Окончательное объединение русских земель. Войны с Казанью, Ливонским орденом, Литвой, Швецией.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Окончательное объединение русских земель. Войны с Казанью, Ливонским орденом, Литвой, Швецией.



В 1485 г. было присоедине­но Тверское княжество. Летом 1486 г. в Казани произошли столк­новения между сторонниками и ее противниками. В 1487 г. начался новый поход на Казань. Русскими войсками руководил князь Да­ниил Дмитриевич Холмский. Несмотря на упорное сопротивле­ние Казанцев, русские войска вынудили их сдать город. Ханом в Казани стал сторонник Москвы.

Летом 1490 г. Русское государство заявило о непризнании зах­вата Литвой земель западнорусских княжеств. Начался поход рус­ских войск в Литву. Были заняты Мценск, Любутск, Мезецк и Серпейск, а также Вязьма. В феврале 1494 г. с Литвой был заклю­чен мирный договор, который закреплял за Русским государством земли перешедших на его сторону князей.

Весной 1492 г. напротив ливонской Нарвы был заложен Иван-город, который должен был стать первым морским портом Рус­ского государства. Выход России на Балтику привел к ее войне со Швецией. Она шла с переменным успехом и закончилась ре­шением о свободной торговле между Русским государством и

Швецией.

В 1500 г. началась новая война с Литвой. Население и князья многих областей переходили на сторону Русского государства. Рус­ская рать во главе с князем Даниилом Щеней в битве на реке Ведроши разгромила литовские войска.

В 1501 г. войну против Руси начал Ливонский орден. 24 ноября произошла битва под Гельмедом. Русские одержали победу и выш­ли к Ревелю. На следующий год немцы, не сумев взять Псков, вновь потерпели поражение от Даниила Щени. В 1503 г. с Литвой было заключено соглашение, по которому к России отходили все завоеванные территории. Было заключено перемирие и с Ливонией.

 

Государь всея Руси великий князь Иван Васильевич умер 27 октября 1505 г. Главный итог многолетнего правления Ивана III зак­лючался в возрождении обновленного Русского государства.

В 1497 г. появился сборник законов — Судебник, вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Главной опорой новой системы управления и новой русской армии стал быстро складывавшийся в XIV—XV вв. новый слой населения,

получивший название дворян, или помещиков. Великие князья предоставляли им небольшие земельные участки с крестьянами в качестве платы за военную или иную службу (помещали на землю).

выполнение служебных обязанностей вело к лишению помещика его земли. Сын наследовал имение лишь при условии продолжения им отцовской службы. Дворяне были гораздо более верны правителю, чем бояре, получавшие свои вотчины по наследству.

Иван III на конфискованные у новгородских бояр обширные земли поместил многочисленных дворян.

поместье представляло собой земли, обрабатываемые крестьян нескольких, иногда всего 2 — 3 семей. Эти крестьяне должны г обеспечить помещика средствами на приобретение оружия, доспехов, коня, а также кормить и создавать условия для жизни дворянина и его семьи. Понятно, что положение помещичьих крестьян было гораздо более тяжелым, чем положение крестьян, живших в больших вотчинах бояр или на государственных землях. ' крестьяне на Руси издавна имели право свободно выбирать кг место жительства, переходить на новые земли, и, естественно, они часто уходили от помещиков, В результате помещики те- рабочие руки, а государство — военные силы. Поэтому государство начинает ограничивать право крестьян на переходы. Одна из статей Судебника 1497 г. вводила единый срок — Юрьев день .; октября) и определялся размер «пожилого» — платы крестьян На землевладельцу, от которого он уходил.

Травление Василия III.

Княжение Василия Ивановича стало продолжением правления его отца Ивана III. Окончательно были Соединены Псков и Рязань. Очень тяжелой была война с Ве­рш княжеством Литовским. Русским войском в июле 1514 г. и взят Смоленск. Однако вскоре в битве под Оршей московское войско было наголову разбито. Активных боевых действий более велось. Набег крымского хана в 1521 г. и восстание в Казани побудили Василия III прекратить войну с Литвой. При Василии III произошли важные изменения в государственного управлении. Если Иван III иногда советовался с боярами и позволял высказывать им свое мнение, то Василий III допускал к себе лишь дьяков, которых мог по своему усмотрению то приблизить себе, то, наоборот, удалить от дел. Василий III не терпел, а ему противоречили, все должны были соглашаться с его мнением. Скончался Василий III в 1533 г.

 

Культура Руси конца XIII — начала XVI в.

Условия развития культуры.

После страшного разорения рус­ских земель в результате нашествия Батыя и последующих похо­дов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усу­гублялось тем, что в Орду утонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными цен­трами развития культуры. Последствием нашествия стало исчез­новение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конке XII! в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Никол 1.1 на Липнс под Новгородом. Сравнение се с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало од­ним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

Литература.

Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать -Слово о погибели Русской земли». До пне дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопо­жертвованию, казалось бы, и безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем». «Повесть о Меркурии Смоленском» и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выража­лась вера: если русские люди сумеют преодолеть спои грехи, то неминуемо и освобождение от ига,

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появи­лись иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма *3адонщина». написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиции древнерусской культуры. Скорбя о погиб­ших, автор «Задоншиньт» Ссфонии Рязанец воспевает их подвиг во

имя Руси.

В начале XV к. было создано "Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил пу­тешествие в Индию в 1466— 1472 гг. В записках он подробно рас­сказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубо­кой симпатией наполнены его описания жизни простых индийце п. Различие веры не мешало А.Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Рус­ская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова запи­саны в конце «Хождения за три моря».

Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Многие публицисты конца XV — на­чала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в этот период в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, видный дипломат Федор Курицын в стихотворении «Лаодикийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа само­властна, ограда ей вера».

Церковные публицисты выступали против учений еретиков. Один из таких публицистов, монах Ермолап Еразм, в своих трудах выступил как выразитель настроений русского крестьянства. «Боль­ше всею полезны пахари, их трудами создаются главнейшие бо­гатства», — писал Ермолай Еразм. Он призывал ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

Архитектура и искусство.

13 XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образ­цу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обо­сновывалось древними традициями,

Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились боль­шие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конке XV в. Москва стала столицей всей Русской земли, и Иван 111 решил построить необычный Кремль. Под руководством итальян­ских мастеров была создана современная кремлевская с гена с баш­нями. Для своего времени это было выдающееся фортификацион­ное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире.

«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — нача­ло XV в., когда творили Феофан Грек и Андреи Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой Живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением но внут­ренний мир образов.

Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославлен­ным его творением стала икона «Троица*. В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога - Отца, Сына и Свя­того Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной кра­соты. В творчестве А.Рублева отразилась эпоха национального подъе­ма, вызванного Куликовской битвой.

В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Диони­сий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА

Индия в Средние века



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.005 с.)