Внешняя политика последнего Севера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика последнего Севера



226 – гибель в борьбе с южно-иранскими династами последнего Аршакида. Парфия капут. Ардашир из рода Сасанидов объединил весь Иран и было образовано Ново-Персидское царство. Послал Александру Северу требование вернуть все исконно Ахеменидские территории, т.е. все восточное Средиземноморье. Север отказался.

231-232 – война с Ново-Персидским царством. Из-за медлительности армий успех развить не удалось (двор Александра замедлял движение легионов). Пришлось очистить Армению, после ряда неудач. Отошли в Сирию с большими потерями. Недовольство войск успокоили щедрыми раздачами. В Риме триумф в честь «победы».

234 – напряженка на границе с германскими племенами. Мамея и др.советнички решили избежать войны и попытались замутить с германцами.

235 – за это их и растерзали вместе с «невинным» Александром Севером. Дальше кризис.

 

48. Римское гражданство и его распространение в римском мире.

 

Civitas Romana. Т.е. римское гражданство. Дается человеку при рождении, при условии, что его родители им обладают, либо даруется. Отнимается при изгнании, попадании в рабство, или по решению комиций. Включает в себя следующие базовые права:

ius suffragii

ius honorum

ius commercii

ius conubii

ius provocationis (449)

Лишение человека хотя бы одного из этих прав делает его перегрином.

Перегрины. Свободные люди, не обладающие всей полнотой civitas Romana. Например, перегринами были socii до союзнической войны 90-88 гг. Они могли обладать некоторыми из civitas Romana, но не всеми. В Риме находились в ведении претора, в провинции – в ведении римского наместника. Латинские граждане имели особый правовой статус: они не были ни перегринами, ни римскими гражданами. Латинское гражданство.

Распространение civitas Romana в римском мире. Является признаком разложения civitas. В нем же суть Союзнической проблемы. Хронология процесса:

338 г. – победа Рима в Лат 2, роспуск Латинского союза и создание Римско-италийского. Римское гражданство по частям начинает расползаться за пределы Рима.

125 г. – законопрект Флакка о даровании союзникам civitas Romana; не прошел; Флакка отправили воевать в Галлию. Союзники не довольны.

123 г. – законопроект о предоставлении гражданства верным союзникам, при условии, что они продолжают платить военный налог. Оппозиция сенаторов и плебса.

90 – 88 гг. – Союзническая (Марсийская) война (Рим – socii)

90 г. – закон Юлия (civitas Romana всем невосставшим жителям Италии)

89 г. – закон Папирия (civitas Romana жителям Италии, которые за 2 месяца с момента издания закона сложат оружие)

88 г. – всем свободным мирным жителям Италии дается civitas Romana

212 г. н.э. – Constitutio Antoniniana (она же – Эдикт Каракаллы): civitas Romana получают все свободные жители Империи.

 

49. Кризис III века.

Время: «Под кризисом III-его века понимают время от убийства Коммода, последнего из императоров династии Юлиев–Клавдиев и до окончания эпохи «Солдатских императоров», продолжавшуюся с 235 по 284 год после Р.Х. Кроме того этот период включает в себя правление династии Северов в течение около 40 лет до убийства императора Александра Севера».

- 193-235 гг. – правление Северов

- 212 г. – constitutio Antoniani (эдикт Каракаллы).

- 235-284 гг. – солдатики правят

Содержание этого периода: императоры меняются, солдаты остаются. «Эпоха солдатских императоров». Стабильности нету. Септимий Север настроен антисенатски (общая черта всех правителей того времени). Ублажает солдат. Поставил во главу своего совета префекта претория. Создал канабы – поселения для солдат с семьями («мечта духа»). Сынок его – Каракалла. Из одноимённого плаща. Кризис в экономике – частая порча монеты. 212 – эдикт Каракаллы. Права гражданства у всех жителей империи. Полная девальвация самого понятия о нём. Гелиогабал. Сын Юлии Месы – сестры жены Каракаллы. «Солнечный мальчик» и больше ничего. Александр. Уже немного даже поладил с сенатом, но – военные неудачи в Германии – и его замочили свои же солдаты. И понеслось.. Максимин Фракиец (235-238). До Рима не доехал. Успешно воевал (сарматы и даки), но переборщил с налогами. Сразу восстание. Дальше – чехарда. Вроде император Гордиан (старик-плантатор из Африки), но – слишком стар. Назвали тогда его сына Гордиана II, но вскоре оба купили на войне ферму подальше африканской.. В итоге – 3 претендента: 2 сенатских Пупиен и Бальбин, и неведомо откуда взявшийся Гордиан III. Он то и проправил с 238 по 244. Воевал с персами в Сирии и Месопотамии, там же его свои солдаты и мочканули, их новый фаворит – Филипп Араб (244-249). Был при Гордиане префектом претории. Христианин (!!!).Филипп сумел заключить мир с Персией в 245 году, благодаря которому под контролем Рима остались Месопотамия и Малая Армения, однако спорные территории перешли к Персии, кроме того ему пришлось заплатить большую контрибуцию. Новый император попытался завоевать любовь римского народа, устроив грандиозные празднества, посвящённые тысячелетию «Вечного города». Но, вопреки ожиданиям, популярности ему праздник не добавил и его положение оставалось весьма шатким. К недовольным, как ни странно, принадлежала армия, которая ещё недавно и провозгласила его императором.

В 249 году на дунайской границе вспыхнуло восстание легионов, для усмирения которых Филипп отправил своего представителя – консула Деция. Тот, однако, завоевал популярность у легионеров и повёл их на Рим, с целью захвата власти. В том же году близ Вероны армия Деция разбила войско Филиппа Араба, который погиб в бою. Деций (249-251), в отличие от предыдущих императоров имел все шансы укрепить свою власть. Он был «своим» в Риме, пользовался всяческой поддержкой сената, выходцем из которого он и был. Деций попытался реставрировать старые римские культы, выбрав для этого довольно удачный момент – после празднования тысячелетия города возникали идеи вернуться к традиционным римским ценностям и римскому пантеону богов. В 250 году вышел эдикт о возвращении старых богов, о реставрации «культа императора», и о полном запрещении прочих религиозных культов. От нового эдикта серьёзно пострадали восточные религии, в особенности христианство. Стала действовать комиссия религиозного надзора, преследовавшая людей, отказывавшихся участвовать в жертвоприношениях римским богам.

Издание нового религиозного закона совпало с нашествием готов на Балканские провинции империи. Деций покинул Рим и возглавил армию для борьбы с ними. Военная кампания была провалена, Деций потерпел поражение у Беройи, а в 251 при Дорбудже. В этой битве император погиб, а оставшиеся воины заключили разгромный мир, уступив готам Дунайские территории и обязались платить ежегодную дань. Новым императором в 253 году стал сенатор Валериан (253-260), который провозгласил своим соправителем сына – Галлиена (253-268). Правление двух императоров ознаменовалось тяжелыми поражениями от Персии в 260 году, когда Валериан был взят в плен и убит.

При Галлиене распад империи приобрёл тотальные размеры – Галлия объявила себя независимой империей, также поступили Британия и Испания. Во внутренней политике Рима также наступили серьёзные изменения – отстранив от руководящих постов сенаторов, Галлиен отдал руководство империей представителям всаднического сословия и даже плебеям. Желаемого результата это не принесло, а империя тем временем продолжала дробиться на маленькие государства – во многих провинциях появлялись люди, захватывавшие власть и объявляющие независимость этих территорий. Это были «тридцать тиранов», объединённые общим определением потому, что никаких сведений о каждом из них по отдельности не сохранилось. Новый император стал чеканить новую монету, чтобы как-то вывести империю из затянувшегося экономического кризиса. Но она пользы не принесла, деньги продолжали обесцениваться, во многих провинциях торговый обмен стал натуральным. Правление Марка Аврелия Клавдия (268-270) <первого из поколения готских императоров, выходцев из Иллирии> обычно называют первым шагом к выходу из кризиса. Впервые за долгое время Рим одержал несколько крупных военных побед. Клавдий победил в войне с алеманами, одержал победу в битве 269 года против готов в среднем течении Моравии. Эта победа имела большое экономическое значение – обедневшая империя получила богатую военную добычу, армия укрепилась готскими легионами. Но вполне возможно, что именно вместе с готами пришла в Рим новая напасть – чума, от которой пострадала большая часть Рима, в том числе и сам император. Это была первая за долгое время естественная смерть правителя в Риме.

Кандидатов в преемники Клавдию было двое – выдвинутый сенатом сын Клавдия и Луций Домиций Аврелиан, предводитель Дунайских легионов. В который раз власть войска оказалась сильнее влияния сената и Аврелиан (270-275) стал императором.

Он продолжил политику Клавдия, и был не только талантливым военачальником, но и достаточно умелым политиком. Как император Аврелиан одержал победы над ютунгами, карпами, завоевал Пальмиру и передал её под контроль префекта Месопотамии, покорил Египет и, что наиболее важно, вернул Галлию, Испанию и Британию под контроль Римской империи. Не потерпев ни одного военного поражения, он сравнивался современниками с Цезарем и Александром Македонским.

Во внутренней жизни Рима также произошли серьёзные изменения: по приказу императора были построены стены длиной 18 км, высотой 6 м и 3,6 м в ширину.

Его правление можно назвать окончательным уходом от системы принципата: титул императора стал звучать как «господин и бог», им был установлен особый культ Солнца, соединявший в себе различные восточные культы. С другой стороны некоторые черты патернализма в правлении Аврелиана сохранились: он ввёл новые хлебные раздачи, не зерна, а печёного хлеба с оливковым маслом и солью. Аврелиан стал чеканить новую монету, которая, несмотря на недовольство населения, тем не менее имела хождение значительно лучшее, чем монеты предыдущих правителей.

Погиб он, как и многие его предшественники – был убит заговорщиками во время персидского похода 275 года.

После смерти Аврелиана власть ненадолго перешла к сенату – ровно год императором был консул Тацит. Однако как и все «сенатские» императоры долго жить ему не пришлось – он был убит солдатами через год.

Последним «солдатским» императором стал Марк Аврелий Проб (276-282). Проб стал одним из немногих императоров, которые сумели установить хороший контакт с армией и сенатом. Кроме ведения уже традиционных войн с германцами он подавил восстания в Галлии и Египте. Проведя ряд полезных реформ в мирное время, восстановив укрепления, заселив пустующие пограничные территории, он не сумел совладать с армией, его убили недовольные солдаты из собственного войска. По легенде ближайший преемник Проба погиб от удара молнии во время нового персидского похода. <главный источник по тому времени: Scriptores Historie Augustae>.

После двухлетнего безвременья, императором стал Гай Валерий Аврелий Диоклетиан, чьё правление стало этапом установления домината и концом эпохи «солдатских императоров».

Очень кратко, черты кризиса:

- утрачена стабильность и преемственность власти (у кого легионы – у того и империя),

- отсутствие контакта императора с сенатом и народом,

- «комплексы временщика», каждый работает на себя, законы разных императоров противоречат друг другу,

- разорительные войны,

- частая порча монеты,

- невыгодная торговля: деньги обесценились + большой риск из-за кучи разбойников на дорогах => натуральный обмен,

- умер культ императора, а ничего нового пока не придумали, кризис нравственный и ментальный,

- не забыть! Крупные рабские восстания на Сицилии

 

50. Реформы императора Диоклетиана. Установление системы Домината.

 

Хронология. 284-476. Доминат продолжался с момента вступления на престол Диоклетиана (284) до свержения последнего римского императора Ромула Августула (476). Именно в этот период происходило разложение и перерождение античных структур, зарождение новых.

Предпосылки реформ Диоклетиана. После кризиса III в. когда Диоклетиан пришел к власти ситуация в империи была очень сложна и нестабильна, бушевали восстания. Диоклетиану предстояло провести реформы. Наконец то монархия перестала рядиться в одежды республики.

Тетрархия. Для подавления галльского восстания был послан опытный полководец Максимиан, который добился успеха и в 286 г. стал соправителем Диоклетиана. Это была его первая реформа. Теперь управление империей осуществлялось из двух центров – Никомедии и Медиолана. Позже в 293 и этого разделения оказалось недостаточно и Диоклетиан назначил обоим августам по Цезарю: себе Галерия (Сирмиум; Балканы кроме Фракии), Максимиану – Хлора (Трир; Галлия и Британия). Все это было скреплено династическими браками. Преимущество имел старший август. Через 20 лет оба августа должны были отречься в пользу цезарей, а те – назначить себе цезарей и т.д. Эта система называется тетрархией.

Культ августов. Был создан императорский культ (заимствован у персов), что повысило авторитет власти и затруднило покушения.

Денежная реформа. Попытался нормализовать денежное обращение и выпустил хорошую золотую монету, но ее реальная стоимость не соответствовала номиналу, она быстро исчезла из обращения. Денежная реформа не удалась.

Реформа налогообложения. Вместо косвенного налога Диоклетиан ввел прямой. Все население кроме приписанного к Риму предполагалось регулярно переписывать (кадастры), и на основе этих переписей взимать в основном натуральный налог: в городах с помощью куриалов и подушный, в деревне – поземельный. Налоговая реформа удалась и привела к закреплению большей части населения на месте и профессии.

Военная реформа. При сложившейся опасной обстановке оседлой и иммобильной римской армии не было достаточно, а реформировать ее было нельзя, так как это грозило переворотом. Диоклетиан создал новые мобильные отряды, расквартированные по городам, которые по приказу его могли собираться в мелкие и крупные армии. Условия службы ухудшились, добровольцев не хватало, а потому он обязал землевладельцев поставлять в армию рекрутов, которые как правило оказывались варварами (окраины империи). В связи с этой реформой произошла варваризация армии и еще большее закрепление колонов – магнаты более жестоко подавляли попытки восстать. Успокоились и начальники пограничных военных поселений – они перестали почем зря провозглашать себя императорами. Центральная власть укрепилась.

Территориально-административная реформа. Исторически сложившиеся римские провинции были переразделены на 100 частей и объединены в 12 диоцезов, 101 особую часть составлял Рим. Была введена новая бюрократическая административная система, позволявшая лучше следить за местным населением и собирать налоги. Ломка исторически сложившихся границ предотвратила развившийся во время кризиса III в. сепаратизм. Административная власть была отделениа от военной. Ректоры, стоявшие во главе каждой провинции, подчинялись викариям (диоцез), особо важные – самим императорам. Реформа удалась.

Эдикт о твердых ценах 301. В связи с результатами военной и административной реформ увеличился военно-бюрократический аппарат, а значит и расходы на его содержание. Кроме того, росли цены, населению было трудно платить налоги, в связи с чем проблема финансирования вставала еще острее, а цены росли еще больше. Для стабилизации экономики в 301 Диоклетиан принял эдикт о твердых ценах и заработной плате. За нарушение закона – смертная казнь (для этого на некоторых рынках были сооружены плахи, на которых приговоры приводились в исполнение. Соотношение цен и заработной платы были вычислены не точно и не могли быть одинаковыми для всей империи, а потому реформа сразу была обречена на провал – после Диоклетиана эдикт отменили.

Религиозная политика. При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (например, жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Диоклетиан усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.

 

51. Правление императора Константина. Оформление системы Домината. Утверждение христианства в качестве господствующей религии.

 

Борьба за власть. В 306 августы отреклись. Хлор умер и на первый план вышел его сын Константин. Максимиан попытался вернуться к власти вместе со своим сыном Максенцием. В 312 Константин дал Максенцию решающее сражение у Красных Скал (у Мульвийского моста), в котором победил. В 324 Константин покорил и убил своего соправителя Лициния и стал единоличным правителем.

Константин. Вся политика Константина была прямым продолжение политики Диоклетиана.

Тетрархия. Как таковая упразднена, но деление на четыре части осталось – они называются префектурами и управляются префектами претория. Константин поддержал разделение властей и передал военную власть от префектов военным магистрам. Это делалось для того, чтобы засчет снижения самостоятельности местных властей усилить центральную.

Культ августа. Усилился невероятно: все, что было связано с императором, признавалось священным. При доминусе был создан консисториум, все придворные чины были разделены на 5 уровней, на высшем из которых находились люди, служившие непосредственно доминусу (часто эти должности были синекуриальны).

Денежная реформа. Воспользовавшись опытом предшественника, Константин более точно рассчитал стоимость монеты, в результате чего появилась единая в дальнейшем для всей империи денежная единица – солид. Экономика несколько оживилась, но глобального ничего не произошло. В основном это было для показухи.

Военная реформа. Иммобильная часть войска осталась без изменения, из мобильных подразделений была выделена дворцовая стража, расквартированная в столице империи. Когорты преторианцев расформированы.

Территориально-административная реформа. Просто было доведено до конца то, что начал Диоклетиан.

Варваризация империи. В связи с успешными пограничными войнами в плену оказывалось много варваров, становившихся потом колонами. Из варваров же пополнялась и армия, причем варварам был открыт путь повышений вплоть до высших чинов в империи.

Прекариальная практика. Мелкие крестьяне, куриалы, ремесленники и колоны, спасаясь от налогового и административного гнета, а также от административных притеснений, отдавали свои земли магнатам, взамен получая их в виде прекария. Свободу они меняли на защищенность.

Религиозная политика. В этом отношении Константин вел совершенно иную чем Диоклетиан политику. Он оценил популярность христианства среди всех слоев общества, понял, что гонения только укрепляют эту религию, и решил опереться на нее. Была выработана следующая политика. Мир и человеческое общество – дар Божий. Кто-то должен поддерживать в нем порядок. Кто это? Конечно император (Один Бог на небе – один Император на земле). Христиане ничего не имели против такой политики и в 311 гонения на христиан были прекращены. К 313 установился союз с христианами, несмотря на то, что сам император хритианство принял только перед смертью. В Медиолане принят эдикт о веротерпимости. Началось интенсивное развитие христианства – появилась иерархия (пресвитеры, диаконы, епископы). В связи с развитием христианства появляются разные толкования Св. писания и, как следствие, ереси (Африка – циркумцелионы, в Александрии – тринитарные и христологические споры, арианство (в Троице главный Отец, а Христос – не вполне Бог, т.к. не равен ему, будучи его творением)). Для предотвращения ересей собирается Вселенский Собор (1-й – 325 в Никее, 2-й – 381 в Константинополе); все, что кроме признанного на Соборе – ересь. Оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.

 

52. Правление Юлиана Отступника. Его борьба с церковью.

Время: 360-363 годы.

Его путь наверх: он племянник Константина. В 23 года – цезарь, правит в Галлии и Британии. Отличный полководец – у Аргентората разбил алеманнов. Сделал из них галльских колонов. Оттеснил франков и саксов за Рейн. Провёл там чистку чиновников, уменьшил налог => приобрёл популярность. Констанций потребовал перевода части легионов Юлиана на Восток, но те восстали и провозгласили его августом. Констанция не тронули – он сам вскоре сыграл в ящик. Юлиан с 361 года правит один.

Чё делал: Всё делал хорошо. Городам вернул земли, расширил права курий, урезал расходы на бюрократию, понизил налоги. Но главное – ярый язычник. Пошёл особенным путём. Перво-наперво провозгласил веротерпимость. Восстановил языческие храмы, вернул им земли. Христианская церковь лишилась гос.дотаций, не пускал христиан преподавать в школы, в высшие посты армии. Чтобы подорвать организацию изнутри вернул из ссылки противников ортодоксального христианства: как еретиков, так и представителей других восточных культов. Его язычество – особое. Он пытался упорядочить пантеон, устроить строгую иерархию по христианскому образцу. Систему соподчинения жрецов. Но – не вышло. Узкая социальная база. Не верят. Очевидно – на определённом этапе развития общества монотеизм политеизмом не подменишь..

В 363 году умирает во время персидского похода. Его преемник Иовиан возвращает всё как было.

 

53. Распространение колоната в IV-V, протофеодальные отношения.

Прелюдия. Появление и оформление колоната относится к I-II вв. Особое распространение он начинает получает с III в. Увеличение роли колонов идёт параллельно с кризисом рабовладельческой системы. Колон – фактически налогоплательщик, римский гражданин, во всех отношениях (суд, оборона, долги и т. д.) зависящий от владельца земли. После 3 века что-либо поделать с такой системой уже невозможно. Новый этап – поставить её на служение государству, что только способствует усилению земельных магнатов.

Налоговая реформа Диоклетиана. 289-290. Чтобы увеличить доход казны, Д проводит всеобщую перепись населения и устанавливает единый налог (для земледельцев – с единицы площади. Для горожан - подушный). Поголовный учёт всех и вся имеет и обратную сторону – прикрепление крестьян к земле, а ремесленников к их ремеслу и городу. Важно, что материальная ответственность за поступление налогов возлагается на магнатов (!) и куриалов (членов городских управлений). Магнаты фактически становятся представителями государства в деревне.

Колонатная политика Константина. Продолжается закрепощение всех слоёв населения. Что касается колонов – указ «О беглых колонах» (332). Если колон бежал с закреплённого за ним участка, то его насильно возвращали и заставляли работать закованными в цепях. Укрывающие колонов должны платить за них налог.

Развивается патрониций. Сильный налоговый гнёт на свободных крестьян заставляет их искать покровительства у магнатов. Они отдают свои участки и получают их в условное (прекарное) владение, взамен получая покровительство магната.

Установление протофеодальных отношений. Некоторый отдых после 3 в. позволяет городам в середине-2/2 IV в. возродится, происходит оживление экономики. Увеличиваются объёмы торговли. Не совсем ещё исчезли виллы. Но основную роль в экономике уже играют земельные магнаты (в т. ч. церковь). Важно и государственное хозяйство, муниципальное землевладение. Основной экономический рост на востоке, не так затронутым кризисом. Экономика в целом носит переходный характер.

На востоке феодализация (увеличение иммунитета магнатов, закрепощение колонов) происходит медленнее, с сохранением сильной госвласти. Преемственность.

Запад, хотя и оживляется, но скоро вновь приходит в упадок. Здесь госсобственности постепенно всё меньше, всё больше роль магнатов. Города скоро загнулись => центр ремесла перемещается в замок. Магнаты освобождаются от повинностей в пользу своего города, самовольно захватывают земли. Увеличивается церковное землевладение, церковь постепенно обособляется от империи. После крушения империи центральная власть уничтожена. В рамках варварских королевств происходит синтез античных и варварских традиций, феодализация имеет иной характер.

 

54. Религиозная жизнь в эпоху поздней Римской империи. Деятельность Аврелия Августина.

 

Религиозная жизнь.

Диоклетиан. При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (например, жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Придя к власти, Диоклетиан пошел на типичный ход – восстановление и укрепление старой религии (опора на традиции). Он усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе христианства, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.

Константин. Константин вел совершенно иную чем Диоклетиан политику. Он оценил популярность христианства среди всех слоев общества, понял, что гонения только укрепляют эту религию, и решил опереться на нее. Была выработана следующая политика. Мир и человеческое общество – дар Божий. Кто-то должен поддерживать в нем порядок. Кто это? Конечно император (Один Бог на небе – один Император на земле). Христиане ничего не имели против такой политики и в 311 гонения на христиан были прекращены. К 313 установился союз с христианами, несмотря на то, что сам император хритианство принял только перед смертью. В Медиолане принят эдикт о веротерпимости. Началось интенсивное развитие христианства – появилась иерархия (пресвитеры, диаконы, епископы).

Ереси. В связи с развитием христианства появляются разные толкования Св. писания и, как следствие, ереси. Африка – циркумцелионы (агонисты). Александрия – тринитарные и христологические споры, арианство (в Троице главный Отец, а Христос – не вполне Бог, т.к. не равен ему, будучи его творением; союз с варварами и язычниками). Гностицизм. Монтанизм (эсхатологические ожидания и очень аскетичный образ жизни как следствие; против обмирщения церкви. Донатизм – североафриканское развитие монтанизма. Для предотвращения ересей собирается Вселенский Собор (1-й – 325 в Никее, 2-й – 381 в Константинополе); все, что кроме признанного на Соборе (Credo) – ересь. Оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.054 с.)