Предмет и метод БУ. Отражение средств и ресурсов банка.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод БУ. Отражение средств и ресурсов банка.



Тема 1. Основы БУ в КБ.

Предмет и метод БУ. Отражение средств и ресурсов банка.

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении всех хоз.операций путем сплошного непрерывного документального учета.

Объектами БУ являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Предметом БУ в банках являются объекты в виде активов и пассивов, при этом активами являются средства банка, а пассивами источники их формирования.

Активами банка являются:

- ДС (наличные и безналичные, драг.металлы), нормативы обязательных резервов

- Приобретаемые ценные бумаги и финансовые вложения

- Размещенные депозиты

- Предоставленные кредиты

- Дебиторская задолженность

- Имущество банка (ОС, НМА, хоз.материалы)

Пассивы банка:

- Уставный капитал

- Резервный капитал

- Добавочный капитал

- Прочие фонды (собственные пассивы)

- Нераспределенная прибыль

- Полученные кредиты

- Депозиты привлеченные

- Остатки на расч. и текущих счетах.

- Выпущенные собственные ценные бумаги.

- КЗ

- доходы

Исходя из перечня объектов, различают следующие виды банковских операций:

1.Кассовые операции,

2. расчетные операции,

3.депозитные, кредитные,

4.операции с ценными бумагами,

5. операции с драг.металлами,

6. операции с ин.валютой,

7. межбанковские операции,

8. выведение результатов деятельности.

9. кредитные

Банковская операция – это каждое свершившееся действие, оформленное документом и влияющее на изменение в активе или пассиве.

Основные задачи БУ:

  1. Формирование достоверной и содержательной информации о деятельности банка для внутренних (акционеры, менеджмент банк) и внешних (государство, инвестры, контрагенты, клиенты) пользователей.
  2. Выявление внутрихозяйственных резервов и использование данных для принятия управленческих решений.

Эти задачи можно решить только при правильной организации и ведении БУ.

Совокупность способов и приемов учета называется методом БУ.

Элементы метода БУ.

1. Документация – дает начало движению учетной информации. Придает юр.силу данным БУ.

Документ (название, дата, сумма, содержание операций, подпись, печать)

Правильность заполнения документа. Своевременность предоставления документов.

2. Инвентаризация. Проверка фактического наличия имущества. Обязательная проводится перед составлением годового отчета, при преобразовании, реорганизации и ликвидации, при смене должностных МОЛ, при установлении фактов хищений, злоупотреблений, стихийных бедствий, при передаче имущества в аренду (только передаваемое) и в других случаях по решению руководства. Выявляются излишки (на доходы банка) или недостатки (либо списывают на убыток, либо записываются в кред. задолж.).

3. Счета. Предназначены для группировки однородных банковских операций. В зависимости от содержания счета делятся на активные и пассивные счета.

4. Двойная запись. Означает, что сумма каждой операции отражается дважды: по дебету одного и кредиту другого. Оформленная двойная запись называется счетной формулой бух. проводкой.

5. Баланс. Сгруппированный поток информации о средствах и ресурсах банка. Баланс составляется в банке ежедневно не позднее 12.00 за каждый день.

6. Отчетность. Формы отчета разрабатывает ЦБ РФ

7. Оценка. Использование общегосударственных правил оценки статей баланса (основные средства – по первоначальной стоимости, ин.валюта – по официальному курсу).

8. Калькуляция.

3. Типы хоз.операций и их влияние на ВБ(на экзамене 2-3 примера по каждому типу из занятий по практике)

  1. Изменение только в активе, ВБ не меняется.

1 актив переходит в другой актив.

  1. Изменение только в пассиве, ВБ не меняется.
  2. Изменение в активе и пассиве в сторону увеличения. ВБ увеличивается на эту сумму.
  3. Изменение в А и П в сторону уменьшения. ВБ уменьшается на эту сумму.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЖЕГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУ.

До 1998 г. все жили по инструкции Госбанка СССР. Приняли 63 правила.

Всю методологическую работу по постановке БУ выполняет БР. При разработке ПС БУ и правил им учтены следующие принципы БУ, максимально соответствующие международным стандартам.

  1. Непрерывность деятельности (влияет на оценку статей актива и пассива)
  2. Отражение доходов и расходов по методу начисления.(альтернативный – кассовый)

Кассовый – фиксируем доход и расход в тот момент получения

Метод начисления – в котором они юридически пришли

  1. Постоянство правил. Банк должен руководствоваться одними и теми же правилами БУ на основе учетной политики. Изменения допускаются только при кардинальных изменениях деятельности банка или нормативно правовой базы.
  2. Принцип осторожности. Надо создавать резервы на возможные потери.

Предполагает, что активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить существующие риски на следующие периоды. Учетная политика должна обеспечить большую готовность к признанию в БУ расходов и обязательств чем возможных доходов и активов, не допуская создание скрытых резервов, т.е. намеренного занижения активов или доходов, либо намеренного завышения доходов или расходов.

  1. Своевременность отражения операций, т.е. в день поступления документов.
  2. Раздельное отражение А и П.
  3. Преемственность входящего баланса.
  4. Приоритет содержания над формой. Операции должны отражаться в учете по их экономической сущности, а не по юридическому оформлению.
  5. Открытость. Означает, что данные учета и отчетности должны быть понятны информированному пользователю и исключать двусмысленности в определении позиции банка.
  6. Консолидированность отчетности. С учетом фин.отчетности филиалов.
  7. Оценка активов и обязательств. Единая единица измерения у активов – первоначальная стоимость, которая в дальнейшем переоценивается по текущей (справедливой) стоимости (ТСС) либо путем создания РВП. В учете корректировка первоначальной стоимости отражается на дополнительных счетах, открываемых к основному счету – контрсчетах. Обязательства учитываются по стоимости, указанной в договоре, в отдельных случаях установленных БР могут переоцениваться по ТСС.
  8. Ценности и документы, отраженные по балансовым счетам, по внебалансовым не отражаются, кроме случаев, установленных БР.

Структура и состав ПС БУ КО.

Структура состоит из глав, разделов, подразделов, счетов первого порядка, счетов второго порядка.

Состав ПС БУ. Включает 5 глав. АБВГД. По каждой составляется отдельный баланс.

Характеристика главы А – Балансовые счета. Здесь сгруппированы счета первого порядка в семь разделов 102-708.

Тема 2. Синтетический и аналитический учет. Взаимосвязь между ними. Основные формы и документы. Основы построения кода лицевых счетов.

1. Все счета по способу обобщения и группировки делятся на синтетические и аналитические. Счета синтетического учета для отражения средств и источников банка в обобщенном виде и только в денежном выражении служат основанием для заполнения отчетности. Детальные сведения не только в денежном, но и в натуральном изменении отражаются на аналитических счетах. Аналитические счета открываются в развитие синтетического счета, поэтому между ними существует взаимосвязь. Сальдо синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов. Синтетические счета – первого и второго порядка. Аналитические – 20значные лицевые счета.

В рабочем плане счетов могут вводиться сводные аналитические счета – счета третьего порядка, на которых группируются лицевые счета по определенным признакам, либо по экономическому содержанию.

Особенности кодирования счетов доходов-расходов.

7060681030000. 261.01.02

14-18 символ читаются вместе – 26101 261.01. Символы формы №2 и отчеты о П и У)

Во всех банках они одинаковые, характеризуют источник дохода.

Документами аналитического счета являются:

-лицевые счета,

- ведомость остатков по балансовым и внебалансовым счетам,

- ведомость остатков привлеченных и размещенных средств.

Лицевая выписка должна в себе содержать счет, название счета, дата последней операции, входящее сальдо, обороты по дебиту, кредиту счета, номер документа, по которому эти суммы проведены и выводится сальдо конечное.

Все лицевые счета в банке обязательно регистрируются в книге регистрации с указанием даты открытия, даты и номера договора, наименование и цель счета, сам номер, порядок и периодичность выдачи выписок. В необходимых случаях – дата сообщения налоговым органам, дата закрытия счета. Примечания. Книга заверяется главбухом, должна быть распечатан на первое января в новом году разрешается присваивать новым клиентам счета, закрытые в предыдущем. При ведении аналитического и синтетического учета допускается использование средств автоматизации и программных продуктов.

При этом должны соблюдаться следующие требования:

-ограничение доступа к совершению операции,

- обеспечение конфиденциальности паролей и кодов,

- применение программного продукта, позволяющего устранять проблемы несанкционированного доступа.

- Программный продукт должен обеспечивать одновременное отражение сумм по дебиту и кредиту во всех взаимосвязанных регистрах.

Ведомости аналитического учета.

Документы синтетического учета: ежедневный баланс, ежедневное оборотно-сальдовая ведомость. Внутри месяца обороты показываются за день на первые числа месяца, квартала, года нарастающим итогом с начала года.

ОРГАНИЗАЦИЯ БУ В КО. СТРУКТУРА ОПЕЦИОННО-УЧЕТНОГО АППАРАТА. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ.

За организацию БУ ответственность несет руководитель КО. За формирование учетной политики, соответствие операций законодательству РФ, своевременное и полное представление отчетности ответственность несет главбух. Требования главбуха обязательны для всех работников учетно-операционного аппарата. Без его подписи документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Бухгалтерия является основным структурным подразделением банка. Работники, связанные с приемом, оформлением, контролем банковских документов формируют учетно-операционный аппарат, который подразделяется на специализированные отделы. Не включаются в состав бухгалтерии IT-структуры. В обязанность главбуха входит разработка должностных инструкций для работников и распределение обслуживаемых счетов (признак принадлежности УОА – когда закрепляют счет).

Лицо, подписавшее документ отвечает за правильность совершаемой по нему операции. Право ответственных исполнителей предполагает наличие права подписи, которое оформляется специальным распоряжением.

Данное право позволяет единолично оформлять и проводить операцию, кроме исключений, требующих дополнительной контрольной (первой) подписи. Перечень таких операций приводится в приложении правил.

Работник, нарушивший право подписи несет дисциплинарную ответственность, а при наличии состава преступления – уголовную.

В соответствии с 402-ФЗ О БУ (с 1 января 2013) учетной политикой называется совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. КО самостоятельно разрабатывает и утверждает учетную политику, в которой обязательному утверждению подлежат:

  1. Рабочий план счетов в КО и подразделениях.
  2. Формы первичных учетных документов, кроме унифицированных форм.
  3. Порядок урегулирования взаимной задолженности и учета внутрибанковских требований и обязательств между филиалами, либо между головным и филиалами.
  4. Порядок проведения отдельных учетных операций.
  5. Порядок проведения инвентаризации, методов оценки имущества и обязательств, а также методы определения ТСС недвижимости, временно не используемой.
  6. Порядок и случаи изменения стоимости основных средств. (реконструкция, перевооружение, модернизация, переоценк и т.д.)
  7. Лимит стоимости предметов для включения в состав ОС.
  8. Способы начисления ароматизации углеводородов.
  9. Порядок отнесения на расходы стоимости мат.запасов.
  10. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
  11. Порядок контроля по внутрибанковским операциям.
  12. Порядок и периодичность распечатывания документов аналитического, синтетического учета. Ежедневно распечатывается баланс и ОСВ.
  13. Другие решения.

Табл. (см.тетр.)

Тема 1. Основы БУ в КБ.

Предмет и метод БУ. Отражение средств и ресурсов банка.

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении всех хоз.операций путем сплошного непрерывного документального учета.

Объектами БУ являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Предметом БУ в банках являются объекты в виде активов и пассивов, при этом активами являются средства банка, а пассивами источники их формирования.

Активами банка являются:

- ДС (наличные и безналичные, драг.металлы), нормативы обязательных резервов

- Приобретаемые ценные бумаги и финансовые вложения

- Размещенные депозиты

- Предоставленные кредиты

- Дебиторская задолженность

- Имущество банка (ОС, НМА, хоз.материалы)

Пассивы банка:

- Уставный капитал

- Резервный капитал

- Добавочный капитал

- Прочие фонды (собственные пассивы)

- Нераспределенная прибыль

- Полученные кредиты

- Депозиты привлеченные

- Остатки на расч. и текущих счетах.

- Выпущенные собственные ценные бумаги.

- КЗ

- доходы

Исходя из перечня объектов, различают следующие виды банковских операций:

1.Кассовые операции,

2. расчетные операции,

3.депозитные, кредитные,

4.операции с ценными бумагами,

5. операции с драг.металлами,

6. операции с ин.валютой,

7. межбанковские операции,

8. выведение результатов деятельности.

9. кредитные

Банковская операция – это каждое свершившееся действие, оформленное документом и влияющее на изменение в активе или пассиве.

Основные задачи БУ:

  1. Формирование достоверной и содержательной информации о деятельности банка для внутренних (акционеры, менеджмент банк) и внешних (государство, инвестры, контрагенты, клиенты) пользователей.
  2. Выявление внутрихозяйственных резервов и использование данных для принятия управленческих решений.

Эти задачи можно решить только при правильной организации и ведении БУ.

Совокупность способов и приемов учета называется методом БУ.

Элементы метода БУ.

1. Документация – дает начало движению учетной информации. Придает юр.силу данным БУ.

Документ (название, дата, сумма, содержание операций, подпись, печать)

Правильность заполнения документа. Своевременность предоставления документов.

2. Инвентаризация. Проверка фактического наличия имущества. Обязательная проводится перед составлением годового отчета, при преобразовании, реорганизации и ликвидации, при смене должностных МОЛ, при установлении фактов хищений, злоупотреблений, стихийных бедствий, при передаче имущества в аренду (только передаваемое) и в других случаях по решению руководства. Выявляются излишки (на доходы банка) или недостатки (либо списывают на убыток, либо записываются в кред. задолж.).

3. Счета. Предназначены для группировки однородных банковских операций. В зависимости от содержания счета делятся на активные и пассивные счета.

4. Двойная запись. Означает, что сумма каждой операции отражается дважды: по дебету одного и кредиту другого. Оформленная двойная запись называется счетной формулой бух. проводкой.

5. Баланс. Сгруппированный поток информации о средствах и ресурсах банка. Баланс составляется в банке ежедневно не позднее 12.00 за каждый день.

6. Отчетность. Формы отчета разрабатывает ЦБ РФ

7. Оценка. Использование общегосударственных правил оценки статей баланса (основные средства – по первоначальной стоимости, ин.валюта – по официальному курсу).

8. Калькуляция.

3. Типы хоз.операций и их влияние на ВБ(на экзамене 2-3 примера по каждому типу из занятий по практике)

  1. Изменение только в активе, ВБ не меняется.

1 актив переходит в другой актив.

  1. Изменение только в пассиве, ВБ не меняется.
  2. Изменение в активе и пассиве в сторону увеличения. ВБ увеличивается на эту сумму.
  3. Изменение в А и П в сторону уменьшения. ВБ уменьшается на эту сумму.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЖЕГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУ.

До 1998 г. все жили по инструкции Госбанка СССР. Приняли 63 правила.

Всю методологическую работу по постановке БУ выполняет БР. При разработке ПС БУ и правил им учтены следующие принципы БУ, максимально соответствующие международным стандартам.

  1. Непрерывность деятельности (влияет на оценку статей актива и пассива)
  2. Отражение доходов и расходов по методу начисления.(альтернативный – кассовый)

Кассовый – фиксируем доход и расход в тот момент получения

Метод начисления – в котором они юридически пришли

  1. Постоянство правил. Банк должен руководствоваться одними и теми же правилами БУ на основе учетной политики. Изменения допускаются только при кардинальных изменениях деятельности банка или нормативно правовой базы.
  2. Принцип осторожности. Надо создавать резервы на возможные потери.

Предполагает, что активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить существующие риски на следующие периоды. Учетная политика должна обеспечить большую готовность к признанию в БУ расходов и обязательств чем возможных доходов и активов, не допуская создание скрытых резервов, т.е. намеренного занижения активов или доходов, либо намеренного завышения доходов или расходов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.02 с.)