Теоретические основы использования практических методов на уроках окружающего мира для обучения младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы использования практических методов на уроках окружающего мира для обучения младших школьников



     В начальной школе, наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для урока, огромное значение имеют методы преподавания [2]. Методы, выбранные в сoответствии содержанию и возрасту обучающихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние. Метод (от греч. méthodos – путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приѐмов или oпераций практического или теоретического освоения действительности, подчинѐнных решению конкретной задачи. Метод обучения – сoвокупность упорядoченных действий, взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленная на достижение цели, задач: развития, обучения, воспитания учащихся. Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Б.П. Есипов считает, что методы обучения – это способы работы учителя и обучающихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировoзрение обучающихся, развиваются их способности

    По oпределению Ю.К. Бабанского, метод обучения – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач oбразования, воспитания, развития в процессе обучения [5].

Например, в данной классификации выделяют следующие методы обучения (Данилов М. А., Есипов Б. П.):

- методы приобретения новых знаний;

- методы формирования умений и навыков;

- методы применения знаний;

- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

     Методы обучения можно классифицировать. Анализ педагогической и методической литературы показывает, что долгое время не было единых общепринятых определений методов обучения и их классификации [16].

     Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний [17]. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово) - рассказ, беседа, обсуждение, работа с учебником и другой литературой, инструктаж);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, демонстрация опытов, натуральных объектов, иллюстративных - моделей, картин, фильмов и т. д.);

в ) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия) - лабораторные и практические работы, наблюдения, опыты, эксперименты, выполнение упражнений, моделирование, деятельность в природе.

    На уроках окружающего мира словесные, наглядные и практические методы всегда выступают в комплексе, что позволяет учителю формировать личностные, метапредметные, предметные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия [3].            

 

Практические методы, применяемые при изучении курса окружающего мира в начальной школе

     К практическим методам обучения относят: наблюдение, опыты, эксперимент, практические работы, экскурсии, моделирование, работу с компьютером, работу по карточкам, проектную деятельность, дидактические игры, тестирование, работа с географическими картами и глобусом, выполнение домашней работы.

 

Наблюдение

 

  Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения.

     Еще Н.К. Крупская писала о необходимости учить детей наблюдать и прививать им культуру наблюдения [4]. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдать (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдения способствуют умственному развитию обучающихся т.к. увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи.

     Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение [10]. Кроме того, им разработан «Научный дневник». Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения [9]. Например: тема- «Наблюдение за солнцем»

Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца и Луны. Обратить внимание детей на то, что солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; увеличивается продолжительность светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день). Сравнить продолжительность светового дня в начале января и начале февраля [3].

     Наблюдение - целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимися. 

     Обучающиеся при выполнении наблюдений овладевают приемами их ведения и фиксирования результатов [10]. Для изучения живой и неживой природы используют различные приборы и устройства, лабораторное оборудование. К увеличительным приборам относятся лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. Для определения линейных размеров тел используют линейки, угольники, метры, рулетки. Массу измеряют с помощью весов, время — с помощью часов и секундомера, а температуру — термометром. Например: УМК «Школа России» А.А. Плешаков 2 класс, 1 часть. Тема «Как определять температуру», обучающиеся учатся пользоваться различными термометрами (комнатный, внешний, медицинский, водный). В рабочей тетради фиксируют наблюдения за изменениями температуры в стаканах с водой, используя водный термометр.

     Метод наблюдения может применяться на уроках: открытия нового знания, закрепления знаний и способов действий, систематизации и обобщения знаний, на уроках повторения. Метод наблюдения применим на этапе первичного восприятия нового знания, на этапе закрепления новых знаний и способов действий, для применения знаний и способов действий.

         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.006 с.)