Вопрос 1. Понятие конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в Республике Беларусь



 

Изменения в экономической и социальной жизни страны обусловили возникновение массы трудностей в обеспечении всех сфер жизнедеятельности взрослого человека. Разумеется, все это не могло не отразиться на воспитании и развитии детей. Факты неблагополучия в жизни детей вызывают особый общественный резонанс. В его устранении важную роль играет закрепление прав ребенка на законодательном уровне, прежде всего – в Конституции Республики Беларусь.

К исследованию правового положения ребенка целесообразно подойти через определение его конституционно-правового статуса, который теоретически складывается из положений Конвенции о правах ребенка, норм Конституции Республики Беларусь и конкретизируется отраслевым законодательством.

Понятие «статус» означает, прежде всего, положение личности в обществе. В понятиях «правовое положение» и «правовой статус» личности отражаются ее потребности, интересы, мотивы, политическая, общественная, трудовая и иная деятельность, виды взаимоотношений с государством.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса.

Правовой статус личности определяется как система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права.

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности. Закрепленные в Конституции, они означают меру возможного поведения человека и гражданина, т. е. определяют границу, рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Таким образом, под правовым статусом гражданина следует понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность».

В структуру как конституционного, так и правового статуса личности входят следующие компоненты:

· гражданство;

· основные права, свободы, законные интересы и обязанности;

· правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;

· правовые принципы;

· гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.

При выявлении конкретных конституционных установлений, определяющих правовое положение несовершеннолетних, возникают определенные трудности. Конституция Республики Беларусь фактически не содержит норм, определяющих правовой статус хотя бы одного специального субъекта права. Вместе с тем, в Конституции назван полный перечень прав и обязанностей, распространяемых либо на «каждого» либо на «гражданина Республики Беларусь».

Представляется, что гражданин Республики Беларусь, которому не исполнилось 18 лет, может рассчитывать на распространение данных норм и на себя. Причем любое исключение из данного правила должно быть определено законодательно. Единственным основанием для ограничения вышеперечисленных прав и обязанностей несовершеннолетних является возраст, с наступлением которого закон связывает возникновение тех или иных прав и обязанностей. Так, конституционное право избирать по общему правилу возникает у граждан Республики Беларусь с 18 лет, тогда как лицо теряет правовой статус несовершеннолетнего в 18 лет, аналогичная ситуация с обязанностью по несению воинской службы, которая возникает с достижением возраста 18 лет.

Что касается конкретизации конституционных норм применительно к детям, то первую группу составляют положения об основах конституционного строя, имеющие прямое отношение к защите прав и интересов несовершеннолетних. Во-первых, Конституция Республики Беларусь провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает их признание, соблюдение и защиту обязанностью государства. Во-вторых, раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Ко второй группе можно отнести конституционные нормы, посвященные детям непосредственно (в прямой постановке). Речь идет о положениях, устанавливающих, что родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции Республики Беларусь, регламентирующие права и свободы человека и гражданина, использующие формулу «каждый» (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, свободу совести, мысли и слова и многие другие), которые в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних.

При анализе прав и свобод ребенка, закрепленных нормами Конституции Республики Беларусь, применительно к человеку и гражданину, обращает на себя внимание тот факт, что из статей, включенных в Раздел II «Личность, общество, государство», термины «ребенок» и «дети» в прямой постановке употребляются в статье 32.

Вышесказанное позволяет определить особенности конституционно-правового статуса ребенка. Помимо системы прав, свобод, обязанностей и законных интересов, конституционно-правовой статус несовершеннолетнего должен включать в качестве обязательных элементов социально-экономические, политические, идеологические и юридические гарантии его реализации. Соответствующими гарантиями должны быть подкреплены права ребенка, поскольку дети – это наиболее социально значимая категория граждан, они не имеют возможности полностью самостоятельно воспользоваться своими правами в силу возрастных особенностей.

Таким образом, конституционно-правовой статус несовершеннолетнего – это совокупность прав, свобод, обязанностей несовершеннолетнего и гарантий их реализации, установленная Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами.

Права ребенка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь несовершеннолетнего со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребенка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства. Конституция Республики Беларусь признает неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обязанности должны выполняться гражданами независимо от их желания в точном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанностей устанавливается юридическая ответственность (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная).

Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях белорусского права.

Ст. 21 Конституции закрепила, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Если ранее права и свободы отдельного человека занимали второстепенное место, приоритет отдавался интересам общества или коллектива, класса, то сейчас высшей целью государства, его органов, должностных лиц является осуществление такой деятельности, которая направлена на обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, Законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Указом Президента Республики Беларусь № 675 от 16.11.2006г. (в ред. от 16.08.2019г.) утверждено положение о Национальной комиссии по правам ребенка с целью осуществления и совершенствования государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

Основными задачами комиссии являются:

· контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» и иных нормативных правовых актах;

· подготовка научно обоснованных прогнозов и определение стратегий предупреждения рисков социально опасного положения детей и их минимизации;

· принятие мер по обеспечению социального благополучия детей в семье, повышению ответственности родителей за воспитание своих детей;

· проведение мониторингов и анализ положения детей в Республике Беларусь;

· инициирование и участие в разработке актов законодательства по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей;

· разработка предложений по совершенствованию социальной политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи, создания условий по реализации прав и защите законных интересов детей;

· утверждение национальных докладов, представляемых на рассмотрение Комитета по правам ребенка о принятых в стране мерах по закреплению прав детей, признанных Конвенцией о правах ребенка, о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав;

· организация и проведение мероприятий, связанных с Международным днем защиты детей, Международным днем семьи, республиканских благотворительных и иных акций в поддержку детства, семьи, детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях;

· правовое просвещение детей, населения в области прав детей;

· содействие широкому информированию детей, их законных представителей, общественности о соблюдении Конвенции о правах ребенка, Закона о правах ребенка и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

· содействие взаимодействию государственных органов, иных организаций с иностранными государствами и международными организациями по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей.

В целях реализации основных задач комиссия:

· осуществляет контроль и анализирует деятельность государственных органов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию государственных программ поддержки детей и семьи;

· вносит в установленном порядке предложения по изменению и совершенствованию законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

· запрашивает у государственных органов и иных организаций информацию о реализации вопросов защиты прав и законных интересов детей, выполнения государственных программ поддержки детей и семьи, а также по вопросам, связанным с выполнением комиссией своих задач и функций, которые касаются законных интересов детей и рассматриваются судами, прокуратурой, иными правоохранительными органами, за исключением информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательными актами;

· заслушивает на своих заседаниях информацию должностных лиц государственных органов и иных организаций о ходе реализации Закона О правах ребенка, других нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, а также государственных программ поддержки детей и семьи;

· анализирует состояние образования детей, их законных представителей, специалистов, работающих с детьми, в области защиты прав и законных интересов детей, разрабатывает предложения по его развитию;

· поручает республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам в соответствии с их компетенцией осуществление мониторингов, рассмотрение и подготовку аналитических материалов и заключений по вопросам, касающимся обеспечения реализации прав и законных интересов детей, положения детей и семьи в обществе, повышения ответственности родителей за воспитание детей;

· рассматривает обращения несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан, общественных объединений по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

· информирует государственные органы о недостатках в работе этих органов по вопросам реализации прав и законных интересов детей, принимает предусмотренные законодательством меры по устранению имеющихся недостатков;

· через своих представителей принимает участие в работе государственных органов при рассмотрении вопросов, касающихся положения детей, реализации их прав и защиты законных интересов;

· вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь о создании рабочих групп с привлечением ученых и специалистов для подготовки проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование реализации в стране прав и законных интересов детей, улучшение их положения;

· развивает международное сотрудничество с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими международными организациями, иностранными государствами по вопросам реализации в Республике Беларусь Конвенции о правах ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.024 с.)