Симптомы депрессивного состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомы депрессивного состояния



Начальник управления

общего образования                                                                      М.И. Орлов

Картагузова Т.П.

23 29 67

 

Симптомы депрессивного состояния

 

I. На физиологическом уровне:

Ø Нарушение сна (сонливость или бессонница).

Ø Расстройство аппетита (повышен или понижен).

Ø Чувство усталости.

Ø Значительное изменение массы тела.

Ø Жалобы на конкретное недомогание или общее плохое физическое состояние при отсутствии видимых органических причин.

 

 

II. На мыслительном уровне:

Ø Негативные ожидания (ощущение безнадежности).

Ø Негативная самооценка («Я плохой»).

Ø Мысли о самоубийстве.

Ø Трудности с принятием решения.

Ø Чрезмерная концентрация на самом себе.

Ø Трудности с сосредоточенностью.

 

 

III. На поведенческом уровне:

Ø Замедленная или невыразительная речь.

Ø Приступы плача.

Ø Агрессивные действия.

Ø Психомоторное возбуждение или заторможенность.

Ø Попытки самоубийства.

Ø Попадание в зависимость (алкогольную, наркотическую, от других людей и др.).

Ø Поведение, противоречащее собственной системе ценностей.

 

 

IV. На эмоциональном уровне:

Ø Плохое настроение, грусть.

Ø Чрезмерное или неадекватное чувство вины.

Ø Ощущение собственного бессилия.

Ø Чувство собственной никчемности.

Ø Потеря уважения к самому себе.

Ø Утрата чувства юмора.

Ø Одновременное проявление противоположных чувств.

Ø Сосредоточенность на депрессивных ощущениях.

Ø Отсутствие удовольствия от жизни.

 

 

V. На социальном уровне:

Ø Самоизоляция.

Ø Апатия, уход от общества.

Ø Зависимость от других.

Ø Склонность к самопожертвованию.

Ø Позиция мученика.

Ø Чрезмерная потребность в одобрении.

Ø Чрезмерная критичность по отношению к другим.

Ø Преувеличенное чувство ответственности за других.

 

психологическая помощь

при суицидальных тенденциях

Дайджест

 

Составила Елена Емельянова

 

Основные понятия, описывающие

Суицидальное поведение

Этапы суицидального процесса

Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.

Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов.

 

Этап суицидальных тенденций

Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла и нежелании жить.

На этом этапе осуществляется превенция суицида, то есть его предотвращение. Работа ведется в русле кризисной интервенции.

 

Этап суицидальных действий

Начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца.

Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий, шантажа, направленного на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод, носят название парасуицид.

Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему.

Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду, результатом которого является смерть человека.

На этапе суицидальных действий осуществляется процедура суицидальной интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе.

Главная задачасуицидальной интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервно-психического расстройства.

Это – самое важное условие проведения суицидальной интервенции, без которого все остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недействительными.

Общие черты суицида

(Модель Э. Шнейдмана)

1. Общая цель всех суицидов – поиск решения.

Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственна своя целесообразность. Он является ответом на вопросы: «Как из этого выбраться? Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания.

Признаки депрессии

· пониженное настроение, глубокая печаль;

· резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;

· потеря аппетита; переедание;

· повышенная сонливость; бессонница;

· снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;

· снижение внимания;

· нерешительность;

· апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес;

· социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;

· негативный фон отношения к себе: чувство вины, стыда, растерянности;

· пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

· снижение полового влечения;

· снижение эффективности труда (на работе, в учебе, в быту);

· нарастание эмоционального напряжения.

Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения – ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это!

 

Факторы суицидального риска

 

Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени.

 

Факторы суицидального риска:

· предшествующая попытка суицида;

· тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;

· смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;

· прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т.п.);

· переживание острого кризиса;

· эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда и т.п.);

· психические заболевания;

· выраженные акцентуации личности;

· алкоголизм (25% алкоголиков кончают жизнь самоубийством);

· наркомания;

· переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;

· отверженность в детстве;

· воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;

· ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;

· совершение уголовно-наказуемого поступка;

· получение увечий, необратимых травм (потеря зрения, слуха и т.п.);

· неразделенная любовь;

· психическая травма в результате насилия;

· измена любимого человека;

· предательство близких;

· боязнь позора;

· значительные материальные и бытовые трудности;

· сниженная адаптивная способность к изменениям;

· принадлежность к группе риска (в наибольшей степени - гомосексуалисты, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, врачи).

 

Информация для педагогов.

Суицид.

Другое название этого явления - самоубийство.

В советские времена существовало убеждение, что суицид - яв­ный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вы­тащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми выте­кающими последствиями). Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить).

Поэтому трудно переоценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большин­ство суицидентов - люди практически здоровые. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не столько, чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства.

За гранью отчаяния

(Материалы из беседы с детским психиатром Е.Вроно)

 

Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Скорее всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. Осознание того, что ты был рядом и мог помочь, остановить, приходит уже после... Часто бывает, что не только учителя, психологи, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится на грани отчаяния. Как понять таких детей, помочь им?

Из справки Московского государственного психолого-педагогического института:

17% подростков (14 лет) указали, что за последний год всерьез обдумывали попытку самоубийства, при этом в 15-16 лет эта цифра увеличивается до 23%. Количество девочек, задумывающихся о самоубийстве, почти в три раза выше, чем у мальчиков. 16% подростков сказали, что за последние 12 месяцев планировали осуществить попытку самоубийства, а 6% предпринимали ее.

 

Так ли это?

Расширенный суицид - вещь часто встречающаяся. Подрост­ки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершенная, следует ожи­дать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попы­ток.

Известно, что самоубийство кумира влечет за собой эпиде­мию суицидальных попыток фа­натов. Особенно теперь, когда с развитием электронных средств массовой информации аудитория кумира превратилась действи­тельно в мировую, трудно бывает оценить масштабы такой эпидемии.

При малейшем подозрении на психическую патологию у ре­бенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом имеет право психолог или педагог.

Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно вся­чески стараться объяснить ро­дителям, где они рискуют, если оставят ребенка без помощи.

 

КАК ПОМОЧЬ

ВЫСЛУШИВАЙТЕ - "Я слышу тебя". Не пытайтесьутешить общими словами типа «Ну, а все не так плохо»,"Вам станет луч­ше", "Не стоит этого делать". Дайте ему возможность выска­заться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем сни­мает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большин­ство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства,тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при пред­полагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отри­цают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажи­те, что вы принимаете их всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг.

—"Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь,..», "Боль­шинство людей задумывалось о самоубийстве...", -Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стре­лял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоро­нах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — уз­найте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

ТЕЗАУРУС

ЗАВЕРШЕННОЕ САМОУБИЙСТВО - сознательное лишение себя жизни.

ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА — серьезная попытка самоунич­тожения, которая могла привести к смерти.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - саморазрушительный посту­пок, который, однако, не мог стать причиной смерти,

  УГРОЗА САМОУБИЙСТВА высказывание, которое раскры­вает желание самоуничтожения. Даже если это сказано в шут­ливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Обычно подростки именно в разговоре вы­сказывают свои мысли о самоубийстве.

ЖЕРТВА УБИЙСТВА КАК ФОРМА САМОУБИЙСТВА - под­сознательный выбор роли жертвы при нежелании брать на себя ответственность за свою смерть.

 

 

Справка о системе работы МОУ «ПМСС-Центр «Позитив» в области профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Профилактике суицидального риска последние годы мы уделяли особое внимание, т.к. не исключали такого прогноза, что, начавшийся в 2008 году финансовый кризис, мог спровоцировать рост суицидальных тенденций среди населения.

С целью предупреждения суицидальных действий среди населения ЭМР мы разрабатывали сводные планы мероприятий системы профилактики, которые были реализованы в полном объеме. Почти каждый год вопрос рассматривается на заседании ПДС при администрации г.Энгельса.

Большую роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних играет МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив». Он является головной организацией психологической службы образования ЭМР.

В структуру психологической службы образования ЭМР входят психологи образовательных учреждений (64 человека), МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив» (17 специалистов) и психолого-медико-педагогическая комиссия, работающая на базе этого Центра и собранная из лучших специалистов системы образования и здравоохранения.

Сфера ответственности этой службы не ограничивается рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, профилактики асоциального поведения, защиты прав детей и подростков, сохранения и укрепления их здоровья.

В Саратовской области наш Центр, по-прежнему, является уникальным и, пока, единственным. Несмотря на сложную ситуацию, связанную с финансовым кризисом и переходом на систему подушевого финансирования, нам удалось не только сохранить, но и увеличить контингент работающих в образовании психологов, а также улучшить условия работы Центра «Позитив», предоставив ему новое, отремонтированное помещение, в котором он работает уже третий год. Это позволило более, чем в два раза, увеличить пропускную способность Центра. В центре работает также телефон доверия для детей и молодежи.

В Центре, кроме психологов, работают дефектологи, логопеды, социолог, соц.педагог, взрослый и детский психиатры, нарколог. Это очень хорошо, что в одном месте, под одной крышей Центра «Позитив» мы сумели собрать лучших специалистов города, оказывающих качественную, многопрофильную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Это позволило приблизить помощь смежных специалистов к несовершеннолетним, обеспечить доступность и возможность преодоления психологического барьера обращений, особенно к таким специалистам как психиатр и нарколог. (Не секрет, что сам статус психиатрического диспансера, где работают эти специалисты, нередко «отпугивает» подростков и их родителей).

За 2010-2011 учебный год Центром «Позитив» проведено около 2 825 консультаций. Из них только 0,9% связаны непосредственно с суицидальным поведением (это 25 человек). Однако, 49% клиентов обратились с проблемами, которые диагностируются как острое кризисное состояние и которое в любой момент может детерминировать суицидальные мысли и действия. Поэтому своевременно оказанная профессиональная помощь, направленная на преодоление кризисных состояний, так или иначе, связана с профилактикой суицида.

Сводная таблица по группам суицидального риска

 

Группы риска Кол-во консуль-таций %
Всего за 2010-2011 уч.г. 2825  
СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ И НАСТРОЕНИЯ

0,9

Эмоциональные проблемы (страхи, депрессия)

6,0

Семейный конфликт (развод, раздел детей, отношения в расширенной семье)

4,8

Конфликт со сверстниками

2,4

Конфликт с педагогом

1,2

Внутриличностный конфликт

2,9

Слабая успеваемость, прогулы

3,9

Алкоголизация, токсикомания, ПАВ

11,7

Делинквентное поведение

1,3

Кризис, психотравма

2,3

Агрессия

1,9

Жестокое обращение, насилие

0,7

Несчастная любовь

1,8

Неврозы, психозы

7,3

ВСЕГО

49,1

 

С целью профилактики депрессий и суицидальных настроений подростков под руководством Центра «Позитив» школьные психологи проводят ежегодный мониторинг психоэмоционального состояния подростков с 6 по 11 класс. Этот замер делается 2 раза в год: осенью и весной, в период обострения депрессий.

Результаты данного исследования используются для выявления группы риска и дальнейшей психокоррекционной работы с целью профилактики эмоциональных срывов и суицидальных настроений в подростковой среде.

Сводная таблица результатов

Начальник управления

общего образования                                                                      М.И. Орлов

Картагузова Т.П.

23 29 67

 

Симптомы депрессивного состояния

 

I. На физиологическом уровне:

Ø Нарушение сна (сонливость или бессонница).

Ø Расстройство аппетита (повышен или понижен).

Ø Чувство усталости.

Ø Значительное изменение массы тела.

Ø Жалобы на конкретное недомогание или общее плохое физическое состояние при отсутствии видимых органических причин.

 

 

II. На мыслительном уровне:

Ø Негативные ожидания (ощущение безнадежности).

Ø Негативная самооценка («Я плохой»).

Ø Мысли о самоубийстве.

Ø Трудности с принятием решения.

Ø Чрезмерная концентрация на самом себе.

Ø Трудности с сосредоточенностью.

 

 

III. На поведенческом уровне:

Ø Замедленная или невыразительная речь.

Ø Приступы плача.

Ø Агрессивные действия.

Ø Психомоторное возбуждение или заторможенность.

Ø Попытки самоубийства.

Ø Попадание в зависимость (алкогольную, наркотическую, от других людей и др.).

Ø Поведение, противоречащее собственной системе ценностей.

 

 

IV. На эмоциональном уровне:

Ø Плохое настроение, грусть.

Ø Чрезмерное или неадекватное чувство вины.

Ø Ощущение собственного бессилия.

Ø Чувство собственной никчемности.

Ø Потеря уважения к самому себе.

Ø Утрата чувства юмора.

Ø Одновременное проявление противоположных чувств.

Ø Сосредоточенность на депрессивных ощущениях.

Ø Отсутствие удовольствия от жизни.

 

 

V. На социальном уровне:

Ø Самоизоляция.

Ø Апатия, уход от общества.

Ø Зависимость от других.

Ø Склонность к самопожертвованию.

Ø Позиция мученика.

Ø Чрезмерная потребность в одобрении.

Ø Чрезмерная критичность по отношению к другим.

Ø Преувеличенное чувство ответственности за других.

 

психологическая помощь

при суицидальных тенденциях

Дайджест

 

Составила Елена Емельянова

 

Основные понятия, описывающие

Суицидальное поведение



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.099 с.)