Раздел 2. Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства



Семинарское занятие №1

2. Тема: Развитие методологии научных исследований в клинической психологии

 

3. Цель:

-знать понятия нормы в клинической психологии, понятия аномалий развития, понятия патологии

-владеть пониманием соотношения биологического, психологического, социального в структуре здоровья или болезни, а также понятиями психосоматического и соматического

-уметь находить подходы к разрешению проблем нормы и патологии, психической адаптации и дезадаптации, компенсации и декомпенсации.

4. Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие нормы в клинической психологии

2. Понятие аномалии развития и патологии

3.Изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья

4.Изучение проблем развития и нарушений психики

5.Соотношение биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического

6.Парадигмы психического здоровья

7.Проблемы психической адаптации и компенсации

 

5. Основные понятия темы: метод, методика, методология, исследования, норма-патология, аномалии развития, биопсихосоциальная парадигма

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

 

Раздел 2. Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства

1. Формируемые компетенции:

Шифр компетенции № компетенции Элементы компетенции
ОК ОК-6 Компонент 1.1.; 1.1.1.: способность и готовность к овладению новыми методами исследования Содержание: формирование системы навыков наблюдения, выбора, участия и самостоятельного использования новых методов исследования в КП
ПК ПК-7 Компонент 2.1.; 2.1.1.: развитие личности: интеллектуальные, нравственные, физические, общекультурные, духовные, профессиональные компоненты; формирование системы навыков развитие личности

Семинарское занятие №2

2. Тема: Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства

3. Цель:

-знать основные этапы развития теории и практики психологии личности и личностных нарушений; цели и предмет психологии личности; основные классические и современные концепции этиологии, условий и механизмов развития личностных расстройств и аномалий характера

-владеть основными методами анализа и оценки личностных расстройств в рамках

ведущих концепций личности и клинической психиатрии; практическими навыками

психологической диагностики личностных расстройств при различных видах психической патологии

-уметь оценивать роль психологических факторов в возникновении личностных

расстройств, планировать психодиагностическое обследование пациента с личностным расстройством с целью проведения лечебных, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий

4. Вопросы для самоподготовки:

1. Проблема личности в клинической психологии

2.Основные подходы к пониманию личности в психологии

3.Понимание патологии (болезни) представителями различных направлений в психологии

4.Теории личности в рамках развития отечественной и зарубежной психологии

5. Основные понятия темы: определение личности, структура и функции личности, теории личности и их влияние на развитие клинической психологии

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

 

Раздел 3. Нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах

1. Формируемые компетенции:

Шифр компетенции № компетенции Элементы компетенции
ОК ОК-6 Компонент 1.2.; 1.2.1.: способность и готовность к овладению новыми методами исследования; приобретение новых знаний о научно-практических направлениях своей профессиональной деятельности и изменения своей личностной профессиональной направленности
ПК ПК-7 Компонент 2.1.; 2.1.1.: способность самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико – деонтологическими нормами; обучение студентов теоретическим основам диагностической работы формирование базовых практических навыков диагностической работы на основе разбора конкретных случаев

Семинарское занятие №3

Раздел 4. Роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии

1. Формируемые компетенции:

Шифр компетенции № компетенции Элементы компетенции
ОК ОК-6 Компонент 1.2.; 1.2.1.: способность и готовность к овладению новыми методами исследования; приобретение новых знаний о научно-практических направлениях своей профессиональной деятельности и изменения своей личностной профессиональной направленности
ПК ПК-7 Компонент 2.1.; 2.1.1.: способность самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико – деонтологическими нормами; обучение студентов теоретическим основам диагностической работы формирование базовых практических навыков диагностической работы на основе разбора конкретных случаев

Семинарское занятие №4

2. Тема: Роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии

3. Цель:

-знать основные этапы нейропсихологии за рубежом и в России; проблемы, теоретические основы и практическое значение современной нейропсихологии; роль нейропсихологии в здравоохранении

-знать основные этапы развития нейропсихологии за рубежом и в России: проблемы, теоретические основы и практическое значение современной нейропсихологии; роль нейропсихологии в здравоохранении

-быть знакомым с теориями мозговой локализация психических функций в норме и

патологии; проводить нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга; знать синдромологический анализ нарушений высших психических функций: знать основные нейропсихологические синдромы; особенности нейропсихологических синдромов у пациентов с различной патологией; возрастную нейропсихологию.

-быть знакомым с теориями мозговой локализация психических функций в норме и патологии; проводить нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга; знать синдромологический анализ нарушений высших психических функций: знать основные нейропсихологические синдромы; особенности нейропсихологических синдромов у пациентов с различной патологией; возрастную нейропсихологию

-уметь организовать процесс нейропсихологического обследования; применять основные нейропсихологические методики.

-уметь организовать процесс нейропсихологического обследования; применять основные нейропсихологические методики

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Нейропсихология индивидуальных различий

2.Дефицитарность некоторых психических функций как индивидуально-психологическая характеристика

3.Природа индивидуально-психологических различий. Нейропсихологический подход к изучению биологических основ психики

4.Значение нейропсихологических исследований индивидуальных различий для изучения проблемы типологии нормы

5. Основные понятия темы: нейропсихология, нейропсихологическое исследование, биологические основы индивидуальных различий, нейропсихологический аспект проблемы «норма-патология»

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Раздел 5. Междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика

1. Формируемые компетенции:

Шифр компетенции № компетенции Элементы компетенции
ОК ОК-6 Компонент 1.1.; 1.1.1.; 1.3.2.: способность и готовность к овладению новыми методами исследования Содержание: формирование системы навыков наблюдения, выбора, участия и самостоятельного использования новых методов исследования в КП; слушание лекций, практические занятия, самостоятельная работа, изучение литературы, тренировки, супервизия, ситуационные психологические тренинги, тренинги личностного роста
ПК ПК-7 Компонент 2.1.; 2.1.1.; 2.1.2.: способность самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико – деонтологическими нормами; обучение студентов теоретическим основам диагностической работы формирование базовых практических навыков диагностической работы на основе разбора конкретных случаев; практические занятия, направленные на освоение конкретных практических навыков. Работа с медицинской документацией и заключениями патопсихологического исследования больных. Оформление протоколов и заключений психодиагностических исследований. Доклады на практических занятиях результатов исследований. Обсуждение.

Семинарское занятие №5

2. Тема: Междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика

3. Цели:

3.1.

-знать основные этапы развития теории и практики психиатрии, её цели, предмет и задачи, современные направления исследований в области психиатрии; класс V (психические расстройства и расстройства поведения F00-F99) МКБ-10 адаптированный для использования в Российской Федерации, принципы сочетания психофармакотерапии и психотерапии психических расстройств; принципы полипрофессионального оказания психиатрической помощи, роль и место клинического психолога в бригаде специалистов (врач-психиатр, врач-психотерапевт, психолог, социальный работник и др.) при оказании психиатрической помощи; особенности психологической диагностики в психиатрической клинике

-владеть практическими навыками психологического исследования больных с психическими расстройствами; планировать мероприятия по психосоциальной и трудовой реабилитации, психологической коррекции, восстановительному обучению лиц, страдающих психическими расстройствами

-уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии психического расстройства у конкретного больного, планировать и проводить его психодиагностическое обследование, планировать и проводить психокоррекционные и реабилитационные мероприятия

3.2.

-знать основные этапы развития теории и практики неврологии, её цели, предмет и задачи; современные направления исследований в области неврологии; клинические проявления наиболее распространенных неврологических заболеваний; особенности психологической диагностики при различных неврологических заболеваниях

-владеть навыками психологического исследования неврологического больного, планирования мероприятий нейрореабилитации, восстановительного обучения и психологической коррекции при неврологических заболеваниях

3.3.

-знать основные этапы развития теории и практики в клинике внутренних болезней, её цели, предмет и задачи; современные направления исследований; семиотику; клинические проявления основной патологии, принципы фармакотерапии внутренних болезней; роль и место клинического психолога в системе терапии внутренних болезней; особенности психологической диагностики при наиболее распространенных заболеваниях

-владеть практическим навыками психологического исследования пациента в клинике внутренних болезней; планировать мероприятия по психосоциальной реабилитации, восстановительному обучению и психологической коррекции при наиболее распространенных заболеваниях

-уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в возникновении и развитии заболевания у конкретно больного, планировать и проводить психодиагностическое обследование, планировать и проводить психокоррекционные и реабилитационные мероприятия

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Возникновение и развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии

2.Связь нейропсихологии и информатики, лингвистики

3.Возникновение и развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии

4.Связь нейропсихологии и информатики, лингвистики

5.Клиническая психология в психиатрии, наркологии, психотерапии

6. Клиническая психология в неврологии

7. Клиническая психология в клинике внутренних болезней

5. Основные понятия темы: функциональные аспекты современной нейропсихологии – клинический, экспериментальный, реабилитационный, возрастной, индивидуальный, междисциплинарный; проблема факторов в нейропсихологии

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №6

2. Тема: Психологические проблемы телесности

3. Цель:

 

-знать основные этапы развития учения о психосоматических расстройствах; цели, предмет и задачи психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики при психосоматических и соматических расстройствах; современные направления исследований в этой области; отечественные классификации в сопоставлении с МКБ-10

-владеть практическими навыками психологического обследования пациента; навыками психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики

-уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии соматических и психосоматических расстройств с учетом состояния конкретного пациента; планировать психодиагностическое обследование пациента с целью дифференциальной диагностики и реализации психокоррекционных, психотерапевтических, реабилитационных и психопрофилактических мероприятий.

4. Вопросы для самоподготовки:

1. Основные понятия: тело человека, природное и социальное тело

2.Биологические и социокультурные детерминанты телесности человека

3.Естественнонаучное и этнокультурологическое понимание развития телесности человека

4. Основные понятия: тело человека, природное и социальное тело

5.Биологические и социокультурные детерминанты телесности человека

6.Естественнонаучное и этнокультурологическое понимание развития телесности человека

7.Психосоматические расстройства и «психосоматическая медицина»

8.Современная биопсихосоциальная модель развития соматических и психосоматических расстройств

5. Основные понятия темы: тело человека (природное, психологическое, социальное); биопсихосоциальное детерминанты телесности; психосоматические расстройства

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №7

2. Тема: Генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии

3. Цель:

-знать концепции психосоматической медицины с учетом комплексного соматопсихосоциального взаимодействия при возникновении, течении и терапии заболеваний

-знать модели формирования психосоматических расстройств

- знать принципиальные особенности применения методов диагностики развития в норме и при различной патологии

-знать мозговую организацию психических функций, особенности психического функционирования, особенности психологического развития в норме и патологии; принципы системного анализа нарушений психических функций и эмоционально-личностной сферы, особенностей психического развития в норме и патологии

-уметь выявлять факторы, влияющие на формирование и динамику ВКБ. Проблема психологической типологии ВКБ. Вопросы нозологической специфичности и ВКБ Зависимость ВКБ от преморбидной личности, характера болезни, обстоятельств, в которых протекает болезнь Динамика ВКБ

-уметь организовать процесс комплексного психологического обследования; осуществлять выбор адекватных методик исследования, применять основные методики для психологической диагностики при различной патологии

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Многофакторный (включая психогении) способ рассмотрения патогенеза заболеваний.

2.Психофизиологические (условнорефлекторные) связи в возникновении соматических заболеваний.

3.Этапы переживания болезни во времени.

4.Возрастные особенности внутренней картины болезни. Расхождения между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями.

5. Основные понятия темы: структура причин и механизмов развития заболеваний; психосоматика и соматопсихика; болезнь как ситуация жизненного кризиса; реакции на болезнь, ВКБ, ВКЗ

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №8

2. Тема: Закономерности нарушений психической деятельности в онтогенезе

3. Цель:

-знать концепции психосоматической медицины с учетом комплексного соматопсихосоциального взаимодействия при возникновении, течении и терапии заболеваний

-знать модели формирования психосоматических расстройств

-уметь выявлять факторы, влияющие на формирование и динамику ВКБ. Проблема психологической типологии ВКБ. Вопросы нозологической специфичности и ВКБ Зависимость ВКБ от преморбидной личности, характера болезни, обстоятельств, в которых протекает болезнь, динамика ВКБ

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Закономерности психических заболеваний у детей

2.Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте

3.Закономерности дизонтогенеза у детей

4.Биологические и средовые факторы риска нарушений психического развития и отклоняющегося поведения

5.Первичные и вторичные нарушения

5. Основные понятия темы: психический онтогенез, его аномалии и нарушения; типы психического дизонтогенеза; детерминанты дизонтогенеза; задачи диагностики, психокоррекции, профилактики

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №9

2. Тема: Проблемы и методы психологической диагностики нарушений психического развития и отклоняющегося поведения

3. Цели:

3.1.

-знать основные этапы развития теории, классические и современные концепции этиологии и психологических механизмов развития отклоняющего поведения, психологические аспекты диагностики и профилактики, основные методы психологической диагностики отклоняющегося поведения

-владеть методами анализа и оценки отклоняющегося поведения в рамках ведущих концепций личности и клинической психиатрии; практическими навыками диагностически отклоняющегося поведения

-уметь оценивать роль психологических факторов в возникновении отклоняющегося поведения; планировать психодиагностическое обследование пациента с девиантным поведением; проводить психокоррекционные и реабилитационные мероприятия

3.2.

-знать принципиальные особенности применения методов диагностики развития в норме и при различной патологии

-знать мозговую организацию психических функций, особенности психического функционирования, особенности психологического развития в норме и патологии; принципы системного анализа нарушений психических функций и эмоционально-личностной сферы, особенностей психического развития в норме и патологии

-уметь организовать процесс комплексного психологического обследования; осуществлять выбор адекватных методик исследования, применять основные методики для психологической диагностики при различной патологии

3.3.

-знать основные закономерности дизонтогенеза (нарушения психического развития); этапы развития и основные современные концепции психологии аномального развития; особенности психических заболеваний детского и подросткового возраста; особенности семиотики психических расстройств детского и подросткового возраста; современные отечественные классификации в сопоставлении с современной международной классификацией психических расстройств у детей и подростков по МКБ-10, задачи клинической психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, лечебнойпедагогики и психопрофилактики

-владеть практическими навыками клинико-психологического обследования детей и подростков в условиях клиники; навыками психокоррекции, психотерапии, лечебной педагогики и психопрофилактики

-уметь оценивать роль психологических факторов дизонтогенеза психических расстройств и аномалий развития с учетом состояния конкретного больного, в том числе для целей и задач лечения, профилактики и психологической экспертизы; планировать психодиагностическое обследование ребенка (подростка) и его родителей, с целью дифференциальной диагностики; планировать и реализовывать психокоррекционные, психотерапевтические, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Психологические методы исследования аномального ребенка

2.Методы исследования познавательных процессов

3.Методы исследования личности ребенка

4.Психологические методы исследования аномального ребенка

5.Методы исследования познавательных процессов

6.Методы исследования личности ребенка

7.Типы девиантного поведения: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей

5. Основные понятия темы: психические аномалии у детей; психодиагностика аномального развития; подходы к психокоррекции, реабилитации

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №10

2. Тема: Теоретико-методологические основы психологического вмешательства

3. Цели:

-знать основы психологического консультирования, его основные виды, возможности применения различных техник и приемов в консультировании; знать основные понятия, цели применения и основные методы психологической коррекции; знать теоретические и методологические основы психотерапии, её цели, суть психотерапевтического процесса, инструменты воздействия

-уметь четко дифференцировать виды психологической помощи и определять предпочтительный вид помощи в каждом конкретном случае

-уметь оценить эффективность психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии; знать критерии оценки эффективности процесса; уметь сочетать процесс психологической помощи с другими лечебными методами

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Понятие психологического консультирования

2.Субъект консультирования

3.Мишени психологического консультирования

4.Понятие психологической коррекции

5.Цели применения психокоррекции

6.Теоретические и методологические основы психотерапии

5. Основные понятия темы: психологическое вмешательство, психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, нейрореабилитация.

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

2.4 Материалы по организации самостоятельной работы студентов, реализуемой в рамках всей дисциплины

Организация самостоятельной работ студентов реализуемой в рамках всей дисциплины, должна рассматриваться шире, а именно – в рамках овладения специальностью в целом. Поэтому важнейшим средством активации самостоятельных учебных усилий является формирования (воспитания в себе) стремления к самостоятельной учебной активности как на лекциях и занятиях, так и во внеаудиторное время. Для этого, наряду с заряженностью познавательным интересом, следует настраивать себя на профессионализм, доказательность, проблемность, дискуссионность, коллективное обсуждение, анализ конкретных случаев и ситуаций.

Во внеаудиторное время указанный настрой должен проявляться в ещё большей мере за счёт «свободы выбора личности», удовлетворения собственно личностной потребности овладеть данной дисциплиной путём:

1.Работа с рекомендованной литературой (конспектирование, аннотирование, подготовка реферата, доклада, контрольной работы, подготовка к занятиям).

2.Выполнения домашних заданий по темам дисциплины «Методология исследования в клинической психологии» в рабочих тетрадях для самостоятельной работы.

3.Работы с учебными тестами по теме «Методология исследования в клинической психологии» с целью самоподготовки.

4.Самостоятельного обучения практическим умениям, способностям и компетенциям, соответствующих дисциплине «Методология исследования в клинической психологии».

Дополнительно к указанным обязательным видам внеаудиторной самостоятельной работы для изучения данной дисциплины важно использовать также формы как:

1.Поиск научных публикаций и электронных источников информации.

2.Написание реферата по одной из тем.

3.Подготовка доклада по одной из тем.

4.Составление программы научного исследования.

5.Подготовка материала и составление презентаций для выступления на заседании СНО.

Семинарское занятие №1

2. Тема: Развитие методологии научных исследований в клинической психологии

 

3. Цель:

-знать понятия нормы в клинической психологии, понятия аномалий развития, понятия патологии

-владеть пониманием соотношения биологического, психологического, социального в структуре здоровья или болезни, а также понятиями психосоматического и соматического

-уметь находить подходы к разрешению проблем нормы и патологии, психической адаптации и дезадаптации, компенсации и декомпенсации.

4. Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие нормы в клинической психологии

2. Понятие аномалии развития и патологии

3.Изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья

4.Изучение проблем развития и нарушений психики

5.Соотношение биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического

6.Парадигмы психического здоровья

7.Проблемы психической адаптации и компенсации

 

5. Основные понятия темы: метод, методика, методология, исследования, норма-патология, аномалии развития, биопсихосоциальная парадигма

6. Рекомендуемая литература:

  1. Дереча В.А., Зубова Л.В. Методология исследования в клинической психологии. – Оренбург, 2013. – 86 с. -1 o=эл. опт. диск
  2. Клиническая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии: в 4 т. / МГППУ. фак. психологического консультирования; ред. А. Б. Холмогорова. - М.: Академия. - 2010. - (Высш. проф. образование). Т. 1: Холмогорова А. Б. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова. - 2010. - 458 с.: ил.).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

 

Раздел 2. Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства

1. Формируемые компетенции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.156 с.)