Правомерно ли утверждать, что суицидальное поведение чаще встречается детей, из неблагополучных семей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правомерно ли утверждать, что суицидальное поведение чаще встречается детей, из неблагополучных семей.



На этот вопрос нет однозначного ответа. Та семья, которая называется и видится  как неблагополучная, как правило, в фокусе внимания помогающих, специалистов.

Суицидом зачастую чреваты критические ситуации, возникающие именно в благополучных семьях. Что такое «благополуч­ная» семья? Это нередко за­крытая семья, которая соответ­ствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не из­вестно. Внутри такой семьи возможно и насилие (в первую очередь — эмоциональное), и пренебрежение, и завышенные требования, и жестокие наказания.

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА.

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начина­ет приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарнос­ти различным людям за помощь в разное время жизни,

3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. Если ре­шение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышепере­численные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ

Поиск помощи - большинство людей, думающих о само­убийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ, получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рас­считывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы - все проблемы настолько гло­бальны и неразрешимы, что человек не может сконцентриро­ваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку — "Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с со­бой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 

 

КАК ПОМОЧЬ

ВЫСЛУШИВАЙТЕ - "Я слышу тебя". Не пытайтесьутешить общими словами типа «Ну, а все не так плохо»,"Вам станет луч­ше", "Не стоит этого делать". Дайте ему возможность выска­заться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем сни­мает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большин­ство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства,тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при пред­полагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отри­цают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажи­те, что вы принимаете их всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг.

—"Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь,..», "Боль­шинство людей задумывалось о самоубийстве...", -Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стре­лял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоро­нах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — уз­найте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

ТЕЗАУРУС

ЗАВЕРШЕННОЕ САМОУБИЙСТВО - сознательное лишение себя жизни.

ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА — серьезная попытка самоунич­тожения, которая могла привести к смерти.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - саморазрушительный посту­пок, который, однако, не мог стать причиной смерти,

  УГРОЗА САМОУБИЙСТВА высказывание, которое раскры­вает желание самоуничтожения. Даже если это сказано в шут­ливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Обычно подростки именно в разговоре вы­сказывают свои мысли о самоубийстве.

ЖЕРТВА УБИЙСТВА КАК ФОРМА САМОУБИЙСТВА - под­сознательный выбор роли жертвы при нежелании брать на себя ответственность за свою смерть.

 

 

Справка о системе работы МОУ «ПМСС-Центр «Позитив» в области профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Профилактике суицидального риска последние годы мы уделяли особое внимание, т.к. не исключали такого прогноза, что, начавшийся в 2008 году финансовый кризис, мог спровоцировать рост суицидальных тенденций среди населения.

С целью предупреждения суицидальных действий среди населения ЭМР мы разрабатывали сводные планы мероприятий системы профилактики, которые были реализованы в полном объеме. Почти каждый год вопрос рассматривается на заседании ПДС при администрации г.Энгельса.

Большую роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних играет МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив». Он является головной организацией психологической службы образования ЭМР.

В структуру психологической службы образования ЭМР входят психологи образовательных учреждений (64 человека), МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив» (17 специалистов) и психолого-медико-педагогическая комиссия, работающая на базе этого Центра и собранная из лучших специалистов системы образования и здравоохранения.

Сфера ответственности этой службы не ограничивается рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, профилактики асоциального поведения, защиты прав детей и подростков, сохранения и укрепления их здоровья.

В Саратовской области наш Центр, по-прежнему, является уникальным и, пока, единственным. Несмотря на сложную ситуацию, связанную с финансовым кризисом и переходом на систему подушевого финансирования, нам удалось не только сохранить, но и увеличить контингент работающих в образовании психологов, а также улучшить условия работы Центра «Позитив», предоставив ему новое, отремонтированное помещение, в котором он работает уже третий год. Это позволило более, чем в два раза, увеличить пропускную способность Центра. В центре работает также телефон доверия для детей и молодежи.

В Центре, кроме психологов, работают дефектологи, логопеды, социолог, соц.педагог, взрослый и детский психиатры, нарколог. Это очень хорошо, что в одном месте, под одной крышей Центра «Позитив» мы сумели собрать лучших специалистов города, оказывающих качественную, многопрофильную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Это позволило приблизить помощь смежных специалистов к несовершеннолетним, обеспечить доступность и возможность преодоления психологического барьера обращений, особенно к таким специалистам как психиатр и нарколог. (Не секрет, что сам статус психиатрического диспансера, где работают эти специалисты, нередко «отпугивает» подростков и их родителей).

За 2010-2011 учебный год Центром «Позитив» проведено около 2 825 консультаций. Из них только 0,9% связаны непосредственно с суицидальным поведением (это 25 человек). Однако, 49% клиентов обратились с проблемами, которые диагностируются как острое кризисное состояние и которое в любой момент может детерминировать суицидальные мысли и действия. Поэтому своевременно оказанная профессиональная помощь, направленная на преодоление кризисных состояний, так или иначе, связана с профилактикой суицида.

Сводная таблица по группам суицидального риска

 

Группы риска Кол-во консуль-таций %
Всего за 2010-2011 уч.г. 2825  
СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ И НАСТРОЕНИЯ

0,9

Эмоциональные проблемы (страхи, депрессия)

6,0

Семейный конфликт (развод, раздел детей, отношения в расширенной семье)

4,8

Конфликт со сверстниками

2,4

Конфликт с педагогом

1,2

Внутриличностный конфликт

2,9

Слабая успеваемость, прогулы

3,9

Алкоголизация, токсикомания, ПАВ

11,7

Делинквентное поведение

1,3

Кризис, психотравма

2,3

Агрессия

1,9

Жестокое обращение, насилие

0,7

Несчастная любовь

1,8

Неврозы, психозы

7,3

ВСЕГО

49,1

 

С целью профилактики депрессий и суицидальных настроений подростков под руководством Центра «Позитив» школьные психологи проводят ежегодный мониторинг психоэмоционального состояния подростков с 6 по 11 класс. Этот замер делается 2 раза в год: осенью и весной, в период обострения депрессий.

Результаты данного исследования используются для выявления группы риска и дальнейшей психокоррекционной работы с целью профилактики эмоциональных срывов и суицидальных настроений в подростковой среде.

Сводная таблица результатов



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.015 с.)