Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы использования практических методов на уроках окружающего мира для обучения младших школьников
В начальной школе, наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для урока, огромное значение имеют методы преподавания [2]. Методы, выбранные в сoответствии содержанию и возрасту обучающихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние. Метод (от греч. méthodos – путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приѐмов или oпераций практического или теоретического освоения действительности, подчинѐнных решению конкретной задачи. Метод обучения – сoвокупность упорядoченных действий, взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленная на достижение цели, задач: развития, обучения, воспитания учащихся. Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Б.П. Есипов считает, что методы обучения – это способы работы учителя и обучающихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировoзрение обучающихся, развиваются их способности По oпределению Ю.К. Бабанского, метод обучения – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач oбразования, воспитания, развития в процессе обучения [5]. Например, в данной классификации выделяют следующие методы обучения (Данилов М. А., Есипов Б. П.): - методы приобретения новых знаний; - методы формирования умений и навыков; - методы применения знаний; - методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. Методы обучения можно классифицировать. Анализ педагогической и методической литературы показывает, что долгое время не было единых общепринятых определений методов обучения и их классификации [16]. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний [17]. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово) - рассказ, беседа, обсуждение, работа с учебником и другой литературой, инструктаж); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, демонстрация опытов, натуральных объектов, иллюстративных - моделей, картин, фильмов и т. д.);
в ) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия) - лабораторные и практические работы, наблюдения, опыты, эксперименты, выполнение упражнений, моделирование, деятельность в природе. На уроках окружающего мира словесные, наглядные и практические методы всегда выступают в комплексе, что позволяет учителю формировать личностные, метапредметные, предметные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия [3].
Практические методы, применяемые при изучении курса окружающего мира в начальной школе К практическим методам обучения относят: наблюдение, опыты, эксперимент, практические работы, экскурсии, моделирование, работу с компьютером, работу по карточкам, проектную деятельность, дидактические игры, тестирование, работа с географическими картами и глобусом, выполнение домашней работы.
Наблюдение
Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Еще Н.К. Крупская писала о необходимости учить детей наблюдать и прививать им культуру наблюдения [4]. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдать (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдения способствуют умственному развитию обучающихся т.к. увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи. Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение [10]. Кроме того, им разработан «Научный дневник». Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения [9]. Например: тема- «Наблюдение за солнцем»
Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца и Луны. Обратить внимание детей на то, что солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; увеличивается продолжительность светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день). Сравнить продолжительность светового дня в начале января и начале февраля [3]. Наблюдение - целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимися. Обучающиеся при выполнении наблюдений овладевают приемами их ведения и фиксирования результатов [10]. Для изучения живой и неживой природы используют различные приборы и устройства, лабораторное оборудование. К увеличительным приборам относятся лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. Для определения линейных размеров тел используют линейки, угольники, метры, рулетки. Массу измеряют с помощью весов, время — с помощью часов и секундомера, а температуру — термометром. Например: УМК «Школа России» А.А. Плешаков 2 класс, 1 часть. Тема «Как определять температуру», обучающиеся учатся пользоваться различными термометрами (комнатный, внешний, медицинский, водный). В рабочей тетради фиксируют наблюдения за изменениями температуры в стаканах с водой, используя водный термометр. Метод наблюдения может применяться на уроках: открытия нового знания, закрепления знаний и способов действий, систематизации и обобщения знаний, на уроках повторения. Метод наблюдения применим на этапе первичного восприятия нового знания, на этапе закрепления новых знаний и способов действий, для применения знаний и способов действий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.006 с.) |