Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержащиеся в пророчестве мухаммада

Поиск

(да благословит его Аллах и приветствует)

 

«Аллах лучше знает, где помещать Свое послание»

(Скот, аят 124).

Аллах предопределил, что Уммой, которая осуществит последнее послание, будет Умма Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), что послание это будет обращено ко всему человечеству. В нем религия получит свое полное выражение и охватит все потребности человечества, вплоть до Судного Дня, что все в жизни этой Уммы будет связано с призывом «нет божества, кроме Аллаха».

Как видно из предисловия, призыв «нет божества, кроме Аллаха» означает поклонение одному Аллаху, без сотоварища, и соблюдение того, что установил Аллах. Из него видно также, что требования, связанные с соблюдением установленного Аллахом, постоянно росли по мере развития человечества, хотя и оставалось его принципиальное содержание, пока не было ниспослано последнее пророчество, в котором эти требования приняли окончательный вид. Всевышний сказал:

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией...»

(Трапеза, аят 3).

Эти требования умножились и переплелись, охватив все стороны жизни во всей их полноте и взаимосвязи, следовать которым Аллах желает всему человечеству, чтобы все люди были счастливы в этой жизни и обрели благосклонность Аллаха в жизни иной. В Судный День скажет им Аллах:

«...Это — день, когда поможет правдивым их правдивость. Им — сады, где внизу текут реки, — вечно пребывающими они будут там». Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это — великая прибыль!»

(Трапеза, аят 119).

И поскольку в последнем послании призыв «нет божества, кроме Аллаха» содержал требования или, скажем, обязанности, которые отсутствовали в предыдущих посланиях, то как предопределил Аллах, они должны были быть очень надежными и глубокими в мироощущениях несущей их общины, чтобы она оказалась способной выполнить начертанную ей великую миссию не только в жизни самой мусульманской общины, но и в жизни всего человечества. Как известно из Книги Аллаха, эта община выведена не только для того, чтобы самой быть праведной, как это требовалось от прежних общин, а чтобы стать первопроходцем и быть добрым примером для всего человечества.

Именно ради этого Коран старается закрепить в сознании этой общины призыв «нет божества, кроме Аллаха», дабы он пустил глубокие корни и стал бы неотделимой частью избранности этой общины, предначертанной ей Аллахом:

«Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей...»

(Семейство Имрана, аят 110).

Это закрепление и углубление достигается всеми средствами и инструментами, например, показом божественных знамений во Вселенной, свидетельствующих о величии, мощи и владычества Аллаха.

«Скажи: «Разве вы не веруете в того, кто сотворил землю в два дня, и делаете Ему равных? Это — Господь миров! И устроил он на ней прочно стоящие горы; и благословил ее и распределил на ней ее пропитание в четыре дня — это ответ для всех спрашивающих. Потом направился Он к небесам — а они были дымом — и сказал им и земле: «Приходите добровольно или невольно!» И сказали они: «Мы приходим добровольно». И установил Он из них семь небес в два дня и внушил каждому небу его дело; и разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны. Таково установление Великого, Мудрого»

(Разъяснены, аяты 9-12).

«И бог наш — Бог единый, нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного! Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, — знамения людям разумным!»

(Корова, аяты 163-164).

«Он — Тот, который показывает вам молнию для страха и надежды. Он выращивает облака тяжелые. И гром прославляет Его хвалой, а ангелы — от страха пред Ним. Он посылает молнии и поражает ими тех, кого пожелает, когда они препираются об Аллахе, — ведь Он силен к бою! И к Нему (обращается) зов истины, а те, которых они призывают помимо Него, не отвечают им ничем, разве что так, как простирающий свои руки к воде, чтобы она дошла до его рта, но она не доходит до него. Ведь молитва неверных— только на ложном пути!»

(Гром, аяты 12-14).

«Поистине, Аллах — дающий путь зерну и косточке; изводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого! Это вам — Аллах. До чего же вы обольщены! Он выводит утреннюю зарю и ночь делает покоем, а солнце и луну — расчислением. Это установление Великого, Мудрого! Он — Тот, который устроил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Мы распределили знамения для людей, которые понимают. Он — Тот, который вырастил вас из одной души, а затем Он приготовил для вас место пребывания на поверхности земли, и место упокоения внутри земли. Мы распределяем знамения для людей, которые понимают! Он — Тот, который низвел с неба воду, и Мы произвели благодаря ей рост всякой вещи; Мы вывели из нее зелень, из которой вывели зерна, сидящие в ряд; и из пальмы, из ее завязей, бывают гроздья, близко спускающиеся; выводим и сады из винограда, и маслину, и гранаты, похожие и не похожие. Посмотрите на плоды этого, когда они приносят плоды, и на созревание их! Поистине, в этом — знамения для людей, которые веруют!»

(Скот, аяты 95-99).

«Аллах — Тот, кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом Он возвысился на Троне и подчинил солнце и луну: все движется до определенного срока. Он управляет (Своим) делом, устанавливает ясно знамения, — может быть, вы уверуете во встрече с Вашим Господом! Он — Тот, кто распростер землю и устроил на ней прочно стоящие (горы) и реки и из всяких плодов устроил там пары по двое. Он закрывает ночью день. Поистине, в этом — знамения для людей, которые думают!»

(Гром, аяты 2-3).

Коран старается закрепить призыв «нет божества, кроме Аллаха» также путем напоминания человеку о милостях, которые Аллах проливает на человека в избытке.

«Аллах — Тот, который сотворил небеса и землю, и низвел с небес воду, и вывел ею плоды в ваш удел, и подчинил вам суда, чтобы они ходили в море по Его повелению, и подчинил вам реки, и подчинил вам солнце и луну труждающимися, и подчинил вам ночь и день, и дал вам все, что вы просите. И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, человек — обидчик, неблагодарный!»

(Ибрахим, аяты 32-34).

«Он — Тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и из нее — деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом — знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды подчинены Его повелением; поистине, в этом — знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разных цветом; поистине, в этом — знамение для людей вспоминающих! Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его милость, — может быть, вы будете благодарны! И бросил Он на землю прочно стоящие (горы), чтобы она не колебалась с вами, и реки, и пути, — может быть, вы пойдете по прямой дороге! — и приметы, а по звезде они находят дорогу»

(Пчелы, аяты 10-16).

Закрепление призыва «нет божества, кроме Аллаха» достигается также путем показа сцен Судного Дня, как-то: Воскресение, собрание, страшный суд, взвешивание, вознаграждение и наказание:

«И не ценили они Аллаха истинной ценой, а земля вся в Его руке в день Воскресения, и небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. И протрубят вторично, и вот — они стоя смотрят. И засияет земля светом Господа ее, и положена будет Книга, и приведут пророков и шахидов*, и решено будет между ними по истине, и не будут они обижены. И полностью будет дано каждой душе, что она сделала. А Он лучше знает, что они совершили. И погонят тех, которые не воровали, в геенну толпами; а когда они придут, открыты будут двери ее, и скажут им хранители ее: «Разве к вам не приходили посланники из вас, которые читали вам знамения вашего Господа и которые предупреждали вас о встрече с этим вашим днем?» Они сказали: «Да!» Но оправдалось слово наказания над неверными! Сказано им: «Войдите во врата геенны, — вечно пребывая там!» Скверно обиталище возносящихся! И поведут тех, которые боялись своего Господа, в Рай толпами. А когда они придут туда, будут открыты врата его, и скажут им стражи его: «Мир вам! Да будет вам благо! Входите же для вечного пребывания!» И скажут они: «Хвала Аллаху, который оправдал Свое обещание и дал нам в наследство землю. Мы будем поселяться в Раю, где пожелаем». Блага награда работающих! И ты увидишь ангелов, окружающих трон, которые прославляют хвалой Господа своего. Решено между ними по истине, и скажут: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Толпы, аяты 67-75).

«Вот — два врага, которые враждовали об их Господе; тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня, проливается на их головы кипяток. Растапливается от этого то, что у них в утробах, и (их) кожи. Для них есть железные крючья. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда из страданий, их вернут туда и им скажут: «Вкусите мучения огня!»

(Хадж, аяты 19-22).

«И опередившие — опередившие? Эти — те, которые будут приближены в садах благодати, — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текущего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением — и плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают. А черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому — в воздаяние за то, что они делали»

(Падающие, аяты 10-24).

Этой же цели служат примеры послушания великих пророков Господу, подчинения Его воле, покорности Ему, обращение к Нему с молитвой и ответ Аллаха на их обращения:

«Каф ха йа айн сад. Воспоминание о милости Господа твоего рабу Его Закарийи. Вот воззвал он к Господу своему зовом тайным. Сказал он: «Господи! У меня ослабели мои кости, и голова запылала сединой, а я не был в воззваниях к Тебе, Господи, несчастным. И я боюсь близких после меня, а жена моя бесплодна; дай же мне от Тебя наследника! Он станет моим наследником и наследником рода Йакуба, и сделай его. Господи, угодным». — «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйя!»

(Марйам, аяты 1-7).

«А кто отвратится от толка Ибрахима, кроме того, кто оглупил свою душу? Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем он, конечно, среди праведников. Вот сказал ему Господь: «Предайся!» Он сказал: «Я предался Господу миров!»

(Корова, аяты 130-131).

«И Мы обрадовали его кротким юношей. А когда он пошел вместе с ним, он сказал: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь». Он сказал: «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым». И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал видение». Так Мы вознаграждаем добродеющих! Поистине, это — явное испытание. И искупили Мы его великою жертвой. И увековечили упоминание о нем: «Мир Ибрахиму!»

(Стоящие в ряд, аяты 101-109).

«И Аййуба, когда он воззвал к своему Господу: «Постигла меня беда, а Ты — Милосерднейший из милосердных!» И Мы ответили ему, и отстранили бывшую у него беду, и даровали ему его семью и подобных им с ними, по милости от Нас и для напоминания поклоняющимся»

(Пророки, аяты 83-84).

Утверждение призыва «нет божества, кроме Аллаха» происходит и в форме споров между посланниками Аллаха и упрямыми пред 30 составителями их общин. В этих спорах Аллах встает на сторону пророков и уничтожает неверных:

«Мы отправили уже Нуха к его народу, и сказал он: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого божества, кроме Него! Я боюсь для вас наказания дня великого». Сказала знать из его народа: «Мы видим тебя в явном заблуждении». Он сказал: «О народ мой! Нет у меня заблуждения, я — только посланник от Господа миров. Я передаю вам послания моего Господа и советую вам; я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете. Разве вы удивляетесь тому, что напоминание от Господа вашего пришло к одному человеку из вас, чтобы он убеждал вас и чтобы вы были богобоязненны, и, может быть, вы будете помилованы!» И они сочли его лжецом, и спасли Мы его и тех, кто был с ним, в судне и потопили тех, которые считали ложью Наши знамения. Поистине, они были народом слепым!...И к адитам — брата их Худа. Он сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас божества, кроме Него! Разве вы не будете богобоязненны?».Сказала знать из его народа, которые не верили: «Мы видим, что ты в неразумии, и мы полагаем, что ты — лжец». Он сказал: «О народ мой! Нет у меня неразумия, и я — только посланник от Господа миров. Я передаю вам послания моего Господа; я для вас — верный советник. Неужели вы удивились тому, что пришло к вам напоминание от Господа вашего через человека из вас, чтобы он вас увещал? Помните, как Он сделал вас преемниками после народа Нуха и увеличил вам в сотворенной наружности величину. Вспоминайте же благодеяние Аллаха, — может быть, вы будете счастливы!» Они сказали: «Не для того ли ты пришел, чтобы мы поклонялись Аллаху единому и оставили то, чему поклонялись наши отцы? Приведи же нам то, чем ты грозишь, если ты — из числа правдивых!» Он сказал: «Уже пало на вас от вашего Господа наказание и гнев; неужели вы будете препираться со мной об именах, которые дали вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспосылал никакого аргумента? Подождите же, и я с вами ожидаю». И Мы спасли его и тех, кто с ним, по Нашей милости и истребили до последнего тех, которые считали ложью Наши знамения, и не были они верующими!»

(Преграды, аяты 59-72).

Эта же цель достигается путем демонстрации сведущности Аллаха, распространяющейся на сокровенное. Его осведомленности о делах людей и их ответственности за свои дела на том свете:

«У Него — ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в Книге ясной. И Он — тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем, потом Он оживляет вас в нем, чтобы завершился назначенный срок. Потом — к Нему ваше возвращение, потом Он сообщит вам, что вы делали. Он—властвующий над Своими рабами, и посылает Он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть. Наши посланцы упокоят его, и они ничего не опускают. Потом они возвращены будут к Аллаху, Господу их истинному. О да, у Него власть, и Он — самый быстрый из производящих расчет!»

(Скот, аяты 59-62).

В других случаях утверждение принципа «нет божества, кроме Аллаха» это — демонстрация граничащей с чудом стройности Вселенной, четкости, с которой движутся звезды и которая наводит на мысль о невозможности существования нескольких разных богов, каждый из которых действует по своему усмотрению:

«Разве ты не видишь твоего Господа, как Он протянул тень? А если бы Он пожелал, то сделал бы ее покойной. Затем Мы сделали солнце ее указателем. Потом Мы сжимаем ее к Себе медленным сжиманием. Он — Тот, который ночь сделал для вас одеянием, а сон — покоем, и сделал день воскресением. Он — Тот, который посылает ветры с вестью радости пред Своим милосердием, и низвели Мы с неба воду чистую, чтобы Нам оживить ею мертвую страну и чтобы поить ею обильно то, что Мы создали, — скот и людей»

(Различение, аяты 45-49).

«Хвала тому, кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают. И знамением для них — ночь. Мы снимаем с нее день, вот — они оказываются во мраке. И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого! И месяц Мы установили по стоянкам, пока он не делается, точно старая пальмовая ветвь. Солнцу не надлежит догонять месяц, и ночь не опередит день, и каждый плавает по своду»

(Йа Син, аяты 36-40).

«Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы небеса и земля. Хвала Аллаху, владыке Трона, превыше Он того, что они Ему приписывают!»

(Пророки, аят 22).

«Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с Ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше Он того, что они Ему приписывают...»

(Верующие, аят 91).

Утверждение призыва «нет божества, кроме Аллаха» — это еще и рассказ об Адаме и Иблисе (шайтане) и предостережение человечества от их величайшего врага (шайтана), который толкает людей к неверию и многобожию:

«Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» — и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся. Он сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». Сказал Он: «Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же; ты — среди оказавшихся ничтожными!» Он сказал: «Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены». Он сказал: «Ты — среди получивших отсрочку». Он сказал: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них в Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными». Сказал Он: «Выходи оттуда опозоренным, униженным! Тех, кто последовал из них за тобой...Я наполню геенну вами всеми!»

(Преграды, аяты 11-18).

«И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» — и они поклонились, кроме Иблиса. Сказал он: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?» Сказал он: «Видишь ли Ты: это — тот, кого Ты почтил предо мною? Если Ты отсрочишь мне до дня Воскресения, я погублю его потомство, кроме немногих». Сказал Он: «Уходи! А кто последует за тобой из них, то, поистине, геенна — ваше наказание, наказание полное! Соблазняй, кого ты можешь из них, твоим голосом и собирай против них твою конницу и пехоту, участвуй с ними в их богатствах и детях и обещай им, — поистине, обещает шайтан только для обмана! Нет, поистине, у тебя власти над Моими рабами, — и довольно в твоем Господе блюстителя!»

(Перенес ночью, аяты 61-65).

И еще пример утверждения тезиса «нет божества, кроме Аллаха» это — ознакомление людей с эпитетами Господа:

«Он — Аллах, нет божества, кроме Него, Знающий скрытое и созерцаемое. Он — Милостивый, Милосердный! Он — Аллах, нет божества, кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он — Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он — Великий, Мудрый!»

(Собрание, аяты 22-23).

Многочисленные эпитеты и имена Аллаха не раз повторяются в Коране, проникая в сердце человека со всех сторон, в разных ситуациях. О чем бы человек ни подумал, какое бы решение он ни принимал, к чему бы ни обращался — везде находит перед собой Аллаха. Нуждается ли он в хлебе насущном — Аллах Питающий, Обладатель мощи, Прочный. Нуждается ли в здоровье и благополучии — именно Аллах предопределяет судьбу и происходящее, и у Него испрашивается здоровье. Желает ли избавления от страхов — Аллах Спасающий, и не может быть убежищ, помимо Него. Желает ли человек продолжения потомства. — именно Аллах дарует потомство. Кому пожелает — девочек, а кому — мальчиков, а третьего может сделать бесплодным. Пожелает ли человек славы — Аллах Возвеличивающий и Он же Принижающий. Желает ли победы над врагами — Аллах Приносящий победу. Желает ли помощи в добром деле — Аллах Помогающий. Желает ли облегчения — Аллах Облегчающий. Желает ли благо Словения и спокойствия — в руках Аллаха благословение и все доброе, и с упоминанием Аллаха сердца наполняются покоем*.

 

* * *

На протяжении 13-ти лет в Мекке и 10-ти лет в Медине посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал все, чтобы закрепить в сердцах своих последователей призыв «нет божества, кроме Аллаха».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) жил, следуя требованиям призыва «нет божества, кроме Аллаха» на глазах у своих последователей, наставляя и обучая их, как жить в духе этих требований, как прожить каждое мгновение их жизни с Аллахом.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульман, чтобы, просыпаясь утром, они говорили: «Боже, с Тобой мы встречаем утро и с Тобой мы встречаем вечер, с Тобой мы живем, с Тобой умираем, Тебе принадлежит воскрешение».

А вечером они говорили:

«Боже, с Тобою мы встречаем вечер, с Тобою встречаем утро, с Тобой живем, с Тобой умираем и Тебе принадлежит наша судьба».

Или говорили:

«Мы встретили утро, и могущество стало принадлежать Аллаху, слава Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища. Ему принадлежит могущество и слава, и Он властвует над всем сущим. Господи, я прошу у тебя лучшее, что есть сегодня и что будет после. Убереги меня от худшего, что есть сегодня и что будет прело того. Господи, убереги меня от лени и от зла надменности. Господи, убереги меня от мучения в огне и от мучения в могиле»

(Из сборника хадисов Муслима).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторял сам и учил своих сторонников повторять:

«Боже, Ты —Господь мой, нет бога, кроме Тебя, Ты создал меня, и я раб Твой. Я верен Тебе, я предан Тебе, сколько есть сил. Спаси меня от зла дел моих, к Тебе я возвращаюсь в милости Твоей ко мне и к Тебе возвращаюсь в грехах своих, так прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя».

(Об этом поведал Аль-Бухари).

«Боже, прошу у тебя прощения и благополучия на этом свете и на том. Боже, прошу у тебя прощения и благополучия в моей религии в этой жизни моей, в семье моей и в имуществе моем. Боже, скрой мои слабости и успокой во мне страхи, убереги меня спереди и сзади, справа и слева, и сверху, спаси меня, чтобы не напали на меня снизу».

(Об этом поведал Ибн Маджа).

«Боже, Творец небес и земли. Знающий сокровенное и Свидетельствующий, Господин всякого сущего и его Владыка, я свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, спаси меня от зла, исходящего от меня самого, и от зла шайтана и его язычества, не дай мне причинить зла себе или любому мусульманину».

(Из сборников хадисов Ахмада, Абу Дауда, Ат-Тирмизи, Ан-Нисани, под редакцией Аль-Бухари.)

«Мы приняли характер Ислама и слово чистосердечности, и религию нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и Умму отца нашего Ибрахима как истинного мусульманина, который не был из язычников»

(Об этом поведал Имам Ахмад).

«Боже, всякое благо, данное мне или любому из Твоих созданий, исходит только от Тебя, нет Тебе сотоварища, слава Тебе, и Тебе благодарность»,

(Из сборника хадисов Абу-Дауда).

«О Вечно Живущий, о Бессмертный, призываю на помощь милость Твою, поправь мне всецело дело мое и не оставляй меня наедине с самим собой ни на мгновение».

(Из сборника хадисов Ан-Нисани).

«Боже, дай мне здоровья в тебе моем. Боже, исцели мой слух. Боже, исцели мое зрение, нет божества, кроме Тебя. Боже, упаси меня от неверия и от нищеты. Спаси меня от мучений могилы. Нет божества, кроме Тебя».

(Из сборника хадисов Абу-Дауда).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников говорить, когда те ложились спать:

«Боже, я отдаю себя Тебе, я обращаю к Тебе лицо свое, я поручаю Тебе дело свое, я обращаюсь к Тебе за покровительством, желая и страшась. Нет убежища и нет спасения помимо Тебя. Верю в ниспосланное Тобой писание и посланного Тобой Пророка»

(Об этом поведал Аш-Шейхан).

Он учил говорить:

«С именем Твоим, Господи, я ложусь на бок и с именем Твоим поднимусь. Если возьмешь душу мою, будь милостив к ней, а если отпустишь ее, то береги ее, как бережешь своих преданных слуг».

(Хадис одобрен всеми сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Учил говорить, просыпаясь:

«Слава Аллаху, который оживил пас, после того как умертвил нас, и Ему принадлежит воскрешение».

(Из сборника хадисов Муслима).

Учил говорить, надевая новую одежду:

«Боже, слава Тебе, ты одел меня в одеяние, я прошу у Тебя добра его, добра, ради которого сделано оно, убереги меня от зла его, если оно сделано для него».

(Об этом поведал Ат-Тирмизи).

Учил говорить, направляясь утром в мечеть:

«Боже, сделай в сердце моем свет и на устах моих свет, исполни светом слух мой, и зрение мое, сделай свет позади меня, и впереди меня, сделай свет надо мной и подо мной. Боже, даруй мне свет».

(Из сборника хадисов Муслима).

Учил говорить, когда одолевают тревоги:

«Нет божества, кроме Аллаха, Великого и Терпеливого, нет божества, кроме Аллаха, Владыки великого Трона, нет божества, кроме Аллаха, Господа небес, земли и великого Трона».

(Об этом поведал Аш-Шейхан).

Или говорить:

«Боже, я раб Твой, сын раба Твоего, сын рабыни Твоей, мой лоб в Твоих руках, состоится надо мной суд Твой, справедливым будет любое Твое решение в отношении меня, с просьСюй обращаюсь я к Тебе всеми именами, которые только есть у Тебя, которыми Ты Себя назвал, которые Ты ниспослал в Своил книгах или научил кого-либо из Своих созданий или присвоенными Тобою в сокровенном знании у Тебя, с просьбой: «Пусть Коран станет спутником сердца моего, светом души моей, утешением печали моей и развеянием тревоги моей».

(Из сборника хадисов Аль-Бухари).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил мусульман на примере собственной благородной личности, как жить в согласии с Аллахом, как не забывать Его ни на мгновение, терпеливо переносить любые превратности судьбы и благодарить за благополучие, обращаться всегда за помощью к Аллаху, спасаясь у Него и полагаясь на Его помощь. Он учил людей искать у него прощения, смиренно принимая Его приговор и предначертанное Им, страшиться гнева Его и просить благосклонности Его. И как сказал о них Аллах, они

«поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках...»

(Семейство Имрана, аят 191).

Истинные мусульмане предавались Аллаху настолько, что они забывали себя, как сказано в книгах жития Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Все это и составляло сущность призыва «нет божества, кроме Аллаха» в их душах, усвоенного от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и 36 приветствует) в том виде, в котором он был ниспослан в Писании Аллаха.

Таким образом, всеми средствами укреплялся и углублялся призыв «нет божества, кроме Аллаха», их души и сердца привязались к Аллаху прочной связью. Они любили Его и страшились, стремились к Нему и желали Его, готовили себя к покорности Ему и Его повелениям. В их сердцах была воздвигнута прочная основа, способная нести бремя исполнительности и верности.

Позже требования этого призыва постепенно расширились после того, как сердца их приготовились к принятию обязанностей и к их исполнению.

Обращает на себя внимание несколько моментов. В жизни арабов, которых Аллах выбрал в качестве отправной точки для нового вероучения, наряду с главной проблемой — многобожием — существовало несколько проблем, требовавших решения, и ряд заблуждений, требовавших исправления, как в вероучении, так и в культе, и в праве. Межплеменные конфликты распыляли силы нации, мешая ей собраться в единую общину.

Существовали также нравственные отклонения, как-то — употребление вина, азартные игры и неприкрытый разврат, не говоря уже о всякого рода беззаконии, творившемся в обществе, в политическом, социальном, экономическом гнете, племенном протекционизме, который исповедует следующее: поддерживай брата своего, прав он или виноват (то есть, воюй на его стороне, если даже он неправ, а не пытайся удержать его от несправедливости, как учит Ислам). И как говорилось в доисламские времена: «Они не спрашивают доказательств, если брат зовет на войну».

По этому поводу некоторые говорили: «Кто не хочет поднять оружие — гибнет, а кто не готов к жестокости с другими людьми, с тем будут жестоки».

Кое-кто также говорил: «Если не можешь творить добро, делай зло, ведь молодому и энергичному другого не дано».

Персы в то время занимали южную часть Аравийского полуострова, а римляне — северную.

В представлении людей было бы логичным, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начнет с одной из этих проблем, будучи вождем людей, стремящимся к власти и лидерству, желающим служить своему народу, спасти его от постигших его проблем и заблуждений.

Он мог бы начать с внутренних проблем и попытаться объединить все племена, преодолеть существующие между ними разногласия, затем перейти к решению национальной проблемы путем изгнания персов и римлян с территории Аравии. Или начать с нравственной проблемы и призвать к очищению общества от нравственных извращений, к духовному воспитанию в духе самоочищения и возвышенности.

Или начать с социальной проблемы, выражающейся в классовых различиях, всевластии богачей и порабощенности слабых, эксплуатации их труда, что порождало все большую нищету и униженность одних, богатство и тиранию других.

Он, будучи посланным Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а не просто великим земным вождем, не получал от своего Господа наставлений начать с того, с чего обычно начинают вожди людей, стремящиеся к «преобразованиям».

Его Господь внушил ему начать с призыва «нет божества, кроме Аллаха» и призвать свой народ уверовать в Его требования, воспитать в духе этих требований всех пожелавших откликнуться на его призыв.

Здесь мы хотели бы подчеркнуть, что все эти проблемы и «заблуждения» получили свое решение позже. Они не остались без должного внимания, не были второстепенными в жизни общины, которой суждено было стать лучшей из общин. Но между этими двумя решениями большая разница. Решение этих проблем, когда оно состоялось, не носило характер решения политических, социальных, экономических или нравственных проблем.

Оно происходило в русле требований призыва «нет божества, кроме Аллаха», который, расширившись, стал охватывать все сферы жизни.

Но существует ли разница между подходом к этим проблемам как к проблемам политическим, экономическим, нравственным и так далее, и подходом к ним как к требованиям призыва «нет божества, кроме Аллаха?»

Да, несомненно, существует разница, разница методологическая, качественная и временная.

Пожалуй, будет достаточно одного примера, а именно — что произошло с запретом на употребление спиртного в «развитых» «цивилизованных» странах.

Как я упоминал в нескольких своих книгах, в житии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывается, что когда был ниспослан запрет на спиртное, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) направил глашатая на улицы Медины с извещением:

«О люди! Воистину, вино запрещено!» И у кого во рту был хотя бы глоток вина, выплюнул его, а у кого в доме оказался бурдюк с вином, вылил его на землю. И, как донесли до нас книги Жития, на протяжении нескольких дней на улицах Медины сохранялся запах вылитого вина. Современные «цивилизованные страны» издают законы, мобилизуют полицию, подключают к этому суды и тюрьмы, и тем не менее статистика свидетельствует, что процент злоупотребляющих спиртным постоянно растет.

Существует также качественная разница между случаем, когда мотивом служит страх перед преследованием по закону и другим случаем, когда таким мотивом является страх перед Аллахом, основанный на вере всем сердцем, что нет божества, кроме Аллаха. И хотя «Аллах сдерживает силой то, чего нельзя внушить Кораном», — как сказал Осман Бен Аффан (да будет доволен им Аллах) — тем не менее, остается существенная разница между нормой, основанной на вере как главном мотиве поведения, и отсутствием таковой веры или заменой ее сдерживающим воздействием силы власти.

Временная разница тоже имеет значение.

Взяться за любую из вышеупомянутых проблем в то время означало частичное решение этих проблем. При этом исконная причина, породившая все эти проблемы, продолжала бы оставаться неизменной в душах людей, а с ней остался бы неизменным и человек.

Можно вернуть землю и тем самым удовлетворить национальную гордость.

Можно облегчить социальный гнет, чтобы освободить человека от эксплуатации, или воображать, что он освободился.

Можно создать централизованное государство со всеми необходимыми атрибутами — полицией, судом, тюрьмами, вместо племенной разрозненности, когда каждое племя поклоняется своему вождю. По этому поводу поэт сказал*:

Разве я не из племени Хузайя?

Если заблудится он, то заблужусь с ним и я.

А если выйдет он на верную дорогу,

То и я окажусь на верном пути.

Все эти вопросы могут быть решены полностью или частично, но при этом человек останется рабом кого-либо, помимо Аллаха, жалким и терзаемым суевериями перед лицом ложных богов. Он будет продолжать растрачивать силы, поклоняясь иллюзиям, превращаясь в раба своих собственных страстей. Пытаясь создать закон, человек превращает людей в господ и рабов. Господа владеют богатствами и издают законы, а рабы несут всю тяжесть последствий, вызванных этим законотворчеством. Именно так происходило в истории со всеми обществами, враждебными религии, в том числе и с современным обществом невежества, которое пытается внушить людям, что они участники законотворческого процесса**. Рассчитываться за все это придется уже на земле, в этой жизни. Стоит ли говорить о том, какой будет расплата за это в другой жизни!

Напротив, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не стал заниматься решением ни одной из этих проблем в начальный период своей проповедческой миссии. По воле Господа он начал с проповеди призыва «нет божества, кроме Аллаха». Когда слова эти завоевали сердца узкого круга уверовавших, которых Аллах готовил стать ядром «богоугодной общины», «прочным основанием», несущим всю конструкцию, когда Аллах узнал, что эти сердца всецело отдались Ему, тогда начали «нисходить» обязанности верующих и стала расширяться сфера действия требований призыва «нет божества, кроме Аллаха», пока эта сфера не охватила все области жизни, включая и те, с которых не захотел начинать посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но которые необходимо было решить, чтобы «богоугодная община» могла возникнуть на прочной и устойчивой основе. Но в соответствии с божественным замыслом эти обязанности должны были превратиться в потребность, вырастающую из веры в связи с провозглашением призыва «нет божества, кроме Аллаха», они должны были перестать быть просто интересами людей, подверженных человеческим страстям и человеческой предвзятости. Необходимо ясное осознание того, что все, что делается ради решения этих обязанностей, делается исключительно в угоду Аллаху, а не ради получения мирской выгоды. И когда это произошло на самом деле, человечество добилось небывалых успехов, а достижения его были похожи на чудеса!

На следующих страницах мы расскажем о наиболее выдающихся требованиях призыва «нет божества, кроме Аллаха», как-то: требования к вероучению (основным представлениям веры), о которых мы раньше немало говорили, и другие требования, которые представляются даже некоторым из исламистов выходящими за пределы призыва «нет божества, кроме Аллаха». См. главу «Демократия» в книге «Современные идейные течения».

 

 

ПЕРВОЕ ТРЕБОВАНИЕ — В ОБЛАСТИ

ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

 

Мы уже говорили о важном значении, которое придается в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.019 с.)