В. Т. Белинский и A. И. Герцен - основатели Русской революционно демократической педагогики 30-40-х гг. . Идеал воспитания нового человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Т. Белинский и A. И. Герцен - основатели Русской революционно демократической педагогики 30-40-х гг. . Идеал воспитания нового человека.




28. Педагогическая деятельность и педагогические мысли М.Ломоносова. Открытие Московского университета.

МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),

первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт,

философ, художник, историк, просветитель

Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.

Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета.

Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Был сторонником принципа природосообразности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.

Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».

Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.

Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.

Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.

Стремился к распространению «высоких наук» в Российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Отводил большую роль воспитанию: «...Молодыхлюдей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Разработал педагогические условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.

Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).

Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.


29. Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины ХVШ века в России (И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. А.Н. Радищев).

Федор Иванович Янкович (1741-1814). Сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной 2 по рекомендации австрийского императора прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учереждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Помимо работы в Комиссии Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. с 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных училищ. Им написаны "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).

 

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский университет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.005 с.)