ТОП 10:

Политика по отношению к провинциям



- Ужесточение контроля над наместниками. Откупная система действует теперь только в косвенных налогах. Прямые собирает местная власть.

- Раздача гражданства. Многим городам в Галлии и Испании. В 49 – всей Цизальпинской Галлии.

- Упорядочение местного самоуправления

- Экономика

- закон против роскоши

- запрещение накопительства (нельзя иметь больше 60 тыс. сест. наличными)

- сокращение списков граждан-получателей хлеба

- восстанавливаются основные торговые терминалы (Коринф, Карфаген)

По мелочи – Календарь.

Убийство – 15 марта 44.

Итог. Во много предваряют реформы Августа – Ц намечает основные пути, закладывает базис того, что позже превратится в принципат.

 

 

29. Гражданские войны после смерти Цезаря. Крестец Римской республики.

 

Время: 44-30 годы до.

До войны: Брут толкает речь «почему я это сделал». Ни то, ни сё. Цезаря ни осуждают, ни превозносят. Убийцы получают амнистию. Все решения Цезаря оставили в силе. Его деньги захватил Антоний, действующий вместе с Эмилием Лепидом. Антоний силён (захватывает Герофила – «внука Мария» популярного в народе). Навсегда упраздняет должность диктатора, но – оставляет в силе все аграрные проекты Цезаря. Разрыв между сенатом и Антонием – перераспределение наместничеств. Особенно – обе Галлии.Там слишком шоколадно (ещё Цезарь понял). У кого они – у того и Рим. Антоний забирает их себе – конфликт. В Испании выступает Секст Помпей, а в Риме – раскол цезарианцев, от них откалывается крыло во главе с внучатым племянником – Гаем Октавием. Хотел оттяпать наследство у Антония. Тот не дал. Но Цицерон добился признания Октавия наследником. Антоний ушёл в Галлию – он враг Республики. Октавиан набирает цезарианцев в свою армию, ему помогает Цицерон.

Война: близ Мутина битва 43 года – ничья. Но – оба консула с римской стороны погибли. Глава армии Рима – претор Октавиан. Сенат поддерживает Брута (Македония) и Кассия (Сирия). Октавиану же не даёт консульства. Он сам пошёл на Рим, взял его – теперь хочет союза с Лепидом и Антонием. Второй триумвират. Издали суперпроскрипции. Больше, чем у Суллы (300 сенаторов + 2000 всадников). Убили Цицерона. Помпей блокировал подвох продовольствия в Рим. Против них – Брут и Кассий.

42 год – при Филиппах они разгромлены триумвирной армией. Оба погибли. Поделили власть:

- Октавиану (обе Галлии, Иллирия, Испания)

- Лепиду (Африканские провинции)

- Антонию (Восточное Средизенмноморье).

Запад Средиземноморья – у Помпея. С ним борются, но – 42/41 годы Антоний проводит в Египте, в койке у Клеопатры, отойдя от дел.

Триумвиры слишком жестоки => восстание поднимает брат Антония – Луций Антоний. Это предопределило раскол триумвирата, Марк Антоний действует против Октавиана. Но – снова перемирие (Антоний разбирается с парфянами, Октавиан – с Секстом Помпеем). Помпей успокоился (39 год) – получил Сицилию, Сардинию и Пелопоннес и отвалил.

38 год – при Гиндаре Антоний громит парфян (у Антония – Вентидей Басс, супервоеначальник). Объединился с Клеопатрой.

36 год –тяжёлые поражения от парфян. Антоний отступает. В том же году – Октавиан громит и убивает Помпея, изгоняет Лепида (его армия – у него). Остались один на один. Вернул всех рабов с Сицилии (поддерживали Помпея). 30.000 вернул, 6.000 казнил. Уже с 36 –пожизненный народный трибун. От Антония отвернулись и из-за Клёпы – он дарит ей целые провинции, объявил об их браке.

32 год –в сенате закон против Антония. Антоний пошёл через Грецию. Там тоже недовольство – группировка «римлян» и «клёпиных военачальников».

31 годпри Акции, морская битва. Клёпа бежала, Антоний ушёл вслед, узнав об этом, его военачальники сдались. У Октавиана выступал Випсаний Агриппа.

30 год –Октавиан пришёл к Египту. Антоний совершил самоубийство, узнав, что Клёпа мертва. Но она-то была жива, но вскоре – сама сделала то же самое, узнав, что её поведут в Рим в цепях. Конец… уффф…

 

 

30. Религиозная жизнь в Риме III-I до. Общественные праздники.

Религия. С III в. начиная – огромное влияние греческой религии и отождествление богов. Среди собственно римских строится иерархия по образцу греческой: Юпитер (глава богов, небо, гром и иже, Зевс), Марс (война, Арес), Минерва (мудрость, ремесло, Афина), Венера (любовь, плодородие, Афродита), Вулкан (огонь, кузнечное дело, Гефест), Церера (растительность, Деметра), Аполлон (солнце, свет), Юнона (брак, бабы, Гера), Меркурий (вестник, торговля и путешествие, Гермес), Нептун (море, Посейдон), Диана (Луна). Особо – культ двуликого Януса (храм со времён Нумы. Когда нет войны – двери закрыты. Но римляне постоянно воюют). Среди плебеев популярны Церера, Либера-Прозерпина (растит, загроб) и Либер (винище).

Пантеон не замкнут. Включая новых богов, римляне попадают в зону из покровительства, оттого делают это охотно. Берут к себе всех греческих, Великую Маму богов из Фригии.

Новые мистические веяния, в основном с востока. Мистерии. Проникают, но не так серьёзно, как это будет потом. Среди главных – культ Вакха (и вакханалии), мистический культ Великой Матери. Распространение – среди плебса. Сенат ведёт борьбу с этими культами, т. к. они подрывают основы Римской религии.

Жрецы – коллегии авгуров – тоже магистраты. Верховный жрец – Великий Понтифик. Вообще, религия – общественное дело. Можно и не верить, главное – обряды.

Философия. Проникает из Греции вместе с культами, в т. ч. и философия скептического отношения к богам. Становится модной. Особенно модно среди аристократии не верить в богов. С расшатыванием республиканских ценностей, ухудшением обстановки из-за гражданских войн всё больше роль у индивидуализма, пессимизма. Счастье ищут в загробной жизни. Ждут мессию, верят в Фортуну.

Праздненства. Изначально все религиозные секуляризуются с 6 в. Светские праздники проходят в цирке между Палатинским и Авентинским холмами.

Игры.Римские (самые ранние, светские), плебейские, Аполлоновы, Мегаленские (в честь Великой Мамы). Игры длятся от 6 до 15 дней. Есть регулярные ежегодные и экстраординарные (в связи с какими-то удачами или просто от балды). Оплачивались как государством, так магистратом-устроителем. Всего на игры уходило 76 дней в году. Игры состояли из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом (помпа), 2) состязания, 3) театральные представления. Потом – пир. Основная часть – последняя (театр, в смысле). На театральные представления – 50 дней в году. Особенно этим отличаются Аполлоновы. Пьесы как греческие, так и оригинальные римские (Плавт, Теренций, Пакувий, Акций). До 55 года собственного здания театра нет. В принципе, устройство то же, что и в Греции, по орхестра уходит в основном на места для сенаторов (буд. партер).

Гладиаторские бои. Пришли от этрусков (бои на могилах предков). Первые – в 264. К 105 – часть публичное зрелище, организуемое магистратами и частными лицами (ради популярности). Чем дальше тем больше популярности. Новый тип здания – огромный амфитеатр.

Проч. праздники. Религиозные – цереалии (Церера). С/х цикл (тоже религия): виналии (виноградный сбор), консуалии (жатва), сатурналии (посев) и т.д.

31. Римская литература поздней республики (-1 в.)

 

Прелюдия. Оригинальная литература возникает только в III в. и по сути пока подражательство и вариации на греческие темы. Первый поэт – Ливий Андроник. Среди других поэтов той же эпохи – Невий и Энний. Затем из известных – комедиографы Плавт (254-184. Вольный язык и грубый юмор. Подражатель, но с римскими реалиями) и Теренций (185-159. Пересказ Менандра, но в целом на более высоком уровне, чем Плавт). Из трагиков: Пакувий (220-130), Акций (170-85) – сплошное подражательство. Из поэтов II в. – Луцилий (180-102. разрабатывает жанр сатур (сатир)).

Первый прозаик – Катон Старшиий: «О сельском хозяйстве», История (для сына) и т. д.

–1-1 вв. – расцвет литературы. При этом – одна из самых неспокойных эпох во всей истории. Римская литература –1 в. конечно, во многом обусловлена предыдущей литературной традицией, но на деле это совершенно новый уровень. Литература предыдущих эпох считалась варварской.

Поэзия. Два главных имени – Тит Лукреций Кар (95-51) и Гай Валерий Катулл (87-54)

- Лукреций. Написал «О природе вещей», основоположник римского эпикурейства. Главная цель произведения – борьба со страхом перед богами и загробным миром, порабощающим человека. Основа фил-и – атомицизм. Всё состоит из атомов и во многом определяется только случайностью их столкновения и взаимодействия. Душа смертна, т. к. она тоже из атомов. Неизвестно, существуют ли боги, но если да, то это ничего не меняет. Джа всё простит…Человек, победивший страх перед всем, становится мудрецом. Мудрец должен жить незаметно – это спасает. Всё это написано простым, но красочным языком. Куча сравнений и прочих красивостей. Высокий художественный уровень и т. д.

- Катулл. Автор множества небольших стихотворений. Впервые в римской литературе обращается к любви и страсти конкретного человека, а не купидончика. Из мяса весь. Кроме того тематика иногда и политическая, часто стихи откровенно издевательские. В молодости – глава повес и пр., широко был известен в среде «золотой молодёжи». Стихи от проникновенных лирических просветлённых (всякие там стишки про Лесбию («Lesbia mi dicit semper male…»)) и до «Pedicabo ego vos et irrumabo…» Создатель оригинальной римской элегии, использует кучнень различных размеров. Главный поклонник – Пушкин.

Проза. Здесь 4 имени. Марк Теренций Варрон (116-27), Марк Туллий Цицерон (106-43), Ю. Цезарь (106-44), Саллюстий Крисп (86-35).

Варрон. Очень плодовит (74 сочинения в 620 книгах, почти все утрачены). Главное произведение: «Древности дел божеских и человеческих» (41 книга) – большая советская энциклопедия. Также писал более мелкие сочинения: «О латинском языке», «О комедиях Плавта», «О сельском хозяйстве». Биографический жанр – это «Портреты». Одно из самых известных сочинений – «Менипповы сатуры» - очень много сатир. Известен тем, что при жизни поставили памятник.

Цицерон. Литературное творчество сильно связано с политикой. Речи против Катилины, «Филиппики» (кроме того, издавались речи, произнесённые на судах). Есть и политические трактаты – «О государстве» (51): всё плохо, нужна «жёсткая рука» полновластного правителя, которая наведёт порядок и поставит республику снова на ноги. Трактаты о риторике (Об ораторе, Брут). Основные идеи: зе бест из азианский стиль (т. е. направленный на эпотаж + пышность. Читали, знаем); задача оратора – как убедительно доказать свои положения, так и доставить наслаждение. Кроме риторики увлекался философией, хотя не был сторонником ни одного течения (ближе всего к стоицизму). Излагает основные греческие школы. Что важно – разрабатывает терминологию. «Об обязаностях», «О природе богов», «О границах добра и зла» и т. д. Стишки тоже писал, но они не дошли. Судя по Плутарху, были, конечно, не ужасны, но всё равно говно.

Цезарь. «Записки о Галльской войне» и о гражданской. Как и Цицерон, сочинения связаны с политикой. По Галльской войне: что бы Цезарь не делал – всё правильно, где бы не проиграл – везде выиграл (характерный пример – поход в Британию). По гражданской войне: он вроде как и не виноват и не первый начал. Ничего не врёт, просто умалчивает и ставит акценты где надо. О себе в 3-м лице. Основное за что ценится – великолепный, очень простой (лексически и грамматически), «правильный» язык (намеренное противопоставление Цицерону). Без украшательств, всё по делу. Потому и читают первым на латыни.

Саллюстий. «Югуртинская война», «О заговоре Катилины», «История». Тоже был в политике. Враг Цицерона. Пытается быть последователем Фукидида в его беспристрастности, но не получается – слюной так и брызжет. Ненавидит оптиматов. Хочет сильного единоличника. О роли Цицерона в разоблачении заговора Катилины вообще умалчивает. Вводит философские нотки – дуализм тела и духа (тело надо подчинять духу). Жалуется на упадок нравов. Историк, думает, должен поучать. Для оживления в повествовании речи и письма героев. Есть тонкие психологические зарисовки. Язык сжатый, иногда намеренная архаизация.

 

32. Основные источники по истории Поздней Республики (II-I вв. до н.э.)

 

1. Эпиграфика. К III в. число надписей растет. Элогия на саркофаге консула 298 Луция Корнелия Сципиона Барбата – первая связная латинская надпись. Есть более поздние элогии, относящиеся к республиканскому периоду.

2. Актовый материал.Календари (fasti); в ведении pontifex’ов; dies (ne)fasti); года обозначаются по именам консулов. Консульские и триумфальные фасты. Их фальсификация римской знатью для удревнения своего рода. Более-менее достоверны начиная с Гракхов. Анналы. «Великие анналы» pontifex maximus’а Публия Муция Сцеволы 130 до н.э. Дигесты.

3. Лингвистические данные.Анализ лексикона, заимствованных слов, способа написания букв и т.д.

4. Римские нарративные источники. Античная традиция Рима сохранилась только после III в. до н.э. Все предыдущее утрачено, представление можно получить только по греческим трудам (Полибий).

5. Старшие анналы (III - сер. II в. до н.э.). Сухое и лаконичное изложении. Анналы в стихах – Гней Невий III в. о 1-й Пун. Позже – историческая проза. Сначала на греческом (Квинт Фабий Пиктор; признак того, что литературная латынь еще не сформировалась), позже на латыни (Марк Порций Катон Старший, «Origines»).

6. Младшие анналы (сер. II – нач. I в. до н.э.). Яркая, расцвеченная проза, есть анахронизмы, фальсификации. Патриотизм. Из них ничего не сохранилось. Квинт Клавдий Квадригарий. Гай Лициний Макр. Валерий Анциат. Квинт Элий Туберон.

7. Истории. «Ab urbe condita libri» в 142 кн. Тита Ливия (59 до – 17 по): дидактизм + патриотизм + компилятивность + достоверность. Апологет республики. Веллей Патеркул (I в. по) – «История Рима» в 2-х книгах с промонархической тенденцией. «Эпитомы римской истории» Луция Аннея Флора.

8. Монографии. «Заговор Катилины» и «Югуртинская война» Саллюстия (против сената, за Цезаря). «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря.

9. Биографии. «Жизнь 12-ти Цезарей» Светония. «Параллельные биографии» Плутарха.

10. Трактаты. «Древности божественных и человеческих дел», «О латинском языке» Публия Терренция Варрона (116-27 до). «De agricultura» Катона и Варрона.

11. Художка. Комедии Плавта. «Фарсалия» Лукана. «Энеида» Вергилия. Стихотворения Катулла и Флакка.

12. Сообщения соседей. Особенно много – у эллинов. Впервые – «Одиссея». Гесиод – первое упоминание Лация. Гелланик Лесбосский – первое упоминание Рима. Сицилийские историки (Антиох Сиракузский) – на них опирается древнейшая римская историография. Сообщения периода ВК. «Всеобщая история» в 40 книгах Полибия (200-120 до) – Пунические войны (264-146), политическая история. Посидоний (пер. пол. I в. до н.э.) – не сохранился. «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (90-21 до) – о восстании Спартака и вообще история Республики (утрачена середина). «Римские древности» Дионисия Галикарнасского (I в. до) – идея о родстве греков и римлян. «Римская история» Диона Кассия Кркцейяна (II-III вв. по): республика хорошо, но монархия тоже неплохо. «Римская история» в 24 книгах Аппиана (II в. по) – промонархическая позиция, материал структурирован не хронологически, а тематически (особенно важна книга по Гражданским войнам). «География» Страбона (65 до).

33. Римская культура 3-1 вв. до.

 

1. Можно считать, расцвет. Вобрала всё греческое и дополнило своим. Начиная с первого века после (особенно 2-3) – кризис и мутация античной культуры. А пока живёт.

2. Античная культура завязана на полис. Идеи (из билета по Греции, ничем не отличается): Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Феномен гражданства (триединство) Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его. Коллективизм. => Единство общего и единичного. Однако же – стремление к самодостаточности, автаркии. Однако уже ко II-I вв. до – кризис полиса в Риме (Союзическая война - конец). Отход от старого ведёт за собой духовный поиск.

3. Религия и философия. Старая римская религия и то, что получилось к 1 в. благодаря синтезу с Грецией, начинает потихоньку уступать место новым мистическим веяниям с востока (мистерии, культ Великой Мамы). Одновременно происходит трансформация старых культов (вакханалии, которые впоследствии запрещаются указом Сената). Параллельно – распространение скептической философии и отход от религии в слоях аристократии. Основные философские течения периода II-I вв. в Риме – эпикурейство (атомистимеская модель мира, всё бренно, вечный космос, пассивность в жизни, что даёт свободу) и стоицизм (мир прекрасен, совершенен и вечен, цель жизни – служить общине, общему делу, быть внутренне свободным). Прослеживаются пессимистические нотки, что будет усиливаться в дальнейшем. Подр. – воп. 30, 31

4. Праздненства. Игры (Римские, Плебейские, Аполлоновы), гладиаторские бои, религиозные праздники связанные с с/х циклами (виналии, консуалии и др.). Подробно про игры – см. воп. 30

5. Литература. Воп. 31. Главное – это назвать Андроника (первая поэзия), Катона (первая проза), Плавта и Теренция (комедия) + -1 век.

6. Право. Вплоть до Нового времени самое совершенное. Важно: ни одного кодекса после 12 таблиц не было. Впервые кодифицировано византийским императором Юстинианом в VI в. С самого начала римское право открыто для иностранных веяний.

Римское право времён конца республики структурно подразделялось на 4 раздела:

1) ius quiritum (право квиритов, законы 12 таблиц + обычное право, «буквализм» - регламентация обрядовых мелочей)

2) ius civile – всё, что принималось на комициях, преторами и т.д. По духу значительно ближе соверменному праву. Главное не формализм и «буквализм», а справедливость в отношениях объектов. Наиболее разработанная область. Регулирует 4 типа правоотношений:

- учение «о лицах». Отношения, основной объект которых – личность как лицо, обладающее совокупностью прав и обязанностей. Определены понятия свободы и рабства, гражданства и иже.

- учение «о вещах». Отношения между лицом и вещью. Очки на носу. Понятия собственности на землю, передача собственности и иже

- учение «об обязательствах». Обязательства по заключённым договорам. Разрабатываются типы договоров.

- учение «о наследствах». Ясно всё. Личное завещание.

3) ius gentium (Право народов) – взаимоотношения между гражданами и негражданами (перегринами) и перегринами. Синтез римского и местного права

4) ius naturale (естественное право) – всё, что касается семьи, воспитания, каких-то самых общих принципов и т.д.

Изменяется со временем сам характер судопроизводства. Вместо архаического легисакционного процесса (формализм, прописан чуть ли не тон, которым надо произносить клятвы) новый профессиональный формулярный процесс (по БСЭ: претор в ходе процесса имеет право составлять юридическую инструкцию для судей). Для каждого типа иска свой процесс. Судей назначает претор. Кузищину за это право надо последние волосы выдрать пинцетом, «легисакционного процесса» нет даже в БСЭ. Чмырь доморощенная.

7. Архитектура.

Рим. До 2 в. город строится стихийно, большие здания – только храмы. Из той поры сильны в архитектурном плане только Сервиевы стены (отстроены после погрома Рима галлами), канализация и водопровод. Со 2 в. активно осваиваются новые районы, земля поднимается в цене => с 1 в. многоэтажные дома. Виллы знати строятся из обожжённого кирпича, бетона, мрамора. Тогда же – обустройство форума, разбитие садов на окраинах (Саллюстия и Лукулла). Город разделяется на районы и кварталы. К 1 в. – 1 млн населения.

Основные черты римской архитектуры: 1) монументальность (мощь Рима), 2) пышность внешнего декора, 3) внимание к утилитарной стороне (разрабатываются сооружения для практических нужд аки мосты, акведуки, термы, амфитеатры).

В конструкции: 1) приверженность к чёткой симметрии зданий в плане, 2) использование ордеров (преимущественно коринфского. Разрабатывают собственный микс – композитный ордер), 3) арки, своды, купола.

В развитии. Два периода.

- Первый – IV-III. Огромное влияние этрусков. Ранний римский храм целиком списан с этусского. Преобладают военно-инженерные (стена Сервия) и гражданские (водопроводы) постройки.

- Второй – II-I. Начинают юзать бетон и своды. Новые типы зданий: базилика, амфитеатр, цирк, терма. Утилитарные строения – склады (портик Эмилиев), дороги, акведуки. Триумфальная арка.

8. Скульптура. Появляется в Риме со времён Тарквиния Гордого из Этрурии (украшение храма Юпа). Первая бронза – Церера (V в.). С IV – начинают появляться статуи смертных (магистраты и просто частные лица). Престижным считается поставить что-нибудь на Форуме. Статуй очень много => художественный уровень невысок, но главное – это портретное сходство. Обычай снимать посмертную маску способствует. Скульпторы в основном – этруски.

С конца 3 в. здесь, как и во всех областях – влияние Греции. Статуи вывозятся из Г в Р в немеренных количествах. Сразу множество подражателей. В обшем, римляне греков так и не превзошли. Единственное новое – скульптурный портрет: синтез римской, этрусской и греческой традиции.

9. Наука. В целом тенденция к обобщению накопленных греками и эллинизмами знаний. Кроме того, немного собственно римского.

Трактаты: Земледелие: Катон Старший и Варрон (воп. 31). Архитектура: Витрувий «Об архитектуре». Риторика: Неизв. Автор «Риторика к Гереннию»; Цицерон «Брут», «об ораторе». Право: недошедшие сочинения Квинта Муция Сцеволы («Дефиниции», «Гражданское право»), сочинения Цицерона. Филология: Нигидий Фигул (грамматические комментарии), его ученик Варрон «О латинском языке».

Технические знания – см. выше.

 

43 (оно же - 34). Римская литература I-II веков н.э.

 

Общие глупости по Кузищину: Войны кончились. Тишь и гладь. Самое время что-нибудь монументальное сотворить. Интерес к литературе характерен для Августа – таким образом он укрепляет свой моральный авторитет. Почему-то Кузя (уподобимся ему) говорит о Меценате (середине I-го до, начало I-го после). Его кружок – там Вергилий Марон (I до!!), Гораций Флакк (кусочек I-го после), Секст Проперций.

Вергилий. Начал с подражаний Феокриту и его идиллиям, пишет эклоги – «пастушеские песни», про то как круто на свежем воздухе. В 4ой эклоге прославляет приход Августа (в Средние века в этом видели предчувствие мессии – Христа). Другая крупная вещь – поэма о земледелии (аки «Труды и дни») – «Георгики». Понятно, важнее всего «Энеида», она до конца им не написана, раньше умер. Странствия Энея (сына героя Анхиза и Афродиты) по Италии. Эней уже был известен как родоначальник рода Юлиев. Проводится в жизнь крайне популярная тогда идея преемства римского государства от греческого. Это – венец латинской поэзии, образец. Не случайно, потом Данте именно Вергилия выбирает в экскурсоводы по аду.

Гораций. Сын вольноотпущенника (очень характерный пример – часто преуспевали в искусствах из-за новых социальных запросов – получил хорошее образование). Был военным трибуном армии Брута и Кассия. Его образец – Алкей (не случайно в Ad Melpomenem говорит о переводе на латынь греческих стихов). Автор кучи од – любовь-дружба, подлиз Августу etc. Естественно, «Памятник» (потом у Державина, Пушкина, Фета, Ломоносова etc.). Сатиры, критика общественных нравов – это Эпод. + стихотворения в жанре «Посланий» к конкретным людям. Король ритмического стиха («Корабль» - образец, строчки воспроизводят своим размером и ударениями движение бури).

Тибулл. Опять-таки от александрийских идиллий. Много внимания вопросам любви. Лекции Пильщикова - Тибулл проводник идей «вечной любви», типа – «давай умрём в объятьях и не заметим этого, потому что после смерти нас ждёт тоже самое». Хорошо бы… Потом очень важен для Батюшкова.

Овидий. Отдельно. Лёгкие стихи о любви, близок Тибуллу. «Героики» - вымышленная переписка между известными возлюбленными: Дидона + Эней, Елена + Парис Etc.). Известнее всего «Искусство любви». Август изгнал его в Томы (Констанцу), Кузя пишет, что за «ars amandi», но на самом деле никто толком не знает за что. Об Августе Овидий пишет «Фасты», уже в ссылке просится назад: «Скорби», «Послания с Понта», «Метаморфозы». Очень важен для Пушкина (чувак из «Цыган»). Сергеич отождествлял его ссылку со своими.

Чуть позже, уже при Нероне, это Марк Анней Лукан. Сторонник более умеренной власти, «Фарсалия» воспевает Помпея, а Цезаря опускает. Сенека. Сначала – учитель Нерона, потом – тот и заставил его отравиться. Автор многих трагедий, ценит Еврипида. Его «Федра» вослед Еврипидовскому «Ипполиту» (потом уже классицистическая Расиновская). Крупнейший сатирик – Петроний. И его «Сатирикон». Туда же – Марциал. Эпиграммы на знать. Много пошлых и непристойных. 16 политически острых сатир Ювенала. Понятное дело, Апулей и его «Золотой осёл».

Отдельная историческая школа. Тит Ливий (142 книги «Истории Рима от основания города», сохранилась только часть), Плиний Старший, Иосиф Флавий «Иудейская война» (я читал Фейхтвангера, понятное дело – книга о подавлении Веспасианом восстания в Иерусалиме и разрушении Храма Соломона). Тацит. Особенность его позиции – ярый республиканец, соответственно – тяжело воспринимает современную действительность. Аппиан интересен тем, что писал свою историю не хронологически, а по темам. И отдельно – биографы. Светоний и Плутарх. О них всё понятно, но кратенько – разница.

- Плутарх больше моралист, Светоний – собиратель баек.

- Плутарх оценивает личность в целом, Светоний – сначала о хорошем, потом о плохом.

- Оба не гонятся за историей, опускают много судьбоносных событий, но интересуются мелочами.

- Разные задачи: Плутарх сближает Грецию и Рим, Светоний даёт забавную картину нравов.

- Оба спецы широкого профиля – писали трактаты обо всём на свете. Обречены на вечное сравнение. Ими занимался Гаспаров.

 

35. Исторяи Тита Ливия как исторический источник по истории Рима.

 

Хронология. Жил 59 до – 17 по. Имел хорошее образование. Историю писать стал вскоре после 27 г.

Задачи труда. Прославление доблести и величия римского народа и через это – поправление современных нравов. Противопоставление испорченности своего времени. «В этом-то и состоит нравственная польза и плодотворность изучения истории, что примеры всякого рода событий созерцаешь, точно на блестящем памятнике: отсюда можно взять и для себя и для своего государства образцы, достойные подражания, тут же найдешь и позорное по началу и концу, чего следует избегать» (Предисловие, 10). Попытка выяснить, каким образом римляне достигли своего могущества.

Структура труда. Ab urbe condita libri состояли из 142 книг по хронологическому принципу. Охвачен период от Энея до 9 г. до н.э. До нас дошли только 35 книг: т.н. первая декада (до 293), 21-45 книги (218-167). Кроме того, в пересказе других авторов (epitomae) известны все книги, кроме 136-137.

Тенденции труда. Ливий – моралист. Сторонник аристократической республики, но Август с ним мирился, т.к. взгляды его консервативны, а принципат в большой степени опирается на традиции республики. Списывая с Полибия, который провозгласил принцип научной объективности, выкидывал все, что порочило Рим.

Методология труда. Ливий в большей степени компилятор, чем исследователь. Многое содрал у Полибия (4 и 5 декады). И это к лучшему, т.к. труд Полибия был более оригинален, но сам по себе плохо сохранился. Никакой критики источника: если списывал, то точно, если несколько версий – приводил ту, которая казалась наиболее правильной.

Стилистика труда. Ливий был прекрасно образован. Подобно Фукидиду, сочинял речи от лица своих персонажей и вставлял в историю (способ раскрыть их внутренний мир, подробнее описать). Красота у него доминирует над достоверностью. Стремление увлечь читателя.

Выводы. История Ливия в большой степени легендарна и требует проверки по параллельным источникам. Проблема в том, что таковых по раннему периоду не сохранилось. К тому же, многие последователи Ливия опирались на него в своей работе => тоже писали глупости.

 

36. Принципат Августа. Внутренняя и внешняя политика.

Время: 30 до – 14 после. Понятное дело, внешне – республика, на самом деле – кукиш.

Источники, (не мои, а откуда мы вообще это знаем): по Светонию и его собственным «Деяниям божественного Августа».

Что он делал внутри: Основной своей заслугой считал восстановление res publica. Не упразднил ни одного действующего органа власти. Отдал даже часть функций сенату. Однако – всё видимость, мнимый «почёт»: избираются по 4, а то и по 6 консулов в год. Имел право «рекомендации» кандидатур в выборные магистратуры. Важнейшая штука при нём – чиновники (prefectores):

- p. Urbi (префект города => всадники);

- p. praetoriae (ведал гвардией императора => всадники);

- p. annonae (продовольствие);

- p. Vigiliae (полиция. Впервые – отдельно от армии).

Легаты и префекты в провинциях рядом с промагистратами (аки путинские «представители президента по округам»). Важен consilium princepis (состоит из сенаторов, состав ратируется). В Сенате уже 1000 человек. Таким образом, роль его как совещательного органа падает. Сам он – princeps senatus. C 36 года – его трибунская власть. С 29ого – официальный принцепс. С 12 – великий понтифик. «Сын Божественного» (Цезаря, то бишь). Pater patria.

В армии: сократил количество легионов с 75 до 25. Ввёл преторианскую гвардию. 9 когорт по 1000 человек. Престижная лёгкая служба неподалёку от Рима. Опирался на них. Была и союзническая армия. Причём: легионеры и преторианцы – только граждане, а союзнические войска – нет. НО – после 20 лет службы там ветеран <без рук, без ног, кривой лысый старикан> получает заветное римское гражданство.

Финансовые изменения: Две казны, эрарий – он уже был, казна, чеканящая медную монету + теперь фискус – императорская казна. Чеканит золотые и серебряные. Новое распределение провинций: из «старых» сенатских – налоги в эрарий. А вот из «новых» императорских (а это Египет, Малая Азия, Галлия) – в фискус. Причём Египет – личная провинция императора <там – его поле для гольфа>.

Социальная политика. Реформа сословий (ordo). Сенаторы (не < 1000000 сестерций), всадники (не < 400.000), плебс. Вычисляются имущественным цензом. Каждому своё (Concordia ordenum). Поддерживал в сенате старую патрицианскую аристократию. Всадникам дал дорогу к власти через чиновничество, огромные политические перспективы. Особо – муниципальная знать. Местные горкомы и правкомы. Имущественно включались в высшие сословия. Копировали в уменьшенном виде римское устройство. Плебсу давал хлеба и винища. Лавировал. «Близок народу». Вместе с ним ест попкорн на всяческих публичных зрелищах. Свистел и орал кричалки. Даже с вольноотпущенниками знался. Пустил их в мелкие чиновники.

Его законы (his laws, yeah!). Настоящий ОТЕЦ. Demeritatis oridinitas (о поощрении брака) – 18-год до. Затруднял жизнь холостых. Крепкая семья – ячейка общества, укрепляет мораль.. понимаешь.. Закон о прелюбодеянии (de adulteries). На нём и погорел – зажигали и его дочь, и внучка Юлии. Обеих изгнал по этому закону. К этой же «нравственности» можно добавить изгнание Овидия (неясно за что. Может, Ars Amandi?). 1ая жена – Скрибония, 2ая (увёл у друга) – Ливия (трепал с ней по конспектам, типа «мадам, разрешите вам в..ить»). Особо законы о рабах. 2-г. до: «ограничение числа рабов отпускаемых на волю по завещанию». 4-г. после: «о минимальном возрасте отпускающих и отпускаемых на волю». Минимальный срок «службы» до «увольнительной» - 20 лет.

Что он делал снаружи: 2 периода:

- с 27 года до по 6 год после. Активность в Испании (кантабры и астуры), воевал на территории современной Португалии. Сам – дух, воевать не умеет, но – хороший селекционер, находит правильных людей. Випсаний Агриппа командует и армией, и флотом. Войны в Иллирии (верховья Дуная), в Паннонии. 10 г. до – провинция Паннония. Там же провинция Мёзия. + Провинции Реция и Норик.

- С 6 года после и до «игры в ящик». Неудачи в Германии. Свевское царство, предводитель Маровод. В 9 году после – восстание херусков (глава – Арминий). Битва в Тевтобургском лесу («Вар! Верни легионы!») => 9 год. На Восток вааще не совался, но забрал знамёна, посеянные в Парфии Крассом. Отличный ход, малыш!

 

37. Социальная политика и соц. структура I в.

 

1. Соц структра. По Кузе: рабы, рабы, рабы, рабы… Сверху вниз.

Господствующий класс. Очень неоднороден. Увеличение числа граждан (особенно после войны 68-69 гг.) превращает империю в «государство всех состоятельных жителей СРЗ».

Сенаторское сословие. Ценз – 1 млн сест. Среди них как потомки нобилитета, так и местная аристократия (не только действительная, но и свергнутые р. династии). Занимают командные посты в центральном правительстве и армии. Управление провинциями. В принципе, из сенаторов можно попасть на императорский трон. Экономический базис – латифундиальные хозяйства, дающие огромный доход. В I в. – постоянная оппозиция императору.

Всадники. Ценз – 400 тыс. сест. Формируются из среднего звена управления. Из них берётся народ для высших должностей в канцелярии, входят в центральную и местную администрацию, руководят армией. Особенно много их в системе сбора доходов (налоги, сальтусы). Вершина карьеры – префект претория и префект Египта. Можно выскочить в сенаторское. Экономический базис – торговля, латифундии, ремесленные мастерские. Но и высокое жалование. Чем дальше тем больше превращается в служилое сословие.

Муниципальная верхушка. Ценз – 100 тыс. сест. Относительно богатые люди в городе. Из них – местные магистраты. Экономический базис – средние имения, мастерские, торговля. Прочная опора императорской власти.

Городские ремесленники и торговцы. Ремесло процветает. В основном, крупные эргастерии, однако есть и мелкие мастерские, где работает хозяин, семья и рабы. Иногда небольшая мастерская передаётся рабу взамен части дохода с неё. Раб получает возможность выкупится. Рост доли вольноотпущенников в ремесле и торговле.

Земледельцы и колоны. Свободное крестьянство – значительная прослойка населения. Обрабатывает свой надел с помощью семьи и рабов (последние были не так часто). Как только рабы подорожали, многие крестьянские хозяйства стали разоряться.

Колонат особенно распространяется во II в., но появляется в I. Договор с колоном об аренде на 5 лет, но по истечении их колон как правило нстолько влезал в долги, что уже не мог уйти. Несмотря на это, он юридически свободен. Некоторые колоны живут на месте несколько поколений – фактически, становятся зависимы. Колонат способствует развитию латифундий. Источники: разорившиеся крестьяне, вольноопущенники, посаженные на землю, побеждённые варвары на границах (платят императору за пользование землёй).

Армия. Особая социальная и политическая группа (ноги этого растут от реформы Мария и активного участия армии в событиях I в. до). В I в. н.э. ещё довольно разнородна. Три составляющих со времён Августа: преторианцы (из италийских граждан. Плата в 3,5 раза больше чем простым, а срок службы меньше – 16 лет. После отставки – солидный участок земли), простые легионеры (из добровольных провинциалов. Но платят им тоже неплохо. Служба 20 лет. Отслужив, возвращаются домой с состоянием и доживают жизнь в муниципальной верхушке). Вспомогательные войска комплектуются из перегринов, платят им в три раза меньше, чем легионерам, а жизнь их тяжелее. Несмотря на это после отставки (25 лет службы) – римское гражданство и небольшое состояние. В целом – армия – мощный канал распространения римского гражданства и культуры по всей империи. Стоянки легионов – градообразующий фактор.

Рабы. Для Кузищин







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.032 с.)