Бюджетный профицит, дефицит и способы его финансирования. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный профицит, дефицит и способы его финансирования. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы.



Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно:

кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

§ Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

§ Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

§ Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджетаосуществляется специальными финансовыми методами:

§ выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

§ выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

§ финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

§ реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

§ реструктуризация государственного внешнего долга;

§ усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

§ сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

§ упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

§ ДБ — доходы госбюджета;

§ К — кредиты и займы;

§ РБ — расходы госбюджета;

§ ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

§ сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

§ предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

§ увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

§

Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Кейнсианцы за. Депрессия- стимулирование Э для полной занятости, снизить налоги, стимулировать совокупные расходы и наоборот. Классики против, но за см ниже, тк. временной лаг- несовпадение, еще хуже, если ситуация выправится сама. Автоматическая система- встроенный стабилизатор. Прогрессивная с-ма налогообложения, кот снижает / повышает налог для развития в спаде или при Э в перегреве. Вопрос №51: Государственный долг (внутренний и внешний) и его влияние на Э развитие страны Гос долг – это сумма бюджетных дефицитов за вычетов накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Внутренний долг – то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита гос бюджета внутри страны. Внешний долг – займы гос-ва за рубежом. Рефинансирование долга – выпуск серий гос цб, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям. 17 августа 1998 года. Если же облигации идут не на решение структурных проблем экономики, то пирамида может рухнуть. Когда же бюджетных средств не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, то есть объявить суверенный дефольт. А это и есть банкротство государства. Повышать налоги можно скорее теоретически. Станок – гиперинфляция.

Встроенные стабилизаторы

 

Описанные выше механизмы фискальной политики действуют избирательно, то есть они направлены на отдельных людей или социальные группы, специально для этого намеченные. Одним из основных недостатков такой фискальной политики, несмотря на то, что она вступает в действие своевременно, является возможное запаздывание мер, принимаемых для коррекции сокращений или инфляционного роста, то есть для оказания на них положительного воздействия. Однако было бы неправильным считать инструменты фискальной политики встроенными стабилизаторами.

Встроенные стабилизаторы являются “автоматическими”, поскольку они вступают в действие, когда это необходимо, без специальных действий со стороны Президента. Они называются стабилизаторами, поскольку помогают увеличить расходы во время спада и сократить их в периоды инфляции. Стабилизаторы стимулируют рост государственных расходов, снижают налоги или воздействуют в периоды спада на оба фактора. Во время подъема, когда личные доходы и цены растут, встроенные стабилизаторы действуют в противоположном направлении, сокращая государственные расходы и увеличивая налоги.

Одним из встроенных стабилизаторов является налог на личные доходы. В периоды сокращения и спада личные доходы уменьшаются и, следовательно, облагаются налогом по более низкой ставке. Таким образом, в течение спада население сталкивается со снижением налогов. В периоды бума инфляция гонит заработную плату и жалованье вверх. По мере этого люди перемещаются во все более высокие налоговые корзины. Повторим еще раз, что налоговая политика, повышая ставки, автоматически способствует достижению целей финансирования бюджета в периоды инфляционного роста.

Еще одним инструментом, действующим как встроенный стабилизатор, является сокращение или увеличение государственных расходов для того, чтобы справиться с явлениями спада в экономике или инфляцией. К таким расходам относятся пособия по безработице и выплаты по социальному обеспечению, осуществляемые в национальном масштабе. Во время высокой инфляции государственные расходы автоматически возрастают, поскольку увеличивается число тех, кто на законных основаниях может претендовать на получение пособия по безработице или социальному обеспечению.

И наоборот, когда ситуация в хозяйстве улучшается, уровень безработицы снижается и государственные расходы на эти программы автоматически падают.

В периоды процветания и высокой занятости налоги автоматически возрастают, наполняя фонды страхования по безработице. Это помогает снизить расходы, когда свирепствует инфляция, и дает возможность воспользоваться этими деньгами, когда появляется угроза спада в экономике.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.012 с.)