Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16. Основные этапы становления Антанты.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
80-90е XIX века – сближение Франции и России. 5 августа 1892 – военная конвенция Франции и России. Россия должна использовать свои войска против Германии, если Франция подвергается нападению Италии, поддержанной Германией, или Германии. Аналогично должна была поступить Франция в случае нападения на Россию Германии или Австрии. Страны начинали проводить у себя мобилизацию, если ее начинала хоть одна страна из Тройственного союза. Этот союз стал ответом на германские союзы. Россия избежала политической изоляции, а Франция не осталась одна перед лицом Германии. В Германии меняется канцлер, внешняя политика принимает однозначность. Усиливается связь с Австро-Венгрией, более жесткое отношение к России и попытки привлечь Англию. Отказ от «договора о перестраховке». 1893 – «таможенная война» между Германией и Россией. С приходом Николая II началось потепление в отношениях России и Германии. Относительно Англии «все или ничего»: либо вовлечение Англии в союз, либо ее изоляция. В Германии рассчитывали, что Англия примкнет к ней. Чтобы подтолкнуть Англию к союзу немцы устраивали ей маленькие неприятности в колониальных вопросах. В Германии стал править Вильгельм II, который практически единолично определял внешнеполитический курс страны. Это делало Германию опасной и непредсказуемой. 1895-1896 – добровольцы из Капской колонии (Англия) напали на буров (Трансвааль). Нападение было отбито. Вильгельм II сначала предлагал Англии союз, а потом решил взять буров под опеку. В итоге Вильгельм II отправил поздравительную телеграмму президенту Трансвааля Крюгеру. С этой телеграммы начинается стремительное ухудшение англо-германских отношений. Англия отказалась продлевать Средиземноморскую Антанту. Англия окончательно уходила из сферы влияния Германии. В Германии происходит поворот к «мировой политике» (мировая политика как задача, мировая держава как цель, флот как инструмент) - интересы Германии на весь земной шар. В это время почти весь мир уже был поделен на сферы влияния. 1 ноября 1902 – соглашение Франции и Италии о ненападении. В случае нападения на одного из них соблюдать строгий нейтралитет. 4 апреля 1904 – англо-французское соглашение, положившее начало формированию Антанты. Декларация о Египте и Марокко. Превращение их в единоличные сферы влияния. Решив колониальные противоречия Англия и Франция развязали себе руки в Европе в борьбе против Германии. Морская угроза со стороны Англии => Германия пытается сблизиться с Россией и Францией. Россия согласилась, т.к. Англия выступала союзником Японии в русско-японской войне. 1905 – Бьеркский договор Россия и Германия. В силу не вступил. После Марокканского кризиса Германии стало ясно, что Англия и Россия поддерживают Францию. 1907 – англо-русское соглашение, закончившее формирование Антанты. Была подписана конвенция по делам Персии, Ирана и Афганистана. Сферы влияния: Англия – юго-восточный Иран, Россия – Северный Иран. Афганистан признавался сферой исключительного влияния Англии. Неприкосновенность территории Тибета. Антанта – удивительный союз трех бывших заклятых врагов. Дипломатическая революция. В основу Антанты легли противоречия стран с Германией. Новая тенденция – страх потерять союзника. Войны и вооруженные конфликты, вспыхивавшие на рубеже XIXи XXстолетий в разных уголках мира, свидетельствовали о высокой степени обострения колониальных противоречий. Это серьезно обеспокоило правительства крупнейших государств, ни одно из которых в условиях относительного равновесия двух противостоящих друг другу в Европе военно-политических группировок не желало брать на себя ответственность за развязывание агрессивной войны. Отсюда – их стремление решать спорные проблемы европейской и мировой политики путем компромиссов. В начале XXв. сформировалась своеобразная политическая культура решения колониальных споров за пределами Европы таким путем. Эта тенденция воплотилась не только в многочисленных соглашениях об урегулировании колониальных и территориальных споров, но и в решениях двух Гаагских конференций, посвященных проблемам укрепления мира и безопасности. 18 мая – 29 июля 1899 г. в Гааге состоялась мирная Конференция, созванная по инициативе российского императора Николая II. В ней приняли участие 27 государств, в том числе Великобритания, Россия, США, Германия, Франция, Италия, Япония, скандинавские государства. Она обсуждала вопрос об ограничении вооружений. И хотя этот вопрос не был решен, в результате конференции были заключены конвенции о мирном решении международных столкновений, о законах и обычаях сухопутной войны, о применении к морской войне положений Женевской конвенции 1864 г. о раненых и больных. Важным практическим решением Конференции было создание Постоянной палаты Третейского суда, правомочной решать международные споры. Вторая Гаагская конференция работала с 15 июня по 18 октября 1907 г., в ней приняли участие 44 государства. Она разработала принципы деятельности Третейского суда. Как показал дальнейший ход событий, решения Гаагских конференций не стали эффективным инструментом предотвращения войн и укрепления мира. Тем не менее, обсуждение этих вопросов на столь представительном форуме выражало озабоченность правительств и народов угрозой войны. Тенденция к урегулированию колониальных споров мирным путем заметно усилилась во внешней политике Великобритании начала XXвека. Это произошло под влиянием обострения ее противоречий с Германией. Ее действия, включая и развязанную в начале XXв. гонку военно-морских вооружений, были способны, по мнению британских кабинетов, нарушить существующий баланс сил и подорвать сложившийся в Европе международный порядок. Это побудило Великобританию отказаться от политики «блестящей изоляции», которую она последовательно проводила в последней трети XIXвека. Она поступила так, как обычно поступала в прошлом, когда возникала угроза балансу сил со стороны какой-либо державы, притязавшей на господство в Европе. Она взяла курс на сближение с вероятными противниками Германии – Францией и Россией. Правда, сделать это было не просто. За минувшие годы в отношениях Великобритании с этими государствами накопилось столько проблем, столько трудностей, что преодолеть их в короткое время просто не представлялось возможным. Прежде чем завоевать их дружбу, Великобритании первым делом предстояло урегулировать с ними колониальные споры. Предпосылкой сближения Великобритании с Францией и Россией послужил ряд соглашений о разграничении колониальных владений в Африке и Азии. С Францией еще в 1896 г. Великобритания подписала Соглашение о разделе сфер влияния в Индокитае, гарантировавшее независимость Сиама, а в 1899 г. – упомянутый выше Договор о Судане. С Россией она еще в 1887 г. договорилась о северной границе Афганистана, а в 1895 г. – о разграничении сфер влияния в области Памира. По Соглашению 1895 г. между Россией и Великобританией, южная граница Российской империи должна была пройти по реке Амударье, включая Памир. Россия отказалась от притязаний на Афганистан. То же самое сделала и Великобритания. Обе державы обязались уважать независимый статус этого государства, которое должно было служить буфером между российскими и британскими владениями в Азии. Узкая полоска горной местности отделяла российские владения в Центральной Азии от британских в Индии. Важнейшее из такого рода соглашений было заключено Великобританией и Францией 8 апреля 1904 г. в Лондоне в форме конвенции о Ньюфаундленде и Западной Африке и двух деклараций – о Сиаме и о Египте–Марокко. Оно получило название «Сердечное согласие» (Ententecordiale). Так именовались многие двусторонние соглашения между этими государствами. В частности, еще в 1840-е годы XIXв. «Согласием» называли своего рода политический союз обеих либеральных монархий, противостоявший группировке консервативных монархий России, Австрии и Пруссии. Однако по своему историческому значению Соглашение 1904 г. превзошло все предыдущие. Хотя формально оно было посвящено колониальным вопросам, фактически оно было первым шагом к созданию военно-политического союза Великобритании, России и Франции, который – это следует подчеркнуть – окончательно сложился лишь в годы Первой мировой войны. Согласно Конвенции 1904 г., Франция отказывалась от монопольных прав на рыболовство у берегов Ньюфаундленда, получив за это ряд преимуществ и выгод в Африке. Декларация о Сиаме провозглашала раздел этой страны на сферы влияния – Великобритания получила в свое распоряжение ее западную часть, а Франция – восточную. При этом обе стороны отказались от аннексии этих территорий, что позволило Сиаму номинально сохранить независимость. А главное, обе державы договорились о положении Египта и Марокко. Великобритания объявила, что не будет менять политический статус Египта. Со своей стороны Франция обязалась впредь не поднимать вопрос о выводе из Египта британских войск. Соответственно Франция пообещала не менять статус Марокко, а Великобритания признала ее преимущественное влияние в этой североафриканской стране. Особым секретным соглашением стороны обязались препятствовать попыткам третьих стран распространить свое влияние в Марокко, за исключением Испании. В начале 1905 г. французы попытались добиться от султана Марокко проведения реформ, обеспечивающих их влияние в этой стране. В частности, они требовали создания полиции и государственного банка под руководством французских советников, а также предоставления французским предприятиям концессий. Но против этих действий решительно выступила Германия, которая потребовала созыва международной конференции для обсуждения вопроса о судьбе Марокко. 31 марта 1905 г. кайзер ВильгельмII (Вильгельм II Гогенцоллерн (1859-1941)германский император и прусский король в 1888-1918 гг., внук Вильгельма I. Свергнут Ноябрьской революцией 1918 г.), совершая морскую прогулку вдоль побережья Северо-Западной Африки, посетил марокканский порт Танжер. Здесь он встал в позу защитника «независимости» Марокко и потребовал предоставления Германии равных прав с другими державами. Разразился международный кризис – так называемый первый Марокканский кризис. Франция согласилась с передачей вопроса о Марокко на рассмотрение международной конференции. Она могла рассчитывать на поддержку не только России и Великобритании, но даже Италии, которая была членом Тройственного союза. Еще 14–16 декабря 1900 г. между Францией и Италией в Риме в форме обмена письмами между французским послом и итальянским министром иностранных дел было заключено секретное Соглашение, в соответствии с которым Италия признавала французские притязания на Марокко, а Франция – итальянские на Триполитанию и Киренаику. Франции удалось заблаговременно договориться о разделе сфер влияния в Марокко и с Испанией. Это Соглашение, значительно укрепившее международные позиции Франции, было во многом заслугой французского политика и дипломата Теофиля Делькассе, занимавшего в 1898–1905 гг. пост министра иностранных дел. В 1906 г. в испанском городе Альхесирасе собралась Международная конференция, которая по требованию Германии обсудила марокканскую проблему. В ней участвовали все крупнейшие государства Европы, включая Россию, а также США и Марокко. Единственная из держав, которая полностью поддержала немецкую точку зрения по обсуждаемой проблеме, была Австро-Венгрия. Альхесирасская конференция приняла решение о сохранении государственной независимости и территориальной целостности Марокко. Она высказалась за свободу и полное равенство всех государств в хозяйственном освоении этой страны. Конференция приняла решение о создании Марокканского государственного банка под контролем Великобритании, Германии, Испании и Франции, причем именно французы получили наибольшую долю в капитале этого банка. Создание полиции и руководство ею были возложены на Францию и Испанию. Таким образом, попытка Германии сорвать англо-французское Соглашение 1904 г. закончилась неудачей. Опыт Марокканского кризиса 1905–1906 гг. убедил французов не только в важности партнерских отношений с Великобританией, но и поднял в их глазах значение союза с Россией. Вместе с тем французскую дипломатию беспокоило то обстоятельство, что между Великобританией и Россией сохранялись весьма прохладные отношения. Ослабление своих позиций на Дальнем Востоке Россия справедливо приписывала британским проискам. Напряженной оставалась обстановка в районе российско-афганской границы. В начале XXв. обострились противоречия из-за Тибета, который Великобритания попыталась аннексировать, введя туда свои войска. Ареной жаркого соперничества обеих держав была Персия (Иран). В этой стране Великобритания и Россия оспаривали друг у друга телеграфные, дорожные и другие концессии, пытались поставить под свой контроль ее финансы, таможни, армию. В частности, под командованием русских офицеров были образованы персидские казачьи войска. Германия пыталась помешать сближению России с Великобританией, а заодно и вбить клин в русско-французский союз. 11(24) июля 1905 г. Николай IIи Вильгельм IIвстретились на борту императорской яхты в бухте города Бьерке близ Выборга. Кайзер решил сыграть на том, что российский император был недоволен позицией, которую во время Русско-японской войны занимала не только Великобритания, но и Франция, не оказавшая союзнику помощи (формально она и не обязана была это делать, поскольку русско-французский союз предусматривал совместные действия только в случае нападения со стороны Германии и Австро-Венгрии). Вильгельм IIпредложил заключить союз Германии с Россией, несмотря на существование Русско-французского союза и как бы в дополнение к нему. Не поставив в известность министра иностранных дел В.Н. Ламздорфа, Николай IIподписал такой Договор. Он обязывал Россию и Германию оказывать друг другу помощь в случае нападения на одну из них какой-либо другой европейской державы. Бьеркский договор находились в противоречии с обязательствами России, вытекающими из Русско-французского союза. Поэтому он встретил в правящих кругах России энергичное сопротивление. В.Н. Ламздорф, хотя и сдержанно относился к союзу с Францией, решительно возражал против Бьеркского договора. «Система» внешней политики российского министра предполагала равноудаленность Санкт-Петербурга как от Берлина, так и от Лондона. Под влиянием Ламздорфа и Председателя Совета министров СЮ. Витте, также осуждавшего Бьеркский договор, Николай IIПисьмом от 13 (26) ноября 1905 г. предложил Вильгельму IIвнести в Договор некоторые изменения, что фактически означало его расторжение. В конечном счете, усилия французской дипломатии, добивавшейся русско-британского сближения, принесли плоды. Собственно, это отвечало и интересам России. Она нуждалась в укреплении своих международных позиций, весьма ослабленных в результате поражения в войне с Японией и потрясений революции 1905–1907 годов. Поборником урегулирования спорных вопросов с Великобританией был А.П. Извольский, сменивший Ламздорфа на посту министра иностранных дел. Он воплощал новый тип государственного деятеля эпохи возникновения в России парламентских учреждений, свободной печати, политических объединений, и придавал большое значение общественной поддержке действиям правительства. Поэтому он легко и свободно вступал в общение с депутатами Государственной Думы, журналистами, руководителями политических партий, деловыми кругами. Извольский придерживался умеренно-либеральных взглядов и был сторонником реформ, осуществляемых П.А. Столыпиным (Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) – министр внутренних дел и Председатель Совета министров Российской империи (с 1906). В 1907-1911 гг. определял правительственную политику, провозгласил курс социально-политических реформ, начал проведение аграрной реформы, реформы местного самоуправления, о введении всеобщего начального образования, о веротерпимости, инициатор создания военно-полевых судов. В 1907 г. добился роспуска 2-й Государственной Думы и провел новый избирательный закон, существенно усиливший позиции в Думе представителей правых партий. Смертельно ранен эсером Д.Г. Богровым). Он верил, что для их успеха Россия нуждалась в длительном мире и задачу дипломатии видел в том, чтобы оградить ее от угрозы военных потрясений. Лучшей гарантией безопасности России Извольский считал европейский баланс, а его краеугольным камнем – союз с Францией. Стремясь к добрососедству с Японией, Извольский заключил с ней Соглашение 17 (30) июля 1907 г. о сохранении статус-кво на Дальнем Востоке. Но центр тяжести международной деятельности России он решительно перенес в Европу. Да и британское правительство понимало, что прочность англо-французской Антанты не в последнюю очередь определяется характером русско-британских отношений. В итоге, 18 (31) августа 1907 г. в Санкт-Петербурге было подписано российско-британское Соглашение, которое урегулировало основные противоречия обеих держав в Азии – в Тибете, Афганистане и Персии. Стороны признали территориальную неприкосновенность Тибета, обязались не вмешиваться во внутреннее управление и сноситься с Тибетом только через китайское правительство. Персия была разделена на три зоны влияния – российскую, британскую и нейтральную. Стороны обязывались не добиваться концессий в чужой сфере влияния и не мешать тем мерам, которые сочтет нужным предпринять другая сторона. В случае невыполнения Персией своих обязательств по задолженности перед Россией и Великобританией каждая из держав получала право финансового контроля над доходами персидского правительства в пределах своей зоны влияния. Нейтральная зона объявлялась открытой для конкуренции как русских, так и британских подданных. Что касается Афганистана, то Россия признала, что он находится вне сферы ее интересов. Со своей стороны Великобритания обязалась воздерживаться от аннексии афганской территории. Англо-русское Соглашение 1907 г. обеспечило присоединение России к англо-французской Антанте, которая, таким образом, стала Тройственной Антантой (или Тройственным согласием). В результате, окрепла группировка государств, которая на международной арене играла роль противовеса Тройственному союзу. Это способствовало стабилизации положения в Европе, упрочению сложившегося баланса сил. Однако в отличие от Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии, англо-русско-французская Антанта ни формально, ни фактически военно-политическим союзом не являлась. Соглашения 1904 и 1907 гг., благодаря которым и возникла эта группировка государств, не содержали никаких военных или политических обязательств, прямо или косвенно обязывающих стороны оказывать друг другу помощь в случае войны. Эти соглашения были призваны разрешить между ними колониальные споры и противоречия. Поэтому мы считаем ошибочным мнение, которое иногда можно встретить в литературе, о том, что соглашения 1904 и 1907 гг., а также возникновение Тройственной Антанты были мерами правительств Великобритании, России и Франции, направленными на подготовку войны. Самое большее, что они могли достигнуть таким образом в политической области, было укрепление собственной безопасности. Вместе с тем Тройственная Антанта представляла собой сложную по структуре группировку. Внутри нее существовало как бы два уровня отношений: Францию и Россию связывал военно-политический союз, тогда как каждую из этих стран с Великобританией – только отразившаяся в соглашениях 1904 и 1907 гг. готовность к тесному сотрудничеству в целях разрешения текущих проблем. Такое положение вполне устраивало Великобританию, которой трудно было в одночасье отказаться от политики неучастия в союзах со странами континента. Правительствам Франции и России такая позиция внушала определенное недоверие. Достаточно сказать, что их военные планы, подготовленные в случае нападения Германии и Австро-Венгрии, не предусматривали участия британских войск в отражении агрессии. Тем не менее, нельзя недооценивать большого исторического значения Соглашения 1907 года.Оно стало следующим, после создания в 1904 г. англо-французской Антанты, шагом к формированию в будущем военно-политического союза Великобритании, России и Франции. Соглашение доказало возможность решения путем компромиссов самых сложных и, казалось бы, непримиримых международных противоречий. Вместе с тем этот шаг свидетельствовал о серьезной смене политико-идеологических ориентиров России – она фактически порывала с вековой традицией союза с консервативными монархиями и объединялась с демократическими государствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.206 (0.026 с.) |