нынешний партнер.

ВАШ НАЧАЛЬНИК, ПРОФЕССОР, РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР (ФИГУРА, НАДЕЛЕННАЯ АВТОРИТЕТОМ). Те, у кого есть власть, часто ею злоупотребляют. Если это проделали с вами, то все дозволено. Этот человек заслужил, чтобы во имя справедливости с его чувствами немного поиграли и поинтриговали. Среди вариантов того, кто мог бы стать опасным внезапным свидетелем, – ваш партнер, его партнерша, кто‑то из студентов или сотрудников и т. п.

ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ИЛИ НЕРОДНОЙ ЧЛЕН СЕМЬИ (ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ, ДЯДЯ, ОТЧИМ, ДЕВЕРЬ И Т.П.). Так как речь идет не о близком родственнике вроде родного отца или брата, это не настолько предосудительно – но все же считается аморальным и недопустимым. Однако если этот родственник или член семьи вас как‑либо обидел (или же вас заставил страдать другой член семьи, к которому он привязан), то любые хитрые происки покажутся вам оправданными. Неожиданно вторгнуться может другой член семьи, предмет его привязанности, ваш нынешний партнер и т. п.

ДРУГ. Вы понимаете, про какого я друга. Тот, кто вас всегда привлекал, но вы боялись давать этому волю, не желая потерять дружбу. В подобной дружбе бывают скрыты властные отношения, поскольку друг обычно все знает и зачастую тоже испытывает к вам влечение. Потому ли бездействует ваш друг, что боится, или потому, что это дает ему власть, не важно: вы почувствуете, что власти над вами у него слишком много. Здесь те, чье появление грозит разрывом, – еще кто‑то из друзей, знакомый с вами обоими; его подруга; ваш партнер и т. п.

 

ЗАМЕНА Елены для Астрова

Задайте себе вопрос: «От кого в своей жизни я хочу своей сценической задачи „заставить тебя влюбиться в меня“, притом что отношения кажутся запретными, сопряжены с виной и вызывают чувство неразделенной любви?»

 

Варианты ЗАМЕНЫ

ВАША БЫВШАЯ. Что бы ни заставило вас расстаться, это нечто продолжает присутствовать в жизни. Маловероятно, чтобы она сильно изменилась, а неприятное прошлое всегда найдет неприятный же способ о себе напомнить. Все мы это понимаем, и все‑таки большинство из нас, не задумываясь о вероятности, готово понадеяться на слабую возможность, что человек все осознал и исправился. Поэтому‑то бывшая и кажется запретной мечтой, от тоски по которой возникает глупое чувство, а это создает ощущение вины и делает любовь неразделенной (вот она, человеческая натура, напоминает о себе пренеприятнейшим образом). Те, кто может войти и повергнуть вас в смятение, – ваша нынешняя партнерша; кто‑то из членов семьи или друзей, кому ваша бывшая никогда не нравилась, и т. п.

ВАША СТУДЕНТКА, ПОДЧИНЕННАЯ ИЛИ ПАДЧЕРИЦА. Когда вы занимаете позицию авторитета, считается неуместным, а иногда и незаконным пользоваться своим положением в отношении человека, над которым вы располагаете властью. Вас могут начать ругать, подвергнуть общественному порицанию важные для вас люди – они попросту не поймут, что ваша любовь к студентке, подчиненной или падчерице столь глубока, что условностям здесь уже не место. От этого у вас не исчезает ни ощущение вины, ни осознание того, что такая любовь есть нечто в высшей степени запретное. Те, кто может помешать… да чье угодно появление в такой ситуации становится проблемой.

МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ ВАС ПРИВЛЕКАЕТ. Если вы гетеросексуальны, но внезапно почувствовали влечение к другому мужчине – возможно, даже стали им одержимы, – от этого возникнут органичные чувства запретности и вины – а на взаимность не стоит надеяться ввиду общественного неодобрения. Да и попросту страшновато с такой заменой решать сценическую задачу, и поэтому‑то выбор открывает столько возможностей. Нежелательные появления – кто угодно.

ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ В СИЛУ МАТЕРИАЛЬНОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТА ИЛИ ВОЗРАСТА ВАМ «НЕ ПО ПЛЕЧУ». Если женщина больше зарабатывает или происходит из значительно более высокого общественно‑экономического слоя, это может вызвать крайнюю робость и сомнения в собственных мужских качествах. Вам может приходить в голову опасение, что друзья и родные втайне считают вас шутом. Тем не менее вы готовы на все ради того, чтобы она вас полюбила, какая бы пропасть неравенства между вами ни пролегала – ведь, с другой стороны, ваше самолюбие от этого выиграет. Те, кто может явиться без приглашения и наделать проблем: любой из друзей или членов семьи, кому кажется, что вы слишком на многое замахнулись; ваша нынешняя партнерша; ее друзья или члены семьи, которые невысокого мнения о вас, и т. п.

ДЕВУШКА ВАШЕГО ДРУГА, ВАША МАЧЕХА, СВОЯЧЕНИЦА (КТО‑ЛИБО, ПРИВЯЗАННЫЙ К ДОРОГОМУ ДЛЯ ВАС ЧЕЛОВЕКУ). Это проходит по категории «сюда соваться нельзя». Ваша вина самоочевидна… запрет ясен, неразделенность вероятна… но, несмотря на это, вы продолжаете добиваться – потому что любовь может победить все, как о ней говорят. Ну, это если она вас тоже любит, что не факт, и тогда все пропало, потому что вы потеряете и ее, и человека, к которому она привязана. Те, чье появление для вас рискованно: тот самый человек (она к нему привязана); друг (он вас не одобрит); духовное лицо (упрекнет в аморальном поведении) и т. п.

Личное наполнение ПРЕПЯТСТВИЙ с учетом выбранной ЗАМЕНЫ

Испробовав в качестве замены нескольких человек из собственной жизни и остановившись в итоге на ком‑то подходящем, вы должны вернуться к сценарию и сделать более личным то, как препятствия вашего героя соотносятся с ним самим. Персонализация препятствий будет изначально задаваться той заменой, которую вы в конечном счете решили использовать для данной сцены. Иными словами, если вы выберете другую замену, нужно будет соответствующим образом поменять и личное наполнение препятствий.

При персонализации препятствий делайте выбор в пользу ярких и глубоких решений; личная информация, которой вы наполните препятствия, должна быть конкретной и подробной. Так борьба за решение сценической задачи станет куда более напряженной, так как вы будете остро осознавать, что именно произойдет в случае вашей неудачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.065 с.)