Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Целью изучения дисциплины «Правоохранительные органы» является получение студентами достаточных знаний о базовых понятиях правоохранительной деятельности, ее направлениях, назначении, задачах, устройстве, компетенции, принципах организации и деятельности судов, прокуратуры, адвокатуры, нотариата и других правоохранительных органов, которые призваны обеспечивать и защищать права, свободы и законные интересы личности и поддерживать правопорядок в государстве.
Указанная цель достигается путем проведения лекционных и практических занятий, а также самостоятельного изучения студентами основных научных, периодических и нормативных источников.
1.2. Задачи курса. Основными задачами преподавания учебной дисциплины состоят в подготовке квалифицированных юристов, способных успешно осуществлять следующие виды деятельности:
-нормотворческую;
-правоприменительную;
-правоохранительную;
-экспертно-консультационную;
-педагогическую и другие в соответствии с профилем кафедры и направлением подготовки обучающихся.
Задачами являются - обеспечение усвоения студентами норм действующего законодательства об организации (устройстве) и полномочиях судов и правоохранительных органов РФ, о статусе судьи, правовом положении прокурора, следователя, адвоката, нотариуса и должностных лиц других правоохранительных органов; обучение толкованию норм законодательства об организации (устройстве) и полномочиях судов и правоохранительных органов РФ, статусе судьи, правовом положении прокурора, следователя, адвоката, нотариуса и должностных лиц других правоохранительных органов и правильному их применению при осуществлении профессиональной деятельности; ознакомление с актуальными проблемами организации и деятельности судов и правоохранительных органов.
Воспитательными задачами преподавания дисциплины является развитие социально-личностных и профессионально значимых качеств; гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникабельность; толерантность; общая и научно-исследовательская культура.
1.3. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Правоохранительные органы» представляет собой дисциплину вариативной части цикла профессиональных дисциплин (Б.3.), преподается во 2 семестре. Форма итогового контроля – экзамен.
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» является отраслью материального права и учебной дисциплиной, что определяет ее место в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования. Для освоения этой дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, ранее сформированные входе изучения следующих дисциплин: «Теория государства и права», «Конституционное право Российской Федерации». Дисциплина «Правоохранительные органы» влияет на последующее изучение дисциплин «Административное право», «Уголовно-процессуальное право», «Гражданско-процессуальное право», «Арбитражный процесс» и др.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на минимальном уровне.
Изучение дисциплины осуществляется одновременно с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин профессионального цикла и вариативной части.
Предварительные компетенции студента:
- способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3)
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ОП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:
Общекультурные компетенции (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
-
Профессиональные компетенции (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- пресечению (ПК-12);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
в педагогической деятельности:
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Студент умеет:
- анализировать наиболее важные и значимые проблемы в сфере осуществления правосудия и в деятельности правоохранительных органов;
- использовать полученные теоретические знания при освоении практических навыков в правоохранительных и судебных структурах.
Студент владеет:
- культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- самостоятельной работой с учебной и научной литературой;
- навыками свободного владения юридическими понятиями и категориями.
Код компетенции
| Требования компетенции
| Общекультурные компетенции выпускника
ОК-1,ОК-2; ОК-5,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-8,ОК-10,ОК-11
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
| Профессиональные компетенции выпускника
ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-9; ПК-11; ПК-12; ПК-13; ПК-15; ПК-18; ПК-19
| .
в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; владеет навыками подготовки юридических документов;
в правоохранительной деятельности: способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению, пресечению; способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты;
в педагогической деятельности: способен управлять самостоятельной работой обучающихся; способен эффективно осуществлять правовое воспитание.
|
Содержание и способы формирования компетенций
| Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы контроля
| Знания:
содержание и проблемы дисциплины «Правоохранительные органы»;
основные положения действующего законодательства в сфере осуществлении правосудия и правоохранительной деятельности
| Лекция;
Практическое занятие;
Самостоятельная работа.
| Выступление на семинаре;
Контрольная работа;
Тестирование;
доклад
| Умения:
анализировать наиболее важные и значимые проблемы в сфере осуществления правосудия и в деятельности правоохранительных органов
| Практические занятия;
Самостоятельная работа.
| Диалоги на практическом занятии;
Подготовка рефератов.
| Навыки:
самостоятельной работой с учебной и научной литературой
| Практические занятия; Ролевые игры;
Производственная практика;
Решение ситуационных задач.
Круглый стол.
| Рецензирование научных работ, конференции, подготовка рефератов.
|
Характеристики уровня освоения компетенций
|
| Уровни
| Содержание
| Проявление
|
| Минимальный уровень
| Знает:
основные положения отраслевых юридических и специальных наук;
сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов;
Умеет:
оперировать юридическими понятиями;
Владеет:
юридической терминологией;
навыками работы с правовыми актами;
| называет особенности развития правоохранительных органов в РФ;
дает определение понятий «правоохранительные органы», «правоохранительная деятельность»;
толкует смысл правовых понятий «судебная власть», «судебная система», «правосудие» и других;
определяет характер развития современного состояния правоохранительной деятельности в РФ;
знает виды правоохранительных органов;
владеет навыками работы с правовыми источниками, осознает их иерархию.
|
| Базовый уровень
| Знает:
основные положения правоотношений в различных отраслях права;
Умеет:
анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения.
Владеет:
навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений;
| знает законодательство в сфере осуществлении правосудия и правоохранительной деятельности;
знает основополагающие принципы правоохранительной деятельности и правосудия;
знает общую характеристику органов, осуществляющих правоохранительную деятельность;
анализирует нормативные правовые акты;
владеет навыками работы с юридическими документами, в том числе судебной практикой.
|
| Продвинутый уровень
| Знает:
правоприменительную практику;
Умеет:
анализировать и правильно применять правовые нормы;
давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
анализировать правильно составлять и оформлять юридические документы.
Владеет:
навыками разрешения правовых проблем и коллизий.
| Знает общие положения, предъявляемые законом к правоохранительной деятельности и её результатам;
делает выводы при решении конкретных казусов;
владеет навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий;
владеет навыками реализации норм процессуального права, способами и формами защиты прав граждан;
владеет навыками принятия необходимых мер защиты прав граждан.
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение трудоемкости и дисциплины по видам работ по семестрам
для студентов очной формы обучения на базе среднего
(полного) общего образования
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Зач. ед.
| час
| по семестрам
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
| |
| Аудиторные занятия
| |
| |
| Лекции (л)
| |
| |
| Практические занятия (пз)
| |
| |
| Семинары (с)
| | | | | Лабораторные работы (лр)
| | | | | Самостоятельная работа (срс)
| |
| |
| в том числе:
| | | | | Курсовая работа (проект)
| | | | +
| Контрольные работы
(по учебному плану)
| | | | | Экзамен
| | | | +
| Зачет
| | | | |
Тематический план
для студентов очной формы обучения
Темы дисциплины
| Виды учебной деятельности (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| Всего
| Лекции
| Практ.
занятия
| Самост. работа
|
|
| Тема 1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность в РФ: понятие, основные принципы, задачи и цели
|
|
|
|
| семинар
| Опрос,
Проверочные работы.
| Тема 2. Судебная власть и правосудие: понятие и основные признаки
|
|
|
|
| Групповая дискуссия
| Опрос,
Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 3. Судебная система на современном этапе. Система федеральных судов общей юрисдикции
|
|
|
|
| Метод анализа конкретных ситуаций
| Тестирование,
Опрос,
Проверочные работы.
| Тема 4. Понятие, система и полномочия арбитражных судов. Судейский корпус: понятие и состав
|
|
|
|
| Метод диалогового общения
| Опрос,
Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 5. Основные принципы деятельности и полномочия Конституционного суда РФ
|
|
|
|
| семинар
| Тестирование,
Опрос,
Проверочные работы.
| Тема 6. Порядок образования, реорганизации и упразднения органов и учреждений прокуратуры. Адвокатура
|
|
|
|
| дискуссия
| Опрос,
Обсуждение рефератов.
| Тема 7. Правовое положение органов юстиции. Основные направления их деятельности.
|
|
|
|
| семинар
| Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 8. Общая характеристика органов, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений. Органы обеспечения безопасности РФ. Таможенные органы РФ
|
|
|
|
| Метод диалогового общения
| Опрос,
Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 9. Федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств
|
|
|
|
| дискуссия
| Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Форма контроля – экзамен, курсовая работа
|
| | |
| | | ВСЕГО за 2 семестр:
|
|
|
|
| | | Всего зачетных единиц:
|
| | | | | | | | | | | | | |
Занятия в интерактивных формах по очной форме обучения
№
п/п
| Темы учебной дисциплины
| Объем аудиторных часов (по РУП) 54 часов
|
| Тема 1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность в РФ: понятие, основные принципы, задачи и цели
|
|
| Тема 2. Судебная власть и правосудие: понятие и основные признаки
|
| 3.
| Тема 3. Судебная система на современном этапе. Система федеральных судов общей юрисдикции
|
| 4.
| Тема 4. Понятие, система и полномочия арбитражных судов. Судейский корпус: понятие и состав
|
| 5.
| Тема 5. Основные принципы деятельности и полномочия Конституционного суда РФ
|
| 6.
| Тема 6. Порядок образования, реорганизации и упразднения органов и учреждений прокуратуры. Адвокатура
|
| 7.
| Тема 7. Правовое положение органов юстиции. Основные направления их деятельности.
|
| 8.
| Тема 8. Общая характеристика органов, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений. Органы обеспечения безопасности РФ. Таможенные органы РФ
|
| 9.
| Тема 9. Федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств
|
| | Итого
| 20 часов - (37%)
| Распределение трудоемкости и дисциплины по видам работ по семестрам
для студентов заочной формы обучения на базе
среднего (полного) общего образования
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Зач. ед.
| час
| по семестрам
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
| |
| Аудиторные занятия
| |
| |
| Лекции (л)
| |
| |
| Практические занятия (пз)
| |
| |
| Семинары (с)
| | | | | Лабораторные работы (лр)
| | | | | Самостоятельная работа (срс)
| |
| |
| в том числе:
| | | | | Курсовая работа (проект)
| | | | | Контрольные работы
(по учебному плану)
| | | | | Экзамен
| | | | +
| Зачет
| | | | |
Тематический план
для студентов заочной формы обучения на базе
среднего (полного) общего образования
Темы дисциплины
| Виды учебной деятельности (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| Всего
| Лекции
| Практ.
занятия
| Самост. работа
|
|
| Тема 1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность в РФ: понятие, основные принципы, задачи и цели
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 2. Судебная власть и правосудие: понятие и основные признаки
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 3. Судебная система на современном этапе. Система федеральных судов общей юрисдикции
|
|
|
|
| Метод анализа конкретных ситуаций
| Опрос,
Проверочные работы.
| Тема 4. Понятие, система и полномочия арбитражных судов. Судейский корпус: понятие и состав
|
|
|
|
| Метод диалогового общения
| Опрос,
Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 5. Основные принципы деятельности и полномочия Конституционного суда РФ
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 6. Порядок образования, реорганизации и упразднения органов и учреждений прокуратуры. Адвокатура
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 7. Правовое положение органов юстиции. Основные направления их деятельности.
|
|
|
|
| семинар
| Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 8. Общая характеристика органов, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений. Органы обеспечения безопасности РФ. Таможенные органы РФ
|
|
|
|
| Метод диалогового общения
| Опрос,
Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 9. Федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Форма контроля - экзамен
|
| | |
| | | ВСЕГО за 1 семестр:
|
|
|
|
| | | Всего зачетных единиц:
|
| | | | | | | | | | | | | |
Распределение трудоемкости и дисциплины по видам работ по семестрам
для заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Зач. ед.
| час
| по семестрам
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
| |
| Аудиторные занятия
| |
| |
| Лекции (л)
| |
| |
| Практические занятия (пз)
| |
| |
| Семинары (с)
| | | | | Лабораторные работы (лр)
| | | | | Самостоятельная работа (срс)
| |
| |
| в том числе:
| | | | | Курсовая работа (проект)
| | | | | Контрольные работы
(по учебному плану)
| | | | | Экзамен
| | | | +
| Зачет
| | | | |
Тематический план
для заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования
Темы дисциплины
| Виды учебной деятельности (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| Всего
| Лекции
| Практ.
занятия
| Самост. работа
|
|
| Тема 1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность в РФ: понятие, основные принципы, задачи и цели
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 2. Судебная власть и правосудие: понятие и основные признаки
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 3. Судебная система на современном этапе. Система федеральных судов общей юрисдикции
|
|
|
|
| Метод анализа конкретных ситуаций
| Опрос,
Проверочные работы.
| Тема 4. Понятие, система и полномочия арбитражных судов. Судейский корпус: понятие и состав
|
|
|
|
| Метод диалогового общения
| Опрос,
Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 5. Основные принципы деятельности и полномочия Конституционного суда РФ
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 6. Порядок образования, реорганизации и упразднения органов и учреждений прокуратуры. Адвокатура
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Тема 7. Правовое положение органов юстиции. Основные направления их деятельности.
|
|
|
|
| семинар
| Обсуждение рефератов,
Проверочные работы.
| Тема 8. Общая характеристика органов, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений. Органы обеспечения безопасности РФ. Таможенные органы РФ
|
|
|
|
| Метод диалогового общения
| Тестирование.
| Тема 9. Федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств
|
|
|
|
|
| Тестирование.
| Форма контроля - экзамен
|
| | |
| | | ВСЕГО за 1 семестр:
|
|
|
|
| | | Всего зачетных единиц:
|
| | | | | | | | | | | | | |
Занятия в интерактивных формах по заочной форме обучения
№
п/п
| Темы учебной дисциплины
| Объем аудиторных часов (по РУП) 10 часов
| Объем аудиторных часов (по РУП) 8 часов
| на базе СО
| на базе ВПО
|
| Тема 1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность в РФ: понятие, основные принципы, задачи и цели
|
|
|
| Тема 2. Судебная власть и правосудие: понятие и основные признаки
|
|
|
| Тема 3. Судебная система на современном этапе. Система федеральных судов общей юрисдикции
|
|
|
| Тема 4. Понятие, система и полномочия арбитражных судов. Судейский корпус: понятие и состав
|
|
|
| Тема 5. Основные принципы деятельности и полномочия Конституционного суда РФ
|
|
|
| Тема 6. Порядок образования, реорганизации и упразднения органов и учреждений прокуратуры. Адвокатура
|
|
|
| Тема 7. Правовое положение органов юстиции. Основные направления их деятельности.
|
|
|
| Тема 8. Общая характеристика органов, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений. Органы обеспечения безопасности РФ. Таможенные органы РФ
|
|
|
| Тема 9. Федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств
|
|
| | Итого
| 4 = (40%)
| 4 = (50%)
|
4. Содержание дисциплины
|