Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственно – авторское изложение.

Поиск

 

1.Композиционно-речевые формы: повествование, рассуждение, описание.

2. Перепорученная речь.

1)Выражение авторских взглядов в тексте распределено неравномерно. В тексте выделяют два потока: авторский и персонажный.

Авторская речь актуализирует текстовые категории. Кроме того, сигналы концепта идут непосредственно от автора. Распределение сигналов неравномерно и зависит от композиционно-речевых форм (КРФ- термин В.В. Виноградова)- описания, повествования и рассуждения.

Описание - статичная речевая форма (портрет, пейзаж). Всегда несет авторскую оценочность и модальность. Саммотическая функция описания развивается в связи со сквозным повтором портретного шрифта, выступающего в роли характерологической детали (усы Пуаро, трубка Ш. Холмса).

Рассуждение - непосредственное заявления автора о своей жизни. Для построения рассуждения привлекаются факты не только описываемой действительности, но и всего прошлого опыта писателя.

Рассуждение- это объяснительная форма авторской речи; именно здесь автор входит в непосредственный контакт с читателем.

В повествовании сосредоточена действенная сторона худ. произведения, распределены звенья его сюжета.

В повествовании располагается пирамида Фрейтага (1863), которая представляет композицию в традиционном ключе:

3 5

       
   


1 2 6 7

 

1- ЭКСПОЗИЦИЯ

2- ЗАВЯЗКА

3- РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

4- КУЛЬМИНАЦИЯ

5- СПАД ДЕЙСТВИЯ

6- РАЗВЯЗКА

7-ЭПИЛЫ

 

Перепорученная речь

В художественной прозе, начиная с 19 века, распространяется введение фигуры рассказчика, заменяющего собственно автора.

Часто автор избирает этот вид повествования, когда хочет уйти отрешения проблем, когда он наблюдает конфликт, но не знает, как его решить.

В русском научном обиходе существует 2 типа перепорученного повествования:

1)повествование от 1 лица

2)сказ – повествование, максимально приближенное к нормам устной разговорной речи, с широким введением сниженных элементов, нарушением орфоэпических и грамматических нормативов, отсутствием синтаксической четкости.

Позиция автора может совпадать с позицией рассказчика (однонаправленное перепорученное повествование), если позиции автора и рассказчика не совпадают – разнонаправленное.

Независимо от того, оформлено ли произведение собственно авторской или перепорученной речью, точка зрения автора подчиняет себе всю структуру художественного произведения, т. к. существование и развитие художественного произведения подчинено формированию и доказательству авторского концепта.

Лекция 5

Персонажная речь

1. Диалогическая речь.

2. Внутренняя речь.

1. Концепция худ. произведения реализуется не только в авторском изложении, но и проявляется через выбор персонажей и их речь. Персонажи- это носители или противники авторских идей, а также выразители духа времени. Персонажный поток в худ. тексте представлен диалогической и внутренней речью.

То, что персонаж заявляет от своего имени – самохарактеристика. Все реплики одного персонажа –это речевая партия. Отдельная реплика, как правило является частью диалогического единства. Основная функция диалога- отображения людей, населяющих худ. мир. Диалог прозы и драмы является аналогом устной разговорной речи и подчиняется ее законам. Состав диалога может насыщаться единицами общеразговорного стилистического пласта, что позволяет использовать сравнительно небольшой набор словарных единиц для описания разнообразных ситуаций.

Как можно сохранить достоверность звучащей речи в худ. произведении? Сохранить спонтанность, эмоциональность, ситуативность и контактность. Поэтому и лексический состав и синтаксическая организация этого типа изложения отличаются от авторского.

В худ. диалоге широко используется нарушения грамматических и орфоэтических норм, характерных для определенных слоев общества(стянутая универсальная форма din t, например), что дает возможность получить информацию о социальном и образовательном статусе говорящего.

Роль индикатора социально-общественной принадлежности, выполняет и графон – графическая фиксация индивидуальных произносительных особенностей говорящего.

Диалог как тип изложения худ. произведения многофункционале. Его главное назначение- дать характеристику персонажа. Но персонажная речь не ограничивается внешней, выведенной в диалог, формой. Она существует и в непроизнесенной форме внутренней речи.

 

2. Внутренняя речь- это явление, когда автор (уходит), предоставляя герою самому излагать свои размышления. В отличии от внешней, внутренняя речь не рассчитана на участие в коммуникативном акте, не направлена адресату для передачи какой-либо информации, а носит самонапровленный характер.

Полное или почти полное невмешательство автора в поток внутренней речи- поток сознания.

Основной формой внутренней речи является

1) внутренний монолог, который открывает духовный, моральный, идейный облик героя в истинном мире;

2) малое вкрапление внутренней речи служат для выражения мгновенной реакции участника событий на происходящее;

3) аутодиалог – разновидность внутренней речи, т.е. разговор с самим собой.

 

Лекция 6

Несобственно - прямая речь.

Способы изложения.

1. Образ персонажа.

2. Образ автора.

1.Два основных потока художественного текста – авторский и персонажный.

Несобственно прямая речь –это речь, в которой происходит смешение голосов автора и персонажа. Основная ее функция – изображение ситуации изнутри, с позицией лица ее переживающего.

Виды несобственной -прямой речи:

1. Несобственно- авторская поветствования;

2. Косвенно – прямая речь (или произнесенная несобственно-прямая речь);

3. Изображенная речь(или внутренняя несобственно-прямая речь).

 

1. В отличие от внутренней речи, несобственно-авторское повествование не замораживает движение сюжета, но является его органической частью.

2. Косвенно-прямая речь-это повторное воспроизведение ранее звучавшей речи. Это экономный способ характерезации персонажа.

3. Изображенная речь имеет много общего с внутренней речью, но в связи с тем, что автор не дает слово субъекту речи, { передавая мысли и чувства, она фактически является и авторской интерпретацией этих мыслей}. [ И.Р. Гальперин,1958]

Провести четкую границу между авторским голосом и голосом персонажа в несобственно-прямой речи трудно. Тем не менее, морфологическое оформление изображенной речи и “прорыва” авторского голоса создают определенную дистанцию между внутренним миром героя и читателем.[ В.А.Кухаренко,1988]

2. Образ автора.

Идея художественного произведения реализуется через множественные авторские оценки. Эмоционально-оценочные позиции автор может выражать 1) эксплицитно { прямо}

2)имплицитно { скрыто}

Эксплицитная манера изложения облегчает роль интерпретатора. Автор открыто оценивает своих персонажей, явно поддерживая одну сторону в конфликте;

Имплицитное изложение и скрытый смысл оказываются не редко более важным, чем выраженный. Для выражения скрытого смысла существует два основных термина: подтекст{ исконный} и импликация{ заимствование}

Подтекст – это способ организации текста, ведущий к резкому росту и углублению, а также к изменению семантического или эмоционально-психологического содержания сообщения без увеличения длины последнего.(В.А Кухаренко;1988)

По своим функциям и способом материального воплощения в тексте импликация неоднородна, в ней различают два вида:

1) импликация предшествования –,, затекст'', {начало с середины};

2) импликация одновременности- собственно подтекст.

Подтекст сознательно заложен автором в произведении. Подтекст не заменяет значение всего текста, а добавляется к нему.

Решающим фактором в избрании эксплицитной или имплицитной манерой речеведения является индивидуальность художника.

 

Лекция 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.123.162 (0.009 с.)