Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Западная Европа в VI—VIII вв.

Поиск


Судьбы Италии

Италия в V веке. Италия переживала с V по VIII век очень трудные времена. Мы уже знаем, что в 410 году Аларих с вестготами взял Рим. Преемник западного императора Гонория Валентиниан III (425—455), несмотря на руководительство матери своей Плацидии, был слабым правителем и не мог ничем помочь Италии. В его время Аттила, как выше уже было сказано, опустошил северную Италию. Лучший полководец той эпохи Аэций, победитель Аттилы в Галлии, заподозренный императором в честолюбивых замыслах, по приказанию последнего был убит, но и сам император не на много его пережил: сторонники Аэция отомстили за его смерть и в свою очередь убили Валентиниана III.

Воспользовавшись смертью императора и наставшими смутами в Италии, вандалы, имевшие уже у себя флот, под предводительством короля Гензериха (или Гейзериха), направились к Италии и в 455 году подвергли Рим страшному разгрому, после чего самое слово "вандализм" получило значение "разрушения, варварства". Вандалы увезли в Африку вдову императора Валентиниана III с двумя дочерьми, многочисленные богатства и памятники древнего искусства. Громадное количество пленных было доставлено в Африку, где, согласно варварскому обычаю, последние были расселены так, что жены отделялись от мужей, а дети от родителей. За несчастных пленных вступился карфагенский епископ Деограций, который выкупал людей из неволи, возвращал мужьям жен, родителям детей, ухаживал за больными и приводил к ним врачей.

После этого в Италии получили главное значение предводители германских дружин, которые по своему желанию возводили и низводили императоров в Риме; особенно прославился этим Рицимер из германского племени свевов, который даже получил прозвище "делателя королей". В 476 году один из предводителей варварских дружин Одоакр (или Одовакар) низложил последнего

==258


западного императора юного Ромула Августула и стал сам править в Италии; но, чтобы подкрепить свое право на управление Италией, он отправил от имени римского сената посольство к восточному императору 3 е н о н у с уверением, что для Италии особого императора не надо, что таким императором должен быть Зенон; но в то же время Одоакр просил Зенона пожаловать его титулом Римского патриция и уполномочить его управлять Италией. Просьба Одоакра была исполнена: он стал узаконенным правителем Италии. Прежде считали 476 год годом падения Западной Римской империи; но это не верно, так как в V веке еще не было особой Западной Римской империи; была лишь одна прежняя Римская империя, которою управляли два государя, один в восточной, а другой в западной ее части. В 476 году в империи снова стал один император — император ее восточной половины Зенон.

Получив управление Италией, Одоакр стал держать себя все более и более независимо от власти Зенона. Последний не мог лично выступить против Одоакра и решил наказать его при помощи остготов, которые, как мы знаем, после распадения державы Аттилы жили в Паннонии. Этим шагом в случае его удачи Зенон достигал двойного результата: во-первых, он избавлялся от опасного северного соседа, т. е. остготов, которые начинали его тревожить; во-вторых, он при помощи чужой силы отделывался от опасного для него правителя Италии Одоакра.

Остготы, под предводительством своего короля Теодориха, следуя совету Зенона, двинулись в Италию и, победив войска Одоакра, заперли последнего в хорошо укрепленной Равенне. Видя невозможность дальнейшего сопротивления, Одоакр сдал Теодориху город под условием сохранения жизни, но через несколько дней был убит. Говорили, что Одоакр был замешан в заговоре против Теодориха. Узнав об этом, последний пригласил Одоакра и его главных сторонников на пир, во время которого они все совершенно неожиданно для себя были перебиты. Теодорих собственноручно убил своего соперника Одоакра. При таких обстоятельствах Теодорих в 493 году основал в Италии остготское королевство, избрав для него столицей Равенну, где раньше жили Гонорий, сестра его Плацидия и Валентиниан III.

Остготское государство. Равеннскяй экзархат. Остготский король Теодорих (493—526) представлял собою очень интересную личность. Проведя несколько лет в качестве заложника при константинопольском дворе, он хорошо познакомился с римскою наукой и образованностью, оценил римское государственное устройство и поставил своею целью привить римскую культуру остготам. Взяв Равенну, Теодорих без труда овладел всей Италией, включая и Сицилию. Расселившись по столь обширному

 

==259


пространству и придя в Италию сравнительно в небольшом количестве, остготы должны были быстро подчиниться влиянию римских учреждений. Для их поселения каждый житель Италии должен был уступать по трети своей земли; а там, где земля готам была не нужна, ввиду их малочисленности, жители Италии должны были вносить в остготскую казну треть своих доходов. Теодорих оставил нетронутыми римскую администрацию и податную систему и распорядился, чтобы остготы приспособились к ним. Он относился одинаково как к остготам, так и к римлянам; наравне с последними остготы, несмотря на выказываемое ими неудовольствие, должны были платить римскую поземельную подать. Романизация остготов шла быстрыми шагами вперед. Однако в военном деле слияния между победителями и побежденными не было: в войске служили только германцы; римляне воинской повинности не подлежали.

Хотя Теодорих был очень доволен подтверждением своей власти в Италии, полученным от преемника Зенона, византийского императора Анастасия I, и этим самым как бы признавал свою зависимость от Константинополя, но на самом деле он правил совершенно самостоятельно и был в своем королевстве неограниченным государем. Будучи поклонником римской образованности, он любил собирать вокруг себя выдающихся людей своего времени, из которых выдавались философ Боэций, историк-сенатор К а с с и ο до ρ и др. Любил он также возводить постройки, из которых некоторые, а именно в Равенне, сохранились до нашего времени.

Но в одном отношении между победителями и побежденными не могло быть слияния, это — в отношении религиозном, так как остготы, как большинство германских народов, были а р и а н е, а туземцы Италии — православные. Теодорих в течение первой половины своего правления выказывал большую терпимость к православному населению Италии; но мало-помалу недовольство нарастало, особенно после того как были раскрыты заговоры на жизнь Теодориха и тайные сношения Италии с Византией. Начались преследования православных. Папа Иоанн, как один из упорных религиозных противников Теодориха, был заключен в равеннскую темницу, где и умер. Был приготовлен указ, который запрещал православным исповедовать свою веру. Но в это самое время, в 526 году, Теодориха не стало. В своих сношениях с другими германскими государями он пользовался большим влиянием, и к голосу его варварские короли внимательно прислушивались. В истории Теодорих за свою внешнюю и внутреннюю успешную деятельность получил прозвание В е лико г о.

После его смерти в королевстве остготов начались смуты; население Италии восставало. Этим воспользовался византийский император Юстиниан Великий, который решил покон-

К оглавлению

==260


чить с остготским королевством и подчинить Италию себе. Юстиниан отправил туда свои войска под предводительством известного византийского полководца Велизария. Война оказалась очень трудною и продолжалась около двадцати лет. Особенно тяжело было положение византийского войска, когда во главе остготов стоял энергичный и талантливый король Тотила. Велизарий, заподозренный в честолюбивых замыслах, был отозван с театра войны на Восток, и войну доканчивал другой полководец — H a p з е с. Наконец в 544 году остготы были частью изгнаны из Италии, частью уничтожены и Италия вместе с Сицилией была присоединена к империи Юстиниана. Для устроения итальянских дел Юстиниан образовал в Италии наместничество с главным центром в Равенне и первым наместником назначил Нарзеса. Равеннский наместник носил новый титул экзарха; ввиду трудности положения в недавно завоеванной стране и необходимости быстрых распоряжений экзарх совмещал в своих руках как военную, так и гражданскую власть. Таково происхождение равеннского экзархата.

Лангобарды в Италии. Спустя немного лет после уничтожения остготского государства в Италии появились новые германские варвары, а именно лангобарды. Лангобарды в союзе с аварами уничтожили у среднего Дуная державу варварского племени гепидов и двинулись из Паннонии под начальством своего короля (конунга) Ал ь б о и н а в Италию; шли они с женами и детьми; в состав их войска входили многие другие племена; особенно входило много саксов.

В 568 году лангобарды вступили в северную Италию. Они еще не были знакомы с римской культурой, представляли собою дикую, варварскую толпу и исповедовали арианство. Они подвергали страшному опустошению все местности, по которым проходили. Северная Италия быстро подчинилась власти лангобардов, от имени которых и происходит название северной Италии Ломбардия. Равеннский экзарх, не располагая достаточными силами для борьбы с ними, держался в Равенне. Лангобарды же, покорив северную Италию, стали двигаться к югу, оставив в стороне Равенну. Их толпы рассеялись почти по всему полуострову, забирая беззащитные города. Опасность грозила самому Риму, тем более что лангобарды в своем движении к югу, минуя Рим, дошли до южной Италии и захватили Беневент. Римская область была окружена, таким образом, лангобардами с севера, востока и юга. Движение лангобардов на юг имело очень важные последствия. Они прервали сношения Равенны с Римом. Рим не мог надеяться на помощь византийского экзарха, сидевшего в Равенне. Тем более Рим не мог рассчитывать на помощь самих византийских императоров, которые на Востоке во второй половине VI века переживали одну из самых тяжелых и смутных эпох. Рим был предоставлен

 

==261


себе. После всего сказанного понятно, почему главное лицо в Риме, т. е. папа, в силу необходимости во время таких тяжелых испытаний должен был заботиться не только о духовной жизни своей римской паствы, но и принять меры к защите города от окружавших его врагов. Само население с этой стороны возлагало на него надежды. В это трудное время римская церковь и выставила замечательного своего представителя в лице папы Григория Великого.

Григорий Великий. Еще во время остготского владычества, а затем особенно во время лангобардской опасности, население привыкло обращаться за помощью к римскому папе, как лицу наиболее близкому, так как византийский император был слишком далеко и очень занят, как мы видели, своими восточными делами. В наиболее опасный момент конца VI века на папский престол вступил Григорий I Великий (590—604). Происходя из богатой, благочестивой сенаторской семьи, он в детские годы был свидетелем остготского владычества в Италии, а позднее, занимая уже светскую должность префекта (правителя) города Рима, пережил ужас свирепого нашествия лангобардов. Эти события произвели перелом в характере Григория. Он оставил свет и роскошные одежды мирянина и сделался монахом. Обладая большими имениями в Сицилии и домом в Риме, он обратил их в монастыри; а сам, предавшись изучению Св. Писания и латинских отцов церкви", зажил жизнью отшельника. Благодаря широкой благотворительности, он приобрел любовь народа. Выдаваясь своими познаниями в вопросах веры и церкви, Григорий должен был по вызову папы уйти из монастыря и переехать в Рим, где принял участие в церковном управлении городом. Проведя несколько лет в Константинополе, он вернулся в Рим и вскоре был избран римским епископом. Григорий совмещал в себе достоинства как высоконастроенного духовного пастыря, так и государственного деятеля. Он привел в прекрасный порядок казну и хозяйство римской церкви; благодаря большому числу назначенных им на церковные должности доверенных лиц, он упорядочил церковное управление; через этих же лиц он узнавал о нуждах населения и при малейшей возможности приходил ему на помощь; он наполнял церковные амбары хлебом и в случае голода раздавал его неимущим. Подобная деятельность не раз приводила Григория к столкновению с византийским императором, который обвинял папу в превышении власти.

Чисто духовная деятельность этого папы также была замечательна. Главною своею целью в этом отношении Григорий по-

' Отцами церкви называют деятелей христианской церкви II—VIII вв., создавших ее догматы и организацию. В католицизме это Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

==262


ставил распространение христианства среди еретиков и языческих народов. При нем очень много лангобардов оставили арианство и перешли в православие. Кроме того, Григорий отправил св. Августина с монахами в далекую Британию к англосаксам — язычникам. Миссия Августина удалась превосходно: англосаксонский король Кента Этельберт принял христианство, и папа назначил Августина епископом всей Англии.

Не раз приходилось Григорию при приближении лангобардов к Риму принимать меры к защите города и исполнять обязанности военных властей; но, сознавая недостаточную силу римского гарнизона, он вынужден был откупаться от лангобардов.

Называя себя "рабом рабов Божиих" (servus servorum Dei), Григорий имел высокое представление о своей власти и вступил в горячий спор с константинопольским патриархом, когда последний стал называть себя вселенским патриархом. Григорий своею деятельностью и всею жизнью поставил папство на большую нравственную высоту, достиг преобладающего влияния в Италии, завязал сношения с германскими государствами Запада и присоединил к культурной жизни далеких англосаксов.

Его многочисленные сочинения имели большое значение в средневековой истории. Григорий вполне заслужил прозвание Великого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.85 (0.013 с.)