II. Характеристики деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Характеристики деятельности



Темп деятельности: деятельность не выполняется /крайне низкий / ускоренный без контроля продуктивности / замедленный / неравномерный / нормальный возрастной / ускоренный

Работоспособность, темп деятельности: достаточны, снижены (утомляемость, пресыщаемость, повышенная двигательная активность).

Планирование деятельности: цель деятельности удерживает и достигает.

Продуктивность (достижение результата): предложенные задания (выполняет полностью, выполняет частично, выполняет после уточнения и конкретизации, испытывает трудности при выполнении конструктивного и логического плана, от выполнения отказывается), уточняется, что вызывает наибольшее затруднение.

Особенности игровой деятельности (для дошкольников): игровая деятельность (соответствует возрасту, присутствует сюжетная игра, соответствует более младшему возрасту, стереотипная, игровая деятельность носит характер простой предметной манипуляции, носит проективный характер, игровая деятельность отсутствует).

Особенности учебного поведения (для школьников): учебное поведение (сформировано в соответствии с возрастом, сформировано недостаточно, не сформировано).

Наличие игровой/познавательной мотивации: с интересом вступает в игру/выполняет задания, высокий уровень познавательной активности, низкий уровень познавательной/игровой активности, мотивация к обучению/познавательная мотивация (соответствует возрасту, снижена, отсутствует).

Произвольность: произвольность и целенаправленность, функция произвольного контроля, организованность и регуляция деятельности, способность осуществлять поэтапный контроль (не) сформированы; слабость волевых усилий (не проявляет настойчивости при затруднениях), деятельность бессистемна, хаотична, наблюдается нарушение волевого обеспечения деятельности.

III. Познавательное развитие и динамические характеристики познавательной деятельности

Восприятие: цвета, форму, величину (не) дифференцирует; восприятие замедленное, неточное, узость объема, низкая активность (требуется постоянное побуждение); фрагментарность (трудности в опознании элемента предмета как целого предмета), не улавливает в воспринимаемом главного; в пределах нормы.

Зрительное-пространственное восприятие: невозможно / затруднено из-за недостатков зрения / признаки агнозии / неспецифические нарушения (замедленность, недифференцированность, инактивность) / без очевидных нарушений

Слуховое восприятие: невозможно / затруднено из-за недостатков слуха (тугоухость, кохлеарныйимплант) / нарушено восприятие речи / без очевидных нарушений

Конструктивные способности: целостный предмет по части (не) узнает; действует методом проб и ошибок, подбором вариантов, зрительным соотнесением, методом силы; хаотичное манипулирование с предметами; в пределах нормы.

Особенности латерализации

Моторное развитие: (не) развита мелкая моторика, (не) нарушена общая координация, грубые нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики / недостаточность общей, мелкой, артикуляционной моторики / нарушения координации движений (медлителен в движениях, движения хаотичные, действия рук (не) согласованы и др.), моторика соответствует возрастной норме (общая, мелкая, артикуляционная)

Навыки самообслуживания: (не, частично) сформированы

Особенности личности ребенка:

пассивен, безучастен, заторможен, снижена эмоциональная экспрессия, выглядит вялым, уставшим, робким, застенчивым, проявляет реакции тревожного круга, скован, напряжен;

фон настроения (ровный, без особенностей, несколько снижен, повышен (благодушный настрой), «дурашливость»).

Понимание инструкции: не понимает или не выполняет задание / понимает только по показу / неравнозначное (иногда понимает словесные инструкции, иногда нет) / понимает при упрощении формулировки или повторе / понимает

Ориентировка в задании: отсутствует (начинает выполнять, не дослушав, или бездействует) / неполноценная (ошибается в ходе выполнения задания, требует вмешательства взрослого) / достаточно полноценная

Успешность выполнения диагностических методик, валидных для возраста:

с методиками, валидными для возраста, не справляется даже на минимальном уровне / справляется при значительной помощи / справляется выборочно / в целом справляется.

Внимание: устойчивость, переключаемость, произвольность (достаточная, сниженная), концентрация (достаточная, сниженная), отвлекаемость; частая смена объектов внимания, непроизвольное, привлекается на крайне ограниченное время / трудности сосредоточения / суженный объем / трудности распределения / истощаемость / трудности переключения / отвлекаемость / достаточно устойчивое.

Память: прочность, точность, скорость запоминания (достаточные, снижены); трудности отсроченного воспроизведения, трудности запоминания смысловых элементов текста; в пределах нормы. (не удалось обследовать)

Недостатки произвольного запоминания: малый объем / инактивность / повышенная тормозимость следов памяти / недоступность (недостаточная доступность) приемов опосредованного запоминания / неконтролируемые привнесения / трудности оперирования запоминаемым материалом в уме / неравномерность эффективности запоминания

Иное не удалось обследовать

Мышление: операции обобщения, классификации, сравнения (не, частично) сформированы; способность образования понятий, установление сходства и различия, причинно-следственных связей; (не) доступно; понимание скрытого смысла в рассказе, метафорах, пословицах (не) доступно; аспонтанность; снижение интеллектуального контроля, критичности; понимание: содержания сюжетных картин, прослушанного текста: (не) доступно; в пределах нормы.

Характеристики динамического компонента мышления: инертное, тугоподвижное, непродуктивное / с признаками инертности и тугоподвижности, недостаточно продуктивное / отдельные признаки инертности / повышенно лабильное / без существенных патологических особенностей

Характеристики регулятивного компонента мышления: свои действия не осознает / осознает недостаточно / ошибки не замечает / может исправить при указании / может исправить самостоятельно / возможности планирования отсутствуют / планирование не сформировано / планирование неполноценно / мышление недостаточно критично и целенаправленно / без существенных патологических особенностей

Общая характеристика познавательного развития: недоразвитие при сенсорной, двигательной, аффективной патологии / тяжелое недоразвитие / недоразвитие / отставание в развитии / приближено к норме / нормативное

IV. Выводы, рекомендации:

Вывод: имеет потенциал овладения адаптированной образовательной программой (вид, вариант), в психологической помощи за пределами рекомендаций адаптированной образовательной программы (нуждается, не нуждается) / имеет потенциал овладения общеобразовательной программой (при наличии психологической помощи, в психологической помощи не нуждается) / нуждается в диагностическом обучении (указать необходимость психологической помощи) / нуждается в реализации системы индивидуально-профилактических мероприятий для предупреждения дезадаптации / нуждается в коррекции трудностей развития и социальной адаптации за счет организации систематической психологической помощи

Дата обследования 25.10.2021

Педагог-психолог Дмитренко Галина Николаевна

7. Рекомендации для родителей.

Уважаемые родители!

Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка.

• Тетрадь с заданием вы получаете в пятницу, а в понедельник приносите её в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.

• Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.

• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно.

• В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.

• Вместе с ребёнком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.

• Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.

• Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

6. Характеристика ребенка.

Кристина поступила в среднюю группу МБДОУ детский сад № 1 в возрасте 4 лет с диагнозом – задержка речевого развития.

Речевая среда

Многоязычия в семье нет, старшие братья посещали логопедическую группу с диагнозом – общее недоразвитие речи. Родители уделяют достаточно внимания воспитанию и обучению дочери, интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогами, следуют рекомендациям специалистов.

Состояние ручной моторики: мелкая моторика рук развита недостаточно; ведущая рука правая; пробы Хеда выполняет медленно, требуется неоднократное повторение инструкции. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Кольцо – зайчик – коза» и т. д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается замедленная переключаемость движений, координация нарушена.

Артикуляционный аппарат. Нёбо высокое, подъязычная уздечка укорочена. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений, саливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Ограниченный объем движений языка вверх, не может длительно удерживать артикуляционную позу.

Общее звучание речи. Речь смазанная; использует простые распространенные предложения. Допускает ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Логическое ударение отсутствует. Голос слабомодулированный, присутствует назальность.

Активный словарь снижен. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Кристина знает обобщающие понятия: «игрушки», «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда», «мебель», «цветы». Последовательность времен года, дней недели, части суток называет со стимулирующей помощью. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «абрикоснын сок»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 ведров”, “5 деревов”, “5 стулов”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Наблюдаются трудности в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез, например, не называет конечный гласный звук, не составляет слова из отдельных звуков. Кристина не определяет последовательность и количество звуков в слове, место звука слове. Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З], [Л] и их мягкие пары, звуки [Ш], [Ж] недостаточно автоматизированы в речи. Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, «тевизол» - телевизор, «висипед» - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Кристина знает и называет некоторые буквы алфавита, читает закрытые слоги с изученными буквами. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется организующая, обучающая помощь, наблюдается трудность программирования связных высказываний.

Сведения о себе сформированы, родственные связи устанавливает. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно, произвольное внимание неустойчивое, быстро истощаемое.

Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми устойчивые. В контакт со сверстниками вступает охотно, но предпочитает играть с одними и теми же детьми, любит сюжетно-ролевые игры, но неохотно подчиняется общим правилам игры, предпочитает ведущие роли.

Следует отметить, что Кристина аккуратна, отзывчива на просьбы взрослого, помогает педагогам.

Логопедический диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе учебной практики я ознакомилась с:
1. нормативными документами учреждения (Типовое положение, устав, положение о ПМПК, правила приёма детей в учреждение и другие), документацией учителя-логопеда (должностная инструкция, речевая карта, методические пособия);
2. Провела анализ диагностических данных по МДОУ№1г.Шахтерска.
3. закрепила знания и умения при составлении отчета по учебной практике.
Получила результаты:
-изучила нормативные документы учреждения и рабочую документацию учителя-логопеда (Основную общеобразовательную программу учреждения, Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Типовое положение учреждения. Трудовой договор между администрацией и учителем-логопедом.
- осуществила отбор наглядного материала для обследования.
- подготовила сообщение по теме индивидуального задания. При составлении плана логопедического обследования я испытывала трудности в подборе речевого материала, соответствующего возрасту и возможностям ребёнка. Для решения данной проблемы я обратилась за помощью к логопеду Галине Валериевне и книге Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
В процессе практики мною приобретены следующие умения и навыки:
- умение производить анализ нормативных документов, логопедической литературы;
- осуществлять отбор дидактического материала для проведения занятия и обследования речи ребёнка.
Общие выводы по педагогической практике: имеющиеся теоретические знания расширены, получена возможность их применения в практической деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

• Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучениедетей с нарушениями речи. Психологиядетей с нарушениями речи: учебно-методическоепособие / Л.С. Вакуленко. – М.: Форум, 2013. – 272 с.

• Визель, Т.Г. Нейропсихологическоеблиц-обследование (тесты по исследованиювысшихпсихическихфункций) / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2011. – 24 с.

• Волкова, Г.А. Логопедическаяритмика: учебник для студентоввузов Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 272 с.

• Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедическогообследованиядетей с нарушениями речи. Вопросыдифференциальнойдиагностики / Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 с.

• Воспитание и обучениедетей и подростков с тяжелыми и множественныминарушениямиразвития. Программно-методическиематериалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2010. – 239 с.

• Екжанова, Е.А., Резникова Е.В. Основыинтегрированногообучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

• Коррекционнаяпедагогика: Основыобучения и воспитаниядетей с отклонениями в развитиии: учебн. пособ. для студ.сред. пед.учеб.заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиванов, С.Н. Шаховская, Ю.А. и др. – 3-е изд., доп. – М.: «Академия», 2001. – 160 с.

• Коррекционнаяпедагогика в начальномобразовании: учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю.Н.Вьюнкова и др.; Под.ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

• Мамайчук, И.И. Психокоррекционныетехнологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

• Матросова, Т.А. Организациякоррекционных занятий с детьмидошкольноговозраста с речевыминарушениями / Т.А. Матросова. – М.: В. Секачев, 2011. - 136 с.

• Специальнаядошкольнаяпедагогика: учебноепособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: «Академия», 2001. – 312 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.026 с.)