Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2020-2021 г.г. на региональном уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2020-2021 г.г. на региональном уровне



Таблица 11

Дата Мероприятие (указать тему и организацию, проводившую мероприятие)
1.    
...    

3.

Рекомендации для учителей по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета

 

Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания литературы в субъекте Российской Федерации на основе выявленных типичных затруднений и ошибок

1.1. В течение учебного года информировать выпускников и их родителей о результатах контрольных работ по литературе 2021 года (типичных ошибках, особенностях заданий и т.д.), знакомить с критериями оценивания заданий с развернутым ответом.

1.2. На уроках литературы необходимо развивать у обучающихся интерес к предмету.

1.3. Важную роль в процессе преподавания литературы должна играть организация чтения учащимися художественных произведений.

1.4. Следует целенаправленно учить школьников связному устному и письменному монологическому высказыванию на литературные темы. Письменный ответ на проблемный вопрос и сочинение должны оставаться основной формой контроля знаний и умений по литературе.

1.5. Целенаправленно готовить учащихся к многоаспектному анализу и интерпретации литературного произведения.

1.6. Развивать умения использовать теоретико-литературные термины и понятия в процессе анализа литературных произведений. Учить школьников работе с литературоведческими словарями и энциклопедиями.

1.7. Построить систему обучения сопоставительному анализу с 5 – 6 классов.

1.8. При подготовке к контрольным работам по литературе рекомендуем использовать ресурсы, специализированного разделе сайта ФГБНУ «ФИПИ».

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки по литературе

2.1. Уровневая интерпретация результатов контрольной работы по литературе позволяет спланировать систему работы в образовательных организациях с разными группами обучающихся, в том числе демонстрирующих и высокие образовательные результаты.

2.2. Для выпускников с низким уровнем подготовки важно обратить внимание на следующие виды деятельности:

– выполнение заданий базового уровня сложности;

– написание развернутых ответов ограниченного объема на основе фрагмента эпического (драматического) произведения или стихотворения;

– формирование умения анализировать формулировки тем сочинения, составлять план сочинения;

– формирование умения формулировать главную мысль сочинения в соответствии с темой;

– формирование умения привлекать текст для обоснования тезисов;

- упражнения на развитие речевой культуры обучающихся;

– выполнение заданий по редактированию текстов.

 2.3. Для учеников со средним уровнем мотивации, учителю можно рекомендовать использовать в работе с обучающимися следующие виды деятельности:

– внимательное чтение художественных произведений, входящих в кодификатор, и

заучивание наизусть лирических стихотворений;

– совершенствование аналитических умений, в том числе умений анализа лирических произведений  в заданном направлении, не подменяя анализ пересказом или общими рассуждениями о его содержании;

– совершенствование умения доказывать свои тезисы  примерами из художественного произведения;

– совершенствование логических умений и навыков, обучение выполнению сопоставительных  заданий на основе выявления черт сходства и различия

сопоставляемых произведений;

– упражнения на развитие речевой культуры обучающихся;

– выполнение заданий по редактированию текстов.

2.4. Для обучающихся с высоким уровнем подготовки с учетом рекомендаций экспертов ФИПИ особенно актуальны будут следующие виды деятельности:

– расширение круга чтения художественных произведений, не входящих в

кодификатор;

– формирование навыка медленного внимательного чтения и перечитывания полных

текстов художественных произведений для последующего текстуального анализа;

– заучивание наизусть лирических стихотворений, свободное владение большим

цитатным материалом;

– освоение алгоритма аспектного сопоставления произведений на основе выявления

черт их сходства и различия;

– развитие умения воспринимать и интерпретировать незнакомое лирическое

стихотворение;

– формирование умения выявлять в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их художественные функции, а также использовать соответствующие понятия для анализа литературного произведения;

– обучение написанию сочинения на литературную тему с учетом разнообразия

формулировок тем;

– формирование языковой зоркости, умения редактировать собственный ответ;

совершенствование письменной речи.

  Таким образом, в работе с обучающимися, демонстрирующими высокие образовательные результаты, следует усилить компетентностную составляющую преподавания литературы за счет заданий повышенного уровня сложности, направленных на активизацию читательского опыта и формирование читательской компетенции. В работе с обучающимися, демонстрирующими средние и низкие образовательные результаты, особое внимание обратить на совершенствование аналитических умений, обучение связному устному и письменному монологическому высказыванию на литературные темы.

Учителям русского языка и литературы целесообразно разработать систему оценки индивидуального прогресса обучающихся выпускных классов, а также использовать современные подходы к разработке инструментария проверки, оценки и отслеживания учебных достижений школьников.

Рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, возможные направления повышения квалификации

3.1. Методическим объединениям учителей русского языка и литературы рекомендуем обсудить результаты контрольных работ по литературе и определить направления методического сопровождения целевых групп педагогов. Разработать планы мероприятий по повышению качества обучения литературе в образовательных организациях муниципальных районов и городских округов. Рекомендуем следующие темы для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников:

Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся в рамках учебного предмета «Литература»;

Активные методики обучения литературе с учетом результатов оценочных процедур;

Современные тенденции в школьном филологическом образовании: обновление содержания, комплекс мер по повышению качества обучения русскому языку и литературе

3.2.Использовать различные формы методического сопровождения педагогов с учетом профессиональных дефицитов (индивидуальные (индивидуальное шефство, наставничество, самообразование, моделирование индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности учителя); групповые (консультации, творческие микрогруппы, тематические семинары, тренинги, школа педагогического мастерства; ролевые игры и др.); фронтальные (методсоветы; семинары; аукционы знаний, методических находок, идей).

3.3. Повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования может быть организовано по следующим дополнительным профессиональным программам повышения квалификации:

«Совершенствование компетенций учителя русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС и учетом оценочных процедур»;

«Профессиональные компетенции учителя русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС»;

«Педагогическая деятельность в части организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся по предметам «Русский язык» и «Литература» в условиях ФГОС общего образования»;

«Контроль и оценка учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися по русскому языку и литературе»;

«Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы».

3.4. Рекомендуем учителям русского языка и литературы изучить и проанализировать

материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

 документы, определяющие структуру и содержание КИМ ОГЭ 2022 г.;

 открытый банк заданий ОГЭ;

 методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ прошлых лет;

 рекомендации, размещенные в «Методической копилке»;

 журнал «Педагогические измерения»;

 Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ОГЭ, материалы сайта ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/daydzhest-ege).

Рекомендации составляются на основе проведенного анализа выполнения заданий КИМ и выявленных типичных затруднений и ошибок.

Рекомендации:

- должны содержать описание конкретных методик / технологий / приемов обучения, организации различных этапов образовательного процесса;

- должны быть направлены на ликвидацию / предотвращение выявленных дефицитов в подготовке обучающихся;

- должны касаться как предметных, так и метапредметных аспектов подготовки обучающихся.

 

Целесообразно привести рекомендации по использованию учебно-методических комплектов, обоснованные результатами анализа соответствия учебных программ и УМК требованиям подготовки к ОГЭ. Кроме общих рекомендаций приводятся рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, предлагаются возможные направления повышения квалификации, как в системе дополнительного профессионального образования, так и через самообразование.

 

2.5.1. Приводятся составленные на основе выявленных типичных затруднений и ошибок рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5.2. Приводятся рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5.3. Адрес публикации на информационных интернет-ресурсах ОИВ (подведомственных учреждений) в неизменном или расширенном виде приведенных рекомендаций по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

 

___________________________________________________________________________________________

 

 

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА:

 

Наименование организации, проводящей анализ результатов ГИА-9
 контрольной работы по предмету____литературе_________

__________________________________________________________________________

 

  Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ГИА-9 по предмету[10] контрольной работы по литературе ФИО, место работы, должность, ученая степень, ученое звание Принадлежность специалиста к региональной ПК по предмету (при наличии)
1. Мовнар Ирина Валентиновна АОУ ВО ДПО «ВИРО», к.п.н. Председатель ТПК
  Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ГИА-9 по предмету ФИО, место работы, должность, ученая степень, ученое звание Принадлежность специалиста к региональной ПК по предмету (при наличии)
1.      
2.    

 


[1] Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 19.02.2021 г. №05-20 «Рекомендации по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2021 году».

[2] Заполняется в случае изменения значений по сравнению со шкалой РОН.

[3] % - процент участников, получивших соответствующую отметку, от общего числа участников по предмету

[4] Информация предоставляется ОИВ

[5] В 2020 г. ОГЭ не проводился, поэтому для анализа берутся результаты ОГЭ 2018, 2019 и 2021 гг.

[6] % - Процент от общего числа участников по предмету

[7] % - Процент от общего числа участников по предмету

[8] Указывается доля обучающихся от общего числа участников по предмету.

[9] Для политомических заданий (максимальный первичный балл за выполнение которых превышает 1 балл), средний процент выполнения задания вычисляется как сумма первичных баллов, полученных всеми участниками, выполнявшими данное задание, отнесенная к количеству этих участников.

[10] По каждому учебному предмету



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.029 с.)