Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV.       обмен белков

Поиск

УДК 577.1(075.8)

ББК 28.902я7

© Коллектив авторов, 2019

© Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2019


I. Тема: «Обмен белков. Матричные биосинтезы».

II. Направление подготовки: 31.05.03 «стоматология».

III. Дисциплина: «Биологическая химия – биохимия полости рта».

IV. Актуальность. Необходимость приобретения студентами навыков и умений использования теоретического материала для решения практических задач.

V. Контингент учащихся – студенты стоматологического факультета I курса.

VI. Продолжительность занятий: 12 ч.

VII. Структура.

Разделы.

IV. Обмен белков.

V. Матричные биосинтезы.

Темы.

1. Переваривание белков в ЖКТ. Гниение белков и обезвреживание продуктов гниения. Методы определения кислотности и протеолитической активности желудочного сока. Обмен аминокислот в тканях. Нарушения белкового обмена.

2. Обезвреживание аммиака в организме. Небелковые азотсодержащие компоненты крови и слюны. Нарушения белкового обмена.

3. Количественное определение мочевины в сыворотке крови уреазным методом.Клинико-диагностическое значение определения компонентов остаточного азота в биологических жидкостях.

4. Геномика. Строение нуклеиновых кислот. Биосинтез белка. Биохимические механизмы мутаций.

5. Коллоквиум по каждому разделу с контрольным тестированием.

VIII. Цель дисциплины: формирование квалифицированного специалиста в области основ диагностики, профилактики, лечения стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области, взаимосвязи стоматологических заболеваний с соматической патологией.

IX. Задачи.

1. Приобретение знаний об основных биохимических превращениях органических соединений и механизмах их регуляции и саморегуляции, определяющих функции организма человека.

2. Приобретение знаний об особенностях химического состава тканей и жидкостей зубочелюстной системы и происходящих в них метаболических процессах.

3. Приобретение знаний о молекулярных механизмах развития кариеса, пульпита, пародонтита, камнеобразования в полости рта.

4. Приобретение знаний о сущности, основных этапах и регуляции процесса минерализации твердых тканей зуба и кости.

5. Формирование умений использования знаний для выяснения причин, условий и механизмов развития патологических процессов при различных заболеваниях и прогнозирования их течения.

6. Освоение методов лабораторной диагностики, необходимых для выбора оптимальных методов обследования пациента и для оценки информативности результатов анализа.

7. Формирование умений и навыков интерпретации результатов биохимических исследований для оценки нарушений при различных патологиях и для контроля эффективности лечения.

8. Формирование умений и навыков использования научно-меди­цинской литературы и постоянного самосовершенствования в приобретении профессиональных знаний.

X. Формируемые компетенции:

– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

– готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

– готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8);

– готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-комму­никационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

– готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

– готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);

– готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8);

– способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

– способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

– готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания (ПК-5);

– способность к участию в проведении научных исследований (ПК‑18).

XI. В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

ОК-1

знать:

– определения понятий основных биохимических категорий, их существенных признаков, свойств, связей между собой;

– классификацию, строение (формулы), свойства как отдельных классов биохимических соединений, так и совместное проявление этих свойств в совокупности биохимических реакций обмена веществ;

– основные закономерности протекания изучаемых процессов и их взаимосвязей в системе общего метаболизма в норме и при патологиях;

уметь:

– сравнивать биохимические показатели в норме и при патологиях, синдромы, метаболизм в различных органах и тканях;

– анализировать отдельные метаболические процессы для формирования общего представления об обмене веществ в организме;

– анализировать совокупность отдельных биохимических нарушений, клинических проявлений, лабораторных и других показателей для формирования целостного представления о функциональном состоянии (нарушении) органов и систем;

– классифицировать по свойствам и признакам, обобщать основные закономерности процессов в норме и прогнозировать изменения при патологиях; определять биохимические понятия;

– формировать умозаключения (выводы) по основным биохимическим вопросам, касающимся нормы и патологий;

– отображать метаболические процессы в виде химических формул;

ОК-5

знать:

– основные разделы биологической химии, рекомендованные для изучения по данной специальности;

уметь:

– пользоваться учебной и научной литературой, интернет-источни­ками;

– изучать и осваивать дополнительные информационные материалы для самостоятельного решения учебных задач;

– непрерывно наращивать свой интеллектуальный потенциал, формировать широкий профессиональный кругозор;

ОК-8

знать:

– основные разделы биологической химии, рекомендованные для изучения по данной специальности;

– основные правила ведения дискуссии, полемики, спора в коллективе;

– основные правила культуры поведения, нормы повседневной морали, основанной на общечеловеческих принципах;

– основополагающие ценности, идеи, взгляды религиозно-конфес­сиональных и этнических общностей;

уметь:

– организовать межличностное общение в учебной группе на принципах равноправного партнерства и конструктивного диалога;

– использовать адаптогенные качества личности для обеспечения бесконфликтной деятельности;

– понимать ценности различных культур и общностей;

– в команде выполнять поставленную учебную задачу, проводить определение биохимических показателей, типовых расчетов и коллективно обсуждать полученные результаты;

владеть:

– навыками грамотной публичной речи;

– правилами культуры поведения и коллективной профессиональной этики;

– способностью улаживать конфликты, выходить из конфликтной ситуации;

ОПК-1

знать:

– основные разделы биологической химии, рекомендованные для изучения по данной специальности;

– биохимическую и медико-биологическую терминологию;

уметь:

– пользоваться медико-биологической терминологией;

– пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для решения учебных задач;

– осуществлять поиск, анализ, использование информации профессионального содержания;

– составлять и редактировать тексты профессионального содержания для решения учебных задач;

ОПК-2

знать:

– основные разделы биологической химии, рекомендованные для изучения по данной специальности;

– биохимическую терминологию;

– словесно-риторические приемы устной и письменной речи;

– правила этикета речевого общения;

уметь:

– облекать свои мысли в действенную речевую форму (понятную, логичную, аргументированную, информативную, доверительную, доказательную, вежливую);

– эффективно получать, интерпретировать и передавать информацию в устной и письменной формах;

владеть:

– навыками речевой и письменной грамотности;

– речевыми тактиками убеждения и побуждения;

– правилами этикета речевого общения;

ОПК-7

знать:

– строение, свойства основных классов биологически важных соединений;

– физико-химические закономерности обмена веществ и энергии на молекулярном и клеточном уровнях, механизмы (само)регуляции, гомеостаза, адаптации, влияния наследственных факторов и др.;

– основные физико-химические методы исследований в медицине для оценки метаболизма и его нарушений;

уметь:

– использовать физико-химические методы исследований для прогнозирования и оценки метаболических нарушений;

владеть:

– способностью оценки результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека;

ОПК-8

знать:

– биохимические механизмы действия некоторых групп лекарственных веществ, используемых для лечения и коррекции метаболических расстройств и других патологий;

– биохимические механизмы работы ферментных систем, обеспечивающих метаболизм и детоксикацию, как отдельных лекарственных форм, так и их сочетаний;

– биохимические механизмы действия на обмен веществ водо- и жирорастворимых витаминов, минералов и других биологически-актив­ных веществ, их совместное действие и оптимальные комбинации;

уметь:

– объяснять с биохимической точки зрения причины назначения, необходимость или невозможность использования комбинаций некоторых групп лекарственных препаратов или биологически активных веществ;

ОПК-9

знать:

– основные биохимические показатели, отражающие морфофункциональное состояние органов и тканей в норме и причины их изменений при патологии;

уметь:

– интерпретировать изменения биохимических показателей в биологических жидкостях (или ином биологическом материале) для оценки патологических процессов в органах и тканях;

владеть:

– способностью оценки результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека;

ПК-1

знать:

– особенности химического состава тканей и жидкостей зубочелюстной системы и происходящих в них метаболических процессов;

– биохимические механизмы развития кариеса, пульпита, пародонтита, камнеобразования в полости рта, основные клинические и биохимические проявления этих патологий;

– влияние внешних факторов (избытка и недостатка минералов в воде и пище, курения и др.) на здоровье зубов и костей, меры профилактики нарушений;

уметь:

– объяснять зависимость состояния костной ткани, зубов и мягких тканей полости рта от обеспеченности организма минералами, водо- и жирорастворимыми витаминами;

– обосновать меры индивидуальной и коллективной профилактики, недостаточности и избыточности поступления фторидов в организм, профилактики кариеса и воспалительных заболеваний полости рта;

ПК-5

знать:

– биохимию тканей и жидкостей полости рта;

– влияние наследственных факторов, приобретенных заболеваний, витаминно-минеральной недостаточности, нарушений гигиены полости рта на состояние тканей и органов зубочелюстной системы;

– биохимические показатели, отражающие патологические процессы в ротовой полости;

уметь:

– объяснять взаимосвязь клинических проявлений заболеваний в ротовой полости с биохимическими показателями, характерными для данных нарушений;

– определять состояние организма человека на основании данных лабораторных анализов, выявлять признаки патологических процессов;

владеть:

– способностью оценки результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека;

ПК-18

знать:

– принципы современных биохимических методов исследований;

уметь:

– анализировать научно-медицинскую литературу по профессиональным вопросам;

– выполнять определения биохимических показателей в биологических жидкостях и проводить типовые расчеты в лабораторных исследованиях (работах).

Список сокращений

АК – аминокислота

АЦ – активный центр

ГА – гиперазотемия

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

КБ – конъюгированный билирубин

КПА – кислотность и протеолитическая активность   

ММП – матриксные металлопротеиназы

ММСТ – межклеточный матрикс соединительной ткани

МСЖ – малые слюнные железы

НАД+ – никотинамидадениндинуклеотид

НБ – неконъюгированный билирубин

ОГН – острый гломерулонефрит

ОУСЖ – околоушные слюнные железы

ПАЖ – протеолитическая активность желудка

ПГ – протеогликаны

ПГ1 и ПГ2 – пепсиноген-1 и пепсиноген-2

ПЧСЖ – поднижнечелюстные слюнные железы

ПЦР – полимеразная цепная реакция

СОПР – слизистая оболочка полости рта

ТИМП – тканевые ингибиторы матриксных металлопротеиназ

S-AM – сульфоаденозилметионин

S-AГ – сульфоаденозилгомоцистеин

ТДФ – тиаминдифосфат

ФАД – флавинадениндинуклеотид

ФМН – флавинаденинмононуклеотид

ХГН – хронический гломерулонефрит

ХПН – хроническая почечная недостаточность

ЦТК – цикл трикарбоновых кислот

Введение

Учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям «Обмен белков. Матричные биосинтезы», наряду с пособиями по другим разделам «Белки. Ферменты. Витамины», «Обмен углеводов. Энергетический обмен. Гормональная регуляция обмена веществ и функций организма», «Обмен липидов. Биологические мембраны», «Тканевая биохимия», «Биохимия полости рта», является частью учебно-методического комплекса, созданного на кафедре биологической и общей химии для студентов стоматологического факультета СЗГМУ им. И. И. Мечникова. Для рациональной подготовки к практическим и лабораторным занятиям приведены вопросы и задания для самоподготовки, перечень основной и дополнительной литературы, тестовые задания для самоконтроля, описаны методики выполнения лабораторных работ, клинико-диагностическое значение определения биохимических показателей в биологических жидкостях. В соответствии с программой дисциплины «Биологическая химия – биохимия полости рта» описаны принципы физико-химических и других естественнонаучных методов исследований, приведены теоретические основы современных биохимических тестов, используемых в диагностике.

Для контроля освоения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в пособии приводятся контрольные вопросы к коллоквиуму и ситуационные задачи по всем изучаемым разделам. Большинство ситуационных задач профессионально ориентированы, отражают взаимосвязь между биохимическими процессами, протекающими в норме и при патологии с состоянием тканей и жидкостей полости рта. Данное пособие является необходимым дополнением к учебно-методическим изданиям «Метаболические нарушения и зубочелюстная система» и «Сборник тестовых заданий по разделам биологической химии и биохимии полости рта», написанным преподавателями кафедры для самостоятельной работы студентов.

Обучение предмету «Биологическая химия – биохимия полости рта» является обязательной частью медицинской подготовки будущего врача-стоматолога и выполняет задачи образовательного, воспитательного, развивающего направления, что отражено в профессиональных стандартах ФГОС 3+ и формируемых компетенциях.

Задача 1

Основная часть. При осмотре врачом-стоматологом у пациента обнаружено воспаление и кровоточивость десен, кровоизлияния в слизистой оболочке рта, обнажение шеек и расшатывание зубов. Язык отечен, ярко-красного цвета, гладкий, с трещинами. Пациент предъявляет жалобы на гиперсаливацию, диарею, потерю аппетита, тошноту, снижение умственной и физической работоспособности, ухудшение памяти, быструю утомляемость, раздражительность. Со слов пациента, в течение года несколько раз болел острыми респираторными заболеваниями. В анамнезе пациента язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Питание нерациональное и несбалансированное (преобладают жареное мясо, рыба, соленые и копченые изделия, соленые и кислые блюда), отсутствует режим питания.

Вопросы.

1. Какие гиповитаминозы развились у пациента?

2. Какие причины могут вызывать гиповитаминозы?

3. Какие причины гиповитаминозов у данного больного?

4. Какую роль играют витамины группы В, С и Р в функционировании соединительной ткани?

5. Какова роль недостатка витаминов в развитии клинических симптомов у данного пациента?

Рекомендуемая литература

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 39–42, 49–52.

Задача 2

Основная часть. У пациента жалобы на боль и тяжесть в желудке, за месяц похудел на 5 кг, в крови обнаружена анемия. При исследовании секреторной функции желудка методом неэлектрометрического определения кислотности и протеолитической активности (метод субстратной цепочки) были получены следующие результаты: кислотность – 12 ммоль/л, ПАЖ – 390 г/м2; методом интрагастрального рН‑мониторирования выявлено: рН желудочного сока – 6,6, рН желудочного сока после введения гистамина – 6,0. В полости желудка обнаружена кровь.

Вопросы.

1. Сравните показатели желудочной секреции в норме и у данного больного.

2. О каком состоянии желудочной секреции говорят результаты исследования?

3. С какой целью применялся гистамин?

4. О чем свидетельствуют данные гистаминовой пробы у больного?

5. Какой предварительный диагноз можно предположить по результатам исследования?

Рекомендуемая литература

Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 327–334.

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 50–52.

Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2019. – С. 22–34.

Задача 3

Основная часть. При проведении неонатального скрининга новорожденных у одного ребенка было выявлено повышение содержания фенилаланина в крови (1500 мкмоль/л по сравнению с нормой 0–120 мкмоль/л).

Вопросы.

1. О какой патологии идет речь и какова ее причина?

2. Изобразите схему метаболизма Фен в норме и при данной патологии.

3. Какие патологические метаболиты будут накапливаться в крови и появляться в моче?

4. Какая клиническая картина характерна для этого заболевания?

5. Предложите способы коррекции и обоснуйте их.

Рекомендуемая литература

Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 368–375.

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 53–56.

Задача 4

Основная часть. У больного 20 лет постепенно развилось потемнение склер, ушной раковины, ушной серы, крыльев носа. При исследовании мочи было обнаружено большое количество гомогентизиновой кислоты – 0,46 г/сут (в норме отсутствует). Моча имеет темный цвет.

Вопросы.

1. О какой патологии идет речь и какова ее причина?

2. Напишите схемы реакций обмена определенной АК и отметьте метаболический блок, приводящий к данной патологии.

3. Объясните клинические симптомы заболевания.

4. Какие рекомендации по коррекции состояния можно предложить?

5. Какие витаминные препараты и почему необходимо назначить?

Рекомендуемая литература

Основная

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 56.

Дополнительная

Биологическая химия: учебник / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – С. 456–457.

Задача 5

Основная часть. Пациентка 58 лет поступила в клинику с диагнозом тромбоз периферических вен, артериальное давление 165/90 мм рт. ст. В плазме крови уровень гомоцистеина 120 мкмоль/л (норма до 10 мкмоль/л), холестерола 6,9 ммоль/л (норма до 5,2 ммоль/л), в моче обнаружен гомоцистеин.

Вопросы.

1. Метаболизм какой аминокислоты нарушен при этом заболевании?

2. Укажите причину данного заболевания.

3. Какие важные метаболиты образуются в обмене этой АК и каково их значение для реакций синтеза других веществ?

4. Какие способы коррекции используются при лечении?

5. Какие поливитаминные комплексы применяются и почему?

Рекомендуемая литература

Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 502–510.

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 56–58.

Задача 6

Основная часть. У больного туберкулезом после длительного приема гидразида изоникотиновой кислоты (изониазида) появились: сухость во рту (ксеростомия); гиперемия, боль и жжение языка (глоссит); атрофия и очаговая десквамация сосочков языка; вертикальные трещины на губах (хейлоз); в углах рта трещины и язвочки (ангулярный стоматит); конъюнктивит; боль по ходу нервных стволов верхних и нижних конечностей (полиневриты). Кожа стала сухой, неровной, шелушится. Вокруг глаз, в области носогубной складки, над бровями, на шее и волосистой части головы появились участки воспаления кожи.

Вопросы.

1. Какой авитаминоз первично развился у данного больного?

2. Какой механизм действия изониазида на обмен этого витамина?

3. Какие другие авитаминозы могут развиться в данном случае?

4. Какие нарушения белкового обмена наблюдаются при таком состоянии?

5. Какие пути коррекции этих нарушений необходимо провести?

Рекомендуемая литература

Биохимия: учебник/ под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 477–484, 499–627.

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 39–43, 58–59.

Задача 7

Основная часть. Женщина, 38 лет, осмотрена врачом-стоматоло­гом. У пациентки выявлено увеличение подчелюстных и околоушных слюнных желез, образование язв в ротовой полости, множественный пришеечный кариес зубов. Женщина предъявляла жалобы на ощущения сухости слизистых оболочек ротовой полости, сухости слизистых оболочек глаз, усталость, мышечную и суставную боль. В анализе крови повышены: СОЭ, АЛТ, АСТ, ревматоидный фактор, α2-глобулины, γ‑глобулины (IgG, IgM), общий белок – 95 г/л; в слюне повышена активность кислой фосфатазы (КФ) и лизоцима.

Вопросы.

1. Объясните изменения биохимических показателей в крови и слюне.

2. Какие функции выполняет КФ и лизоцим в ротовой полости?

3. Объясните причины развития клинических симптомов.

4. Почему происходит повреждение слюнных желез при этой патологии?

5. К какой группе заболеваний следует отнести эту патологию?

Рекомендуемая литература

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 53–54.

Глоссарий

Аналит – компонент, который определяется в пробе вещества при аналитическом исследовании.

Ахилия – отсутствие HCl и пепсина в желудочном соке.

Ахлоргидрия –отсутствие HCl в желудочном соке.

B 12 -дефицитная анемия (мегалобластная анемия, болезнь Аддисона–Бирмера, пернициозная анемия) –заболевание, обусловленное нарушением кроветворения из-за недостатка в организме витамина В12. Особенно чувствительны к дефициту этого витамина костный мозг и ткани нервной системы.

Газожидкостная хроматография (ГЖХ) основана на физико-хими­ческом разделении анализируемых компонентов, находящихся в газовой фазе, при их прохождении вдоль нелетучей жидкости, нанесенной на твердый пористый сорбент в колонке. Методы ГЖХ позволяют разделить и количественно определить вещества в сложной смеси даже в тех случаях, когда они сходны по химическим и физическим свойствам. Кроме того, анализ идет очень быстро и при этом требуется очень небольшое количество вещества.

Галитоз (озостомия, стоматодисодия) – неприятный запах изо рта,связанный с накоплением избытка летучих короткоцепочечных органических кислот, альдегидов, метилмеркаптана, сероводорода, диметилсульфида и др., являющихся продуктами бактериального распада аминокислот.

Гиперсаливация (птиализм, сиалорея) – нарушение слюноотделения, связанное с повышенным образованием и выделением слюны в ротовую полость.

Гиперхлоргидрия – повышение количества свободной HCl в желудочном соке.

Гипосаливация (гипосиалия, олигоптиализм, олигосиалия) – нарушение слюноотделения, связанное со снижением секреции слюны, сопровождающееся сухостью слизистой оболочки полости рта (СОПР), то есть ксеростомией.

Гипохлоргидрия –снижение количества свободной HCl в желудочном соке.

Гниение –процесс разложения аминокислот под действием ферментов гнилостной микрофлоры с образованием токсичных продуктов распада: фенола, индола, крезола, скатола, Н2S, метилмеркаптана (СН3SН), путресцина, кадаверина и др., которые обезвреживаются в печени.

Гранулоциты, или зернистые лейкоциты, – подгруппа белых клеток крови, характеризующихся наличием крупного сегментированного ядра и присутствием в цитоплазме специфических гранул, представленных крупными лизосомами и пероксисомами, а также видоизменениями этих органоидов.

Дебит хлористоводородной кислоты (HCl) – абсолютное количество HCl (миллимоль), выделившееся за определенное время. Вычисление дебита HCl сначала производят в каждой исследуемой порции желудочного содержимого, затем суммируют содержание кислоты во всех порциях.

Дериватизация – получение производных анализируемого вещества, обладающих лучшими с точки зрения используемого метода аналитическими свойствами, например, иным УФ спектром, флуоресценцией, термической стабильностью, летучестью и пр.

Коэффициент изнашивания –то количество эндогенного белка, которое ежесуточно распадается до конечных продуктов. В среднем составляет 3,7 г азота в сутки, или 23 г белка в сутки.

Легкомобилизуемые белки –белки плазмы крови, печени и мышц, которые могут служить в качестве «резерва» в случае срочной мобилизации белковых ресурсов в экстремальных условиях (голодание, тяжелая интоксикация, потеря крови и др.), что имеет важное физиологическое значение.

Масс-спектрометрия (масс-спектроскопия, масс-спектрография, масс-спектральный анализ) – метод качественной идентификации и количественного определения веществ, основанный на определении отношения массы к заряду ионов, образующихся при ионизации компонентов пробы. Масс-спектрометры – это вакуумные приборы, поскольку ионы очень нестабильны в присутствии посторонних молекул.

Незаменимые аминокислоты – протеиногенные аминокислоты, которые не синтезируются в организме, а должны поступать с пищей.

Неполноценный белок – белок, не содержащий всех незаменимых аминокислот.

Общая кислотность – сумма всех содержащихся в желудочном соке кислых продуктов: свободной и связанной HCl, органических кислот, фосфатов.

Ограниченный протеолиз –общий механизм посттрансляционной модификации белков, необходимый для их активации и выполнения функции.

Отрицательный азотистый баланс – состояние, при котором количество выделяемого небелкового азота больше, чем количество белкового азота, поступившего с пищей.

Полноценный белок – белок, который содержит в своем составе все незаменимые аминокислоты в оптимальном соотношении и легко усваивается в ЖКТ.

Положительный азотистый баланс – состояние, при котором количество поступившего белкового азота больше, чем количество небелкового азота, выделившегося из организма.

рН – отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода.

Cвободная НС l – диссоциированная кислота. Применяемые при исследовании кислотности методы основаны на титровании желудочного сока раствором щелочи. Кислотность выражается в миллимолях на литр. Ранее она выражалась в титрационных единицах (1 титрационная единица равна количеству 0,1н раствора щелочи, пошедшему на титрование 100 мл желудочного сока). Коэффициент перевода титрационных единиц в ммоль/л хлористоводородной кислоты равен 1.

Связанная НС l – недиссоциированная HCl белковосолянокислых комплексов в желудочном соке, так как небольшое количество белков имеется в желудочном соке в норме (пепсин, гастромукопротеин). При гастрите, кровоточащей язве, распаде опухоли количество белков в желудке увеличивается, при этом может нарастать и содержание связанной HСl.

Тканевый протеолиз – распад белков тканей и жидкостей под действием специфических тканевых протеиназ.

Физиологический белковый минимум – количество белка в пище, которое позволяет поддерживать азотистое равновесие в состоянии покоя. Для взрослого человека – 40–50 г/сут.

Физиологический белковый оптимум – количество белка в пище, которое поддерживает полноценную жизнедеятельность. Для здорового взрослого человека – 80–100 г/сут (1,5 г/кг массы тела).

Выберите правильный ответ

1. ЗНАЧЕНИЯ рН ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА В НОРМЕ

а) 0,8–1,5

б) 1,5–4,5

в) 1,7–2,2

г) 4,5–7,5

2. ПЕПСИНОГЕН АКТИВИРУЕТСЯ ПОД ДЕЙСТВИЕМ

а) H2CO3

б) HCl

в) Са2+

г) НСО3

3. АКТИВАТОРОМ ТРИПСИНОГЕНА ЯВЛЯЕТСЯ

а) фактор Касла

б) проэластаза

в) химотрипсин

г) энтерокиназа

4. АКТИВАТОРОМ ХИМОТРИПСИНОГЕНА И ПРОКАРБОКСИПЕПТИДАЗЫ ПАНКРЕАТИЧЕСКОГО СОКА ЯВЛЯЕТСЯ

а) гастрин

б) гистамин

в) трипсин

г) реннин

5. СЕКРЕЦИЮ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ В ЖЕЛУДКЕ СТИМУЛИРУЕТ

а) гастриксин

б) пепсиноген

в) химозин

г) гистамин

6. МЕХАНИЗМ АКТИВАЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫХ ПРОТЕАЗ – ЭТО

а) воздействие протекторов

б) ковалентная модификация

в) ограниченный протеолиз

г) влияние катионов металлов

7. ФЕРМЕНТ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА, РАСЩЕПЛЯЮЩИЙ БЕЛКИ

а) химотрипсин

б) трипсин

в) пепсин

г) эластаза

8. ФЕРМЕНТ РЕАКЦИИ ТРАНСАМИНИРОВАНИЯ АМИНОКИСЛОТ – ЭТО

а) гликозилтрансфераза

б) аминотрансфераза

в) метилтрансфераза

г) уридилтрансфераза

9. ФЕРМЕНТ РЕАКЦИИ ПРЯМОГО ОКИСЛИТЕЛЬНОГО ДЕЗАМИНИРОВАНИЯ АМИНОКИСЛОТ – ЭТО

а) глутаматдегидрогеназа

б) оксидаза D-аминокислот

в) пируватдегидрогеназа

г) оксидаза L-аминокислот

10. ФЕРМЕНТ РЕАКЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО АМИНИРОВАНИЯ АМНОКИСЛОТ – ЭТО

а) глутаминсинтетаза

б) аланинаминотрансфераза

в) гистидиндекарбоксилаза

г) глутаматдегидрогеназа

11. ФЕРМЕНТ РЕАКЦИИ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ АМИНОКИСЛОТ – ЭТО

а) глутаматдегидрогеназа

б) аланинаминотрансфераза

в) гистидиндекарбоксилаза

г) γ-глутамилкарбоксилаза

12. СУБСТРАТ РЕАКЦИИ ПРЯМОГО ОКИСЛИТЕЛЬНОГО ДЕЗАМИНИРОВАНИЯ АМИНОКИСЛОТ – ЭТО

а) глутамат                                в) глутарат

б) гистамин              г) глутамин

13. ПРОДУКТ РЕАКЦИИ ПРЯМОГО ОКИСЛИТЕЛЬНОГО ДЕЗАМИНИРОВАНИЯ АМИНОКИСЛОТ – ЭТО

а) γ-аминобутират

б) α-кетопропионат

в) α-кетоглутарат

г) β-кетобутират

14. ПРОДУКТ РЕАКЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО АМИНИРОВАНИЯ – ЭТО КИСЛОТА

а) β-оксомасляная

б) L-глутаминовая

в) α-кетоглутаровая

г) L-аспарагиновая

15. ПРОДУКТ РЕАКЦИИ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ 5-ГИДРОКСИТРИП­ТОФАНА

а) триптамин

б) серотонин

в) дофамин

г) гистамин

16. ПРОДУКТ РЕАКЦИИ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ ГИСТИДИНА – ЭТО

а) триптамин

б) серотонин

в) дофамин

г) гистамин

17. ПРОДУКТ РЕАКЦИИ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ ГЛУТАМИНОВОЙ КИСЛОТЫ

а) ГАМК

б) серотонин

в) дофамин

г) гистамин

18. РЕАКЦИЯ ПЕРЕНОСА АМИНОГРУППЫ С АК НА α-КЕТОКИСЛОТУ С ОБРАЗОВАНИЕМ НОВОЙ КЕТОКИСЛОТЫ И НОВОЙ АК НАЗЫВАЕТСЯ

а) трансаминирование

б) дезаминирование

в) декарбоксилирование

г) гидроксилирование

19. МЕХАНИЗМ ТРАНСАМИНИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ УЧАСТИЯ В РЕАКЦИИ КОФЕРМЕНТА

а) тиаминдифосфата

б) пиридоксальфосфата

в) метилкобаламина

г) тетрагидрофолата

20. РЕАКЦИЯ ОТЩЕПЛЕНИИЯ α-АМИНОГРУППЫ ОТ АК В ВИДЕ NH3 С ОБРАЗОВАНИЕМ α-КЕТОКИСЛОТЫ НАЗЫВАЕТСЯ

а) декарбоксилирование

б) трансаминирование

в) дезаминирование

г) гидроксилирование

21. ПРЯМОЕ ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЗАМИНИРОВАНИЕ В КЛЕТКЕ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ДЛЯ АК

а) Гли

б) Глн

в) Гис

г) Глу

22. КОФЕРМЕНТ ГЛУТАМАТДЕГИДРОГЕНАЗЫ В РЕАКЦИИ ПРЯМОГО ОКИСЛИТЕЛЬНОГО ДЕЗАМИНИРОВАНИЯ

а) НАД+

б) ФАД

в) ТДФ

г) ФМН

23. НЕОБРАТИМАЯ РЕАКЦИЯ ОТЩЕПЛЕНИИЯ ОТ АК α-КАРБОКСИЛЬ­НОЙ ГРУППЫ В ВИДЕ СО2 НАЗЫВАЕТСЯ

а) дезаминирование

б) декарбоксилирование

в) переаминирование

г) трансметилирование

24. ГИСТАМИНОВАЯ ПРОБА ПРИ АНАЛИЗЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА ПРОВОДИТСЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ОЦЕНКИ)

а) концентрации фактора Касла

б) функции добавочных клеток

в) количества главных клеток

г) работы обкладочных клеток

25. ПРЕВРАЩЕНИЕ ДОФАМИНА В НОРАДРЕНАЛИН ТРЕБУЕТ НАЛИЧИЯ ВИТАМИНА

а) В9                  в) В1

б) В12                г) С

26. ИНАКТИВАЦИЮ БИОГЕННЫХ АМИНОВ О



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.017 с.)