И оценка сложившейся ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И оценка сложившейся ситуации



В Городской целевой программе развития образования отмечается, что «...современное развитие России выдвинуло образование в один из общенациональных приоритетов. От модернизации сферы образования напрямую зависят успехи в социально-экономическом развитии, поскольку система образования создает самый главный ресурс - человеческий потенциал, который выступает как основной фактор обновления страны. Без адекватной и открытой потребностям и тенденциям времени национальной модели образования Россия не сможет занять достойное место в мировом сообществе. Разработка и реализация такой модели образования потребует формирования кадров новых квалификаций, учета национальных традиций, постоянного совершенствования образовательных технологий, активной адаптации к запросам быстро меняющегося мира, потребностям инновационной экономики.... На данном этапе модернизации российского образования основными направлениями государственной политики остаются обеспечение обязательности, доступности качественного общего образования.... В этой связи важным шагом является внедрение новых образовательных стандартов общего образования».

Программа развития гимназии ориентирована на реализацию положений и задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и носит долгосрочный характер, как программа активного внедрения инновационных образовательных технологий, развития способностей и компетентностей учащихся в профильном обучении, при обязательном условии сохранения и укрепления здоровья учащихся и обеспечении безопасности образовательного процесса в гимназии.

Ко времени написания Программы педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой для разработки данной программы развития.

Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.

Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

Развитие образования в гимназии МИИТ осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5», направленной на обеспечение устойчивого развития системы образования в городе Москве, расширение его доступности и обязательности, повышение его качества и эффективности, комплексной безопасности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города. В ходе реализации, этой программы рационально использовались все, накопленные предыдущими программами «Столичное образование 1-4», внутренние ресурсы системы московского образования.

Направления реализации Программы были конкретизированы в соответствии с задачами, определенными Приоритетным национальным проектом «Образование», приоритетными направлениями Федеральной целевой программы образования на 2006-2010гг., национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Выполнение предыдущей Программы развития опиралось на тенденции развития общества:

ü образование - важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную

стабильность общества;

ü развитие института гражданского общества;

ü новые знания, инновационная деятельность и новые технологии - ведущий ресурс развития

общества.

Выполняя эту Программу, коллектив гимназии МИИТ:

1. Упорядочил и структурировал инновационную деятельность в гимназии.

2. Создали организационно-правовые условия для развития гимназии;

3. Создали систему обеспечения и хранения учебной литературы, которая обеспечивает бесплатными учебниками наших гимназистов с учетом реализуемых нами образовательных программ;

4. Выполнение Программы позволило создать модель гимназии, как института социальной защиты детства, многоуровневой поддержки воспитания и социализации детей. У нас сложились и развиваются традиции, сегодня высоко оцениваются введенные нами гимназическая форма, гимназическая эмблема и флаг, гимн гимназии.

5. Сегодня мы с гордостью отмечаем, что заложена основа единой психологической службы гимназии как для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, так и для совершенствования организации образовательного процесса, особенно для организации индивидуализации образовательного процесса, в т.ч. профильного обучения;

6. Получила дальнейшее развитие информатизация образования;

7. Развивается система построения моделей индивидуальных образовательных маршрутов.

Таким образом, при решении проблемы модернизации столичного образования и задачи приоритетного национального проекта «Образование» были достигнуты следующие результаты:

· Ускорился процесс обновления содержания образования, варьирующийся от простого расширения учебных тем, курсов и, заканчивая введением специальных интегративных модулей, включая метапредметы как средство интеграции всего содержания общего образования.

· Активизировался процесс внедрения новых форм организации образовательного
процесса в дополнение традиционной классно-урочной системы, обеспечивающий более
осмысленное и заинтересованное участие детей в учебной деятельности. Обогащение
образовательного процесса активными формами – конференциями, учебными и
оргдеятельностными играми (ОДИ), проектами, фестивалями свидетельствует о включении детей в процессы мыслекоммуникации, необходимые новой школе будущего.

· Продолжилось введение элементов исследовательской и проектной деятельности в образовательный процесс наряду с традиционной учебной деятельностью школьников. Наметилась тенденция к использованию активных технологий педагогической деятельности (интенсив, погружение, развивающие специальные модули). Организационно оформляется переход к углублению и обновлению содержания образования в виде мультимедийных курсов, создаются собственные мульти- и видеотеки, обеспечивающие технологическое сопровождение всего образовательного процесса.

· В гимназии складывается система проведения мониторингов по образовательным результатам. Наметился переход к новому уровню и качеству этой работы на основе компетентностного подхода, что становится неотъемлемым элементом школы будущего.

· Работа по развитию профильного образования в гимназии и обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства ведется по следующим направлениям деятельности:

- введение учебного плана гимназии, предусматривающего профилизацию старшей ступени

общего образования;

- подготовка педагогических кадров для реализации программ профильного обучения;

- оснащение гимназии необходимым для профильного обучения учебным оборудованием;

- развитие школы информатизации, обеспечивающей необходимые для профилизации

учебные инструменты, источники информации и доступ к педагогическим ресурсам и

сетевого взаимодействия при организации профильного обучения.

· На базе гимназии организована работа профильных и предпрофильных курсов, содержание которых обеспечивает дополнительную подготовку учащихся по всем образовательным областям учебного плана.

· В области повышения качества кадрового обеспечения:

- постоянно осуществляется мониторинг кадровой обеспеченности гимназии;

- разработаны программы повышения квалификации для всех категорий

педагогических работников.

· В области создания условий для комплексной безопасности гимназии:

- охранник обеспечен «Кнопкой тревожных сообщений (КТС)», для связи с группой

оперативного реагирования вневедомственной охраны МВД;

- здание гимназии оборудовано: автоматической пожарной сигнализацией, оповещением и

управлением эвакуацией людей при пожаре. АРМ «Орион»; системой внешнего и

внутреннего видеонаблюдения.

· Гимназия ведёт активную работу в международных проектах:

- ежегодном театральном фестивале в лицее г. Альтамура (Италия),

- на международной литературной конференции во Франции.

- Гимназия входит в ассоциацию ПРИЯ, которая занимается пропагандированием итальянского языка, итальянской культуры, активно сотрудничает с Посольством Италии в России, с кафедрой итальянского языка факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, преподаватели которой проводят на базе гимназии факультативные курсы изучения итальянского языка, выступают с лекциями в 2008-2009. На базе гимназии была проведена международная конференция при участии Итальянского посольства, в которой принимали участие ряд московских школ, входящих в программу ПРИЯ.

Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей и научно-педагогической общественности, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа ключевых компетенций» на период 2011-2016 годов.

Таким образом, проведенный проблемно-ориентированный анализ состояния деятельности гимназии, выявил основные достижения и проблемы, от поддержки и решения которых будет зависеть построение программы развития гимназии, ее целевые установки на ближайшие годы. Проблемно-ориентированный анализ показал положительные аспекты деятельности гимназии:

· В гимназии сложилась система по созданию организационно-педагогических условий, обеспечивающих качественное обучение учащихся;

· Все выпускники XI классов продолжают образование в высших учебных заведениях;

· Гимназия реализует образовательные потребности обучающихся с учетом их будущей профилизации;

· Школьники гимназии ежегодно являются лидерами в конкурсах, конференциях, фестивалях, олимпиадах разного уровня и направления.

· Увеличивается число учащихся участвующих в разработке и защите проектов самостоятельного исследования;

· За последние три года гимназия подготовила 37 медалистов, что свидетельствуют о высокой степени обученности учащихся;

· В течение ряда лет ведется психолого-педагогическая поддержка развития ребенка;

· Сохраняются многолетние традиции по проведению коллективных творческих дел;

· Уровень образованности воспитанников, учащихся соответствует и превышает требования ГОС. Выпускники показывают не только усвоение определенного объема знаний и способность его репродуцировать, но и уровень функциональной грамотности.

Данные показатели, безусловно, требуют поддержки, сохранения и развития.

Вместе с тем проблемный анализ состояния образовательной системы гимназии в контексте изменений в обществе и тенденций развития системы образования государства позволил выявить следующие противоречия, на разрешение которых будет направлена данная Программа развития гимназии:

§ между состоянием и результатами образовательного процесса с одной стороны и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения с другой стороны;

§ между стандартной сложившейся системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;

§ между гуманистической направленностью образования в гимназии и необходимостью подготовки молодежи к самореализации в условиях рыночной экономики, предполагающей самоопределение учащихся в жестких рамках конкуренции;

§ между демократизацией общества, расширением возможностей политического и социального выбора, необходимостью готовности молодежи к этому выбору и недостаточной вариативностью учебного процесса;

§ между ориентацией организации и содержания образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствием поисков творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими самостоятельного принятия решений;

§ между информационными потребностями и информационными возможностями учащихся и учителей, проявляющееся в разной готовности к восприятию, поиску, обработке информации, в том числе и учебной;

§ между возросшими информационными возможностями и потребностями учеников и неизменившимся характером их взаимодействия с учителями, которые отдают предпочтение традиционным формам и методам учебно-воспитательной деятельности;

§ между развитием в гимназии учебных программ повышенного уровня, требующих затрат умственных и физических сил ребенка, и недостаточной эффективностью существующей системы физического развития учащихся и сохранения их здоровья

 

Исходя из противоречий возникли проблемы, требующие решения:

 

Совершенствование системы самоуправления в гимназии;

§ Значительное усиление воспитывающей функции образовательного процесса;

§ Более широкое внедрение в образовательный и воспитательный процессы таких методов обучения и воспитания, которые развивали бы креативность учеников, их умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

§ Создание условий в гимназии для обучения одаренных детей по индивидуальным образовательным программам и учебным планам, использования для них особых форм обучения;

§ Построение модели, отражающей систему совершенствования управленческой деятельности в гимназии, деятельности руководителя по повышению профессионального мастерства педагогов;

§ Включение в образовательный процесс гимназии опыта лучших педагогических практик, направленных на повы­шение эффективности и качества функционирования и разви­тия образовательной системы гимназии.

§ Изменение влияния методических объединений на ход и результаты образовательных и инновационных процессов в гимназии, направить его на повы­шение эффективности и качества функционирования и разви­тия образовательной системы гимназии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.032 с.)