Глава 1. Понятие ювенального права. Предмет, метод и источники ювенального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие ювенального права. Предмет, метод и источники ювенального права



ПРЕДИСЛОВИЕ

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником отдельных правовых отношений, связана с большим количеством  проблем теоретического и прикладного характера.

Необходимость и значимость подготовки специалистов, владеющих знаниями и умениями в сфере ювенального права, определяется современными условиями развития общества, в частности, такими явлениями как увеличением количества детей, находящихся в трудных жизненных условиях, наличием детской и молодежной преступности, подростков, требующих к себе повышенного внимания и защиты со стороны государства.

Будущие юристы должны иметь достаточный объем знаний, обладать умениями и навыками, которые позволят им профессионально решать проблемы, как в области защиты прав и законных интересов детей и подростков, так и в предупреждении правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Предпосылками изучения данной дисциплины является необходимый объем знаний о подлежащих защите правах и охраняемых законом интересах из гражданского, семейного, трудового, уголовного и иных отраслей права.

Целью изучения учебной дисциплины «Ювенальное право» является формирование у курсантов (студентов) базовых знаний об особенностях правового положения детей и подростков в системе общественных отношений, а также изучение национального законодательства, регулирующего материальные и процессуальные отношения с участием несовершеннолетних.

Настоящее пособие направлено на оказание помощи курсантам (студентам) как при подготовке к учебным занятиям, так и в процессе самостоятельного изучения дисциплины.

Учебное пособие содержит теоретическую часть, включающую основные вопросы данной дисциплины, вопросы для самоконтроля, направленные на выявление пробелов в знаниях курсантов (студентов) после изучения темы, опорные логические схемы по каждой теме, а также перечень рекомендуемой литературы.

Настоящее учебное пособие составлено на основе Образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-93 01 01 Правовое обеспечение общественной безопасности, утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 87. Теоретический материал излагается в соответствии с учебной программой по данной дисциплине учреждения образования, состоящих из 9 тем курса.


Глава 1. ПОНЯТИЕ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОЧНИКИ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА

Глава 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

 

Право на защиту чести и достоинства личности (ст. 25 Конституции).

Конституция устанавливает, что каждый имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство.

Принятый Закон о правах ребенка прямо запрещает посягательство на честь и достоинство ребенка (ст. 27).

За посягательство на честь и достоинство ребенка, виновные лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста – в суд (ст. 13 Закона о правах ребенка).

Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 7. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ШТРАФ (ст. 111 УК).

Штраф назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, что означает допустимость применения этого наказания и к лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста.

Применение штрафа возможно только к лицу, имеющему самостоятельные источники существования: заработок или имущество. Имеющими самостоятельный заработок считаются лица, постоянно или временно работающие по найму, получающие заработную плату за выполнение связанных с обучением производственных заданий, а также стипендии и пособия. Имущество может принадлежать несовершеннолетнему в результате получения наследства, премий, выигрышей и по другим допускаемым законом основаниям. Независимо от источников происхождения имущество должно принадлежать лично несовершеннолетнему на праве собственности. Взыскание штрафа за счет имущества родных или иных лиц не допускается.

Размер базовой величины определяется на момент постановления приговора, а не на момент совершения преступления. Конкретный размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения несовершеннолетнего. Размер штрафа не может превышать 20 кратного размера базовой величины, а за корыстное преступление – 100 кратного размера такой базовой величины.

По смыслу ст. 111 минимальный размер штрафа лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, не может быть менее однократного размера базовой величины, установленного на день постановления приговора.

Предусмотренные ст. 111 размеры штрафа применяются и в том случае, когда это наказание назначается совершеннолетнему лицу за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте.

При назначении наказания в виде штрафа лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста, за преступление, предусмотренное статьей Особенной части УК, содержащей административную преюдицию, следует руководствоваться положениями ст. 111.

В случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами или принудительными мерами воспитательного характера в соответствии со ст. 110 или 117 УК.

АРЕСТ (ст. 114 УК)

Арест назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, на срок от одного до двух месяцев. Арест может применяться к несовершеннолетним как мужского, так и женского пола в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Особенностью применения ареста к несовершеннолетним является ограничение его максимального срока.

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ (ст.115 УК)

Это самый суровый вид наказания из всех видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним. Так как условия изоляции могут неблагоприятно отразиться на психике подростков, законодатель существенно ограничил применение этого вида наказания к ним. Это выразилось, во-первых, в сужении круга деяний, за которые допускается наказание в виде лишения свободы, во-вторых, в уменьшении предельных сроков этого наказания.

Так, лицу, впервые совершившему в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается (ч. 1 ст. 115 УК).

Лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, срок лишения свободы не может превышать:

· за менее тяжкое преступление – 3 лет;

· за тяжкое преступление – 7 лет;

· за особо тяжкое преступление – 10 лет;

· за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека либо с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, – 12 лет.

Осужденные к лишению свободы несовершеннолетние отбывают этот вид наказания в воспитательной колонии.

В соответствии со ст. 132 УИК осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, как правило, продолжают отбывать наказание в воспитательной колонии до достижения ими двадцати одного года. В исключительных случаях срок пребывания в воспитательной колонии осужденным, достигшим возраста двадцати одного года, может быть продлен каждый раз еще до одного года по мотивированному постановлению начальника воспитательной колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и санкционированному прокурором.

В свою очередь отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, как правило, переводятся из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима для дальнейшего отбывания наказания. Решение о переводе в исправительную колонию осужденного, достигшего восемнадцатилетнего возраста, в этом случае принимается судом по представлению начальника воспитательной колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и республиканским органом управления исправительными учреждениями.

Осужденные, достигшие возраста двадцати одного года и более, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии, согласованному с республиканским органом управления исправительными учреждениями.

Если лицо, совершившее умышленное преступление в возрасте до восемнадцати лет, к моменту постановления приговора достигло совершеннолетия, то оно отбывает лишение свободы в исправительной колонии общего режима. Если преступление было неосторожным, то отбывание наказания в виде лишения свободы осуществляется в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПО ТЕМАМ

 

ФОРМЫ

 

         
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 14 ГК)
 
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 311 ГК)
 

 

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником отдельных правовых отношений, связана с большим количеством  проблем теоретического и прикладного характера.

Необходимость и значимость подготовки специалистов, владеющих знаниями и умениями в сфере ювенального права, определяется современными условиями развития общества, в частности, такими явлениями как увеличением количества детей, находящихся в трудных жизненных условиях, наличием детской и молодежной преступности, подростков, требующих к себе повышенного внимания и защиты со стороны государства.

Будущие юристы должны иметь достаточный объем знаний, обладать умениями и навыками, которые позволят им профессионально решать проблемы, как в области защиты прав и законных интересов детей и подростков, так и в предупреждении правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Предпосылками изучения данной дисциплины является необходимый объем знаний о подлежащих защите правах и охраняемых законом интересах из гражданского, семейного, трудового, уголовного и иных отраслей права.

Целью изучения учебной дисциплины «Ювенальное право» является формирование у курсантов (студентов) базовых знаний об особенностях правового положения детей и подростков в системе общественных отношений, а также изучение национального законодательства, регулирующего материальные и процессуальные отношения с участием несовершеннолетних.

Настоящее пособие направлено на оказание помощи курсантам (студентам) как при подготовке к учебным занятиям, так и в процессе самостоятельного изучения дисциплины.

Учебное пособие содержит теоретическую часть, включающую основные вопросы данной дисциплины, вопросы для самоконтроля, направленные на выявление пробелов в знаниях курсантов (студентов) после изучения темы, опорные логические схемы по каждой теме, а также перечень рекомендуемой литературы.

Настоящее учебное пособие составлено на основе Образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-93 01 01 Правовое обеспечение общественной безопасности, утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 87. Теоретический материал излагается в соответствии с учебной программой по данной дисциплине учреждения образования, состоящих из 9 тем курса.


Глава 1. ПОНЯТИЕ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОЧНИКИ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.02 с.)