Мотивационная характеристика темы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационная характеристика темы



Важной задачей патологической физиологии является формирование у студентов навыков анализа данных экспериментальных и клинических исследований в плане установления основных причин возникновения и главных звеньев патогенеза типовых форм патологии с целью их патогенетической коррекции. Это достигается при разборе клинических ситуаций на основе анализа данных обследования больного, известных закономерностей развития патологического процесса и интеллектуального моделирования. Важными составляющими большинства форм патологии являются нарушения в системе крови, в ходе анализа и оценки которой, наряду с отработкой соответствующих практических навыков, закладывается умение логического осмысления связи определенных проявлений нарушения жизнедеятельности организма при различных заболеваниях с изменениями в периферической крови. В этом именно патофизиологический анализ гемограмм способствует развитию у студентов основ врачебного мышления, овладению ими элементами лабораторной диагностики. Поэтому анализ «картины» крови, т.е. показателей периферической крови по данным гемограмм и ее морфологических особенностей, является первоочередным объектом изучения на занятиях по патофизиологии системы крови. Образцы гемограмм больных с типовыми нарушениями системы крови служат неотъемлемой частью учебного материала на занятиях по дисциплине на протяжении всех отведенных этому разделу предмета 18-ти учебных часов для факультетов: лечебного, педиатрического, медико-профилактического, военно-медицинского, медицинского иностранных учащихся и 12-ти учебных часов – для стоматологического факультета.

С целью формирования навыков анализа гемограмм больных с патологией системы крови в предлагаемом учебно-методическом пособии предварительно дается оценка состояния системы крови при типовых ее нарушениях. В дальнейшем, последовательное рассмотрение и оценка нарушений в системе эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов при различных формах патологии позволяет выделить главное звено их патогенеза. Овладение такими навыками способствует скорейшему усвоению ряда диагностических и прогностических критериев оценки системы крови и методологических подходов их изучения. Мотивами настоящей работы послужило следующее:

- помочь освоить основные диагностические и некоторые прогностические гематологические критерии, необходимые для оценки нарушений в системе крови и их исходе при ряде ее нозологических форм;

- научить анализировать и оценивать типовые нарушения системы крови в свете современных представлений об их природе по данным гемограмм больных с различными формами патологии;

- сформировать методологическую и методическую основу клинического мышления и рационального действия врача, что важно для диагностики и лечения различных заболеваний.

Целесообразность выпуска данного учебно-методического пособия обу­словлена изложением в доступной форме необходимых материалов, не нашед­ших соответствующего отражения в учебной литературе.

Необходимый уровень знаний и практических навыков

Студент должен знать:

· структурно-функциональные особенности клеток крови нормобластиче­ского, мегалобластического, миелобластического, монобластического, мега­кариобластического, лимфобластического типов кроветворения каждой из стадий клеточной дифференцировки; патологические формы эритроцитов и лейкоцитов;

· этиологию и патогенез типовых нарушений системы крови: анемий, эритроци­тозов, лейкоцитозов, лейкопений, агранулоцитозов, панмиелофтиза, лейкемоидных реакций, лейкозов; особенности картины крови, их проявления и зна­чение для организма.

Студент должен иметь навыки:

· анализа и оценки состояния системы крови по данным гематологических и биохимических ее показателей при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности.

Контрольные вопросы по смежным дисциплинам.

1. Гемопоэз в антенатальном и постнатальном периодах онтогенеза.

2. Типы и периоды кроветворения.

3. Характеристика (морфофункциональная, биохимическая) основных классов клеток крови.

4. Кроветворные клетки-предшественницы: КОЕ, БОЕ.

5. Типы и патологические формы гемоглобина.

6. Иммуногенез. Роль Т- и В-лимфоцитов в иммуногенезе.

7. Нейрогуморальные механизмы регуляции гемопоэза.

Контрольные вопросы по теме занятий.

1. Типовые нарушения системы эритрона: анемии, эритроцитозы; определение понятий; критерии классификации; оценка по данным гемограмм.

2. Патогенетическая характеристика острой и хронической постгеморрагических анемий; фазы и механизмы развития компенсаторных реакций; картина крови.

3. Патогенетическая характеристика дизэритропоэтических анемий.

4. Патогенетическая характеристика гемолитических анемий: изменения в крови и моче (гемоглобинемия, гипогаптоглобинемия, гемоглобинурия, метгемоглобинурия, метгемальбуминемия; изменения осмотической резистентности эритроцитов), возникающие вследствие внутрисосудистого и внесосудистого (внутриклеточного) гемолиза; виды кризов, механизмы их развития; особенности картины крови; патогенез эритроцитарных дефектов – маркеров наследственных гемолитических анемий.

5. Патогенетическая характеристика нарушений СОЭ.

6. Типовые нарушения системы лейкоцитов: определение понятий; виды и критерии классификации; особенности картины крови.

7. Абсолютные и относительные лейкоцитозы и лейкопении, их оценка.

8. Характеристика, диагностическая и прогностическая оценка различных типов и видов сдвига лейкоцитарной формулы.

9. Этиопатогенетическая характеристика костномозговой недостаточности; гематологические нарушения и клинические синдромы (панмиелофтиз, апластические анемии).

10. Агранулоцитоз, его виды, патогенетическая характеристика и критерии оценки.

11. Лейкемоидные реакции, их этиопатогенетическая характеристика и критерии оценки.

12. Типовые формы количественных нарушений системы тромбоцитов: тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитемии (определение понятий, этиология и патогенез, изменения в периферической крови и костном мозге).

13. Алгоритм патофизиологического анализа гемограмм при типовых нарушениях системы крови.

14. Критерии оценки тяжести состояния больного и прогноза заболевания по данным гемограмм.

15. Построение заключения гемограммы как одного из важнейших звеньев клинического диагноза больного.


ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ТИПОВЫХ НАРУШЕНИЙ СИСТЕМЫ ЭРИТРОна

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АНЕМИЙ И ЭРИТРОЦИТОЗОВ

К наиболее распространенным типовым нарушениям системы эритрона относятся анемии и эритроцитозы. Они известны, главным образом, как проявления широкого спектра различных заболеваний (гемобластозов, злокачественных неоплазм других локализаций, аутоиммунных, инфекционных заболеваний и др.) и, значительно реже как самостоятельные формы патологии (наследственные гемоглобино- и эритропатии, анемия Аддисона-Бирмера, наследственная апластическая анемия и др.). Установлены и общепризнанны диагностические гематологические критерии анемий (и эритроцитозов) любого генеза, что позволяет их дифференцировать и соответственно классифицировать.

Гематологические и основные клинико-биохимические критерии оценки анемий

Диагностическими гематологическими критериями анемии как типового нарушения системы крови (главным образом системы эритрона) являются уменьшение в единице объема крови содержания гемоглобина (Hb/л) и количества эритроцитов (Эр/л) или только Hb/л, а также обнаружение в мазке крови качественных изменений эритроцитов (дегенеративных и/или регенеративных форм). В зависимости от количества Нb/л и Эр/л различают анемии легкой, средней и тяжелой степени (Табл. 1).

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.006 с.)