Экономическая политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая политика государства



(19.10.11)

1. Методы, направления, формы экономической политики государства.

2. Государственный бюджет, дефицит, государственный долг.

3. Бюджетно-налоговая политика

4. Налоги, налоговая система

Решения государства часто могут быть не эффективными и не соответствовать интересам общества по причинам:

1. Ошибки со стороны политиков

2. Последствия прежних решений

3. Бюрократизм государственных структур

Модели экономической политики:

1. Активная макроэкономическая политика

2. Пассивная или либеральная макроэкономическая политика

3. Смешанная

В экономической политике предусмотрены формы прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование:

1. Законотворческая деятельность и административный контроль.

2. Государственное производство. Во всех странах существует государственный сектор экономики в основном в капиталоемких отраслях строительство дорог, ЖКХ, системы связи. Также значительная роль государства в содержании социальной инфраструктуры.

3. Национализация и приватизация объектов собственности, замораживание цен и заработных плат.

4. Трансферты дотации субсидии – государственные выплаты, чтобы перераспределить доходы от состоятельных к бедных.

5. Государственный долг – сумма обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

6. Экономико-экологическое регулирование, формы косвенного регулирования – фискальная и монетарная политика.

4 Направления политической политики:

1. Фискальная

2. Монетарная

3. Социальная

4. Внешнеэкономическая

Определив приоритеты, государство выбирает методы экономической политики:

1. Установление норм обязательных резервов

2. Предоставление льгот

3. Установление налоговых ставок

4. Определение денежной эмиссии

5. Установление квот на экспорт и импорт

6. Привлечение иностранного капитала

7. разработка государственных программ и их финансирование

2. Государственный бюджет – финансовый план страны, баланс доходов и расходов утвержденный законодательно. В России бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов:

1. Федерального

2. Субъектов федерации или регионов

3. Органов местного самоуправления (муниципалитетов)

4. Государственных внебюджетных фондов (пенсионный, фонд занятости и др.)

Доходы бюджетом в основном состоят из налоговых поступлений. Расходы – государственные закупки, трансферты, выплата % по государственному долу и облигациям. Разница между доходами и расходами это сальдо государственного бюджета. Бюджетная система России построена на принципах бюджетного федерализма, т.е. нижестоящие бюджеты не входят своими доходами и расходами в вышестоящие. Все функционируют обособленно, в то же время вышестоящие оказывают финансовую помощь нижестоящим в виде трансферт. Координирующий центр – федеральный бюджет. Свод бюджетов всех уровней – консолидированный бюджет.

Наиболее крупные статьи расходов федеральных бюджетов России оборона и безопасность и поддержка отраслей народного хозяйства. Социальное направление здесь меньшие расходы. Важен не абсолютный размер государственных расходов, а разумный выбор направления использования, а также эффективность и контроль расходования бюджетных средств.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами за определенный период. Профицит – обратная ситуация.

Виды бюджетного дефицита:

1. Структурный – разность между доходами и расходами в условиях полной занятости, т.е. при объеме выпуска равном потенциальному. Наличие этого вида свидетельствует либо о низких налогах, либо о завышенных государственных расходах.

2. Циклический он возникает при циклических спадах в рецессии, когда объем выпуска меньше потенциального (ВВП). Представляет между собой разницу между фактическим и структурным дефицитом.

Для покрытия бюджетного дефицита используются следующие источники:

1. Денежная эмиссия

2. выпуск государственных ценных бумаг и операции с ними

3. Увеличение налоговой ставки

4. Кредиты международных организаций

5. Приватизация государственного имущества

Меры покрытия дефицита должны тщательно просчитываться, т.к. они могут существенно подорвать макроэкономическое равновесие. Например, денежная эмиссия может вызвать инфляцию, выпуск государственных ценных бумаг может привести к эффекту вытеснения: отвлечения финансовых ресурсов из реального сектора экономики (производства), что приводит к росту % ставки и снижению инвестиций в экономику.

3. Бюджетно-налоговая политика направленная на регулирования совокупного спроса по средствам изменения налогообложения и государственных расходов. Цели:

1. Ускорение экономического роста

2. Контроль инфляции

3. Изменение объема производства и занятости

Виды фискальной политики:

1. Стимулирующая политика (фискальная экспансия). Преодоление циклического спада экономики, предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Используется как средство борьбы с безработицей.

2. Сдерживающая (фискальная рестрикция). Она проводится ради сдерживания циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер, используется для борьбы с инфляцией. В долгосрочном периоде слишком высокие налоги приведут к спаду совокупного предложения к сокращению объемов производства и росту безработицы в итоге к стагфляции.

В рамках фискальной политики используются 2 основных метода воздействия на экономику:

1. Система встроенных или автоматических стабилизаторов – инструменты, которые при спаде экономики стимулируют деловую активность, а при подъеме сдерживают совокупные расходы. Эти инструменты поддерживают экономику стабильной без вмешательства правительства:

a. Система прогрессивного налогообложения

b. Социальные пособия по безработице, бедности и другие программы социальной помощи.

2. Дискреционные фискальные меры – законодательная (официальное манипулирование) налогами и государственными расходами:

a. Изменение ставок налога

b. Изменение объёмов социальных расходов и т.д.

Всегда существует проблема функционального запаздывания, проходит время между моментом принятия решений о фискальных мерах и их реальным воздействиям на производство занятость и цены.

4.Налоги – обязательные платежи хозяйствующих бюджетов и физических лиц в бюджеты всех уровней, по ставкам установленных законом. Налоговая система – вся совокупность налогов и их обработка. Принципы налогообложения (А. Смит):

1. Справедливости – всеобщность обложения и равномерность распределения налогов.

2. Принцип определенности (каждый человек должен знать).

3. Принцип удобности

4. Экономия – рационализация системы налогообложения, т.е. налоги должны быть эффективными и минимизировать неблагоприятные последствия своего функционирования для экономических процессов.

Функции налогов:

1. Фискальная – пополнение бюджета

2. Стимулирующая (изменяя остатки налога, государство стимулирует структурные сдвиги в экономике).

3. Регулирующая - воздействие на распределение ресурсов в экономике.

4. Распределительная – переход национального дохода от одних групп населения к другим.

Классификация налогов по экономической природе:

1. Прямые налоги взымаются непосредственно с доходов или с имущества (налог на прибыль, транспортный, на доходы физических лиц, земельный).

2. Косвенные – налоги на товары услуги и виды деятельности, которые входят в цену товара в виде надбавки (НДС, акцизы, налог с продаж)

По характеру обложения:

1. Пропорциональные – при увеличении дохода средняя налоговая ставка остается неизменной (налог на имущество)

2. Прогрессивные налоги – при увеличении налога средняя налоговая ставка возрастает (в США прогрессивная)

3. Регрессивная – по мере роста дохода средняя ставка понижается (все косвенные налоги)

В зависимости от того кто взымает налоги:

1. Центральные

2. Местные

Налоговая ставка – размер налога на одну единицу обложения. Американский экономист Локфер обосновал зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Если уровень налогообложения = 0 А то у государства нет дохода, если государство хочет забрать все доходы Б то экономический процесс останавливается и бюджет также без доходов ели налоговая ставка t если хочет повысить t1 то доход уменьшается.

Уровень налогового бремени – обобщённый показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, определяется как отношение общая сумма налогов и сборов к ВВП К=Т/ВВП, Т=t*V=t*Y. V Совокупный доход Y совокупный доход t налоговая ставка. tср = (Т/У)*100% (ср ставка %).

Кривая Локфера.

Доходы государст-венного бюджета
Налоговая ставка
 
 
А
Б
t
t1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.01 с.)