Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В области достижений цивилизацииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Мы много говорили о цивилизации, созданной исламской Уммой в период ее процветания, как на Востоке, так и на Западе, особенно в Андалузии (Испании). Мы перечисляем ее выдающиеся особенности, которыми она отличается от других общин, те области, в которых мусульмане достигли особого совершенства, и то влияние, которое они оказали на европейское возрождение. Мы говорим обо всем этом как о достижении Ислама, и мы правы в этом. Умма, родившая Ислам, не играла до того, как приняла Ислам, какой-либо заметной роли в мировой цивилизации. Приняв Ислам, она стала одним из источников цивилизации на земле. Об этом я писал во многих своих книгах, но сегодня я хотел бы подчеркнуть другое. Достижения цивилизации, внесенные исламской Уммой, не были результатом ее добровольного труда, перед ней не было выбора делать это или нет. Эти достижения были одним из обязательных требований провозглашения «нет божества, кроме Аллаха», наполнить которое должна была исламская Умма, в случае невыполнения которого она бы стала объектом порицания и осуждения, потому что, не выполнив его, она тем самым уходит от исполнения одного из обязательств, предписанных ей Аллахом, ниспославшим ей требования призыва «нет божества, кроме Аллаха». На это указывал Аль-Газали, когда говорил о коллективных обязанностях общины, невыполнение которых хотя бы одним из ее членов порочит всю общину, и наоборот, снимает с нее всякие обвинения, если кто-нибудь из ее членов выполнит их в совершенстве, самым лучшим образом. Таким образом, достижения цивилизации — это, по меньшей мере, одна из коллективных обязанностей общины. Хотя, я полагаю, отдельные элементы цивилизации являются индивидуальными обязанностями каждого, кто провозглашает: «нет божества, кроме Аллаха». Давайте посмотрим, откуда пришла эта обязанность, как она стала необходимым условием провозглашения «нет божества, кроме Аллаха». «И вот, сказал Господь твой ангелам; «Я установлю на земле наместника...» (Корова, аят 30). «...Он вас взрастил из земли и поселил вас на ней...» (Худ, аят 61). «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, — все, исходящее от Него...» (Коленопреклоненная, аят 13). «И сделали Мы ночь и день двумя знамениями; и стерли Мы знамение ночи и делаем знамение дня дающим видеть, чтобы вы искали милости от вашего Господа и чтобы знали число годов и счета...» (Перенес ночью, аят 12). «Он — Тот, который сделал вам землю покорной, ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему — Воскресение» (Власть, аят 15). Выраженные в прямой или иносказательной форме, эти поручения адресованы человеку, которого Аллах сделал наместником на земле. Все они входят в миссию наместничества, ради которой был создан человек, а главное среди этих поручений — обустройство земли. Если таково поручение Аллаха человеку, которого он сделал наместником, как часть его миссии на земле, то кто из людей прежде всего должен заниматься выполнением этого поручения? Несомненно, это будет выполнять правоверный халиф, верящий в Аллаха, соблюдающий Его предписания и установления. Для правоверного в этой обязанности важно не само обустраивание земли. Ведь этим занимается и неверный. Но важно, чтобы обустраивание земли происходило в соответствии с требованиями божественного руководства. Именно в этом заключается обязательное условие цивилизованности, провозглашенное в призыве «нет божества, кроме Аллаха».
* * *
По своей природе человек стремится к созиданию, и к созиданию цивилизации, в особенности. В человеке сидит от природы желание обрабатывать всякий сырой материал, который встречается ему на земле. В этом его особенность, которая отличает его от животного, употребляющего материал в неизменном виде. Даже когда животное использует что-либо для строительства жилища или гнезда, как в случае с птицами, оно собирает нужный материал, складывает его определенным образом, но никогда не меняет его исконную природу в отличие от того, что делает человек, который видоизменяет материал путем механической, химической или тепловой обработки, придавая ему новое, отличное от первоначального, состояние. Уже этого одного достаточно для того, чтобы возразить Дарвину с его животной интерпретацией человека. Это не происходит благодаря эволюции. Это всего лишь первозданное свойство человеческого существа. В человеке заложено желание не только обрабатывать и преобразовывать сырой материал, в нем заложено желание постоянно совершенствовать свою продукцию, доводить ее до высокой степени качества и эстетической красоты. Создание чего-то нового, совершенствование, стремление к красоте — все это особые свойства человека, которые отличают его от животного. Все они — необходимые условия цивилизации*. Но это не является настоящим критерием цивилизации или, по крайней мере, не только это. Мастерство, умение создавать красивое и совершенное является заслугой человека, и в этом отношении все люди различаются как на уровне отдельной личности, так и на уровне коллектива и нации. Однако этого не достаточно, чтобы судить о достигнутом. Для ясности можем взять такой пример: в системе обучения существует так называемая профилирующая дисциплина, что означает, что не сдавший ее не может считаться успевающим, даже если он получил наивысшие оценки по другим дисциплинам. (В наших учебных заведениях такой дисциплиной является, как правило, арабский язык). В то же время не сдача других предметов не считается окончательным провалом, и студент может попробовать пересдать любой из этих предметов при условии успешной сдачи профилирующей дисциплины. В области достижений цивилизации таким экзаменом по профилирующей дисциплине является вопрос: «Отвечает ли все созданное человеком высшей цели его существования, способствует ли оно реализации этой цели или противодействует, служит ли препятствием на ее пути?» Таков истинный критерий, которым следует оценивать разные цивилизации*. Как же соотносится этот критерий с обязательными условиями и требованиями призыва «нет божества, кроме Аллаха?» Достаточно привести один из множества аятов Книги Аллаха, позволяющих решить этот вопрос. «Он Тот, который сделал вам землю покорной, ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему — Воскресение» (Власть, аят 15). Слово «Воскресение», употребленное в контексте странствования по просторам земли с целью вкусить блага Аллаха и ассоциируемые с этим словом понятия «наказание» и «воздаяние» используются для напоминания о существовании «высшего руководства», которому следует мусульманин в своих поисках хлеба насущного. В этом и заключается божественное руководство. Оно также — в соблюдении разрешенного и запрещенного, дозволенного и недозволенного, то есть в соблюдении предписаний и установлений Аллаха. Это и есть одно из требований призыва «нет божества, кроме Аллаха». «И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!» (Рассказ, аят 77). Помнить о будущей жизни, добывая хлеб насущный в этой жизни, занимаясь созданием нового, совершенного и красивого, соблюдать то, что может спасти человека после смерти, поклоняться Аллаху без сотоварища, строго следовать предписаниям и установлениям Аллаха, — вот что служит осуществлению высшей цели человеческого бытия, служит созданию настоящей цивилизации. Цивилизация — это не просто мастерство в материальном производстве, хотя такое мастерство необходимо для преуспевания и процветания на земле. Одно это мастерство без следования истинному руководству не служит созданию настоящей цивилизации или служит созданию «цивилизации невежественной», если так можно сказать, цивилизации, в которой реализуется только часть человеческого существа, и не реализуется самое дорогое, что в нем есть, и которая в конце концов губит его! Способность создавать новое, совершенное, красивое в материальной сфере дарована человеку Аллахом. Это свидетельство того, что Он предпочел человека перед многими Своими созданиями. Однако самое ценное, что дал ему Аллах, — это мир духовных ценностей. «О люди! Мы создали вас... народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый» (Комнаты, аят 13). Без такого благочестия, которое является результатом веры в единого Аллаха и в Судный День, создание нового, более совершенного и красивого в материальной сфере становится источником гибели человека, как это происходит сегодня в современном обществе невежества, увлеченном стремлением удовлетворить собственные желания и страсти, поглощенном борьбой за земные наслаждения, что неминуемо приводит к всеобщему разрушению, которое Аллах предначертал для нечестивых. «А когда они забыли то, о чем им напоминали. Мы открыли пред ними врата всего. А когда они радовались тому, что им было даровано. Мы внезапно схватили их, и вот, они — в отчаянии. И все неправедные были истреблены. И хвала Аллаху, Господу миров?» (Скот, аяты 44-45). Таким образом, истинная цивилизация та, которая обустраивает землю в соответствии с божественным руководством, которая способна объединить дела мирские с делами будущей жизни, объединить тело и душу, работу и поклонение, которая способна вобрать в себя всего человека с его физическими и духовными качествами, с его физиологией, разумом и духовной активностью, с его творческой деятельностью в мире материального и его полетом в мире духовных ценностей, — это цивилизация человека в высшем смысле этого слова, человека, стоящего ногами на земле, а сердцем устремленного в небо. Такой была исламская цивилизация в период своего расцвета. Нет ни одной области деятельности и созидания, за которую бы не брались мусульмане. Это и строительство городов, и прокладывание дорог, и открытие неизведанных земель, и использование дарованных Аллахом людям необходимых для созидания потенциалов неба и земли: научно-технический прогресс, нравственное самосовершенствование, правдивость, честность, деловитость, настойчивость, упорство и все качества, которые делают нацию великой. Давайте посмотрим на мусульманский город. Его центром, где собираются люди, откуда начинаются их дороги, является главная мечеть. Нет ничего прекраснее ее! Это не рынок и не вульгарные увеселительные заведения, которые находятся в центре сегодняшних городов в обществе современного невежества. Это место, где люди вспоминают Аллаха — Господа всех миров — и поклоняются Ему, где они учатся религии. Отправляясь каждый день в разные концы в поисках хлеба насущного, они начинают свой путь с этого места. Позже они то и дело возвращаются к нему для совершения молитвы. Таким образом, это место напоминает им о том, куда они вернутся после короткого путешествия в ближней жизни, то, к чему они стремятся всеми силами, выполняя волю Аллаха: «...ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему — Воскресение» (Власть, аят 15). «А кто желает последней (жизни) и стремится к ней всем должным стремлением, а сам верует, — это те, стремление которых будет отблагодарено» (Перенес ночью, аят 19). Мечеть не удерживает таких настолько, чтобы удержать их от поиска хлеба насущного, также как поиск хлеба насущного не мешает им возвращаться в мечеть, чтобы пополнить запасы духовных сил, необходимых для продолжения жизни: «...И запасайтесь, ибо лучший из запасов — богобоязненность» (Корова, аят 197). Давайте посмотрим, как устроен мусульманский дом в мусульманском городе. Он вполне отвечает всем потребностям мусульманина. В нем есть место для приема гостей, ведь мусульманин великодушен и гостеприимен. Узы братства и любви объединяют людей, и они ходят в гости друг к другу. В мусульманском доме есть место для повседневного быта и приема пищи. В нем есть место для сна и отдыха. Но основное его отличие от дома в современном городе «невежества» — это то, что в нем есть «оберегаемое место», недоступное для взоров незнакомого посетителя, в котором женская половина дома занимается своими каждодневными делами. Таков дом, в котором польза дела совмещается с предписанной Аллахом нравственностью, в котором мирская жизнь уживается с будущей жизнью. Это дом, в котором существуют свои правила поведения. «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это — лучше для вас, — может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, пока не позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!», — то возвращайтесь. Это — чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете. Нет на вас греха, что вы входите в дома необитаемые, в которых ваше имущество. Аллах знает, что вы обнаруживаете и что вы скрываете! Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои половые органы, это — чище для них. Поистине, Аллах Сведущ в том, что они делают! И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои половые органы, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди...» (Свет, аяты 27-31). Вот это — воспитанность, вот это — нравственность, вот это — цивилизация, вот это — религия! Теперь посмотрим на институты и учреждения в мусульманском городе. В нем есть государственная канцелярия учета, государственный суд, управление по рассмотрению жалоб, школы, больницы, дома для престарелых, дома защиты животных, общественные бани, общественные библиотеки, объединения ремесленников, министерство государственной собственности и так далее. Все эти учреждения имеют ясную историческую принадлежность, но важно и другое. В мусульманском городе все эти учреждения возникли под влиянием религии, возникли, чтобы служить целям религии. Куда бы ты ни пошел в мусульманском городе, повсюду встречаешь нечто, что напоминает тебе об Аллахе, напоминает о Судном Дне, о том, что высшей целью твоей жизни является служение Аллаху в самом широком смысле этого слова, включающем также и обустройство земли в соответствии с руководством Аллаха. Кроме этого, мусульманское общество как в сельской местности и среди кочевого населения, так и в городе, отличается самым низким уровнем преступности в мире, особенно по количеству тяжких преступлений, благодаря своей вере в Аллаха и в Последний День как результат применения божественного учения, исполнения требований шариата. Это является важным элементом цивилизации, который мы не должны упускать из виду, когда обсуждаем обязательные требования, касающиеся понятия цивилизации, провозглашенные в призыве «нет божества, кроме Аллаха», тем более, что мы живем в условиях огромной «невежественной цивилизации», в которой преступления совершаются ежеминутно!
* * * Возвратимся к составным элементам понятия «обязанности» в вопросе цивилизации. Мы уже говорили об общей обязанности человека как наместника по обустройству земли, а также о частной обязанности правоверного, то есть, обязанности правоверного халифа по обустройству земли в соответствии с требованиями божественного руководства. Теперь мы поговорим о другом элементе обязательств, стоящих конкретно перед мусульманской Уммой, а именно, о необходимости свидетельствования для всего человечества: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас» (Корова, аят 143). Свидетельствование означает, что мусульманская община должна служить истинным примером для людей во всем, что она должна быть выдающейся во всех благих делах. «Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха...» (Семейство Имрана, аят 110). Самое важное свидетельствование — это служение примером мусульманской религии, несение послания Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) всему человечеству, обучение людей на практическом примере, каким должно быть практическое применение этой религии в реальной жизни на земле. Только таким образом мусульманская община выполнит роль свидетеля для Людей (подразумевается — «примера» (прим. переводчика). В Судный День свидетельствование будет происходить перед Аллахом как со стороны мусульманской Уммы в отношении всех людей, так и со стороны посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в отношении мусульманской Уммы. Но как может произойти свидетельствование в Судный День, если оно не стало живым примером в ближней жизни? Каким образом будет свидетельствовать посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в отношении мусульманской Уммы в Судный День? Он будет свидетельствовать своим неустанным Джихадом, не прекращавшимся ни на минуту в течение 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине, посвященных обучению общины ее религии и воспитанию ее в духе обязательных требований этой религии. И тогда, сказав в Судный День перед лицом своего Господа: «Воистину, я передал» — он будет прав, он, который говорит только правду (да благословит его Аллах и приветствует). Его община будет свидетельствовать ему в Судный День, как она свидетельствовала во время прощального паломничества, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к огромной массе паломников со словами: «Так не донес ли я до вас?», призывая их быть свидетелями. А в заключение он (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: «О Боже, так будь же свидетелем!» Подобно тому, как свидетельствует посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Судный День в отношении своей общины, а она свидетельствует ему, точно так же эта община свидетельствует в отношении людей. Но люди станут свидетельствовать этой общине только в том случае, если она даст практический пример, на котором человечество будет учиться истинной религии. Действительно, на протяжении продолжительного периода времени мусульманская Умма успешно выполняла свою миссию, передавая божественное Послание, ведя Джихад на пути Аллаха, обучая людей на практическом примере, как следует применять на деле эту религию. Так создан ли Ислам только для будущей жизни, вне связи с ближней жизнью? Или же эта религия относится в равной степени и к ближней, и к будущей жизни? «И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире...» (Рассказ, аят 77). Действительно ли, что эта религия — только одного духа в отрыве от тела? Нет! Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Истинно, у тебя есть долг перед твоим телом» (Из сборника хадисов Аль-Бухари). Неужели это чисто ритуальная религия, в узком смысле понимания ритуала, то есть религия для выполнения ритуальных действий? Нет и нет! «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, — может быть, вы будете счастливы!» (Собрание (62), аят 10). В соответствии с божественными наставлениями эта религия — религия политики, экономики, общественной жизни, Джихада и труда ради обустройства земли по божественному усмотрению. Каким же образом может исламская Умма свидетельствовать в отношении людей, пользуясь этой религией, если не путем практического осуществления ее обязательных требований, всех без исключения, путем служения непревзойденным примером следования этим требованиям? Роль, которую осуществляет эта Умма в создании культуры и цивилизации, отнюдь не является добровольной с ее стороны, напротив, — это ее обязанность!
* * *
Проблема обязанностей исламской Уммы имеет и третий аспект. «Он — Тот, кто послал Своего посланника с руководством и религией истины, чтобы сделать ее превыше всякой религии...» (Ряды, аят 9). Религия не привносится в реальный мир только силой слова, сколько бы ни говорили писатели и ораторы о силе слова! Много ли найдется среди людей таких, как Абу Бакр Ас-Сиддик (мир над ним), который уверовал в истину, как только узнал, что она — Истина?! Много ли найдется среди людей, подобных сподвижникам (мир над ними), которые уверовали, едва узнав Истину, несмотря на беспрецедентное преследование, которому они подвергались?! Большинство людей не спешат действовать, пока не убедятся, что Истина восторжествовала. Только тогда они «вступают в религию Аллаха толпами». Чтобы Истина восторжествовала, ей необходимы «инструменты» в дополнение к существованию небольшой сплоченной группы правоверных, надежной основы, твердо верящих в эту Истину, крепко держащихся за нее перед лицом всяческих преследований, готовых умереть за нее, пожертвовать ради нее всеми радостями жизни. Одним из этих «инструментов» является сила. Поэтому Всевышний сказал: «И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них; вы их не знаете, Аллах знает их...» (Добыча, аят 60). «И делайте на пути Аллаха истинный Джихад...» (Хадж, аят 78). Цивилизация также является одним из инструментов для торжества Истины. Ислам распространился на обширной территории земли благодаря замечательному примеру, который дала исламская цивилизация. При упоминании слова «цивилизация» перед глазами некоторых людей возникают картины роскоши и великолепия дворцов. Но не это является цивилизацией, как ее понимает Ислам. В действительности же, роскошь — это гибель цивилизации. «А когда Мы желали погубить селение. Мы отдавали приказ одаренным благами в нем, и они творили нечестие там; тогда оправдывалось над ним слово, и уничтожали Мы его совершенно» (Перенес ночью, аят 16). В действительности, цивилизация — это, прежде всего, духовные ценности, а остальное — только всякого рода внешние признаки материального и организационного характера. Первые мусульмане, открывшие сердца людей Исламу, располагали лишь небольшой толикой внешних признаков материальной цивилизации. Но они владели сердцевиной истинной цивилизации, такими качествами, как возвышенность души, чистота чувств, справедливость, любовь, скромность ради Аллаха, высокие принципы, благородство нравов, целеустремленность, дисциплинированность и организованность. Только после этого появились внешние материальные признаки цивилизации по мере того, как укреплялась стабильность общины и росло ее могущество на земле. Но эта община всегда оставалась верной высшим целям Ислама, оставалась светом, зажженным в сердцах и в мыслях людей, проживавших в то время в разных концах трех континентов земли. Но как только эта община, а точнее ее состоятельная часть, начала предаваться роскоши, в то время как малообеспеченная часть ее стала проявлять пассивность и безразличие, ее настиг неотвратимый небесный закон. Сегодня перед лицом вторжения фальшивой цивилизации пустые сердца, в которых не осталось ни капли истинного Ислама, восхищаются Западом. Но это не то, что может спасти исламскую Умму, избавить ее от отсталости! Спасти ее может только возвращение к исламскому пониманию цивилизации, пониманию серьезному, далекому от шутовства, вульгарной забавы и пустой шутки, возвращение к возвышенному пониманию цивилизации, взятому из призыва «нет божества, кроме Аллаха», одним из обязательных требований которого оно является. Материальные внешние признаки в разумных пределах являются необходимым атрибутом современного образа жизни. Но без истинных духовных ценностей, взятых из божественного наставления, не может община построить такое человеческое бытие, которое Аллах желает своим рабам: «Аллах хочет обратиться к вам, а те, которые следуют за страстями, хотят отклониться великим отклонением...» (Женщины, аят 27).
СЕДЬМОЕ ТРЕБОВАНИЕ — В ОБЛАСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ
“Критикуй их, а ангел Джибриль — с тобой”. С этими словами посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Хасану Бен Сабиту (да будет доволен им Аллах), который в своих стихах выступал в защиту проповеди Ислама, в защиту посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Данное наставление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это не просто разрешающая рекомендация, а настойчивое побуждение к действию. Более того, как мне представляется, это почти поручение! Проповедничество в Исламе требует от тех, кому Аллаха даровал талант ясного изложения, чтобы они отдавали этому делу все, чем наделил их Аллах. Но, как бы то ни было, — это коллективная обязанность. Если кто-то из членов общины выполнил ее, то и вся община получает прощение. В этом случае остальные ее члены, имеющие дар ясного изложения, могут заняться своими собственными делами. Но существует и индивидуальная обязанность для всех мусульман, имеющих дар ясного изложения и самовыражения. Это — их обязанность следовать установлениям и предписаниям в своей деятельности. В этом и заключаются обязательные условия самовыражения, предусмотренные призывом “нет божества, кроме Аллаха”.
* * * Здесь мы не станет обсуждать особенности мусульманского искусства. Это тема отдельного специального исследования. Здесь мы ограничимся только общими замечаниями. Тем не менее, для нас важно особо отметить связь, существующую между всякой деятельностью, которой занимается мусульманин, и его верой во исполнение слов Всевышнего: «Скажи: «Поистине, намаз мой и благочестие мое, жизнь моя и смерть — у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища...» (Скот, аяты 162-163). Желание выразить то, что лежит глубоко в душе в виде эстетического образа, — это исконное, природное желание в человеке. Оно является первопричиной литературы и искусства, присутствующих в духовном наследии любой нации, жившей на земле с первобытных времен до наших дней. И хотя люди, наделенные талантом в этой области, составляют относительное меньшинство, другая, большая часть людей, несомненно, получает удовольствие и радость от результатов художественного творчества, так как оно выражает их самые сокровенные чувства, они готовы ассоциировать себя с ними так, словно они сами творят это искусство. Коль скоро исконным свойством человека является творить или соперничать, то всякая подобная активность в этой области обязательно входит в сферу, очерченную упомянутыми строками Корана, в сферу «жизни моей», и она должна, по Исламу, принадлежать Аллаху, Господу миров. Услышав такие слова, многие могут вообразить, что литература и художественное самовыражение вообще должны превратиться в проповедь, нравоучение, должны стать религиозной литературой, исходить от Аллаха, Господа миров. Я имел в виду совсем другое. У проповеди есть свое место и время. Если все, что мы говорим, превратится в проповедь, то она принесет больше вреда, чем пользы. Сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывали: «Чтобы не вызвать скуку, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) искал подходящие моменты для проповеди». Если сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поступал таким образом с благородными сподвижниками (мир над ними), которые ловили каждое сказанное им слово, чтобы запомнить его и поступать в соответствии с ним, веря в то, что это приведет их в Рай, то следует ли нам, простым смертным, превращать каждое слово в проповедь? Отнюдь! Искусство — это не проповедь. Хотя оно может отчасти выполнить такую роль, если окажется способным проникнуть в глубины души. Слово искусства носит иносказательный характер. Оно должно дойти до человеческой души, должно воздействовать на наши эмоции через живые образы, яркие поступки и выразительные чувства, но никак не путем неприкрытого нравоучения. Что же требуется от мусульманина, которому Аллах даровал способность к эстетическому выражению? Проповедничество всеща нуждается в самоотверженных людях, потому что против него ведется непрекращающаяся война. Это война, которой шайтан грозил людям: «Он сказал: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них в Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными» (Преграды, аяты 16-17). «Он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я соблазню их всех, кроме рабов Твоих искренних» (Сад, аяты 82-83). Обязательно нужны правоверные, готовые к Джихаду, чьими руками Аллах отбросит силы зла, чтобы они не творили нечисть на земле: «...Если бы не подталкивание Аллахом людей одних другими, то пришла бы в расстройство земля, но Аллах — Обладатель благости для миров!» (Корова, аят 251). В войне против Ислама сегодня используются все виды искусства, как путем прямых нападок на принципы Ислама, на его основные положения, вероучение, право и традиции, так и путем разложения нравственности, путем отвлечения людей ничтожными пустяками. И то и другое — это часть общей кампании, имеющей целью увести людей от Истины, столкнуть их с пути Аллаха. Мусульмане, обладающие художественным талантом, должны дать отпор этой непрекращающейся агрессии путем разъяснения правды об Исламе, а также путем обнажения современного «невежества», его ложных представлений, лишенных разумной взвешенности, путем разоблачения подрывной деятельности, проводимой наиболее отъявленными его поборниками, или путем призыва к людям подняться над ничтожным, мелким и несерьезным. Что может быть более неприятным для шайтана и его приспешников, чем видеть, как люди отворачиваются от всего, что мелко, ничтожно, несерьезно: «Поистине, нет у него власти над теми, которые уверовали и полагаются на своего Господа. Власть его — только над теми, которые избирают его покровителем и которые берут его в сотоварищи» (Пчелы, аяты 99-100). Если эту обязанность выполнит достаточно большое число обладателей художественного дара, то остальные одаренные люди смогут заняться своими собственными заботами. Они имеют на это полное право при условии, как было сказано выше, что они будут строго следовать установлениям и предписаниями Ислама. Необходимо, чтобы мысли и чувства литератора-мусульманина, как и все его поступки и дела, имели своим источником Ислам, регулировались его положениями. Всякий деятель искусства прежде всего — человек, а люди — не ангелы, от них и не требуется, чтобы они стали ангелами. Великий Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Всякий человек ошибается». Но «лучшие из ошибающихся те, которые раскаиваются». (Из хадисов Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа, Ат-Тирмизи). «А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, — вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, а кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими, — у этих наградой — прощение от Господа их и сады, где внизу текут реки, — вечно пребывать они будут там — и прекрасна награда работающих!» (Семейство Имрана, аяты 135-136). Да, от литератора-мусульманина не требуется невозможного. Вместе с тем, он обязан нести людям только доброе. То, что может поведать поэт или писатель о своем минутном падении, является непростительным «упрямством, достойным порицания». Аллах же прощает тем, которые просят у него прощения, и «не упрямствуют в своих поступках сознательно». Таким образом, писатель-мусульманин должен избегать низкопробного, и уж, конечно, не пропагандировать его. С другой стороны, это не означает, что ему запрещено вообще говорить о чем-либо низменном в жизни, или о людях, погрязших в нем. Так, в суре «Йусуф» великой Книги Аллаха имеется подробное и полное описание момента человеческого падения. Однако стоит обратить внимание на то, как приводится этот рассказ в Книге Аллаха. Здесь отсутствует детальное изложение момента падения, как это сделали бы современные авторы, специализирующиеся на низкопробной литературе. Этот рассказ не вызывает восхищения или симпатии к герою, к чему стремятся авторы эротического жанра, повествуя о своем «герое» или «героине»*. Наконец, существенная разница заключается и в том, что история заканчивается не падением, а, наоборот, моментом пробуждения сознания и возвращением к Аллаху. «...Жена вельможи сказала: «Теперь выяснилась истина, я соблазняла его, а он из числа правдивых!» «Это — дабы он узнал, что я не обманул его втайне, и что Аллах не ведет прямым путем козни изменников. Я не оправдываю свою душу, — ведь душа побуждает ко злу, если только не помилует Господь мой. Поистине, Господь мой Прощающ, Милосерд!» (Йусуф, аяты 51-53). Литератор-мусульманин должен также придерживаться исламских представлений о Вселенной, о жизни и о человеке. Как я указывал в своей работе «Особенности исламского искусства», эти представления носят широкий универсальный характер, они наполняют человеческое существо ощущением истины. Если человек в состоянии выразить красиво это ощущение, то это и будет истинное искусство, достойное называться таковым. Такое искусство сможет вытеснить всякое ложное искусство, отбросив его с пути. Когда мусульмане, наделенные художественным талантом, будут выполнять требования призыва «нет божества, кроме Аллаха», то не останется и следа от «мыльных опер», заполонивших сегодня сферу художественного творчества под флагом авангардизма и тому подобными лозунгами. Все это преходящие явления, недостойные жизни, которые возникли и расцвели только лишь из-за отсутствия истинного искусства, построенного на выполнении призыва «нет божества, кроме Аллаха», следующего художественно-эстетическим нормам высокого искусства. Хотя данная работа и не является специальным исследованием, не будет лишним привести несколько примеров, указывающих правильный путь. Невежественный деятель искусства провозглашает лозунг — «Искусство для искусства». Под этим лозунгом он сеет зло и порочность на земле, пользуясь поддержкой таких же, как он, критиков и читателей, которым вообще ничего не нужно, кроме безнравственности и пошлых развлечений, далеких от возвышенного и праведного, испорченных усилиями евреев и неевреев из числа последователей шайтана, которые стараются представить деградацию и падение как огромное достижение под тем предлогом, что в этом заключается настоящее освобождение человека. Высшей целью мусульманина — деятеля искусств — является возвышение человека, поднятие его на достойную высоту, которую определил ему Аллах как знак особого предпочтения перед другими созданиями. В современном обществе «невежества» имеются деятели искусств, которым чуждо чувство ответственности и которые, не соглашаясь с лозунгом «Искусство для искусства», заменяют его на другой языческий лозунг — «Искусство для жизни». Какой жизни? Кто определяет принципы и критерии этой жизни? Мусульманин — деятель искусств — не согласен ни с лозунгом «Искусство для искусства», ни с лозунгом «Искусство для жизни», как его понимает современное невежество. В действительности, искусство, как и любая другая деятельность человека, имеет своей высшей целью служение Аллаху в самом широком смысле этого слова, что, в первую очередь, означает обустройство земли на основе требований божественного учения. Существование несправедливости на земле во всех ее формах — политической, социальной, экономической и так далее, противоречит божественному вероучению, согласно которому Всевышний говорит в священном хадисе: «Ра< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.014 с.) |