Дидактические взгляды Я. A. Коменского.



В основу познания и обучения Каменский поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики». Все что только возможно предоставлять для восприятия видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.

Каменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесными толкованиями о вещах, но с конкретных наблюдений за ними. Великая заслуга Каменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов. Он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже практический опыт наглядного обучения, применения 6аглядности на практике, снабдив свои учебными рисунками. Бессмысленной механической зубрежке, догматичности, обучения Каменский противопоставил требование сознательности обучения. Каменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался для учащихся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которых систематизируют, обобщают эти факты и примеры. Большое значение Каменский также придавал последовательности обучения. Все предполагаемое учащимся для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.

Считались, с возрастными особенностями детей Каменский советует, сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле. Ценные указания дал Каменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания. Сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала. Каменский говорил, что надо закладывать прочное основание добиваться, чтобы учащиеся усваивали преподаваемое им. Огромное значение для прочного усвоения учебного материал имеют упражнения и повторение усвоенного материала учащимися. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению. Каменский стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрять детскую любознательность.

Педагогические взгляды Дж. Локка.

Д. Локк родился в семье провинциального адвоката. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками ,медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем. Основной пед труд-“Мысли о воспитании”. Локк рассматривает одну из важнейших проблем философии - сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем труде “Опыт о человеческом разуме” он выступает против концепции врожденности идей, кот провозглашали и пропагандировали церковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку в обществе. Локк доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми. Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка и воспитание ничего не в состоянии изменить. Он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на кот можно написать все, что угодно. Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов, человек не родиться ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врожденны. В “Опыте о человеческом разуме” Локк так определяет добро и зло.”Добром” мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а “злом”-то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей. Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в др. нежелателен. Люди из народа не могут себя, хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Таким образом Локк считает решающим в становлении ребенка воспитание, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Концепция воспитания и образования детально изложена Локком в его трактате “Мысли о воспитании” (1693), где содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания – обучению танца, фехтованию, верховой езде, Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, т. к. «это необходимо для деловых занятий в реальном мире. » Кон-ция Локка нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм морали. «Естественный моральный з-н», выдвинутый Локком, был подчинен идеи правового гос-ва, кот должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и свободному пользованию своей собственностью.


Педагогические теории Ж.-Ж. Руссо.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

—Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения,

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ - общественного переустройства, В романе действуют два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.225.41.203