Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вади, Самвади, Анувади и вивади.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эти 4-ро связаны жестким музыкальным правилом, которое легче объяснить метафорой: Вади – Король, Самвади – министр, Анувади – слуга и Вивади – оппонент или враг. ВАДИ – звук, который наиболее часто используется в Раге. САМВАДИ – звук, которая используется реже, чем Вади, но больше чем любая другая нота. Самвади – всегда в помощь Вади. АНУВАДИ – дополнение к Вади и Самвади. ВИВАДИ - звук, который портит Рагу и поэтому не должен в ней использоваться.
Звук Вади занимает важное место в Раге – это почти ее жизнь. Время, указанное для любой Раги, определяется по звуку Вади. Когда изменяется Вади Свар – меняется сама Рага. В нескольких Рагах ноты Арохи и Аварохи могут быть одними и теми же, но Вади и Самвади всегда разные. Это дает рождение различным Рагам.
М У Р Ч Х А Н А. - это порядок расположения всех 7-ми нот в Арохе и Аварохе. Имеется 3-и GRAMS. В них три раза по 7-мь Мурчхан. Общее их число 21.Например: 1. S RG M P D N - N D P M G R S - Шаджа Грам – гамма «S». 2. M P D N S*R*G* - G*R*S*N D P M – Мадхьям Грам – гамма «М». 3. N S*R*G*M*P*D* - D*P*M*G*R*S*N – Нишабх Грам – гамма «N».
Р А З Л И Ч Е Н И Е Р А Г. Имеется 3-и Рага Бхедас: ШУДДХА, ЧХАЙАЛАГ (смешанная) и САНКИРНА.
ДЖАТИ РАГ. - их три: Одав, Шадав и Сампурна. Они распознаются по числу нот. ОДАВ – Рага, в которой 5 нот – Раги: Бхуп, Мальканса… Н-р: БХУП – S R G P D | S* D P G R. ШАДАВ – в которой используется 6 нот – Раги: Марва, Пурийа… Н-р: МАРВА – S R G M` D N | S* N D M` G R. САМПУРНА – которая требует 7-мь нот – Раги Яман, Бхайрав… Н-р: ЯМАН – S R G M` P D N | S* N D P M` G R..
3-и пары «УПА-ДЖАТИ», образующиеся из 3-х вышеназванных Джати, формируют следующие 9-ть типов Джати. Исходя из структуры этих Джати мы можем узнать приблизительное число Раг: САМПУРНА - САМПУРНА: Ароха 7 нот и Авароха 7 нот. – 1 Рага 1. САМПУРНА САМПУРНА – ШАДАВ: Ароха 7 а Авароха - 6. - 6 Раг. САМПУРНА – ОДАВ: Ароха 7 а Авароха – 5. – 15 Раг.
ШАДАВ – САМПУРНА: 6 / и 7 \. - 6 Раг. 2. ШАДАВ ШАДАВ – ШАДАВ: 6 / и 6 \. - 36 Раг ШАДАВ – ОДАВ: 6 / и 5 \. - 90 Раг.
ОДАВ – САМПУРНА: 5 / и 7 \. - 15 Раг. 3. ОДАВ ОДАВ – ШАДАВ: 5 / и 6 \. - 90 Раг. ОДАВ – ОДАВ: 5 / и 5 \.– из этого типа могут быть созданы - 225 Раг
Г Р А М. - это строго дисциплинированное расположение 7-ми Шрути (Саптак). Если в Саптаке расположение Шрути таково: 4-3-4-2-4-3-2, он становиться «Грам». Если следующий порядок: 4-3-2-4-3-4-2, тогда это уже другой «Грам». Имеется 3-и типа Грам: ШАДЖА, ГАНДХАР и МАДХЬЯМ.
ГРАМ – ЧАКРА. S R G M P D N - Шадья Грам. S R G M P D N - Гандхар Грам. S R G M P D N - Мадхьям Грам. Имеется 10 знаков (ЛАКШАНОВ), которые выделили наши Старейшины, чтобы идентифицировать Раги: 1.Граха 2.Амша 3. Ньяс 4.Таар 5. Мандра 6. Апаньяс 7. Саньяс 8. Виньяс 9. Бахутва 10. Альпатва.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОЗИЦИЮ ГАМАКА – это способы обыгрывания, орнаментации нот. С древности известны 15 их типов: Кампита – Shake - дрожь, трель, встряска, Аахат – Strake - удар, Tрибхинна - Threefold– сложенный из трех, разделённый, Плавита – Flowing - течение, плавание, Курула – Spiral - спираль, Тирип – Flurry - волнение, шквал, Мудрита – Imprit - впечатление, отпечаток, Намита –Obeisance – поклон, уважение, почтение, Андолита – Swing - качание, колебание, размах, Валит - Vipple, Гумпхита – Threaded - нанизанный, Мишрит – Mixed - смешанный, Спхурита – Pulsating - пульсирующий, вибрирующий, Лин–Absorbing - захватывающий, увлекательный, Уллазит – Happy - счастливый, удачный, блестящий, взволнованный.
Многие из этих Гамакас до сих пор используются в Карнатак Музыке. Сейчас Гамака называют ноты в Северной Индийской Музыке исполняемые (вибрируемые) с силой, что является важным в технике стиля Дхрупад. Даже в Бадаа Кхайял очень часто используются Гамака. Очень многие из древних вариаций Гамака используется в Северной Индийской Музыке под своими или под другими именами.
КАН или СПАРШ СВАРЫ – украшающие звуки, делающие звучание главной ноты слаще. Они пишутся справа от основной и меньше. Н-р: Gp Gp, где G – главная нота.
МУРКИ – короткий Таан – 3-и или 4-ре ноты, пропетых очень быстро.
КХАТАКА – две или более нот пропетых или исполненных резко (с акцентом). Н-р: SRNS – эти четыре ноты пропеваются настолько быстро, что воспринимаются как одна «S».
МИНД – («подъезд») это техника продления звука от одной ноты до другой. Она поддерживает постоянство звука, принося однородный поток, мягкость и протяжность пения или игры на инструменте.
СТХАИ – это первая часть композиции, в которой используется нижняя и средняя октавы. АНТАРА – это вторая часть композиции. Она развивается в средней и верхней октавах.
МУКХАДА – это первая линия композиции, которая повторяется через каждый Таан, Аалап или Бол-Таан, когда композиция исполняется в сопровождении Таблы.
ААЛАП – очень выразительная форма, когда в медленном темпе постепенно раскрывается Рага, усиливаемая Вади, Самвади и др. отличительными чертами. Слово «ААЛАП» – означает диалог между музыкантом и Рагой, в который втягивает всю аудиторию. Аалап так же отражает глубину творчества, тренированность и темперамент исполнителя. В Аалапе музыкант импровизирует в медленном темпе, обыгрывая каждую ноту, начиная с нижней октавы, используя технику Минд, Кан-Свар и др. Аалап, который поется вначале, исполняется без ритмического аккомпанемента. Когда подключается табла или любой другой инструмент, Аалап исполняется немного быстрее и ритмичнее, и вместо нот могут использоваться даже слова. Аалап может пропеваться в Аакар – т.е. без использования каких-либо слогов, только используя звук гласной (а-а…). Некоторые певцы используют слоги: ТЕРИ, НОМ, ТОМ И, и тому подобные.
ТААН – импровизирование в быстром темпе, с использованием нескольких нот. Таан – это технически сложный прием, который показывает уровень и виртуозность, опытность и сноровку в создании сложных музыкальных узоров совместно с вариациями ритма. Таан тоже может исполняться в Аакаре. Скорость очень важный фактор для пропевания Таан. Ниже даны некоторые из важнейших типов Таанов или мелодических фигур. ШУДДХ (чистый) или САПАТ - ТААН, в котором ноты размещены по порядку в одной или более октавах. Н-р: NSRGMP MGRSNDPMGRS. КУТ ТААН – нота не остаются в одном порядке, это прямая противоположность Сапат Таану. Н-р: GRG PD NDP S DPGRS. МИШРА ТААН – это комбинация двух вышеназванных. ГАМАК ТААН – это использование Гамак в Таан - это техника, которая добавляет силу нотам, и каждая нота повторяется по меньшей мере дважды. Н-р: SSSS RRRR SRDS. БОЛ -ТААН – это Таан со словами. Это трудный тип Таан, так как при исполнении должны учитываться: правильность проговаривания слов, лирическая красота поэзии, значение песни.
НОТНАЯ СИСТЕМА Нотная система в Индийской музыке была впервые создана известным музыкантом – профессором Моула Букш из Бороды. До этого времени не существовало никакого письменного упоминания о музыке в Северной Индии. Проф. Моула Букш был сведущ в обеих системах: и в Карнатак и Северной Индийской Музыке. Необходимость создания нотной системы в музыке стал более остро, когда создал музыкальную академию «Гайяншала» в Бороде. В его нотной системе чувствуется влияние Карнатак и Западной Музыки. Сегодня лишь немногоие знают, что кроме двух нотных систем в Северной Индийской Музыке существует третья. Причина заключается в том, что спустя несколько лет после смерти проф. Моула Букш, его ученики эмигрировали на Запад. Его знаменитый внук – Суфий Святой Музыкант Хазарат Кхан использовал эту нотную систему в книге своих композиций, которая вышла в свет в 1903 году. Так как нотная система Пандит Моула Букша была потеряна, чувствовалась необходимость записи традиционной музыки и сохранения лучших творений для будущего. Два великих Старейшины музыкального мира – Пндит Вишну Нарайан Бхаткханде и Пандит Вишну Дигамбар Полускар - выдвинулись, чтобы придать этой идее конкретную форму. Они изобрели и распространили свою собственную нотную систему. Перед получением Индией независимости популярность музыки была на самом низком уровне. Началось вырождение качества музыки. Женщины из богатых семей не хотели избирать своей профессией музыку. Но эти двое, как пионера, вопреки всем неблагоприятным условиям, решили придать Музыке настоящий статус. Это был период ренесанса для Индийской музыки. Пандит Вишну Дигамбар открыл свою первую школу: «Гандхарва Махавидьялайа» в Лахоре. Теперь – это сеть институтов в Индии. Пандит Вишну Дигамбар должен был много трудиться, чтобы побуждать мужчин и женщин поступать в Институт. Пандит Бхаткханде много путешествовал по различным штатам Индии, чтобы собрать у великих музыкантов их творческие и традиционные музыкальные композиции. Позднее он объединил их в довольно объемный многотомный труд, записанный с помощью своей нотной системы. Это было непросто, т.к. большинство музыкантов не желали делиться своими лучшими творениями с другими. Благодаря этим стараниям музыкальные сокровища смогли быть сохранены для будущих поколений. Этих двух великих людей будут всегда с благоговением почитать за их бескорыстный труд в области музыки. Нотная система Пандит Бхаткханде из-за легкости изучения используется более широко. Она использована и в данной книге.
Нотная система Пандит Бхаткханде: 1. Шуддха Свар или обычные ноты не имеют каких-либо символов: S R G M. 2. Комал Свар или пониженные обозначаются горизонтальной линией под нотой: RGDN. 3. Тивра Свар или повышенная (в Северной Индийской Музыке она только одна) – обозначается вертикальной чертой над нотой: М`. 4. Мандра Свар или нижняя октава – с точкой снизу: S R G M * * * * 5. Мадхья Свар или средняя не имеет символов: S R G M.
6. Таар Свар или верхняя октава – с точкой наверху: S* R* G* M* 7. ---- --- такая линия употребляется для удлинения ноты. Длительность зависит от числа черточек после ноты. Н-р: М----, Р--. Две чёрточки после ноты означают, что нужно тянуть звук на два улара, если поёшь с таблой. Но в Аалапе это означает – две паузы после ноты. 8. SSS – Аваграх – это знак для пауз в словах. Н-р: Go SSS vin SSS da. 9. – поллуны (лигатура) для пропевания нескольких нот за один удар. 10. Gp - Кан Свар или грэйс нот – пишутся ниже ноты. 11. ^ - Минд – для продолжения звучания от одной ноты до другой. Н-р: P^G.
12. (S) – Кхатака - нота в скобках равна короткой фразе из 3-х – 4-х нот. Н-р: (S) – R S N. S. Эти ноты пропеваются так быстро, что сливаются и звучат как одна нота. 13. Символы, относящиеся к ритму. Деление на такты обознача6ется вертикальной чертой. Пример такта в котором 4-ре удара: 1 2 3 4 | 5 6 7 8 S R G M | R G M P X O Первый удар, акцент обозначается крестиком – х. Кхали – или пустой удар – о. Остальные удары обозначаются цифрами – 2, 3, 4…
РАГА И ВРЕМЯ Когда Брамхаджи создавал Вселенную, он сделал только два Прахарас: День и Ночь. Затем он погрузился в размышления. Все Боги были в ужасе. Господь Брамха, Господь Вишну и Господь Махеш совещались вместе какое-то время, затем Господь Брамха сделал 8 Прахарас. 8 прахарас или 24 часа составили день. И этот полный день был поделен на два: День и Ночь. В этом «8-ми прахарном» дне имеется два момента, когда это неясный день или неясная ночь – это сумерки. В музыке это называется время сумерек – «Twilight time». Утро – конец ночи и начало дня. Все вокруг, вся атмосфера очень приятна. Кажется, что Солнце, Бог Света, рассылает послания радости своими лучами. Это лучи радости или надежды, и это рассвет. Вечер – это конец дня и приход ночи – это потёмки. Солнце садиться, свет находится на своём пути домой. Запад неба окрашен подобно цветному калейдоскопу.
Музыка в Индии тесно связана с эмоциональным аспектом жизни. Раги пробуждают определённые настроения определённого дня и времени суток. Каждая четверть дня связана с определенной эмоцией, вот почему Раги исполненные в определённое время, предназначенное для них, развиваются более естественно, и настроение может быть передано более выразительно. Временной теории придерживаются очень строго даже сейчас. Для музыкального слуха Рага, исполненная не в своё время, звучит очень странно. Она может, и очень сильно, нарушить эмоциональное состояние аудитории. Имеются определённые характеристики Раги, которые привязывают их к определённому времени.
Раги, которые имеют Вади (основную ноту) в нижнем тетрахорде (Пурванг), называются Пурванг-Вади Раги. Эти Раги исполняются в промежуток времени с полудня до полуночи. Раги, Вади которых находиться в верхнем тетрахорде (Уттаранг), называются Уттаранг-Вади Раги. Время их исполнения от полуночи до полудня. Но это деление не лишено сомнений.
Другое подразделение Раг – на основе нот: 1. Раги с Комал (пониженными ) R & D. Эти Раги называются Сандхи-Пракаш или Раги Сумерек. Они исполняются на восходе – Раги Бхайрав, Калиндага, Джогия, или на закате – Раги Пурви, Марва, Шри... 2. Раги с Шуддха (неальтерированными) R & D. Время этих Раг – после сумеречных, где-то между 7-мью и 10-тью часами утра – Раги Билавал, Дешкар, или вечера – Раги Яман, Бхупали, Кхамадж… 3. Раги с Комал (пониженными) G & N. Они исполняются после Раг с шуддха R и D, т. е. от 10 часов до полудня – Раги Асавари, Джаунпури, Бхимпаласи, или до полуночи – Раги Багешри, Мальканс…
Музыка в Индии осталась очень близка к природе, вот почему время суток и время года (сезон) так важны для Раги. Кроме фиксированного времени, некоторые Раги соотносятся с определёнными сезонами. При исполнении в это время они пробуждают больше эмоций и звучат более трогательно, и их редко услышишь в другое время. Н-р: Рага Васант, как указывает ее название, исполняется только весной, также как и Рага Бахар. Рага Мальхар, и другие Раги этого же типа исполняются в сезон дождей. Имеется связь между циклом времён и Рагини. Это связь мелодии, особого приятного чувства и личного опыта. Санскрит обозначает это как – «Ятхакали Самарабдхам Гитам Бхавати Ранджакам», т. е. Рага Дипак создаёт жар, Рага Мегха – уменьшает жар (гасит огонь). Об этом имеется несколько историй времён короля Акбара и певца Тансена. Согласно Индийскому календарю имеется 6-ть сезонов, которые соотносятся с 6-ю главными Рагами, согласно «Бхарате» и «Хануману» СОМЕШВАРа: 1. Чаитра-Вайшак: Васант Риту - Весна Рага Хиндол. 2. Джештха-Ашадх: Гришма Риту – Лето Рага Бхайрав а. 3. Шраван-Бхадрапад: Варша Риту - Сезон дождей Рага Мегха. 4. Ашвин-Картик: Шарад Риту - Осень Рага Мальканса. 5. Маргаширша-Пауша: Хемант Риту - Ранняя Зима Рага Дипак. 6. Магх-Фалган: Шишир Риту - Поздняя Зима Рага Шри.
МУЗЫКА И РАС Если рассмотреть человеческую жизнь с трех сторон: физической, ментальной и духовной, то, то, что касается ментальной стороны, называется РАС. Существует 9-ть эмоциональных аспектов ментальной деятельности, 9-ть оттенков эмоциональной жизни человека – НАВ РАСАС (настроения в Индийской поэтике и драме): Шрунгар - эротическое, Хасья - радостное, Каруна - жалостливое, Раудра – возбуждающее гнев, Вира - героическое, Бхайянак – вызывающее страх, Бибхатса – возбуждающее отвращение, Адбхут – вызывающее изумление и Шанта – спокойное.
S R - для Адбхут, Вир и Раудра D - для Бибхатса и Бхайянак G N - для Карун M P - для Хасья и Шрунгар RD - для Шант и Карун GN - для Вир и Хасья.
Рага неотделима от понятия Раса, как и эмоции, времени (суток), сезона. Великий музыкант может создать желаемую Расу через своё исполнение Раги.
Желая выразиться, дух побуждает ум, который в свою очередь пробуждает огонь или энергию в теле, энергию воздуха и воздух, который находиться в Брахмагрантхи поднимаясь вверх через Набхи, Анахату, Вишуддхи, Мурдху и, пройдя эти 5-ть выходит изо рта, создавая 5-ть типов музыкальных звуков, которые соотносятся с нотами, с помощью которых и создаются эмоции и Раса. Танец и ритм, как и Рага, также создают Рас. Н-р: Танец Тандав – Вир и Раудра, танец Ласья – Шрунгар, танцем Каттхак – Шрунгар, Хасья, Карун и Шант. Вот как весь мир Рас может быть создан музыкой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.200.167 (0.015 с.) |