Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивационная характеристика темы
Важной задачей патологической физиологии является формирование у студентов навыков анализа данных экспериментальных и клинических исследований в плане установления основных причин возникновения и главных звеньев патогенеза типовых форм патологии с целью их патогенетической коррекции. Это достигается при разборе клинических ситуаций на основе анализа данных обследования больного, известных закономерностей развития патологического процесса и интеллектуального моделирования. Важными составляющими большинства форм патологии являются нарушения в системе крови, в ходе анализа и оценки которой, наряду с отработкой соответствующих практических навыков, закладывается умение логического осмысления связи определенных проявлений нарушения жизнедеятельности организма при различных заболеваниях с изменениями в периферической крови. В этом именно патофизиологический анализ гемограмм способствует развитию у студентов основ врачебного мышления, овладению ими элементами лабораторной диагностики. Поэтому анализ «картины» крови, т.е. показателей периферической крови по данным гемограмм и ее морфологических особенностей, является первоочередным объектом изучения на занятиях по патофизиологии системы крови. Образцы гемограмм больных с типовыми нарушениями системы крови служат неотъемлемой частью учебного материала на занятиях по дисциплине на протяжении всех отведенных этому разделу предмета 18-ти учебных часов для факультетов: лечебного, педиатрического, медико-профилактического, военно-медицинского, медицинского иностранных учащихся и 12-ти учебных часов – для стоматологического факультета. С целью формирования навыков анализа гемограмм больных с патологией системы крови в предлагаемом учебно-методическом пособии предварительно дается оценка состояния системы крови при типовых ее нарушениях. В дальнейшем, последовательное рассмотрение и оценка нарушений в системе эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов при различных формах патологии позволяет выделить главное звено их патогенеза. Овладение такими навыками способствует скорейшему усвоению ряда диагностических и прогностических критериев оценки системы крови и методологических подходов их изучения. Мотивами настоящей работы послужило следующее:
- помочь освоить основные диагностические и некоторые прогностические гематологические критерии, необходимые для оценки нарушений в системе крови и их исходе при ряде ее нозологических форм; - научить анализировать и оценивать типовые нарушения системы крови в свете современных представлений об их природе по данным гемограмм больных с различными формами патологии; - сформировать методологическую и методическую основу клинического мышления и рационального действия врача, что важно для диагностики и лечения различных заболеваний. Целесообразность выпуска данного учебно-методического пособия обусловлена изложением в доступной форме необходимых материалов, не нашедших соответствующего отражения в учебной литературе. Необходимый уровень знаний и практических навыков Студент должен знать: · структурно-функциональные особенности клеток крови нормобластического, мегалобластического, миелобластического, монобластического, мегакариобластического, лимфобластического типов кроветворения каждой из стадий клеточной дифференцировки; патологические формы эритроцитов и лейкоцитов; · этиологию и патогенез типовых нарушений системы крови: анемий, эритроцитозов, лейкоцитозов, лейкопений, агранулоцитозов, панмиелофтиза, лейкемоидных реакций, лейкозов; особенности картины крови, их проявления и значение для организма. Студент должен иметь навыки: · анализа и оценки состояния системы крови по данным гематологических и биохимических ее показателей при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам. 1. Гемопоэз в антенатальном и постнатальном периодах онтогенеза. 2. Типы и периоды кроветворения. 3. Характеристика (морфофункциональная, биохимическая) основных классов клеток крови. 4. Кроветворные клетки-предшественницы: КОЕ, БОЕ. 5. Типы и патологические формы гемоглобина. 6. Иммуногенез. Роль Т- и В-лимфоцитов в иммуногенезе. 7. Нейрогуморальные механизмы регуляции гемопоэза.
Контрольные вопросы по теме занятий. 1. Типовые нарушения системы эритрона: анемии, эритроцитозы; определение понятий; критерии классификации; оценка по данным гемограмм. 2. Патогенетическая характеристика острой и хронической постгеморрагических анемий; фазы и механизмы развития компенсаторных реакций; картина крови. 3. Патогенетическая характеристика дизэритропоэтических анемий. 4. Патогенетическая характеристика гемолитических анемий: изменения в крови и моче (гемоглобинемия, гипогаптоглобинемия, гемоглобинурия, метгемоглобинурия, метгемальбуминемия; изменения осмотической резистентности эритроцитов), возникающие вследствие внутрисосудистого и внесосудистого (внутриклеточного) гемолиза; виды кризов, механизмы их развития; особенности картины крови; патогенез эритроцитарных дефектов – маркеров наследственных гемолитических анемий. 5. Патогенетическая характеристика нарушений СОЭ. 6. Типовые нарушения системы лейкоцитов: определение понятий; виды и критерии классификации; особенности картины крови. 7. Абсолютные и относительные лейкоцитозы и лейкопении, их оценка. 8. Характеристика, диагностическая и прогностическая оценка различных типов и видов сдвига лейкоцитарной формулы. 9. Этиопатогенетическая характеристика костномозговой недостаточности; гематологические нарушения и клинические синдромы (панмиелофтиз, апластические анемии). 10. Агранулоцитоз, его виды, патогенетическая характеристика и критерии оценки. 11. Лейкемоидные реакции, их этиопатогенетическая характеристика и критерии оценки. 12. Типовые формы количественных нарушений системы тромбоцитов: тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитемии (определение понятий, этиология и патогенез, изменения в периферической крови и костном мозге). 13. Алгоритм патофизиологического анализа гемограмм при типовых нарушениях системы крови. 14. Критерии оценки тяжести состояния больного и прогноза заболевания по данным гемограмм. 15. Построение заключения гемограммы как одного из важнейших звеньев клинического диагноза больного. ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ТИПОВЫХ НАРУШЕНИЙ СИСТЕМЫ ЭРИТРОна КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АНЕМИЙ И ЭРИТРОЦИТОЗОВ К наиболее распространенным типовым нарушениям системы эритрона относятся анемии и эритроцитозы. Они известны, главным образом, как проявления широкого спектра различных заболеваний (гемобластозов, злокачественных неоплазм других локализаций, аутоиммунных, инфекционных заболеваний и др.) и, значительно реже как самостоятельные формы патологии (наследственные гемоглобино- и эритропатии, анемия Аддисона-Бирмера, наследственная апластическая анемия и др.). Установлены и общепризнанны диагностические гематологические критерии анемий (и эритроцитозов) любого генеза, что позволяет их дифференцировать и соответственно классифицировать. Гематологические и основные клинико-биохимические критерии оценки анемий Диагностическими гематологическими критериями анемии как типового нарушения системы крови (главным образом системы эритрона) являются уменьшение в единице объема крови содержания гемоглобина (Hb/л) и количества эритроцитов (Эр/л) или только Hb/л, а также обнаружение в мазке крови качественных изменений эритроцитов (дегенеративных и/или регенеративных форм). В зависимости от количества Нb/л и Эр/л различают анемии легкой, средней и тяжелой степени (Табл. 1). Таблица 1
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.006 с.) |