Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Семинарское занятие №1 2. Тема: Развитие методологии научных исследований в клинической психологии
3. Цель: -знать понятия нормы в клинической психологии, понятия аномалий развития, понятия патологии -владеть пониманием соотношения биологического, психологического, социального в структуре здоровья или болезни, а также понятиями психосоматического и соматического -уметь находить подходы к разрешению проблем нормы и патологии, психической адаптации и дезадаптации, компенсации и декомпенсации. 4. Вопросы для самоподготовки: 1. Понятие нормы в клинической психологии 2. Понятие аномалии развития и патологии 3.Изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья 4.Изучение проблем развития и нарушений психики 5.Соотношение биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического 6.Парадигмы психического здоровья 7.Проблемы психической адаптации и компенсации
5. Основные понятия темы: метод, методика, методология, исследования, норма-патология, аномалии развития, биопсихосоциальная парадигма 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Раздел 2. Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства 1. Формируемые компетенции:
Семинарское занятие №2 2. Тема: Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства 3. Цель: -знать основные этапы развития теории и практики психологии личности и личностных нарушений; цели и предмет психологии личности; основные классические и современные концепции этиологии, условий и механизмов развития личностных расстройств и аномалий характера -владеть основными методами анализа и оценки личностных расстройств в рамках ведущих концепций личности и клинической психиатрии; практическими навыками психологической диагностики личностных расстройств при различных видах психической патологии -уметь оценивать роль психологических факторов в возникновении личностных расстройств, планировать психодиагностическое обследование пациента с личностным расстройством с целью проведения лечебных, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий 4. Вопросы для самоподготовки: 1. Проблема личности в клинической психологии 2.Основные подходы к пониманию личности в психологии 3.Понимание патологии (болезни) представителями различных направлений в психологии 4.Теории личности в рамках развития отечественной и зарубежной психологии 5. Основные понятия темы: определение личности, структура и функции личности, теории личности и их влияние на развитие клинической психологии 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Раздел 3. Нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах 1. Формируемые компетенции:
Семинарское занятие №3 Раздел 4. Роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии 1. Формируемые компетенции:
Семинарское занятие №4 2. Тема: Роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии 3. Цель: -знать основные этапы нейропсихологии за рубежом и в России; проблемы, теоретические основы и практическое значение современной нейропсихологии; роль нейропсихологии в здравоохранении -знать основные этапы развития нейропсихологии за рубежом и в России: проблемы, теоретические основы и практическое значение современной нейропсихологии; роль нейропсихологии в здравоохранении -быть знакомым с теориями мозговой локализация психических функций в норме и патологии; проводить нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга; знать синдромологический анализ нарушений высших психических функций: знать основные нейропсихологические синдромы; особенности нейропсихологических синдромов у пациентов с различной патологией; возрастную нейропсихологию. -быть знакомым с теориями мозговой локализация психических функций в норме и патологии; проводить нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга; знать синдромологический анализ нарушений высших психических функций: знать основные нейропсихологические синдромы; особенности нейропсихологических синдромов у пациентов с различной патологией; возрастную нейропсихологию -уметь организовать процесс нейропсихологического обследования; применять основные нейропсихологические методики. -уметь организовать процесс нейропсихологического обследования; применять основные нейропсихологические методики 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Нейропсихология индивидуальных различий 2.Дефицитарность некоторых психических функций как индивидуально-психологическая характеристика 3.Природа индивидуально-психологических различий. Нейропсихологический подход к изучению биологических основ психики 4.Значение нейропсихологических исследований индивидуальных различий для изучения проблемы типологии нормы 5. Основные понятия темы: нейропсихология, нейропсихологическое исследование, биологические основы индивидуальных различий, нейропсихологический аспект проблемы «норма-патология» 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Раздел 5. Междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика 1. Формируемые компетенции:
Семинарское занятие №5 2. Тема: Междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика 3. Цели: 3.1. -знать основные этапы развития теории и практики психиатрии, её цели, предмет и задачи, современные направления исследований в области психиатрии; класс V (психические расстройства и расстройства поведения F00-F99) МКБ-10 адаптированный для использования в Российской Федерации, принципы сочетания психофармакотерапии и психотерапии психических расстройств; принципы полипрофессионального оказания психиатрической помощи, роль и место клинического психолога в бригаде специалистов (врач-психиатр, врач-психотерапевт, психолог, социальный работник и др.) при оказании психиатрической помощи; особенности психологической диагностики в психиатрической клинике -владеть практическими навыками психологического исследования больных с психическими расстройствами; планировать мероприятия по психосоциальной и трудовой реабилитации, психологической коррекции, восстановительному обучению лиц, страдающих психическими расстройствами -уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии психического расстройства у конкретного больного, планировать и проводить его психодиагностическое обследование, планировать и проводить психокоррекционные и реабилитационные мероприятия 3.2. -знать основные этапы развития теории и практики неврологии, её цели, предмет и задачи; современные направления исследований в области неврологии; клинические проявления наиболее распространенных неврологических заболеваний; особенности психологической диагностики при различных неврологических заболеваниях -владеть навыками психологического исследования неврологического больного, планирования мероприятий нейрореабилитации, восстановительного обучения и психологической коррекции при неврологических заболеваниях 3.3. -знать основные этапы развития теории и практики в клинике внутренних болезней, её цели, предмет и задачи; современные направления исследований; семиотику; клинические проявления основной патологии, принципы фармакотерапии внутренних болезней; роль и место клинического психолога в системе терапии внутренних болезней; особенности психологической диагностики при наиболее распространенных заболеваниях -владеть практическим навыками психологического исследования пациента в клинике внутренних болезней; планировать мероприятия по психосоциальной реабилитации, восстановительному обучению и психологической коррекции при наиболее распространенных заболеваниях -уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в возникновении и развитии заболевания у конкретно больного, планировать и проводить психодиагностическое обследование, планировать и проводить психокоррекционные и реабилитационные мероприятия 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Возникновение и развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии 2.Связь нейропсихологии и информатики, лингвистики 3.Возникновение и развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии 4.Связь нейропсихологии и информатики, лингвистики 5.Клиническая психология в психиатрии, наркологии, психотерапии 6. Клиническая психология в неврологии 7. Клиническая психология в клинике внутренних болезней 5. Основные понятия темы: функциональные аспекты современной нейропсихологии – клинический, экспериментальный, реабилитационный, возрастной, индивидуальный, междисциплинарный; проблема факторов в нейропсихологии 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №6 2. Тема: Психологические проблемы телесности 3. Цель:
-знать основные этапы развития учения о психосоматических расстройствах; цели, предмет и задачи психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики при психосоматических и соматических расстройствах; современные направления исследований в этой области; отечественные классификации в сопоставлении с МКБ-10 -владеть практическими навыками психологического обследования пациента; навыками психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики -уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии соматических и психосоматических расстройств с учетом состояния конкретного пациента; планировать психодиагностическое обследование пациента с целью дифференциальной диагностики и реализации психокоррекционных, психотерапевтических, реабилитационных и психопрофилактических мероприятий. 4. Вопросы для самоподготовки: 1. Основные понятия: тело человека, природное и социальное тело 2.Биологические и социокультурные детерминанты телесности человека 3.Естественнонаучное и этнокультурологическое понимание развития телесности человека 4. Основные понятия: тело человека, природное и социальное тело 5.Биологические и социокультурные детерминанты телесности человека 6.Естественнонаучное и этнокультурологическое понимание развития телесности человека 7.Психосоматические расстройства и «психосоматическая медицина» 8.Современная биопсихосоциальная модель развития соматических и психосоматических расстройств 5. Основные понятия темы: тело человека (природное, психологическое, социальное); биопсихосоциальное детерминанты телесности; психосоматические расстройства 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №7 2. Тема: Генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии 3. Цель: -знать концепции психосоматической медицины с учетом комплексного соматопсихосоциального взаимодействия при возникновении, течении и терапии заболеваний -знать модели формирования психосоматических расстройств - знать принципиальные особенности применения методов диагностики развития в норме и при различной патологии -знать мозговую организацию психических функций, особенности психического функционирования, особенности психологического развития в норме и патологии; принципы системного анализа нарушений психических функций и эмоционально-личностной сферы, особенностей психического развития в норме и патологии -уметь выявлять факторы, влияющие на формирование и динамику ВКБ. Проблема психологической типологии ВКБ. Вопросы нозологической специфичности и ВКБ Зависимость ВКБ от преморбидной личности, характера болезни, обстоятельств, в которых протекает болезнь Динамика ВКБ -уметь организовать процесс комплексного психологического обследования; осуществлять выбор адекватных методик исследования, применять основные методики для психологической диагностики при различной патологии 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Многофакторный (включая психогении) способ рассмотрения патогенеза заболеваний. 2.Психофизиологические (условнорефлекторные) связи в возникновении соматических заболеваний. 3.Этапы переживания болезни во времени. 4.Возрастные особенности внутренней картины болезни. Расхождения между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями. 5. Основные понятия темы: структура причин и механизмов развития заболеваний; психосоматика и соматопсихика; болезнь как ситуация жизненного кризиса; реакции на болезнь, ВКБ, ВКЗ 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №8 2. Тема: Закономерности нарушений психической деятельности в онтогенезе 3. Цель: -знать концепции психосоматической медицины с учетом комплексного соматопсихосоциального взаимодействия при возникновении, течении и терапии заболеваний -знать модели формирования психосоматических расстройств -уметь выявлять факторы, влияющие на формирование и динамику ВКБ. Проблема психологической типологии ВКБ. Вопросы нозологической специфичности и ВКБ Зависимость ВКБ от преморбидной личности, характера болезни, обстоятельств, в которых протекает болезнь, динамика ВКБ 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Закономерности психических заболеваний у детей 2.Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте 3.Закономерности дизонтогенеза у детей 4.Биологические и средовые факторы риска нарушений психического развития и отклоняющегося поведения 5.Первичные и вторичные нарушения 5. Основные понятия темы: психический онтогенез, его аномалии и нарушения; типы психического дизонтогенеза; детерминанты дизонтогенеза; задачи диагностики, психокоррекции, профилактики 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №9 2. Тема: Проблемы и методы психологической диагностики нарушений психического развития и отклоняющегося поведения 3. Цели: 3.1. -знать основные этапы развития теории, классические и современные концепции этиологии и психологических механизмов развития отклоняющего поведения, психологические аспекты диагностики и профилактики, основные методы психологической диагностики отклоняющегося поведения -владеть методами анализа и оценки отклоняющегося поведения в рамках ведущих концепций личности и клинической психиатрии; практическими навыками диагностически отклоняющегося поведения -уметь оценивать роль психологических факторов в возникновении отклоняющегося поведения; планировать психодиагностическое обследование пациента с девиантным поведением; проводить психокоррекционные и реабилитационные мероприятия 3.2. -знать принципиальные особенности применения методов диагностики развития в норме и при различной патологии -знать мозговую организацию психических функций, особенности психического функционирования, особенности психологического развития в норме и патологии; принципы системного анализа нарушений психических функций и эмоционально-личностной сферы, особенностей психического развития в норме и патологии -уметь организовать процесс комплексного психологического обследования; осуществлять выбор адекватных методик исследования, применять основные методики для психологической диагностики при различной патологии 3.3. -знать основные закономерности дизонтогенеза (нарушения психического развития); этапы развития и основные современные концепции психологии аномального развития; особенности психических заболеваний детского и подросткового возраста; особенности семиотики психических расстройств детского и подросткового возраста; современные отечественные классификации в сопоставлении с современной международной классификацией психических расстройств у детей и подростков по МКБ-10, задачи клинической психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, лечебнойпедагогики и психопрофилактики -владеть практическими навыками клинико-психологического обследования детей и подростков в условиях клиники; навыками психокоррекции, психотерапии, лечебной педагогики и психопрофилактики -уметь оценивать роль психологических факторов дизонтогенеза психических расстройств и аномалий развития с учетом состояния конкретного больного, в том числе для целей и задач лечения, профилактики и психологической экспертизы; планировать психодиагностическое обследование ребенка (подростка) и его родителей, с целью дифференциальной диагностики; планировать и реализовывать психокоррекционные, психотерапевтические, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Психологические методы исследования аномального ребенка 2.Методы исследования познавательных процессов 3.Методы исследования личности ребенка 4.Психологические методы исследования аномального ребенка 5.Методы исследования познавательных процессов 6.Методы исследования личности ребенка 7.Типы девиантного поведения: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей 5. Основные понятия темы: психические аномалии у детей; психодиагностика аномального развития; подходы к психокоррекции, реабилитации 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №10 2. Тема: Теоретико-методологические основы психологического вмешательства 3. Цели: -знать основы психологического консультирования, его основные виды, возможности применения различных техник и приемов в консультировании; знать основные понятия, цели применения и основные методы психологической коррекции; знать теоретические и методологические основы психотерапии, её цели, суть психотерапевтического процесса, инструменты воздействия -уметь четко дифференцировать виды психологической помощи и определять предпочтительный вид помощи в каждом конкретном случае -уметь оценить эффективность психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии; знать критерии оценки эффективности процесса; уметь сочетать процесс психологической помощи с другими лечебными методами 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Понятие психологического консультирования 2.Субъект консультирования 3.Мишени психологического консультирования 4.Понятие психологической коррекции 5.Цели применения психокоррекции 6.Теоретические и методологические основы психотерапии 5. Основные понятия темы: психологическое вмешательство, психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, нейрореабилитация. 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
2.4 Материалы по организации самостоятельной работы студентов, реализуемой в рамках всей дисциплины Организация самостоятельной работ студентов реализуемой в рамках всей дисциплины, должна рассматриваться шире, а именно – в рамках овладения специальностью в целом. Поэтому важнейшим средством активации самостоятельных учебных усилий является формирования (воспитания в себе) стремления к самостоятельной учебной активности как на лекциях и занятиях, так и во внеаудиторное время. Для этого, наряду с заряженностью познавательным интересом, следует настраивать себя на профессионализм, доказательность, проблемность, дискуссионность, коллективное обсуждение, анализ конкретных случаев и ситуаций. Во внеаудиторное время указанный настрой должен проявляться в ещё большей мере за счёт «свободы выбора личности», удовлетворения собственно личностной потребности овладеть данной дисциплиной путём: 1.Работа с рекомендованной литературой (конспектирование, аннотирование, подготовка реферата, доклада, контрольной работы, подготовка к занятиям). 2.Выполнения домашних заданий по темам дисциплины «Методология исследования в клинической психологии» в рабочих тетрадях для самостоятельной работы. 3.Работы с учебными тестами по теме «Методология исследования в клинической психологии» с целью самоподготовки. 4.Самостоятельного обучения практическим умениям, способностям и компетенциям, соответствующих дисциплине «Методология исследования в клинической психологии». Дополнительно к указанным обязательным видам внеаудиторной самостоятельной работы для изучения данной дисциплины важно использовать также формы как: 1.Поиск научных публикаций и электронных источников информации. 2.Написание реферата по одной из тем. 3.Подготовка доклада по одной из тем. 4.Составление программы научного исследования. 5.Подготовка материала и составление презентаций для выступления на заседании СНО. Семинарское занятие №1 2. Тема: Развитие методологии научных исследований в клинической психологии
3. Цель: -знать понятия нормы в клинической психологии, понятия аномалий развития, понятия патологии -владеть пониманием соотношения биологического, психологического, социального в структуре здоровья или болезни, а также понятиями психосоматического и соматического -уметь находить подходы к разрешению проблем нормы и патологии, психической адаптации и дезадаптации, компенсации и декомпенсации. 4. Вопросы для самоподготовки: 1. Понятие нормы в клинической психологии 2. Понятие аномалии развития и патологии 3.Изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья 4.Изучение проблем развития и нарушений психики 5.Соотношение биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического 6.Парадигмы психического здоровья 7.Проблемы психической адаптации и компенсации
5. Основные понятия темы: метод, методика, методология, исследования, норма-патология, аномалии развития, биопсихосоциальная парадигма 6. Рекомендуемая литература:
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Раздел 2. Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства 1. Формируемые компетенции:
|