Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хронология. Рубеж I-II вв. н.э.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чё написал. Разговор об ораторах (причина упадка ораторского красноречия в Риме в том, что свободной политики-то уже и нету. Профукали политику-то). Жизнеописание тестя Агриколы. Германия (этнографический труд; основной источник по ранним германцам). Однако настоящая известность – после двух следующих. История (события 69-96; 14 книг; сохранились первые 4 и начало 5 книг). Анналы (от смерти Агуста до конца династии Юлиев-Клавдиев; 16 книг; недостает 4-х книг). Тенденции трудов. Сторойной концепции нет. В намеренных фальсификациях не замечен. Тенденциозность прежде всего в подборке и группировке фактов. Последний апологет аристократической республики. 111-112 был проконсулом Азии. Склонен противопоставлять золотой век республики современному миру – мерзостному и богопротивному. Сам для себя решил писать sine ira et studio (без гнева и пристрастия), но это свидетельствует только о том, что они у него были. Написал очень тенденциозный труд. Очень силен Дидактизм (сильнее чем у Ливия и Полибия). Особое внимание личности, а точнее ее добродетели (virtus) => в центре внимания – император. Наряду с этим признается влияние Судьбы. Методология. Не столько наука, сколько литература. Материал расположен хронологически. Иногда излагает несколько взглядов на одну проблему. Есть вставные речи, но роль их меньше, чем у Ливия, и они иногда основаны на реальных речах (речь Клавдия в сенате 48). Источники пестры: есть и предшественники, есть и подлинный актовый материал и мемуары. На первом плане все равно изложение, а не исследование
45. Возникновение христианской религии в I-II веках. Канонические Евангелия как источник по древнейшему христианству.
Общие вещи. Вообще I век – некий нравственный кризис. Это уже не ужасы гибели республики, но люди явно переросли римский пантеон, тянет на что-то новенькое, нужны новые идеи. «Культ императора» слишком официозен, он внешний, это традиция, а не реальная вера. Со времён эллинизма есть интерес к восточным культам (Митра, Серапис). Кроме того, популярны идеи «вечной жизни», явственно проглядывает из многих вопросов мессианство. Поклонники «воскресших» божеств: Осириса, Адониса. Отдельно – «богини матери», боги для всех: Кибела. Много похожего у Митры (есть даже идея о сошествии Митры с небес и гибели всего живого – Судный День). В среде этого – иудеи. Уже тогда – довольно многочисленная диаспора в Риме и около него. Торговцы, вообще сплочённый народ. Вера в Яхве. К рубежу тысячелетий уже сформировалась Тора, вера цветёт (особенно сильно из-за постоянного угнетения: Птолемеи, Селевкиды etc.). Иудея захвачена Римом руками Помпея, которого позвали сами иудеи, ссорясь внутри государства. Рим сохранил свободу вероисповедания, но во главе стоял ставленник Ирод, ему в помощь римский легат Сирии + прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Три группировки в Иудее: саддукеи (первосвященники), фарисеи и ессены (сектанты, не любят первых двух). Источник по этому периоду – Иосиф Флавий. Началось. Восстание 66 года после. Особо проявила себя диаспора, говорящая о «мессии», «конце света», пришествии Бога и его 1000летнем царствовании. Того же времени – «Откровение» Иоанна Богослова. К 73 году – Иерусалим сожжён и восстание полностью раздавлено. Новое учение как раз для униженных и оскорблённых. Кумранские пещеры, 66-73 год упоминания о Христе в рукописях ессенов. Божий Сын Христос, проповедовавший в конце правления Тиберия (30-33 годы). Поскольку послания мы не трогаем, Евангелий было около 10. Каноническими стали 4: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. «Изречения Христа», «Акты Пилата» - стали апокрифами. Краткая биография героя: Иешуа. Родился в Вифлееме. Бежала его семья в Египет из-за избиения младенцев. Потом – живёт в Назарете (север Палестины). Крещён в 30 лет в Иордане Иоанном Крестителем. Ученики (12 шт.): Андрей, Матфей, Пётр, Фома, Иоанн, Иуда, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Леввей (Фаддей), Симон и Иаков Алфеев. 3 года ходил, проповедовал, творил чудеса. На третий год, в Пасху схвачен в Иерусалиме после предательства Иуды, приговорён Синедрионом к смерти. На 3 день воскрес, на 40 – вознёсся, обещал вернуться и судить всех. Ждём.. Вывод: Реальность его доказать нельзя. Единственное место у Тацита – доказанная позднейшая вставка. Это – вопрос веры. Я верю. И вам советую.
46. Создание христианской церковной организации.
«Где один или двое соберутся во имя моё – там и я среди них». Известное дело, у апостолов есть «преемство» идей Христа, они получают право проповедовать от его имени. Потенциал к созданию Церкви. Это путь исканий и поиск канона. Разные идеи околомессианского толка + проблемы с иудеями, которые видят в христианстве подмену идей иудаизма (ещё бы!). В Сирии, Египте выступают гностики. Очень восточный дуализм. Противопоставление духовного и телесного. Борьба возвышенного творческого духа с «демиургом» плоти. Христос – эон, духовный посланец. Известнейшие гностики: Василид, Валентин, Сатурнин. К концу II-го века усилиями Павла один вариант устаканивается как ортодоксальный, остальные постепенно приобретают статус еретических. Что такое тогда собственно христианство: - это сходки ночью или рано утром в укромных местах, очень часто в подземных кладбищах (катакомбах). - Там проповедают, пьют разбавленное вино - Это постепенно упорядочивается: есть старшина – пресвитер, ему помогают диаконы и диаконессы. Особенно крупный хозяйственный управленец – епископ. С конца II века – первые изображения Христа, его символика (добрый пастырь, овцы, роза, крест). Выдвигаются епископы – они лидеры общин, диаконы их помощники. Появляется название – клирики и общепринятые белые одежды. Из разрозненных сект – в единое целое. Общие праздники (особо – Пасха). Первые таинства – пресуществление. Взаимоотношения с властью. – эдикт Траяна против тайных сборищ. – Обычные слухи: оргии, «Божество с ослиной головой», непотребства всякие. Особенно неприятно, что нет там социальных критериев – все со всеми. – Два христианских послания Антонину Пию (Юстин и Аристид): апология христиан, пишут о клеветниках, хотят признания как силы, отдельной от евреев. – Разрабатываются первые догмы: Тертуллиан и Киприан. – Ориген – философ апологет христианства. Считает возможным некоторые его идеи связать с Платоном и Аристотелем. – Гонения: при Нероне (64 год, обвинены в поджоге Рима + есть у Флавия), Домициане. – Очень жёстко за культ императора боролся Деций (249-251), при нём куча христиан в тюрьмах. – 257 г. Валериан решил постричь купоны с христианских общин, объявил их врагами. Разграбил, многих убил (на мученичество идут охотно – за веру). – Фактическая остановка преследований: 260 год, Галлиен. Путь к признанию. – Дальше – две вехи: гонения при Диоклетиане (и о них не буду – см. билет 50) – И признание при Константине: (есть в 51ом), но – особо ереси, осуждённые Никейским собором. Донатизм. Донат – лидер нонконформистов, он считает, что не должно быть никаких контактов с властью. Арианство. Очень сильно. Разделили Бога-Отца и Бога-Сына («единоподобен», а не «единосущен»). Это легко усваивается, сделали всё понятнее. Много последователей. Резкий протест ортодоксов. Константин принял христианство в самом конце жизни, и есть версия, что в арианском обряде. На том же соборе в Никее (325 год) установлен церковный календарь. Три главных иерарха: Рим и Александрия (папы) и Антиохия (патриарх). Чуть ниже – архиепископы, ещё ниже – епископы. Вспомнить, что есмь «Константинов дар»?
47. Внутренняя и внешняя политика династии Северов. 2-3 вв.
Хоз.кризис =- обострения всяких противоречий, политическая нестабильность, ослабление воен.мощи. 193-197 – гражданская война. После убийства Коммода в Риме несколько провозгл.императоров: 1) Пертинакс в Риме 2) Дидий Юлиан в Риме 3) Командующий дунайской армией Септимий Север (8 легионов) 4) Командующий сирийскими легионами Песцений Нигер (6 легионов) 5) Клодий Альбин в Британии За каждым стоят: a) его армия b) местные амбициозные рабовладельцы с замашками на руководящую роль в Империи (у них также есть влияние на армию, т.к. местные легионы состоят во многом из местных же жителей) Основное отличие от войны 68-69 гг.: местная знать борется не за равенство с италийской аристократией, а за руководство Империей (почувствуй разницу – сделай паузу – скушай твикс) Победил Септимий Север (193-211). Период нестабильности после гр.войны – надо выкручиваться: Внешняя политика - парф.царь Вологез IV поддержал Нигера и опустошал союз.Армению и пров.Сирию – угроза рим.господству в Малой Азии - 195-198 – парфянская война (с небольшими перерывами). Септимий захватил всю Месопотамию, обе столицы Парфии: Селевкию и Ктесифон. - 198 – образование провинции Месопотамия -???-211 – война в Британии, восстановление вала Адриана (прорвали пикты и скотты). Смерть Септимия Севера. Внутренняя политика Задачи и их выполнение: a) укрепление императорской власти - принцип полной монархии: император – единственный источник власти, воля цезаря – высший закон - сенат больше не издает законы и не выбирает магистратов – это право только у принцепса b) четкая организация бюрократии - исчезают различия между традиционными респ.магистратурами (консулы, преторы…) и бюрократическими должностями - увеличение бюрократического аппарата (умножение штата старых и образование новых ведомств) - расширение компетенции чиновников - система титулов и рангов - префект претория теперь ближайший помощник императора по управлению империей, наблюдает за ходом гос.дел и работой бюрократии - возрастает роль госсовета, в него входят в том числе и начальники общеимперских ведомств - сенат тоже не обойден стороной: часть сенаторов казнена, часть сослана, состав пополнен сторонниками Севера - завершена организация провинциальной администрации: все почти как общеимперское + кураторы в отдельных городах (императорские наблюдатели) c) реформирование армии - увеличение (до 500 денариев) жалования рядовым и командирам - офиц.разрешение приобретать землю и вступать в брак - улучшена система повышений (должность первого центуриона – всадническая, перспектива вплоть до командира легиона или даже армии) - реформа преторианской гвардии (комплектация из лучших воинов всех легионов) - увеличено число мест штатных командиров - провинциализация и варваризация римской армии - разрешение легионерам жить с семьей в поселках-канабах вблизи легионных лагерей Проблемы новой армии: - потеря подвижности, т.к. обрастают хозяйством - проблема руководства – рост канцелярской бюрократии !БЮРОКРАТИЗИРОВАННЫЙ ПРИНЦИПАТ! Абсолютная монархия IV-V вв. Система управления упорядочена. Боеспособность римской армии выросла. Положение империи укрепилось. Покровительство городам и городской жизни. Самоуправление Александрии. Освобождение многих городов от налогов и повинностей. Раздача прав римского и латинского гражданства. Север холил и лелеял Рим. Снабжение на уровне. Строятся Триумфальная Арка, дворе на Палатине, Септизодий (ворота на ЮВ Палатина), начата строительство терм Каракаллы. Италия приравнена к др.провинциям. II Парфянский легион около Рима. Септимий принял звание проконсула для Италии. 211 – смерть Септимия Севера. Какой был слон! Сразу два императора: сыновья Марк Аврелий Антонин (Каракалла) и Гета. Взаимная ненависть 212 – Каракалла вернулся из Британии и замочил своего любимого братца + префекта претория юриста Папиниана + кучу сторонников Геты. 212 – управляет Империей мать Каракаллы Юлия Домна. Сам он свинтил на Дунайскую границу мочить германцев. Плата воинам повышена до 750 ден., гвардейцам – до 2500 ден. Поход в Сирию, планы войны с Парфией, не дают покоя лавры Алексашки Македонского. Положение в империи стремительно ухудшается – рост затрат на содержание армии + утечка благородных металлов на Восток. «Порча» монеты. 212 – Эдикт Каракаллы (Юлия Домна от лица сына). Все свободные жители провинций, исключая детей и «дедициций» (совсем бесправные, «сдавшиеся на милость победителя») объявлялись римскими гражданами. НО! Они теряли привилегии в отношении освобождения от уплаты налогов. Однако, провинциалам лучше не стало. 215 – расправа над шутниками в Александрийском цирке (нечего было анекдоты про Сталина рассказывать), разгром и разграбление ряда александрийских районов. 216 – после мира и дружбы с Парфией, Каракалла неожиданно напал на парфян и перебил многих из парф.знати. Разгром ассирийского города Арбелы, разрушение гробниц некоторых Аршакидов. Отвод войск в Сирию 217 – при подготовке войны с парфянами Каракаллу наконец-то убили заговорщики. Глава заговора – префект претория вольноотпущенник Марк Опеллий Макрин. Провернул хитрую операцию и замочил своих подельников, что представил, как доказательство лояльности режиму. Стал императором. Проиграл битву парфянам в Сев.Месопотамии. Уступлены спорные территории, выплата большой контрибуции, задержка выплаты воинам подарков. Рейтинг популярности Буша стремительно падает. Сестра Юлии Домны Юлия Мэса от лица своего внука 14-летнего Авита Бассиана раздала сирийским легионам богатые подарки. Авит Бассиан выбран императором. 218 – войска Макрина разбиты, сам он погиб. Авит Бассиан принял имя Марка Аврелия Антонина, как обычно, но вошел в историю под именем Элагабала (он был жрецом храма солнечного Элагабала в Эмесе). Правил 218-222. Задолбал всех своими оргиями и т.д. Пускал на ветер народное достояние. 222 – заговор против внука возглавила сама Юлия Мэса, императором стал второй внук Юлии Мэсы, Александр Север (222-235). Мягкий и слабовольный. Орудие в руках Юлии Мэсы, потом матери Мамеи. Город и армия не любили этого скупердяя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.013 с.) |