Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Геномика. Строение нуклеиновых кислот. Биосинтез белка. Биохимические механизмы мутацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контингент учащихся: студенты I курса стоматологического факультета. Форма занятия: лекционное занятие. Место проведения: лекционная аудитория СЗГМУ им. И. И. Мечникова. Продолжительность занятия: 90 мин. Актуальность/мотивация. Изучение темы необходимо для понимания патогенеза наследственных заболеваний, для разработки способов диагностики и лечения таких заболеваний. Изучение молекулярных механизмов мутаций является крайне важной задачей современной науки, достижения которой используются во всех областях медицины. Цели занятия. Образовательная цель. Изучение структуры, биологической роли нуклеиновых кислот и нуклеопротеинов; изучение молекулярных механизмов передачи наследственности, основных этапов биосинтеза белка и механизмов его регуляции, химических факторов мутаций, видов мутаций, способов антимутагенной защиты. Воспитательная цель. Воспитание у студентов навыков: – аргументированного обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к мнению коллег; – культуры поведения и коллективной профессиональной этики. Развивающая цель. Развитие у студентов логического мышления, способности получать, анализировать, обобщать, интерпретировать и передавать информацию в устной и письменной формах; формировать широкий профессиональный кругозор, наращивать интеллектуальный потенциал; мотивировать студентов к самообразованию, готовности к постановке предварительного диагноза. Конкретные задачи. Студент должен знать: – первичную, вторичную, третичную структуры нуклеиновых кислот, их виды и биологическую роль; – репликацию ДНК, мутагенные факторы, антимутагенные способы клеточной защиты; – этапы биосинтеза белка и механизмы их регуляции; – биохимические подходы для диагностики наследственных заболеваний; – методы молекулярно-генетического анализа для диагностики наследственных заболеваний. Студент должен уметь: – написать любой пример динуклеотидного фрагмента первичной структуры ДНК или РНК (задает преподаватель); – объяснять сущность этапов биосинтеза белка и механизмы их регуляции; – объяснять механизм мутагенеза и антимутагенные механизмы клеточной защиты; – пользоваться медико-биологической терминологией; – излагать материал по теме в понятной, убедительной, информативной речевой форме; – изучать и осваивать дополнительные информационные источники для самостоятельного выполнения учебных заданий и (или) решения ситуационных задач; – интерпретировать данные лабораторных исследований при решении ситуационных задач. Студент должен владеть: – биохимической терминологией по теме занятия; – навыками грамотной публичной речи; – навыками самостоятельного формирования заключений (выводов) по вопросам нормы и патологии (ситуационные задачи). Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8; ОПК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-18. Задания для самоподготовки. 1. Изучить основную и дополнительную литературу, используя вопросы для самоподготовки. 2. Заполнитьтабл. 5. Таблица 5 Происхождение атомов углерода и азота в пуриновых и пиримидиновых нуклеотидах
3. Решить тестовые задания на тему «Геномика. Строение нуклеиновых кислот. Биосинтез белка. Биохимические механизмы мутаций». Рекомендуемая литература Основная Биохимия: учебник/ под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 140–226. Биохимия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970433126.html (разд. 4). Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – C. 101–112, 405–446. Биологическая химия. Биохимия полости рта [Электронный ресурс]: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970430392.html (ч. VI, гл. 19–21; с. 101–112, 405–446). Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. – С. 71–88. Сборник тестовых заданий по разделам биологической химии и биохимии полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета / под ред. В.А. Дадали, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – C. 46–51. Дополнительная Биологическая химия: учебник / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1998. – С. 96–113; 509–544. Вопросы для самоподготовки 1. Что такое нуклеопротеины, каков их химический состав? 2. Первичная, вторичная, третичная структуры нуклеиновых кислот. Чем отличаются по химическому строению ДНК и РНК? Особенности строения тРНК, мРНК. 3. Биологическая роль нуклеиновых кислот. 4. О чем говорит правило Чаргаффа? 5. Что такое матричный синтез и на чем основан принцип комплементарности? 5. Что такое ген, его локализация в клетке и биологическая роль? 6. Что такое генетический код, его характеристика? 7. Какими ферментами и как осуществляется репликация ДНК? 8. Как осуществляется процесс транскрипции, примеры ингибиторов? 9. В чем заключается созревание молекул мРНК? 10. Значение активации аминокислот в процессе трансляции. 11. Основные этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация и их значение. Ингибиторы трансляции. 12. Что такое кодон и антикодон? Какие кодоны определяют начало и конец синтеза белка? 13. Что такое процессинг белка и его значение? 14. Уровни регуляции биосинтеза белка. 15. Интеркаляция и ее роль в ингибировании процесса транскрипции. 16. На какие группы делятся химические мутагены? 17. Механизмы мутаций и механизмы антимутагенной клеточной защиты. 18. Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), его использование в биологии и медицине. Глоссарий Аллель – участок ДНК (ген) у гомологичных хромосом, определяющий альтернативные варианты одного белка. Антикодон – специфический триплет тРНК-комплементарный кодону мРНК. Антикодон обеспечивает специфичность аминокислоты в процессе трансляции. Ген – участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о структуре одной молекулы белка. Генетический код – последовательность расположения кодонов (триплетов) в молекуле ДНК, кодирующих последовательность аминокислот в белке. Генетический паспорт (генетическая карта) – индивидуальная база ДНК-данных, отражающая уникальные генетические особенности каждого человека, его наследственную предрасположенность к тем или иным наследственным и мультифакториальным заболеваниям. Генетический полиморфизм – наличие двух и более различных аллелей одного и того же гена, встречающееся у человека. Мутации – изменения в нуклеотидной последовательности ДНК, передающиеся по наследству. Нонсенс-кодон – терминирующий кодон. Полисома – комплекс нескольких рибосом, связанных с одной молекулой мРНК в процессе трансляции. Праймер – короткий фрагмент РНК, необходимый для инициации работы ДНК-полимеразы. Промотор – участок ДНК, необходимый для инициации транскрипции. Репликация ДНК – процесс удвоения молекул ДНК при митотическом делении клеток. Обеспечивает передачу генетической информации от материнской клетки к дочерним. Репликон – участок ДНК, который содержит точку начала репликации и реплицируется. Сайленсер – регулирующий участок ДНК в генах эукариот, который при активации специфическими белками снижает транскрипцию гена. Сплайсинг – вырезание интронов из первичного транскрипта пре-РНК и сшивание экзонов (информативных последовательностей). Теломераза – фермент, обеспечивающий восстановление недореплицированных 5ꞌ-концов ДНК. Транскрипция – процесс переписывания генетической информации с молекулы ДНК (точнее участка ДНК-гена) на молекулу мРНК, осуществляется по матричному принципу. Трансляция – процесс перевода информации с языка мононуклеотидной последовательности в мРНК на язык аминокислотной последовательности в полипептидной цепи, то есть синтез белка на матрице РНК. Триплет (кодон) – сочетание трех рядом расположенных мононуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту. Фрагменты Оказаки – короткие участки ДНК, образующиеся на «отстающей» (3ꞌ→5ꞌ) цепи в процессе прерывистой репликации ДНК. Цистрон – участок мРНК (последовательность триплетов) содержащий информацию о первичной структуре белка. Экзон – участки ДНК (мРНК), кодирующие молекулу белка. Энхансер – регулирующий участок ДНК в генах эукариот, который при активации специфическими белками усиливает транскрипцию гена.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.006 с.) |